Служба защиты прав потребителей

Афинская демократия при Перикле. Демократия- уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых. Презентация к методической разработке урока по истории на тему: " Афинская демократия при Перикле" П

Средняя активность работы на уроке, ответы не полные, без использования ист. терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам


  • Афиняне придумали самое лучшее устройство - демократию. Все люди были равны, и каждый мог проявить себя, если хотел и у него были способности. А во времена Перикла Афины стали самым могущественным демократическим полисом Греции
  • А ты знаешь, что примерно треть афинского населения были рабами? «Раб есть одушевлённая собственность и самое совершенное из всех орудий».
  • Сравни мнения Антошки и учёных. Какое наблюдается противоречие?
  • Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским.

ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!


Афинская демократия при Перикле

Рисунок – журнал «Новый солдат» № 83


1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

2. ВОЖДЬ НАРОДА

3. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ


ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Необходимый уровень. Выбери в таблице утверждения, которые относятся к понятию «демократия», и отметь их знаком «+».

Повышенный уровень. Запиши в таблицу факты из истории Древней Греции, соответствующие каждому верному утверждению.

Полис - это город-государство, община свободных полноправных граждан , имеющих право на участие в его управлении.

Способ правления государством, при котором все основные вопросы власти решаются большинством голосов граждан, называют аристократией .

Раб - это человек, лишённый свободы.

В древнегреческих полисах граждане не имели права на участие в управлении своим государством.

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Предположи, на чём держится благосостояние семьи ремесленника.

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление рисунка стр. 168). Выполнение задания в режиме просмотра осуществляется при помощи встроенных средств Microsoft PPT

В доме афинского гончара-живописца


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Повышенный уровень. Определи, какие выгоды давало грекам использование труда рабов.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

Но, с другой стороны, ________________

потому что_________

__________________,

потому что________

__________________

__________________ ________________

________________

________________ __________________


АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Необходимый уровень. запишите в таблицу признаки афинской демократии.

Повышенный уровень. В свободной части таблицы запишите доказательства того, что Афины V века до н.э. являлись демократией рабовладельцев

Максимальный уровень: сделай вывод

Признаки афинской демократии

_________________

Доказательства демократии

_________________

_________________________

рабовладельцев

_________________

_________________________

_________________________


ВОЖДЬ НАРОДА

с помощью параграфа 40, пункта 1 и 2 составьте по 3 вопроса к пунктам.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Почему правление Перикла считают временем расцвета афинской демократии?

____________________________

____________________________ ____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности.

1. Теперь любой - и богатый, и бедный - мог быть избран одним из должностных лиц.

2. Участие в народном собрании и служба на выборных должностях оплачивались из казны полиса.

3. После побед в Греко-персидских войнах на рынках Эллады было продано в рабство более 150 тысяч военнопленных.


ВОЖДЬ НАРОДА

Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен: упадка или расцвета афинской демократии при Перикле? Запиши в таблице одно доказательство своего утверждения. Приведи одно–два доказательства своей точки зрения.

Максимальный уровень. Запиши в таблице два-три доказательства своего утверждения.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _____________________

потому что________________________

________________________________,

_________________________________


  • Параграф 40, вопросы устно.
  • Подготовится к разно уровневой проверке

Сравните афинскую демократию при Солоне и при Перикле. Ответ оформите в виде таблицы

общее

различия

Демократия при Солоне

Демократия при Перикле


ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

ВО ВРЕМЕНА ПЕРИКЛА АФИНЫ СТАЛИ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ И ДЕМОКРАТИЧНЫМ ПОЛИСОМ ГРЕЦИИ.


ПРОБЛЕМА УРОКА

ПОЧЕМУ СВОБОДНЫЕ ГРЕКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ТРУДОМ РАБОВ?

Анимация поставлена на щелчок. Вопрос исчезает, возникает авторская формулировка проблемной ситуации


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Как ты, человек XXI века, считаешь: можно ли различными выгодами оправдать применение рабского труда? Объясни свой ответ.

Повышенный уровень. Запиши два-три аргумента или рассмотри данное историческое явление с разных позиций, подтвердив каждую аргументом.

Максимальный уровень. Выполни задание на повышенном уровне, но используй дополнительную информацию, не изученную на уроках.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

потому что_________

Но, с другой стороны, ________________,

_________________,

потому что________

__________________

__________________ _________________________________

________________

________________ ________________________________

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление таблицы.


выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, активная работа на уроке, аргументированные ответы с использованием ист.терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, 1 устный ответ на уроке

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам










Реформы Солона 594 год до н. э. Греко - персидские войны год до н. э. Возвышение Афин при Перикле 443 год до н. э.




Народное собрание Власть народа Стратег - Перикл Принимает законы Принимает решение о начале войны и подписании мир Проводит выборы стратега и других ответственных должностей Распоряжается казной Способствует исполнению законов Руководит защитой города Отчитывается перед народным собранием о выполнении поставленных задач и использовании государственных средств








Перикл - оратор Однажды спартанский царь спросил знаменитого борца, кто сильнее – он или Перикл. Тот ответил: « Даже если я положу Перикла на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден я, и народ ему поверит!» О каких качествах Перикла это говорит? Кто такой оратор? Оратор – это человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей










Демократия при Перикле достигла своего расцвета. Об этом свидетельствует: Решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли.




Выполните задания 3. Приведите в соответствие имена или название и деятельность, описание Имена, название Деятельность, описание 1) Софокл А) Первый стратег, при котором Афины переживали период своего расцвета 2) Парфенон 3) Перикл 4) Мирон Б) храм в Афинах, посвященный покровительнице города В) скульптор, создавший статую дискобола Г) автор трагедии «Антигона»



2. Плата за исполнение должностных обязанностей 5. Отчетность должностных лиц 8. Выборные должности 9. Равноправие граждан 3. Власть народа 1. Граждан – меньшинство 4. Женщины не участвовали в управлении Афин 7. Законы защищали только граждан 6. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)


  • углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы.
  • Учебное оборудование:

    • карта "Древняя Греция в V в до н.э.,
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • проекционный экран.

    Тип урока: урок-презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "В театре Диониса"

    1. Карточка"Чем отличается древнегреческий театр от современного?"

    2. Творческая лаборатория. От имени афинского раба расскажите о своей жизни: Как вы потеряли свободу? Что вы делаете каждый день? Кто ваш хозяин и как он к вам относится? Пусть ваш рассказ будет со счастливым концом.

    3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (Слайд 1)

    Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Как назывались эти части?

    Каково назначение каждой из трех частей?

    3. Решите анаграммы. (Запись на доске)

    ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР

    Чем прославились эти драматурги?

    Эсхил - придумал много нового для театра. Впервые ввёл драму (т.е. действие двух лиц), придумал декорацию.

    Софокл - написал более 120 пьес. В пьесах он выделял какую-нибудь черту характера - храбрость, мудрость, гордость.

    Эврипид - придумал для театра занавес, за которым готовилась очередная сцена (декорации). В его пьесах использовались такие эффекты как влёт героев в воздух.

    III. Переход к новой теме: (слайд 2)

    Вопрос: - Кому принадлежат следующие слова?

    "Мать чёрная, земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная:"

    Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке.

    В каком году Солоном были проведены реформы?

    Перед вами схема управления афинским полисом (слайд 3). К какому времени она относится?

    Солон ввёл законы, изменившие жизнь афинян. В чём заключалась их новизна для Афин?

    Давайте вспомним схему органов власти при Солоне.

    Как афиняне стали называть такой порядок управления?

    Что такое демократия?

    Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

    Задача для учащихся: Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

    Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле(слайд 4)

    Какими же личными качествами обладал Перикл?

    (сообщение учащегося).

    В 443 году до н.э. Перикл стал править Афинским государством.

    IV. Работа с учебником п. 1, 40.

    Задание: Найдите в тексте и выделите чем занималось Народное собрание. Зачитайте соответствующие строки из текста (слайд 5)

    Какой же орган при Перикле стал играть важнейшую роль в Афинском полисе?

    Кто принимал участие в Собрании?

    Перикл считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. Но бедный человек не мог заниматься государственной деятельностью, т.к. не имел средств к существованию.

    Перикл говорил:"Народ должен быть вполне независим от влияния богатых, д.б. свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность заниматься государственными делами через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность".

    По предложению Перикла, за исполнение государственных обязанностей беднякам стали выдавать небольшую плату за каждый день. Такая оплата называлась "диетой".

    Позаботился Перикл и о том, что доставило Афинам наибольшую славу. За годы его правления (а Перикла народное собрание выбирало стратегом 15 лет подряд), в Афинах на Акрополе были возведены великолепные храмы, статуи (слайды 6, 7, 8).

    Это строительство вызвало недовольство со стороны аристократов, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег.

    Задание: Причины их недовольства нам станут более понятными из следующего сюжета. Посмотрите его (инсценирование) см. приложение 1.

    Работа с историческим документом (с. 183)

    Вопрос: - Найдите в документе, какие личные качества политика были востребованы в Афинах?

    Ещё в начале своей политической карьеры Перикл полностью отказался от традиционного образа жизни людей своего круга: он почти никогда не ходил в гости, не посещал празднеств, свёл до минимума домашнее хозяйство, почти всё своё время посвящал государственным делам.

    Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу с друзьями. В доме Перикла сходились философы Анаксагор, Зенон, молодой Сократ, поэт Софокл, художники, скульптор Фидий. Душою этого кружка была вторая жена Перикла, умная и образованная Аспасия, женщина необыкновенной красоты.

    Они помогали Периклу и в государственных делах.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в чести этого человека (скончался в тюрьме).

    Итог урока: Мы узнали о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.

    V. Закрепление изученного на уроке. (Учащиеся выполняют тест)см. приложение 1 .

    VI. Рефлексия

    1. Как я усвоил материал?

    • Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
    • Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
    • Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов

    2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворён ли своей работой?

    • Везде справился сам, удовлетворён своей работой - 9-10 баллов.
    • Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
    • Не справился (с какими заданиями)- 4-6 баллов.

    3. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.

    Домашнее задание: индивидуально по карточкам


    Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он отдавал все свои силы и время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. Он славился как замечательный оратор (обладал красноречием – искусством правильно и убедительно говорить).








    После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против – черный. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса: через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали: они должны были уплатить штраф.





    Большую роль играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, достигшие 30 лет. Ежегодно избирали 6000 судей, но они заседали не все вместе. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.


    Ни в одном из греческих полисов народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь тысяч. В управлении не могли участвовать женщины (это было недопустимо). Никаких прав не имели рабы, а также свободные люди из других полисов.












    Значительную часть жителей Афин составляли рабы. Они трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь. Они трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.


    Война. Главным источником рабов была война. из других стран В основном рабов привозили из других стран – Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену.




    Выводы Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром.Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром. Во времена Перикла расцвета в Афинах достигла демократия.Во времена Перикла расцвета в Афинах достигла демократия.

  • углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы.
  • Учебное оборудование:

    • карта "Древняя Греция в V в до н.э.,
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • проекционный экран.

    Тип урока: урок-презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "В театре Диониса"

    1. Карточка"Чем отличается древнегреческий театр от современного?"

    2. Творческая лаборатория. От имени афинского раба расскажите о своей жизни: Как вы потеряли свободу? Что вы делаете каждый день? Кто ваш хозяин и как он к вам относится? Пусть ваш рассказ будет со счастливым концом.

    3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (Слайд 1)

    Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Как назывались эти части?

    Каково назначение каждой из трех частей?

    3. Решите анаграммы. (Запись на доске)

    ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР

    Чем прославились эти драматурги?

    Эсхил - придумал много нового для театра. Впервые ввёл драму (т.е. действие двух лиц), придумал декорацию.

    Софокл - написал более 120 пьес. В пьесах он выделял какую-нибудь черту характера - храбрость, мудрость, гордость.

    Эврипид - придумал для театра занавес, за которым готовилась очередная сцена (декорации). В его пьесах использовались такие эффекты как влёт героев в воздух.

    III. Переход к новой теме: (слайд 2)

    Вопрос: - Кому принадлежат следующие слова?

    "Мать чёрная, земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная:"

    Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке.

    В каком году Солоном были проведены реформы?

    Перед вами схема управления афинским полисом (слайд 3). К какому времени она относится?

    Солон ввёл законы, изменившие жизнь афинян. В чём заключалась их новизна для Афин?

    Давайте вспомним схему органов власти при Солоне.

    Как афиняне стали называть такой порядок управления?

    Что такое демократия?

    Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

    Задача для учащихся: Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

    Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле(слайд 4)

    Какими же личными качествами обладал Перикл?

    (сообщение учащегося).

    В 443 году до н.э. Перикл стал править Афинским государством.

    IV. Работа с учебником п. 1, 40.

    Задание: Найдите в тексте и выделите чем занималось Народное собрание. Зачитайте соответствующие строки из текста (слайд 5)

    Какой же орган при Перикле стал играть важнейшую роль в Афинском полисе?

    Кто принимал участие в Собрании?

    Перикл считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. Но бедный человек не мог заниматься государственной деятельностью, т.к. не имел средств к существованию.

    Перикл говорил:"Народ должен быть вполне независим от влияния богатых, д.б. свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность заниматься государственными делами через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность".

    По предложению Перикла, за исполнение государственных обязанностей беднякам стали выдавать небольшую плату за каждый день. Такая оплата называлась "диетой".

    Позаботился Перикл и о том, что доставило Афинам наибольшую славу. За годы его правления (а Перикла народное собрание выбирало стратегом 15 лет подряд), в Афинах на Акрополе были возведены великолепные храмы, статуи (слайды 6, 7, 8).

    Это строительство вызвало недовольство со стороны аристократов, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег.

    Задание: Причины их недовольства нам станут более понятными из следующего сюжета. Посмотрите его (инсценирование) см. приложение 1.

    Работа с историческим документом (с. 183)

    Вопрос: - Найдите в документе, какие личные качества политика были востребованы в Афинах?

    Ещё в начале своей политической карьеры Перикл полностью отказался от традиционного образа жизни людей своего круга: он почти никогда не ходил в гости, не посещал празднеств, свёл до минимума домашнее хозяйство, почти всё своё время посвящал государственным делам.

    Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу с друзьями. В доме Перикла сходились философы Анаксагор, Зенон, молодой Сократ, поэт Софокл, художники, скульптор Фидий. Душою этого кружка была вторая жена Перикла, умная и образованная Аспасия, женщина необыкновенной красоты.

    Они помогали Периклу и в государственных делах.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в чести этого человека (скончался в тюрьме).

    Итог урока: Мы узнали о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.

    V. Закрепление изученного на уроке. (Учащиеся выполняют тест)см. приложение 1 .

    VI. Рефлексия

    1. Как я усвоил материал?

    • Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
    • Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
    • Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов

    2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворён ли своей работой?

    • Везде справился сам, удовлетворён своей работой - 9-10 баллов.
    • Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
    • Не справился (с какими заданиями)- 4-6 баллов.

    3. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.

    Домашнее задание: индивидуально по карточкам

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!