Служба защиты прав потребителей

Тарифно квалификационный справочник для менеджера в здравоохранении. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. С изменениями и дополнениями от

    Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

    Структура тарифно-квалификационного справочника

    Разделы тарифно-квалификационных характеристик

Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального зна­чения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий, ос­нованные на балльной аналитической системе оценки сложно­сти труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ЕТКС).

Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отрас­лей экономики (более 100 наименований); последующие вы­пуски - по специфическим отраслевым профессиям.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабо­чих разработаны применительно к восьмиразрядной группиров­ке работ по сложности как наиболее оптимальной при сло­жившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, тех­нологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.

3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря­ дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со­ стоят из трех разделов :

Раздел "Характеристика работ" содержит:

описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;

степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;

Раздел "Должен знать " включает:

основные требования к уровню квалификации рабочего, необ­ходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической доку­ментации и др.;

требования к уровню профессионального образования - по от­дельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;

раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее ти­пичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с ко­торыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.

В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Приме­ры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсут­ствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом спе­цифики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.

Вопрос 51. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда

    Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Состав квалификационных характеристик

1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра­ ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.

    обоснования рационального разделения и организации труда;

    создания действенного механизма разграничения функций, пра­вильного подбора и расстановки кадров;

    обеспечения единства в определении должностных обязан­ностей.

Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато­ ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Квалификационные характеристики должностей служат в ка­честве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреж­дениях и организациях.

Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих служит основой .

    для разработки должностных инструкций - документов, регла­ментирующих права, обязанности и ответственность работни­ка, занимающего ту или иную должность;-

    составления положений о структурных подразделениях пред­приятия;

    осуществления подбора и расстановки кадров;

    ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;

у проведения аттестации административно-управленческого пер­сонала.

. Квалификационный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих состоит из двух разделов :

в первом разделе - приведены квалификационные характери­стики общеотраслевых должностей руководителей, специали­стов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транс­порта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финан­сировании (197 наименований должностей);

второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскатель­ских организациях, а также в редакционно-издательских под­разделениях (46 наименований должностей).

3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа­ щего включает три раздела :

"Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвя­занности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реали­зацию специализации служащих;

"Должен знать " - содержатся требования:

    наличия специальных знаний работника;

    по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;

"Требования к квалификации" - определены уровень профессио­ нальной подготовки работника в соответствии с Законом Россий­ской Федерации "Об образовании", необходимый для выпол­нения должностных обязанностей, и требования к стажу рабо­ты, которые являются условием для занятия той или иной должности.

В квалификационных характеристиках должностей специали­стов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).

Оно осуществляется по следующей схеме :

    специалист;

    специалист III категории;

    ведущий специалист (высшая ступень).

Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе ха­рактеристик базовых должностей.

Присвоение квалификационных категорий производится руково­дителем предприятия с учетом:

    самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;

    отношения к работе;

    эффективности труда;

    профессиональных знаний и опыта практической работы.

Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям ква­лификационных характеристик определяется квалификацион­ной комиссией предприятия, учреждения, организации.

В этой статье мы рассмотрим Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) специалиста по охране труда. Дадим определение ЕТКС и объясним отличие ЕТКС от других справочников и профессиональных стандартов. Разберем структуру ЕТКС «Специалист по охране труда» и конечно расскажем, как должен использовать специалист по охране труда ЕТКС в своей производственной деятельности.

Чтобы посмотреть, как выглядит ЕТКС специалиста в области охраны труда, пожалуйста,

Итак, начнем…

Что такое ЕТКС специалиста по охране труда?
Чем отличаются ЕТКС от ЕКС?

Для того, чтобы унифицировать (привести к одним стандартам) все возможные профессии в стране, государство разработало и ввело в действие справочники профессий, которые периодически обновляются в зависимости от появления новых специальностей, технологий или устаревания некоторых других.

В России существуют два основных справочника, которыми надо руководствоваться при ведении трудовой деятельности на любом предприятии или организации. Оба справочника утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 и имеют законную силу:

1. ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
2. ЕКС – единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (ЕКСД – это еще одно название данного справочника)

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) – это большой сборник нормативных документов, объединённый томами, который предназначен исключительно для классификации рабочих профессий .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – это сборник нормативных документов, предназначенный для нерабочих профессий , а именно для руководителей, служащих и всевозможных специалистов.

Таким образом два справочника закрывают все возможные профессии.

Возникает вопрос: В каком из двух справочников искать профессию специалиста по охране труда?

Правильный ответ: В справочнике ЕКС!!!

Надо отметить, что как такового ЕТКС специалиста по охране труда не существует. Ведь данный справочник предназначен только для рабочих профессий. Поэтому, когда кто-то говорит об ЕТКС специалиста по охране труда, надо иметь ввиду, что речь идет о ЕКС специалиста по охране труда. Чтобы не возникло путаницы, в дальнейшем будем называть любой из справочников «ЕТКС».

ЕТКС (ЕКС) специалиста по охране труда — это официальный документ, который введен

Для чего нужен ЕТКС?

Единый тарифно-квалификационный справочник применяют для:

1. Присвоения тарифных разрядов рабочим и служащим (по принципу чем сложнее работа, тем выше разряд, статья 143 Трудового кодекса РФ);
2. Определения заработной платы госслужащих (статья 144 Трудового кодекса РФ);
3. Тарификации и учета профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации государства (статья 57 Трудового кодекса РФ).

Конечно, не только государственные структуры должны применять ЕТКС. Коммерческие организации должны использовать справочник профессий в своих целях.

Во-первых, с помощью справочника очень удобно прописывать должностные инструкции работников, т.к. в ЕТКС полностью описана профессия, что должен делать работник, какими знаниями и умениями должен владеть и т.д.

Во-вторых, руководителю предприятия очень удобно «раздать» квалификации всем сотрудникам, и выстроить на своем предприятии систему оплаты труда, исходя из квалификационного уровня каждого работника.

В-третьих, с помощью ЕТКС можно выстраивать трудовые отношения с государством, обосновывать перечисление налогов, получение гос. субсидий и проч.

Специалисту по охране труда ЕТКС нужен для того, чтобы привести свою должность в соответствие с законодательством РФ.

Как применять специалисту по охране труда ЕТКС в своей деятельности?

Как мы уже сказали, ЕТКС (ЕКС, ЕКСД) специалиста по охране труда – это нормативный документ, который представлен

ЕТКС специалиста по охране труда состоит из разделов:
В 1 разделе представлены общие сведения.
Во 2 разделе представлена информация, касающаяся должностей руководителя и специалиста по охране труда. В разделе указаны правильное наименование должностей, должностные обязанности руководителя и специалиста по ОТ, какими знаниями, умениями должен обладать человек, занимающую должность специалиста или руководителя по ОТ и какие требования выполнять.

Что же должен сделать специалист по охране труда в соответствии с ЕТКС?
В первую очередь специалист по охране труда должен переделать свою должностную инструкцию и переоформить свой договор с организацией согласно новым требованиям, внести изменения в штатное расписание и проч. Так, если раньше профессия по охране труда называлась «Инженер по охране труда», то сейчас, профессия должна называется согласно требованиям ЕТКС «Руководитель службы охраны труда», либо «Специалист по охране труда», Других названий профессий и в т. ч. ЕТКС «Инженер по охране труда» или ЕТКС «Инженер по промышленной безопасности» — не существуют! (Приказ Минтруда РФ от 15.05.2013 № 205).

Также необходимо обратить особое внимание на тот факт, что изменились некоторые функции специалиста по охране труда, и самое главное, появились новые требования к профессии.

Так, к должности руководителя службы охраны труда предъявляются требования к образованию. Чтобы работать в этой должности руководителя службы ОТ, необходимо иметь , либо любое высшее образование вместе с , при этом руководитель службы охраны труда должен иметь пятилетний стаж работы в этой области.

К должности специалиста по охране труда предъявляются такие же требования к образованию. Для специалиста по ОТ необходимо иметь высшее образование по охране труда. И в случае отсутствия такого, допускается переподготовка при наличии среднего образования (действует для специалиста по охране труда, у которого нет категории).

Какими законами руководствоваться специалисту по охране труда? ЕТКС или профессиональные стандарты?

В связи с тем, что согласно ТК РФ, с 01.07.2016 г. вступает в силу и является обязательным к применению (действует) профессиональный стандарт специалист по охране труда , специалисты по ОТ задают вопрос о том, чем в свой деятельности руководствоваться ЕТКС или профстандартами?
Постараемся ответить на этот вопрос.

Сейчас ЕТКС и профстандарты являются действующими нормативными документами, которые надо применять в своей деятельности специалисту по охране труда. Достаточно изучить в котором Минтруд ссылается на ЕТКС и профессиональные стандарты, как основополагающие документы.

Несмотря на то, что два документа имеют разную структуру, информация, изложенная в обоих документах практически идентична. Получается, профстандарты наиболее приближены к справочникам и содержат более конкретизированную информацию. Почему так происходит?

На наш взгляд это происходит потому, что государство хочет со временем объединить два справочника ЕТКС и ЕКС и прийти к одному стандарту, чтобы создать единый унифицированный справочник с единой классификацией с еще более расширенной информацией. Т.е. все справочники профессий постепенно заменять профстандартами.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих ЕТКС содержит 8 разрядную шкалу оценки. Для единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – шкала может быть своя, в зависимости от профессии. Что же касается профстандартов, то там применяется единая 9-ти разрядная шкала уровня квалификации для всех без исключения профессий.

Поэтому, профстандарты более унифицированы, и позволяют сравнить уровень квалификации специалиста по охране труда с уровнем квалификации любой другой профессии.

Например, согласно ЕТКС «Специалист по охране труда 2019 г.», профессия специалист по охране труда квалифицируется на «Специалиста», «Специалиста 2 разряда», «Специалиста 1 разряда» и «Начальника службы охраны труда». Исходя из этого, нельзя сравнить уровень специалиста по охране труда с уровнем любой другой профессией, т.к. данная квалификация применяется только для специалистов в области охраны труда.

ЕТКС Выпуск 30

(Утратил действие. Разделы: "Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Производство дрожжей" перенесены в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 31

(Утратил действие. Раздел: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 38

(Утратил действие. Раздел: "Производство асбестовых технических изделий" перенесён в ЕТКС выпуск №36)

ЕТКС Выпуск 39

(Утратил действие. Раздел: "Производство изделий из коры пробкового дерева" перенесён в ЕТКС выпуск №37)

ЕТКС 2020 рабочих профессий — это единый тарифно-квалификационный справочник, в нем указаны квалификационные требования. Используется для тарификации, аттестации, при разработке должностных инструкций и для других целей, речь о которых пойдет в статье.

Многие инструменты управления кадрами советского времени актуальны и сейчас, хотя некоторые из нормативных документов морально устарели, принцип их построения и применения может использоваться вполне успешно, особенно это касается производства и народного хозяйства. Нередко в речи кадровиков встречаются фразы «ЕТКС-2018», «справочник 2020 рабочих профессий». Различные списки, классификаторы, перечни квалификационных требований — в их составление вложено много труда, это обширный материал и он заслуживает внимания. Разберемся, что понимается под ЕТКС.

Что такое ЕТКС и для чего он нужен

Этот документ представляет собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. ЕТКС 2020 рабочих профессий используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник.

Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются.

Для чего нужен:

  • для тарификации. То есть в соответствии с ним можно определить сложность работ, выполняемых работником и, в том числе, для установления ставки заработной платы;
  • для проведения аттестации и определения, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям. Обычно с учетом этого документа разрабатываются должностные инструкции;
  • для определения правильного наименования конкретной должности. С этим нередко возникают сложности у руководителей, не имеющих специальных знаний;
  • для разработки программ курсов повышения квалификации.

Как пользоваться справочником

Разобраться в том, как построен Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих, и как им пользоваться, несложно. Зная нужный выпуск и раздел, их можно выбрать из перечня. Кроме того, можно искать просто по наименованиям выпусков: они дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях.

  • общая характеристика выполняемых трудящимся обязанностей, какие функции на него возлагаются;
  • описание компетенций сотрудника, занимающего подобную должность.

Для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу.

Если сложно сориентироваться в перечне выпусков, для поиска нужного классификатора воспользуйтесь инструментом поиска вверху страницы:

  1. Введите название должности.
  2. Нажмите кнопку «Поиск».

Результатом поиска будет список подходящих профессий, включающий вписанное в поле поиска слово.

Обязателен ли к применению

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

ЕТКС или профессиональный стандарт

Как указано в ТК РФ , Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

С чего начинается любая компания? С идеи и людей, совместно ее осуществляющих. Каждый из участников имеет определенную роль, список обязанностей и компетенций. Все это определяется занимаемой должностью. В этой статье рассматривается, какие бывают должности в компании в зависимости от отрасли и направления деятельности, минимальный состав штатного расписания, а также краткий экскурс в обязанности руководящих должностей, специалистов и рабочих.

Какие должности могут быть

Должности в компании, как роли у актеров в театре, - у каждой свой сценарий работы, обязанности, компетенции, задачи, функции. Для каждой отдельной должности нужен определенный человек, обладающий специализированным набором знаний, умений, опыта и личных качеств. В любой организации все существующие должности можно разделить на три группы:

  • специалисты;
  • рабочие должности.

Каждая группа требует определенных знаний и умений, опыта и образования.

Самая главная должность

Любая группа людей, объединенная общими целями и интересами, не может нормально функционировать без лидера. Один человек или группа людей должны находится у руля компании, принимать важные решения, корректировать курс развития организации и решать внутренние проблемы. В российских компаниях эту роль выполняет человек, занимающий высшую должность в компании. В зависимости от типа компании, ее правовой формы, количества собственников и учетной политики главенствующая должность может носить разные названия. В обществах с ограниченной ответственностью - директор или генеральный директор. В акционерных обществах - совет директоров или акционеров. В сельскохозяйственных производственных кооперативах - председатель.

ООО может быть открыто и одним человеком. В этом случае основатель общества и директор может быть одним и тем же лицом, принимать решения единолично и самостоятельно управлять всеми процессами организации. В ОАО и ЗАО уже сложнее. В акционерных обществах директора выбирают на совете акционеров. Выполняя свои должностные обязанности, он обязан прислушиваться к мнению держателей акций компании.

Руководители в компании

Только что открывшееся ООО, штат которого не превышает двух-трех человек, вряд ли нуждается в большом количестве руководящих должностей. Но если компания разрастается, появляются отделы, выполняющие принципиально разные функции, штат сотрудников увеличивается до десятков и даже сотен человек, тогда без руководителей среднего звена просто не обойтись. Человек, занимающий такую должность, не обладает абсолютной властью над подчиненными, не принимает единолично важных решений, не руководит компанией в целом. Его задача состоит в контроле за работой своего отдела, координировании занятости его людей, решении вопросов, входящих в его компетенцию. Среди наиболее часто встречающихся руководящих должностей можно выделить следующие:

  • финансовый директор, или руководитель финансового отдела;
  • технический директор;
  • директор по производству и выпуску продукции;
  • главный инженер;
  • руководитель кадрового отдела;
  • главный бухгалтер;
  • руководитель отдела торговли;
  • руководитель отдела закупок;
  • руководитель отдела по связям с общественностью.

Безусловно, у каждой организации есть право на включение в штатное расписание должностей, которые необходимы именно в их направлении. Наименования отделов и должностей людей, ими руководящих, может различаться, при этом функционал работников достаточно схож.

Работа главного инженера

Главный инженер - должность, которая встречается в организациях, производящих продукцию, содержащих собственный автопарк или парк специализированной техники: сельскохозяйственные организации, заводы, фабрики, транспортные фирмы и так далее. Работа главного инженера требует высшего технического образования по направлению деятельности организации. Именно от него зависит техническая оснащенность предприятия запасными частями, ГСМ, необходимой техникой и станками, слаженная работа механиков и обслуживающего персонала. С его предложения производятся закупки всех технических узлов, их запчастей, прием на работу людей, которые обслуживают все эти машины и устройства. Схожий функционал у работы техническим директором. В некоторых организациях это тождественные понятия.

Производственный директор

Директор по производству - должность, имеющая смысл в организациях, осуществляющих выпуск какой-либо продукции. Это должностное лицо занято тем, что исследует структуру рынка, спроса и предложения, изучает предложения конкурентов, определяет, что необходимо выпускать, по каким ценам и в каких объемах. От эффективности его работы зависит объем и качество выпущенной продукции, ее цена и размещение на рынке сбыта. В его задачи входит поиск поставщиков сырья надлежащего качества и с приемлемой стоимостью, запуск процесса выпуска, контроль за ним на протяжении всего производственного цикла.

Специалисты

Должности в компании не ограничиваются руководителями разных уровней. Без обычных специалистов им просто некем будет управлять. Специалистами принято называть соискателей с высшим или средним профессиональным образованием, окончившим учебное заведение по определенной специальности. В организациях к должностям специалистов относятся: бухгалтер, менеджеры разного направления, операционисты, инженеры, врачи и другие.

Рабочие должности

Существуют еще и рабочие должности в компании. В отличие от вышеописанных должностей рабочие не требуют определенного образования, опыта или характеристик. На такой работе обычно требуется выполнение определенных физических действий: грузчики, комплектовщики, водители, уборщики. Для выполнения этих работ нет нужды в высшем образовании, опыте работы, организаторских или лидерских способностях. Достаточно обладать физическим здоровьем и выносливостью.

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!