Служба защиты прав потребителей

Инжиниринговые компании США, их характеристика и направление деятельности. Грибова Е., Чернецкова А.М., Борисов А.В. Международный инжиниринг: внедрение зарубежного опыта в России Объем, динамика и структура экспорта и импорта инжиниринговых услуг в Росси

, Экономика

Инжиниринговые центры как фактор вхождения региона в глобальную производственную кооперацию

Арсланов В.А.

Кандидат технических наук,

начальник научно-инновационного отдела АН РТ

Кашапов Н.Ф.

Доктор технических наук, профессор, проректор по инновационной деятельности Казанского (Приволжского) федерального

Кашбразиев Р.В.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета

Газизов И.С.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомедицинской инженерии и управления инновациями, старший научный сотрудник лаборатории БНК при кафедре биохимии Казанского (Приволжского) федерального университета

Хоменко В.В.

Доктор экономических наук, профессор кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, Член-корреспондент АН РТ

Шамсутдинов Э.В.

Кандидат технических наук, Главный ученый секретарь Президиума КазНЦ РАН

Шигапов З.Г.

Кандидат физико-математических наук, начальник управления инновационной деятельностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

В статье анализируются проблемы инновационного развития российских регионов (на примере Республики Татарстан, Нижегородской и Самарской областей). Решение проблем видится в создании сети региональных инжиниринговых и маркетинговых центров. Предлагается схема управления региональной сетью инжиниринговых центров, а также алгоритм оценки эффективности создания и функционирования сети инжиниринговых и маркетинговых центров региона.

Ключевые слова: инновационное развитие, инжиниринговый центр, регион, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров.

Инновационная активность субъектов экономики играет важную роль в достижении качества экономического роста. Повышению конкурентоспособности региональной экономики должна способствовать инновационная политика, которая направлена, в частности, на решение следующих задач:

Расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

Привлечение капитала финансовых структур и частных инвесторов к созданию и практическому внедрению инноваций;

Содействие формированию системы подготовки специалистов для работы в инновационном направлении;

Обеспечение развития инновационной инфраструктуры.

Однако выделение государственных ресурсов, осуществляемое в течение последних лет, не имеет адекватного коммерциализируемого результата. Покажем это на примере ряда регионов, приведенных в таблице 1.

Судя по представленной выборке, уровень инновационного развития российских регионов является невысоким. Так, удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности составляет всего от 15,6 % до 23,2 % в 2011 г., и чуть выше - от 16,7 % до 24,6 % - в 2012 г. (Это при том, что в таблице 1 представлены наиболее инновационно-активные регионы Приволжского федерального округа).

Следует отметить, что средства на технологические инновации (продуктовые, процессные) выделяются немалые. Лидерами в Приволжском федеральном округе по объему затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации являются Республика Татарстан (2012) и Самарская область (2013). Эти показатели составили 44166,4 млн. руб. в Татарстане, в Самарской области - 55174,2 млн. руб. Однако с точки зрения выдачи патентов на промышленные образцы, максимально приближенные к коммерциализации, ситуация иная. В Татарстане их было выдано всего 49 в 2011 г. и 29 в 2012 г., в Нижегородской области - 42 и 42, чуть лучшая ситуация в Самарской области - 115 и 110.

Что касается межрегиональных различий, существенное лидерство у Татарстана по количеству выданных патентов на изобретения, которое составило 540 в 2011 г., 722 - в 2012 г. Их количество в Нижегородской области - 286 в 2011 г. и столько же в 2012 г., в Самарской области - соответственно 387 и 419.

Однако Республика Татарстан обладает весьма невысоким по международным и межрегиональным стандартам удельным весом инновационной продукции: 15,6 % в 2011 г. и немного выше - 19,5 % - в 2012 г. Долгое время не наблюдается коренных сдвигов в структуре татарстанского экспорта и импорта, где в первом случае преобладает сырье и первичные продукты переработки, во втором - машинотехническая продукция. Общий экспорт республиканских технологий составил в 2011 г. - 33,5 млн. долл., импорт технологий - 416,6 млн. долл. То есть превышение объема импорта над объемом экспорта тех-

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности в отдельных регионах РФ

Регионы Затраты на технологические инновации (продуктовые, процессные) (млрд. руб.) Количество выданных патентов на изобретения Количество выданных патентов на промышленные образцы Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности

2011 г. 2012 г 2011 г 2012 г 2011 г 2012 г. 2011 г 2012 г.

Республика Татарстан 44, 2 35,8 540 722 49 29 15,6 19,5

Нижегородская область 30,3 40,7 286 286 42 42 16,5 16,7

Самарская область 17,3 55,2 387 419 115 110 23,2 24,6

Экономика

нологий составило более чем в 10 раз. В этом случае республика является технологически зависимой при наличии собственных существенных технологических заделов, которые не проходят последней стадии коммерциализации вследствие отсутствия соответствующей сети организаций, специализирующихся на коммерческой «доводке» разработок, и средств, необходимых для этого.

Ситуация в республике является типичной для России в целом. Доминирование наименее передовых типов инновационного поведения, в том числе заимствование готовых технологий, характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

Преломление данной ситуации, активизацию инновационной деятельности в регионах, решение задачи коммерциализации отечественных объектов интеллектуальной собственности мы связываем с созданием сети инжиниринговых и маркетинговых центров.

Под инжиниринговым центром понимается субъект рынка интеллектуальной собственности, ориентированный на «рыночную доводку», трансферт, коммерциализацию и послепродажное сопровождение инновационных технологий и продуктов. При этом он изначально ориентирован на систему технологического маркетинга и, как правило, включает в себя систему маркетинговых центров и подразделений .

Региональная сеть инжиниринговых центров - базовая часть регионального рынка интеллектуальной собственности в форме управляемого комплекса инжиниринговых центров, предназначенного для обеспечения товарных свойств и первичной продажи производственно ориентированных объектов интеллектуальной собственности конечным потребителям (предприятиям и организациям) с учетом региональных отраслевых приоритетов, инфраструктурной и организационной сетевой поддержки.

На наш взгляд, развитие сети инжиниринговых центров направлено на решение следующих задач:

Повышения восприимчивости бизнеса к инновациям;

Реализация отраслевых приоритетов при организации прикладных научных исследований и разработок;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в технологическом, маркетинговом и трансфертном обеспечении коммерциализации производственно-ориентированных объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, создание региональной сети инжиниринговых центров может способствовать встраиванию предприятий страны в глобальную производственную кооперацию. Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что в современных экономических

условиях мировые лидеры по производству высокотехнологичных машин и оборудования не стремятся производить все необходимые комплектующие детали и узлы для выпуска конечной продукции на своих предприятиях. Наоборот, они предпочитают вкладывать средства в производственную логистику и производственные заказы на стороне, в том числе других странах, создавая глобальные производственные цепочки. Использование механизмов международной кооперации представляется одной из причин устойчивого инновационного роста ведущих индустриально развитых стран, а также новых индустриально развитых стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки .

В настоящее время торгово-производственные цепочки развиваются и в России. Однако широкое распространение получила пока только сетевая торговля. Принципы организации сетевой экономики и сетевого производства, а также управление цепочками добавления стоимости остаются для российской экономики новыми. Дело в том, что российские производители представлены в глобальных цепочках создания стоимости преимущественно «на входе»: российские производители специализируется главным образом на поставке природных ресурсов или материалов первичной обработки для дальнейшего производства более высокотехнологичной продукции. Это есть одна из основных причин более низкой производительности труда и низких зарплат в России по сравнению с развитыми странами.

В этих условиях управляемое сетевое взаимодействие инжиниринговых центров может стать инструментом оперативного решения задачи преодоления технологического отставания и дальнейшего «рывка».

Как показывает мировой опыт, рынок инжиниринговых и маркетинговых услуг является определяющим фактором эффективности экономики современного развитого государства. Государственные заказы составляют при этом неотъемлемую часть портфелей подавляющего большинства крупных инжиниринговых и маркетинговых компаний. Создание сети без участия государства (эволюционный путь) требует длительного времени, лимит которого к настоящему времени исчерпан.

В Российской Федерации также имеются все необходимые предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. Этому способствуют нынешняя концентрация финансовых ресурсов в федеральном центре и формирование специализированных институтов развития. Значительный потенциал роста обуславливает высокую инвестиционную привлекательность российского рынка инжиниринга, однако высокие риски, длительный инвестиционный период и большой объем первоначальных инвестиций сдерживают появление на рынке новых участников с новыми технологиями.

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

В Республике Татарстан, являющейся одним из наиболее развитых регионов России как по своему объему промышленного производства, так и по развитости инновационной инфраструктуры, практически отсутствует сеть инжиниринговых и маркетинговых центров. Следует отметить, что подобного рода компании создаются по инициативе крупных предприятий или передовых вузов. В 2013 г. - это 5 инжиниринговых центров, относящиеся к отраслям нефтехимии, машиностроения, производства медицинских стимуляторов и лазерной техники и получившие официальную поддержку правительства РФ и РТ . Однако, общее количество инжиниринговых компаний, выставляющих свои услуги в системе электронных средств информации, - значительно больше. Но эти инициативы единичны, имеют бессистемный характер, не позволяющий комплексно охватить развиваемые в республике отрасли экономики. В итоге татарстанские инжиниринговые центры не входят в число центров, занимающих лидерские позиции в российских и международных рейтингах.

По нашему мнению, условием эффективного функционирования и развития инжиниринговых и маркетинговых центров, их выхода на общероссийский и мировой уровни является создание их региональной сети. Организационная структура республиканской сети инжиниринговых центров может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, сеть инжиниринговых и маркетинговых центров функционирует на основе от-

раслевых приоритетов, определяемых содержанием государственных программ социально-экономического развития Республики Татарстан и реализуемых предприятиями-участниками, которые доводят свой заказ на коммерциализируемые производственные объекты интеллектуальной собственности до инжиниринговых компаний. В рамках этих же реализуемых через деятельность Министерства промышленности и торговли приоритетов осуществляют свою деятельность генераторы объектов интеллектуальной собственности - НИИ, КБ, вузы, технопарки, технополисы и т.д. Результаты их деятельности поступают через систему аукционной и неаукционной торговли в собственность (совместную собственность) инжиниринговых компаний, которые осуществляют их доводку до уровня промышленных образцов и последующую реализацию производственным компаниям. Создаваемая в данном случае фондовая площадка ориентирована на реализацию акций инжиниринговых компаний, а торговая аукционная площадка - на продажу объектов интеллектуальной собственности, в том числе в форме технологических фьючерсов и опционов. Опосредствуют данный процесс финансовые структуры, компании - поставщики оборудования, консалтинговые организации и др.

Управление региональной сетью инжиниринговых центров может быть осуществлено по следующей схеме.

Вход, условия работы в сети регламентируются управляющей компанией посредством системы

стандартов - технологических, организационных, финансовых. Данная управляющая компания утверждается Министерством промышленности и торговли из числа республиканских научно-технических организаций, имеющих опыт научно-организационной, грантовой деятельности и технологического трансфера.

Управляющая компания осуществляет:

Листинг компаний, входящих в сеть;

Ведение реестра поставщиков и заказчиков инжиниринговых услуг;

Котировку цен на услуги лизинговых компаний и ведение

Примечания: МПиТ РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, ИВФ РТ - инвестиционно-венчурный фонд РТ, АИР РТ - ассоциация (общество) изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

аукциона на реализацию инжиниринговых услуг и акций инжиниринговых компаний.

Основными условиями вхождения инжиниринговых компаний в сеть (сетевой листинг) должны стать:

Соответствие региональным технологическим приоритетам;

Наличие кадров и опыта работы;

Кредитная история.

Таким образом, сеть инжиниринговых центров призвана обеспечить коллективное использование и взаимодополнение материальных ресурсов, профессиональных научных, исследовательских и образовательных кадров, элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, центров коллективного пользования научным оборудованием и др.), способствовать широкому использованию новейших образовательных и высокотехнологичных производственных технологий и на этой основе повышать результативность деятельности как созданных, так и создаваемых отдельных инжиниринговых центров.

Оценка эффективности создания и функционирования региональных инжиниринговых и маркетинговых центров может быть осуществлена в следующей последовательности:

Определение прямых эффектов:

Увеличение удельного веса инновационных технологий и продукции в общем объеме производства вследствие увеличения процента коммерциализации инновационных разработок до 35-40 %;

Увеличение эффективности производства в отраслях профилизации инжиниринговых центров на 30-35 %;

Сокращение оттока научно-технологических кадров за пределы республики.

Определение косвенных эффектов (синэргетиче-ских и мультипликативных):

Рост технологического уровня в смежных отраслях и сфере услуг (банковских, страховых и т.д.);

Увеличение доли интеллектуальной собственности в активах предприятий до 25-30 %;

Повышение уровня технологической безопасности за счет роста доли собственных инновационных технологий;

Рост общего имиджа региона на международном уровне в системе международных рейтинговых оценок;

Привлечение дополнительных инвестиций в республику.

Для осуществления мониторинга развития региональной сети инжиниринговых центров целесообразно использовать по годам следующие дополнительные индикаторы:

Количество инжиниринговых центров в сети в Республике Татарстан, в том числе в Казани;

Количество инжиниринговых и маркетинговых центров в сети с участием в Уставном фонде иностранных организаций;

Общий объем привлеченного финансирования в сети инжиниринговых центров (млн. руб.) из бюджета и внебюджетных средств;

Полученный экономический эффект в сети инжиниринговых центров (чистая прибыль), млн. руб.;

Средняя зарплата научных сотрудников в сети инжиниринговых центров, тыс. руб.;

Количество научных сотрудников работающих в сети инжиниринговых центров, в том числе докторов и кандидатов наук, научных сотрудников без степени, докторантов, аспирантов, студентов.

Количество остепененных соискателей, работающих в сети инжиниринговых центров в отчетном году;

Публикации монографий, статей в ваковских и иностранных журналах;

Полученные свидетельства на патенты;

Количество принятых к реализации инновационных проектов во всей сети инжиниринговых центров;

Количество внедренных в производство инновационных проектов в сети инжиниринговых центров;

Количество лицензий в сети инжиниринговых центров: проданных и купленных;

Количество иностранных специалистов, привлеченных к деятельности инжиниринговых центров в отчетном году;

Количество молодых специалистов, направленных от инжиниринговых центров на учебу за рубеж.

Сетевая концентрация частных и государственных ресурсов должна обеспечить внедрение системы условий, гарантий и форм организационного поведения, существенно снижающих уровни финансовых рисков инжиниринговых центров, делающих возможным полноценное инвестирование деятельности данных организаций со стороны российских и зарубежных технологических и финансовых партнеров. Существующие на сегодняшний день в Республике Татарстан финансовые и организационно-управленческие институты, в том числе обозначенные ранее на рис. 1, должны быть ориентированы на минимизацию соответствующих рисков в системе сетевых соглашений о сотрудничестве.

Литература:

1. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2012. - 91 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

2. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2012 году: Статистический сборник. - Казань: Татарстанстат, 2013. - 91 с.

3. Интеллектуальная собственность / Под ред. Хоменко В.В. - Казань: ФЭН, 2014. - 399 с.

4. Кашбразиев Р.В. Влияние международной кооперации на национальную экономику // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2(80). -С. 79-92.

5. Региональные центры инжиниринга. - URL: http://www.i-regions.org/projects/centers-of-engineering/ (дата просмотра 28.09.2014).

Engineering Centers as a Factor of the Region Joining Global Industrial Cooperation

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

I.S. Gazizov, N.F. Kashapov, R.V. Kashbraziev Kazan (Volga Region) Federal University

V.V. Khomenko, Z.G. Shigapov

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

E.V. Shamsutdinov

Kazan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

The paper dwells upon the problems of innovation development of Russian regions (as exemplified by the Republic of Tatarstan, the Nizhni Novgorod and Samara Regions). According to the authors, the solution lies in creation of the network of regional engineering and marketing centers. The authors suggest the scheme of regional engineering centers management and the algorithm of assessment of creation and functioning of regional engineering and marketing centers network.

Key words: innovation development, engineering center, region, network of engineering and marketing centers.

Барабанова Екатерина Ивановна
студентка группы МВКО4-2
Факультет «Международные экономические отношения»
Финансовый Университет при Правительстве РФ

Рыночные услуги в современном мире впечатляют своим разнообразием, что является следствием активной деятельности практически всех стран по увеличению их доли в валовом национальном продукте. Это является этапом перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Данная часть экономики включает в себя почти все виды услуг и занимает первое место по числу занятого населения и величине дохода в целом.

Одним из ключевых составляющих выше представленного в статье сектора экономики является инжиниринг, обособленный в независимую сферу деятельности комплекс услуг, коммерческого характера, по подготовке процесса производства и обслуживанию строительства в промышленных, инфраструктурных и других объектов. Описанный комплекс операций осуществляется специализированными инженерно-консультационными, промышленными, а также строительными компаниями и организациями.

История инжиниринга уходит к проектно-изыскательным организациям, появившимся на свет после Октябрьской революции. Постепенно потенциал специализированных структур увеличивался, что привело к созданию крупных проектных организаций, реализовывавших масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов.

К 1990 году активизировался процесс упадка в строительной сфере, связанный с сокращением численности проектных организаций. Случившиеся изменения повлекли за собой технологическое отставание страны от мировых стандартов.

Возрождение инженерии пришлось на начало 21 века, а именно возрождение строительной отрасли в 2000 х годах обеспечило стабильный спрос на предлагаемые ими услуги.

Современный инжиниринг представляет собой уникальную форму международных коммерческих связей в сфере науки, инноваций и техники.

Резкое обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений отраслях (инвестиционные проекты считались государственной прерогативой) стало решающим аргументом для контакторов, решивших все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности.

Связь между инжинирингом и экономикой в целом невозможно не заметить. Многочисленные строительные компании - вот уже на протяжении более чем 50 лет занимаются не только активным строительством важных объектов, к которым мы можем отнести АЭС, ГРЭС, ГЭС, ЛЭП и тд., но и еще обеспечивают полный надзор и контроль за финансовой стороной любого вновь возникающего или уже введенного в эксплуатацию проекта.

Во-первых, хотелось бы отметить, что благодаря активному развитию инжиниринговых компаний в последнее время резко увеличился спрос на труд, вследствие чего произошло насыщение экономики новыми рабочими местами и соответствующими квалифицированными кадрами в области промышленного дизайна и инжиниринга. Об этом нам говорят статистические данные, в которых чётко прослеживается положительная динамика занятости населения. Для этого рассмотрим такую сферу экономику, как строительство, которое тесно связано с деятельностью инжиниринговых компаний. В 2005 году лишь 6,7% всех рабочих в стране работали в представленной отрасли (как в крупных инжиниринговых организациях, так и в многочисленных подрядных компаниях). К 2015 году эта цифра значительно изменилась, и уже 7,6% предпочитают работать в сфере инженерно-консультационных услуг коммерческого характера. Кроме того, за последние 5 лет было открыто более 500 новых предприятий в различных отраслях промышленности. Как было отмечено ранее, представленные предприятия нашли свое применение не только в сфере строительства электроэнергетических сооружений, но и а таких отраслях промышленности, как машиностроение, металлургия, деревообрабатывающие производства, нефтяная и нефтегазовая промышленность. В этих областях деятельности был заметен аналогичный рост спроса на рабочую силу. Например, количество человек, занятых на производстве и распределении газа и воды с 2,9% до 3,2%, и с 1,8% до 2,2% объем занятых на работах, связанных с добычей полезных ископаемых.

Во-вторых, активная деятельности практически всех компаний, предоставляющих инженерные услуги, зависит от нынешнего состояния экономики в стране. Связано это с тем фактом, что любые производимые ими операции, будь то разработка идеи проекта, пред инвестиционные исследования или осуществления ряда строительных и контрольных функций на объектах, - требуют достаточного финансирования. И многие коммерческие частные организации прибегают к помощи государственных субсидий.

В-третьих, любые качественные изменения геополитической и геоэкономической ситуации в мире могут привести к одному из возможных негативных итогов, каким может оказаться нарушение точки опоры мировых финансов, а центры финансовой стабильности начнут подвергаться политико-экономическим воздействиям. Мировые экономические кризисы как нарушения между спросом и предложением в рыночной системе хозяйства происходят с цикличным постоянством, что не может не оставить отпечатка на направленности деятельности и стратегии поведения. Достаточно часто компании просто лишаются возможности ввести объект в эксплуатацию или же воздать технико-экономическое обоснование проекта из-за нехватки материальных средств.

В последнее время рынок инжиниринговых услуг в Росси испытывает весомые трудности, несмотря на очевидный факт того, что именно он является одним из наиболее доходных «драйверов» экономики. Инжиниринговые компании являются преимущественно узкоотраслевыми (сфера их деятельности - энергообеспечение и добывающая промышленность). В связи с этим многие крупные и масштабные проекты уходят в иностранные инжиниринговые компании. К тому же, рассматривая парадигму международного рынка инжиниринговых услуг, мы можем сделать не радующие нас выводы. Россия почти не принимает участия в интернациональных процессах из-за отсутствия крепкой основы для становления корпораций Engineering Services, способных предоставлять другим государствам инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов. А доля в офшорном инжиниринге практически отсутствует. В России формы самостоятельных организаций и компаний, выполняющий определенный перечень услуг, начали формироваться сравнительно недавно, а предшествующие формы инженерных центров представляли собой лишь внутренние подразделения. Кроме того, специализированные органы и организации, отвечающие за развитие инжиниринга, не были развиты на достаточно высоком уровне.

Возникает актуальный вопрос: как же стране выйти за рубежи отечественных заказов и увеличить национальную долю на рынке международного инжиниринга?

1. Важно появление компаний и организаций, ориентированных под международные стандарты, работающих в разных отраслях и в разных географических рынках.

2. Развитие инфраструктуры поддержки инжиниринга, которые позволят обеспечить крепкое реагирование на рынок за счет расширения аутсорсинга и т.п., формирование крупных исследовательских и проектных консорциумов.

3. Формирование научного потенциала и информационной базы (создание инжиниринговых центров при вузах, научных организациях, стимулирование спроса на услуги, организация реестра оборудования).

Для перехода на следующую ступень развития инженерного дела в стране предпринимаются всевозможные меры. Только в Москве функционирует более 40 высших образовательных учреждений, направленных на профессиональную подготовку инженерных кадров. Таким образом, инженерное образование, как в целом мире, так и в России идет на подъеме. Россия обладает огромным потенциалом, реализовав который, мы сможешь выйти на новый уровень экономического развития.

Список использованной литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (www.gks.ru ). - (Дата обращения: 06.04.2017).
  2. Инжиниринг в концепц ии промышленной политики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://igduran.ru/files/agn/bergrat/present2014/smetana.pdf ) (Дата обращения: 06.04.2017).

Денис Мантуров рассказал о положении и перспективах развития отраслей российской промышленности на глобальном рынке. Особое внимание Министр уделил состоянию и задачам развития рынка инжиниринга в России, потенциалу инжиниринговых центров и компаний, подготовке кадров для организации эффективного инновационного производства и обеспечения качественного роста российской промышленности. Министр отметил, что в будущем многие из студентов ВУЗа вполне могут занять высокие позиции в Правительстве и Министерствах и выразил надежду убедить каждого из присутствующих связать свое будущее с российской промышленностью.

В своем выступлении Денис Мантуров, в частности, сказал:

«Тема сегодняшней дискуссии - «Инжиниринг - профессия будущего». Предлагаю построить нашу беседу следующим образом. Сначала я упомяну ставшие уже традиционными страшилки про технологическую отсталость России. Потом расскажу о ситуации в отечественном инжиниринге, проблемах, трендах и перспективах этой сферы. А затем поговорим о формировании научной элиты и развитии высокопрофессиональных кадров. Постараюсь, чтобы мой монолог не был очень длинным, и у нас осталось больше времени для свободной беседы.

Если оценивать экономику нашей страны и образование только по количественным показателям, то все более-менее неплохо. В мировом рейтинге мы находимся в пределах первой десятки по объему ВВП и доле населения с высшим образованием. Теперь посмотрите на результаты исследований Всемирного экономического форума, где отражено мнение руководства компаний из разных стран мира. Оценки наших позиций по важнейшим параметрам - качеству образования, уровню инновационности и профессионализму менеджеров - ужасающие. Обоснованы ли они? Не думаю. Конечно это всего лишь представления о нас. Мы уже привыкли, что они расходятся с реальностью. Но это мнение о стране, которая всегда была и, надеюсь, с Вашей помощью будет в авангарде научно-технического прогресса. И предстоит еще много сделать, чтобы нас воспринимали более адекватно.

Теперь посмотрим более объективную картину. По уровню производительности труда мы пока сильно отстаем от Германии, которая является одним из лидеров по этому параметру. Но более тревожащий факт - это то, что мы начинаем проигрывать Китаю. И прогнозы мировых консалтинговых агентств говорят о том, что этот разрыв может увеличиться.

Хорошие новости - на графике роста средней зарплаты в России. Думаю тех, кто не грезит о лучшей жизни за рубежом, такой тренд вполне устроит. По крайней мере, другие страны БРИКС - не лучшая альтернатива. Хотя на фоне Германии мы смотримся скромно.

А теперь «плохая новость». С ростом зарплат, опережающим повышение производительности, конкурентоспособность наших специалистов на глобальном рынке снижается. Бороться с этой тенденцией можно только одним способом. Естественно не снижать зарплату, а наращивать производительность труда. То есть, повышать и квалификацию рабочей силы, и технологический уровень производства. Что, собственно, и является предметом особого внимания Правительства и нашего Министерства.

У нас мало новых изобретений и новаций. Россия имеет разработки мирового уровня только по 1/3 из 34 важнейших направлений современной науки и техники. Отечественные разработки в экономике внедряются мало. До коммерческого использования доведено лишь 16% новых технологических решений. Из них только половина соответствует мировому уровню.

Сейчас на Российскую Федерацию в лице Минпромторга оформлено порядка 700 патентов. Более 500 заявок на рассмотрении. В Роспатенте зарегистрировано и находится на регистрации более 300 объектов авторского права. Около 7000 результатов НИОКР охраняются как секреты производства (ноу-хау). Эти результаты интеллектуальной деятельности созданы за последние четыре года. Но весь этот массив ввиду законодательных ограничений практически не работал на нашу экономику. Мы делаем все, чтобы снять эти ограничения. И обеспечить доступность информации о созданных результатах интеллектуальной деятельности. Делаем рассылки широкому кругу компаний и организаций, публикуем на своем сайте.

Чтобы это начало воплощаться в жизни мы переходим к модели передачи прав через предоставление безвозмездной лицензии на результаты интеллектуальной деятельности. Это позволит в короткий срок ввести в хозяйственный оборот максимальное число востребованных объектов интеллектуальной собственности, права на которые сейчас закреплены за Российской Федерацией.

Какой текущий инновационный статус в промышленности? В одних отраслях удается добиться прогресса небольшими средствами. В других результативность вложений невысока. В большинстве отраслей главная проблема - недостаток ресурсов для инвестиций в производство. А ставки по кредитам для предприятий носят запретительный характер. Это усугубляется отсутствием актуальных отечественных разработок и оборудования, интересных предприятиям. Налицо разрыв между потребностями экономики в модернизации и возможностями российского научно-исследовательского комплекса. Доля импорта в закупках нового оборудования в металлургии - 48%, машиностроении - 56%, химической промышленности - 60%.

Для уменьшения засилья импорта, мы, конечно же, стимулируем приобретение лучших отечественных средств производства через госзакупки. Но без создания конкурентоспособного на глобальном рынке российского оборудования, наша промышленность не достигнет уровня технологических лидеров. А для этого нужна мощная инжиниринговая отрасль.

Перед тем как говорить о том, что из себя представляет российский инжиниринг, посмотрим на объем рынка пром. инжиниринга в США. Он в 21 раз больше российского. Доли в ВВП также сильно различаются, и не в нашу пользу. В Штатах высококонкурентный рынок, где действует 142 тысячи компаний, при этом крупнейшие из них занимают не более 5% рынка. В России преобладают крупные инжиниринговые компании, а две из них (Стройгазконсалтинг и Стройгазмонтаж) консолидируют 40% объемов заказов. Это связано с тем, что большую часть спроса составляют масштабные капиталоемкие проекты государства и госкомпаний, которые могут выполнить только крупные инжиниринговые компании. Сегмент малых и средних инжиниринговых компаний у нас развит слабо. Как правило, это региональные игроки, специализирующиеся на ЖКХ и электросетевом комплексе.

В технологическом плане - глубокий разрыв. В России инжинирингом считается установка оборудования с пусконаладкой. На рынке США практикуется “продвинутый” инжиниринг, охватывающий весь цикл проектирования и строительства. Это подход учитывающий жизненный цикл продукции. Я еще буду об этом упоминать. А вообще это предмет отдельной лекции. У нас более 70% выручки инжиниринговых компаний формирует нефтегазовый сектор. Но это в основном “низкотехнологичные” работы - строительство нефтегазопроводов и сопутствующей инфраструктуры. Можно сказать о невысокой степени технологического развития ТЭК, несмотря на большие инвестиции. На втором месте по потреблению инжиниринговых услуг - электроэнергетика. Такой спрос вызван обязательствами энергокомпаний перед государством по модернизации мощностей. Это, кстати, служит ярким примером как административными мерами можно стимулировать рынок.

Остальные отрасли пользуются услугами инжиниринга крайне мало. Причин тому масса. Спектр проблем отечественной инжиниринговой отрасли очень широк. Многие из них требуют оперативного вмешательства государства. У большинства компаний-заказчиков отсутствует опыт работы по полному циклу проектирования. Не понимая его ценности, предприятие отказывается от данных услуг в пользу сиюминутной экономии. Крупнейшие компании предпочитают узкий круг аффилированных инжиниринговых структур, что снижает уровень конкуренции. А средние и мелкие заказчики испытывают недостаток собственных средств и проблемы с заемным капиталом.

Со стороны предложения ситуация похуже. Российский инжиниринг пока не отвечает на текущие научно-технологические вызовы. Многие инжиниринговые центры не владеют информацией об актуальных технологиях, методиках проектирования и строительства промышленных объектов. Также не хватает опыта и знаний для реализации контрактов «под ключ». В стране дефицит современного лабораторного оборудования и устаревшая материально-техническая база для НИР и ОКР. Исключение отдельные исследовательские центры крупных частных компаний.

Кадровая ситуация - предмет особого беспокойства. Налицо старение инженерных кадров, т.к. невысокий престиж профессии не обеспечивает приток молодых кадров. Качество инженерного образования на фоне стран-лидеров тоже хромает. Острой проблемой является и дефицит квалифицированных рабочих специальностей.

Наконец, общеэкономические проблемы. Из-за длинного периода окупаемости в ряде отраслей, изыскивать ресурсы на «креатив», т.е. инжиниринг, сложно. Избыточная забюрократизированность, особенно в сфере разрешений на строительство давно стала «притчей во языцех». Наконец, общемировые кризисные явления сильно уменьшили энтузиазм и готовность компаний модернизировать производство.

Какие меры поддержки и развития инжиниринга могут оказать существенное влияние на технологическое перевооружение отраслей? Главная задача государства - это создать условия для развития инжиниринговой инфраструктуры. Министерство промышленности и торговли разрабатывает Дорожную карту по инжинирингу.

Какие меры развития отрасли она включает:

  • Прорабатывается вопрос о предоставлении значительных налоговых льгот для инжиниринговых компаний и центров. Речь идет о льготах по налогам на фонд оплаты труда.
  • Будет проведена инвентаризация и сформирована база данных по лабораторно-технологическому оборудованию, которым обладают НИИ и университеты. Эта информация будет открыта, и компании будут знать, где можно организовать проведение тех или иных исследований / разработок.
  • Совместно с институтами развития мы определяем размер финансовой поддержки в виде госсубсидий, которые будут предоставлены инжиниринговым центрам. Как университетским, так и корпоративным.
  • Будет кардинально пересмотрена система нормативов и стандартов, применяемых в инжиниринге с тем, чтобы гармонизировать национальные отраслевые стандарты и классификаторы с международными правилами.

Понятно, что в одночасье все эти вопросы не решить. Но у нас нет другого пути, чтобы ликвидировать технологическое отставание. России необходимо создавать многоуровневую структуру отрасли и завершить переход от традиционной, старой модели к комплексному инжинирингу.

Основные требования к создаваемой инфраструктуре инжиниринга:

  • высококачественное комплексное обслуживание заказчиков, нацеленность на реализацию объекта «под ключ»
  • использование высокоэффективных технологий и знаний, принадлежащих различным научно-техническим школам и странам.

На вершине инновационной пирамиды - инжиниринговые компании крупного формата, количество которых, в целях повышения уровня конкуренции, должно увеличится. Их задача реализовывать масштабные ресурсоемкие проекты национальных компаний и привлекать в качестве субподрядчиков небольшие компании, инжиниринговые центры, вузы и т.д. Тем самым будет инициировано создание большого числа мелких игроков, которые смогут предложить свои услуги среднему и малому бизнесу. Предпосылки для развития такого сценария уже есть. Нужны дополнительные стимулирующие меры со стороны государства.

За последние годы государство направило значительные средства на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Компаниям это дает возможность проводить НИОКР в интересующих областях. А университеты со своей стороны обновляют исследовательскую базу, обеспечивают работой научных сотрудников. Особенно важно привлекать в эти проекты студентов и аспирантов, дать молодёжи шанс самореализоваться, закрепиться в сфере науки и высоких технологий. То есть выполнить основополагающий принцип вашего университета - «Образование через науку». Создание инжиниринговых центров на базе ВУЗов стимулирует появление инновационных продуктов быстрее и дешевле, чем, например, в технопарках или бизнес-инкубаторах. Жизненный цикл новых наукоемких отраслей промышленности часто очень короток, друг друга сменяют целые семейства технологий. В таких условиях «синхронизировать» образование и хай-тек можно через форсайт-исследования, позволяющие рассчитывать будущие запросы рынка. Следуя общей логике развития отраслей и опираясь на новейшие разработки, можно прогнозировать потребность отрасли в специалистах с определенным набором компетенций.

Вообще технические вузы, особенно такие многопрофильные как МГТУ, могут стать настоящим инкубатором новых инжиниринговых центров. Нужно сформировать инициативные группы студентов и оснастить их необходимым оборудованием. В дальнейшем они могут преобразоваться в небольшие центры, которых так не хватает в российском инжиниринге. Мы прорабатываем вопрос финансовой поддержки таких стартапов. По линии Минобразования помощь может быть оказана в части оборудования. По линии Минпромторга через стимулирование активности промышленных предприятий в рамках утвержденных бюджетов по отраслевым государственным программам. Ничуть не сомневаюсь, что в дальнейшем, эти молодые инжиниринговые центры станут активными участниками российского, а самые амбициозные, и глобального рынка. В качестве успешного примера такого рода практики необходимо привести проект политехнического инжинирингового центра и центра стратегического консалтинга, который реализуется в Вашем Университете. Он аккумулирует лучшие мировые практики и технологии по новым материалам, применяемым в оборонной промышленности и гражданском секторе.

Сегодня власть, бизнес, университеты и научные институты должны объединить усилия по развитию инжиниринга. Эффективная диверсифицированная инжиниринговая сеть способна изменить наш индустриальный ландшафт. Она обеспечит рост объемов наукоемкой продукции и высокую локализацию инновационных производств (до 60% добавленной стоимости). Внедрение новых программ и оборудования обновит базовые производственные сектора, сократит цикл разработки перспективных рыночных продуктов.

Это достигается через технологическое партнёрство с инвесторами, цель которого - восстановление недостающих звеньев инновационной цепочки. ВУЗы, НИИ, инжиниринговые центры и компании должны восполнить такие важнейшие элементы технологического процесса как ОКР, прототипирование и мелкосерийное производство наиболее востребованного оборудования. Нужно не только обеспечить внутренние потребности в современных средствах производства. Новая инновационная цепь позволит противостоять натиску иностранных инжиниринговых игроков и расширить российское присутствие на мировом рынке.

Создание инжиниринговых центров и компаний увязано с инициативой государства по формированию сети инновационных кластеров. Сейчас она насчитывает 25 отраслевых кластеров, расположенных в разных уголках страны. Наличие инжиниринговой среды в регионах существенно расширит спрос на данные услуги. Активизирует технологические запросы бизнеса на местном уровне. Кроме того, в госпрограммах развития отраслей мы предусмотрели целый ряд инструментов, стимулирующих рост вложений в инновации.

Программа формирования общероссийской сети инжиниринговых центров позволит:

  • создать широкий спектр предприятий инновационного бизнеса - бизнес-юнитов;
  • добиться роста инновационной активности компаний и привнести новейшие мировые технологии в инжиниринговую сеть страны.
  • сформировать научно-образовательные «технохабы» для подготовки кадров нового поколения, соответствующих проблемам и перспективам XXI века.

Сегодня в России работает модель подготовки кадров, которая способна обслуживать только типовой жизненный цикл технологий традиционных индустрий. Эта модель предполагает длинный промежуток времени от возникновения в экономике новой задачи, осознания потребности в новых специалистах и формирования учебных программ до подготовки и выпуска нужных профессионалов. Она совершенно не годится для новых рынков - вызовов времени.

Мировыми трендами современной промышленности признаны новые материалы, умные среды, планирование жизненного цикла продукта и цифровое моделирование как основа проектирования и инжиниринга. Революционные изменения в этих сферах уже происходят, воплощаясь в реальности.

С вашего позволения, остановлю внимание на рынке композитов, так как он, по оценке экспертов, будет определять более 80% приоритетных разработок новой техники в ведущих областях экономики. Новые, проектируемые композитные материалы позволяют задавать необходимые параметры на микроуровне, Отсюда принципиально новые характеристики привычных изделий. Получаемая продукция имеет широкую, в отраслевом плане, сферу применения. Речь идет о так называемых «сквозных», кросс-отраслевых инновациях, дающих результаты сразу в нескольких областях применения. Кроме того, новые материалы стали родоначальниками так называемой «невозможной геометрии» - недопустимых ранее проектов зданий, особенно в сочетании с цифровым моделированием. Инновационная отрасль композиционных материалов в России находится в начале своего пути. Совсем недавно мы утвердили госпрограмму, в которой определены планы ее развития. Целевая установка программы - увеличение отечественного рынка композитов как минимум в 10 раз. Для ее выполнения предусмотрено создание сети испытательных, инжиниринговых и сертификационных центров, развитие национальной базы НИОКР, участие в реализации важнейших инновационных и инвестиционных проектов отрасли.

Теперь попробуем «заглянуть» за горизонт, чтобы увидеть развитие компетенций инженеров будущего, работающих в отраслях-лидерах. На сегодняшний день в России дефицит специалистов, способных организовать эффективное инновационное производство. Речь идет об «интеграторах» - специалистах, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. Еще нужны «трансляторы», то есть те, кто умеет увязывать высокотехнологичные процессы разных отраслей. В среднесрочной перспективе встанут задачи по работе с рынком и улучшению инноваций. На этом этапе экономике потребуются специалисты, способные адаптировать новые продукты сообразно нуждам рынка. А также эксперты по выработке межотраслевых стандартов и приведению их в соответствие с международными. Наконец, в долгосрочной перспективе нужно будет создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения. Проектировать и поддерживать такого рода инновации могут только люди, умеющие мыслить и работать масштабно. Это «системные архитекторы».

При выходе России на мировые рынки инновационной конкуренции наиболее востребованными будут специалисты, обладающие знаниями и навыками из нескольких научных и технических областей. Кроме того, экономическая компетентность станет универсальным требованием к «технарям». То есть нужен не просто инженер. Значительно большую ценность будет иметь инженер-экономист.

Кроме предметных знаний, есть еще набор необходимых надпредметных компетенций. Они включают умение коммуницировать, быть частью международного творческого коллектива. Специалист будущего должен владеть иностранными языками, понимать другие культуры и глобальные правила игры, уметь выстраивать партнерские отношения на международном уровне. Без этого трудно представить высококвалифицированного и столь же высокооплачиваемого специалиста. А фундамент любого инновационного менеджера - это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость и навыки саморазвития. Думаю, что получение диплома такого вуза как МГТУ будет означать, что вы в полной мере обладаете всеми упомянутыми компетенциями.

Перед нашей страной сейчас стоят важнейшие задачи - преодолеть имеющееся отставание в уровне технологий и создать условия для качественного роста нашей промышленности. Для этого нам нужно вырастить новое поколение специалистов мирового уровня: ученых, конструкторов, инженеров. Эта цель столь же сложна, сколь амбициозна. Достаточно посмотреть на показатели KPI Национальной системы компетенций, разработанной Агентством стратегических инициатив. Эти цифры не шапкозакидательство, а расчет наших возможностей, которые, уверен, безграничны.

Дорогие друзья, в завершение своего выступления, я хочу пожелать Вам творческих успехов. Инженерное дело - это очень увлекательная и перспективная отрасль. Мечтайте и творите, и вместе мы сможем изменить наше будущее. Спасибо вам за то, что пришли на сегодняшнюю лекцию. Отдельные слова благодарности руководству МГТУ за предоставленную возможность выступить в крупнейшем техническом университете страны».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНЖИНИРИНГ: ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИИ

Грибова Елена Викторовна 1 , Чернецкова Анна Михайловна 2 , Борисов Александр Владимирович 3
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», бакалавр очного отделения, 4 курса по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ИАиС
2 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», бакалавр очного отделения, 4 курса по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ИАиС
3 ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный технический университет», кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве, зам.декана факультета дистанционного обучения ИАиС


Аннотация
В данной статье рассматривается система международного инжиниринга и внедрение зарубежного опыта в отечественную инжиниринговую сферу. Авторами проведен анализ инжиниринга в инвестиционно-строительной деятельности как зарубежных, так и российских компаний. В работе рассмотрены сферы международного инжиниринга, его возможные проблемы и способы внедрения в России.

INTERNATIONAL ENGINEERING: INTRODUCTION OF FOREIGN EXPERIENCE IN RUSSIA

Gribova Elena Victorovna 1 , Chernetskova Anna Michailovna 2 , Borisov Alexander Vladimirovich 3
1 Volgograd State Technical University, bachelor full-time, 4-year training in the direction of 38.03.02 "Management" IAIS
2 Volgograd State Technical University, bachelor full-time, 4-year training in the direction of 38.03.02 "Management" IAIS
3 Volgograd State Technical University, Ph.D. in Economics, Associate Professor, аssociate professor of Economics and project management in construction, deputy Director of the Institute of distance learning


Abstract
This article discusses the system of international engineering and introduction of international experience in the field of domestic engineering. The authors carried out engineering analysis in investment and construction activities of both foreign and Russian companies. The paper discusses the scope of the international engineering and its potential problems and possible implementation in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Грибова Е.В., Чернецкова А.М., Борисов А.В. Международный инжиниринг: внедрение зарубежного опыта в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]..02.2019).

Одной из важнейших экономических задач является сокращение сроков строительства. Первой причиной является то, что в нестабильных условиях и изменении конъюнктуры рынка продолжительность строительства является достаточно большой. А если учесть, значительные средства будут выведены из оборота на большой промежуток времени, то для инвестора это будет являться большим риском. Вторая причина – сокращение сроков строительства ведет за собой сокращение срока окупаемости, а также улучшение некоторых других показателей экономической эффективности проектов, в чем заинтересованы все участники их реализации. Главным показателем конкурентоспособности фирмы является ее способность организовывать ускоренное строительство.

По данным исследований, примерно 80% общей суммы потерь удорожания в период строительства связано с несовершенством проектных решений. В данных условиях, как отечественные, так и иностранные специалисты, сделали вывод, что необходима реорганизация взаимодействия участников инвестиционного проекта. За счет принципиально другой организации работ, которая позволит повысить качество принимаемых решений, можно добиться сокращения сроков строительства, а также затрат на начальных этапах реализации проекта. Все данные проблемы помогает решить инжиниринг.

Инжиниринг представляет собой профессиональную предпринимательскую деятельность, которая направлена на предоставление интеллектуальных услуг по трансформации научных знаний и достижений в востребованную рынком продукцию с добавленной потребительской ценностью.

Функциями инжиниринга являются: 1) исследования; 2) разработка; проектирование; 3) определение стоимостных и финансовых параметров проекта; 4) строительство; 5) организация производства; 6) производство. Кроме того, функции инжиниринга связаны с функциями менеджмента, главным образом, проектного менеджмента.

Слияние функций инжиниринга и управления очень характерно для России. Уже традиционно, в нашей стране сложилось так, что главный инженер отвечал за технико-технологическую деятельность предприятия, а главный руководитель – за управление предприятием, так как отсутствовала хорошо развитая система подготовки управленческих кадров. Те аспекты, которые в России относят к изысканиям, проектированию, отраслевым НИОКР, за рубежом относят к инжинирингу.

Проекты в строительстве реализуются на всех ступенях управления. Они характерны как для государства, так и для отдельно взятого субъекта – фирмы, организации. Для достижения используется ряд приёмов инжиниринга, среди которых выделяют правовой, стоимостной, финансовый, организационно-управленческий и другие.

Инжиниринг в сфере инвестиционно-строительной деятельности представлен направлением инжиниринга в промышленности. Основная задача промышленного инжиниринга – возведение новых зданий и сооружений, а также их реконструкция с использованием современной научной системы и подходов. Учитывая то, что при строительстве возникает необходимость разрешения многих вопросов, включающие в себя как научные, так и практические составляющие, инвестиционно-строительный инжиниринг выступает как системный инжиниринг. В нём присутствуют такие составляющие как: проектирование, зарождение и развитие производственных систем. Помимо этого, в его состав включены направления инжиниринга в зависимости от его функционального значения.

Эти отрасли включают некоторые области функционирования деятельности любой существующей фирмы и соответственно они могут называться направлением инжиниринга управления.

Виды управленческого инжиниринга включают в себя:1) Инжиниринг на стадии предпроекта; 2) Инжиниринг на стадии проекта; 3) Инжиниринг технологии; 4) Инжиниринг стоимости; 5) Инжиниринг финансов; 6) Инжиниринг в сфере управления проектом; 7) Инжиниринг в сфере информации и технологии; 8) Инжиниринг в сфере производства; 9) Интегрированный инжиниринг.

Хотелось бы поставить в пример несколько российских компаний, занимающихся инжинирингом и успешно реализующих себя на отечественном рынке. Компания NGS-ENGINEERING, занимающаяся продвижением инженерных и технологических решений в сфере автоматизации процесса сварки, зарекомендовала себя на отечественном рынке уже давно. Публичное акционерное общество «Глобалстрой-Инжиниринг» по праву зовётся одной из крупнейших компаний в свере проектировочных работ, а также снабженческих услуг и производства для организаций нефтяной и газовой отрасли, как в Российской Федерации, так и в странах СНГ. На сегодняшний день компания выступает центральным ядром функционального объединения по строительству. Также необходимо выделить компанию “Галс-Девелопмент”, начавшую свою историю в 1994 году. С тех пор компания превратилась в крупнейшую российскую девелоперскую фирму, оказывающую услуги по возведению различных комплексов и жилья премиум-класса, а также гостиничных комплексов в г.Москва.

Рис. 1. Выручка российских инвестиционно-строительных компаний.

Что касается зарубежных компаний, то необходимо выделить следующих: ChevronCorporation,SumitomoCorporation и Eni. ChevronCorporation – крупнейшая из интегрированных энергетических корпораций. Дата основания её 19 июня 1879 г. На сегодняшний день на данном предприятии трудятся 64 тыс. работников. SumitomoCorporation является японской компанией, занимает высокие места в рейтингах. Основана данная компания в 1919 году и в штате сотрудников числятся свыше 5000 человек.Компания Eni является крупнейшей итальянской нефтегазовой фирмой. В рейтинге FortuneGlobal занимается 17 место, что является очень показательным результатом. Высокие оценки компании неразрывно связаны с временем существования на рынке – более 60 лет, а также с количеством сотрудников, трудящихся в стенах компании, которых насчитывают около 80 тыс. человек.

Рис. 2. Выручка зарубежных инвестиционно-строительных компаний.

Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики

В таблице 1 указано размещение платежей по инжиниринговым услугам, по параметрам, характерное для американской модели.

Таблица 1. Доля предоставляемых услуг в общей стоимости

Вид предоставляемой услуги

Доля в общей стоимости, %

Поиск, сбор и структуризация исходных данных
Предпроектные работы, включающие обработку данных и согласование с заказчиком проекта работ
Проектирование (предварительное), включающее проработку результатов выполнения работ на этапе предпроекта, а также основного проекта
Согласовывание, сверка и утверждение предпроектных работ и работ по основному проекту
Проектирование (рабочее)
Этап подготовки и выдачи заказов на осуществление строительных работ
Этап содействия в проведении торгов – анализ данных, формулирование выводов и предложений, получение предложений от других подрядных фирм; анализ и ТЭО
Наблюдение за продвижением СМР
Обслуживание выполненного проекта в сроки гарантийного обслуживания

На мировом рынке выделяют несколько сегментов международного инжиниринга:

1) Рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Северной Африки и Индии.

Эти рынки включают в себя те страны, которые имеют интерес к российскому инжинирингу. Так как данный сегмент расширяется, то он имеет хорошие перспективы для своего развития, что является характерным для многих стран. Еще одним преимуществом, относящимся к российским компаниям, является «традиционные связи», носящие политический и экономический характер, а также позволяющие отечественным исполнителям получать подряды в данных странах.

Однако эти рынки для российского бизнеса представляют некоторые угрозы, две из них особенно опасны. Первой угрозой является довольно высокий уровень квалификации национальных компаний, которые имеют поддержку своего правительства. С ними очень трудно конкурировать, так как они предлагают более дешевые услуги международного инжиниринга.

Во-вторых, если учесть специальные пожелания заказчика, особенности местного законодательства, то большое количество вопросов в указанных странах придется решать с нуля. Например, из-за налогового права в Сирии не применимы контрактные схемы, которые были разработаны для Алжира.

Это является характерным для строительных, проектировочных стандартов, осуществления поставок, а также для рабочих процессов. Конечно, ограничения по аналогичным причинам присутствуют и в других странах. Так, Сирия не разрешает поставки из США, которые запрещены самим же поставщиком. Имеет место и такой фактор, как специфичный «менталитет отношений», часто недооцениваемый.

2) Проекты зарубежных заказчиков в России

Они включают в себя заинтересованность зарубежных компаний в инженерных ресурсах России. Вызвано это не только правовыми и экономическими факторами. Иностранные инжиниринговые фирмы иногда не могут решить проблемы, которые возникают у них в России как у инженеров-проектировщиков, плюс еще проблемы заказчиков. Но наши российские компании преуспевают в том, что заказчики стараются переложить свои трудности на эти компании.

На данный момент, у этого сегмента идет уменьшение количества зарубежных проектов, которые заказываются в России. Этот фактор несет некоторые угрозы участникам рынка. На самом деле, абсолютно любой иностранный проект может быть либо остановлен вовсе, либо заморожен на какое-то время, а может, вообще отобран.

Рассмотренные обстоятельства доказывают, что наиболее желанные позиции снабженческие и инжиниринговые функции достаются далеко не отечественным компаниям. Например, проект по добыче нефти в посёлке Харьягинский в Ненецком автономном округе является отечественным проектом. Несмотря на то, что проект располагается на территории Российской Федерации, его заказчиком выступает французская компания TotalS.A., специализирующаяся на разработке нефти и газа. Харьягинское месторождение на своей второй фазе становления находилось в руках другого подрядчика - компании Реtrofac. Данная компания не проводила свою деятельность в нашей стране и не имела соответствующего опыта. Другим примером может явиться Ковыктинское газовое месторождение (Иркутская область): там управляющая компания – снова Реtrofac, а на Ванкорском нефтегазовом месторождении управлением занимается компания “SNC-LavalinGroupInc”. Конечно, ситуация подвержена изменениям, однако, данный сегмент постоянно сокращается.

3) Проектные разработки, в которых участие российских заказчиков по объективным причинам не может обходиться без помощи международных инжиниринговых компаний. Примером такой разработки может являться возведение нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае. Заказчиком проекта является ПАО “НК Роснефть”, однако управляющими инжиниринговыми центрами выступают ведущие компании Европы, США и Японии. При таком стечении обстоятельств, необходимость соблюдения правил международных компаний для реализации данного проекта является обязательным.

Перспективой данной сферы выступает быстрорастущий объём. Серьёзные угрозы в данной ситуации две. Первая заключается в слабости российских заказчиков на международной арене. Так, для крупных мировых “игроков” открываются новые возможности на российском рынке. Очень показательна ситуация в г.Туапсе. Крупнейшие зарубежные компании, сотрудничающие с компанией “Роснефть”, ведут деятельность по другим правилам и нормам, именно в связи с этим проект претерпевает некоторые трудности.

Похожая ситуация наблюдается на нефтегазоконденсатном месторождении им. Юрия Корчагина. Оператором данного месторождения является нефтяная компания ПАО “Лукойл”. Стратегия этой компании подвергалась изменениям из-за давления западных партнёров. Другой проблемой выступает конкуренция, которой подвержены наши отечественные компании. В особенно сложной ситуации оказались те компании, кто не дифференцирует особенности международных проектов и российских.

На основании проанализированной информации возможна формулировка следующих выводов.

Зарубежные компании, занимающиеся инжинирингом совмещают в себе также функции управляющих компаний.

Услуги по инжинирингу занимают в фирмах большую долю всей выполняемой ею деятельности – от 25 до 65%.

Удельная доходность зарубежных управляющих компаний в среднем выше (на 20-30%) чем у компаний, занимающихся производственной деятельностью.

Некоторые фирмы характеризуются смешанным характером деятельности – как инжиниринг, так и производство.

Во многих зарубежных фирмах сохраняется высокая степень финансовой прозрачности.

Многие фирмы имеют звенья, которые оказывают помощь деятельности по производству с помощью информационных каналов.


Библиографический список

  1. Ашнина Ю.А., Борисова Н.И., Борисов А.В. Оценка состояния строительной отрасли на уровне современного города // Экономика и предпринимательство . 2016. № 4-2 (69-2) . С. 922-925.
  2. Ашнина Ю.А., Борисов А.В., Борисова Н.И.

Инжиниринг- это совокупность инженерно-консультационных работ, связанных с процессами создания, обслуживания промышленных объектов, разработка технологий, инженерно-технические работы, строительство, доработка, сборка, пуск, гарантийное обслуживание.

Основные этапы формирования мирового рынка инжиниринга:

Первый этап: После Второй мировой войны:

Зародился в Великобритании и ограничивался только консультированием по поводу строительства мостов и дорог.

Также и в США, но стал носить международный характер, т.к. специалисты США помогли восстанавливать Европу после войны. Инжиниринг развивался для помощи развивающихся стран, т.н. «Программа содействия». Они подразумевали строительство за рубежом, крупнейших компаний и ТНК.

Второй этап: 60-е г. ХХ века

Инжиниринг стал востребован, благодаря МБРР, который в 1961 году создал собственную службу инженерно-консультационных услуг. Задача состояла в определении эффективности предоставления кредитов для развивающихся стран. На данном этапе инжиниринг стал не только консультационным, но и строительным, т.е. инженерно-консультационные фирмы стали строить промышленные объекты.

В 1952г. Была создана Ассоциация Инженеров Гражданского Строительства (ASCE), которая разработала руководство по использованию услуг инженеров. В данном руководстве описано:

а) практика инженерно-консультационных услуг

б) дана классификация инженерных услуг.

Таким образом, развитие инжиниринга в международных масштабах было вызвано следующими причинами:

2) Высоким спросом на технологические услуги развивающихся стран

3) Экспансией ТНК с целью проникновения в другую экономику

4) Появлением большого числа крупных инженерных фирм.

Особенности инжиниринга:

1) является услугой производственного назначения, которая проявляется в полезном эффекте.

2) имеют коммерческий характер, т.е. являются объектами купли-продажи,

3) имеют дело с производственными услугами, стоимость, которых определяется затратами на их производство.



Виды инжиниринга:

Консультативный инжиниринг – интеллектуальные услуги по проектированию объектов, разработки планов строительства, и контроль за проведением работ

Технологический - заказчику предоставляется документация по использованию технологий по строительству и эксплуатации.

Строительный – весь комплекс инжиниринговых работ: поставка оборудования, монтаж и т.д.

Инжиниринговая компания (ИК) - компания, специализирующаяся на предоставлении инжиниринговых услуг. Такие компании способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях и привлекать к выполнению работ различных поставщиков оборудования, разные подрядные фирмы.

Крупнейшие в мире ИК, такие как BATEMAN ProjectHoldingsLtd., HatchGroup, TheKvaernerGroup, SNC-Lavalin, BechtelCorporation и др. имеют холдинговую структуру, управляет которой головная компания. Подразделения таких компаний находятся во многих странах мира. Они наделены широким кругом полномочий, могут самостоятельно осуществляют проекты, организовывать совместные предприятия и т.д.

ИК осуществляют одновременно большое количество (некоторые более 1000) проектов в разных частях света, и круг решаемых ими задач очень велик:

Планирование финансовых потоков, обеспечение финансирования;

Полное управление проектом или его частями;

Проектирование, моделирование, дизайн;

Работа с поставщиками и подрядчиками;

Обеспечение перевозок;

Аудит, лицензирование и т.д.

ИК не занимаются непосредственно строительством, установкой оборудования, они создают проекты, обеспечивают их финансирование, договариваются с поставщиками и нанимают фирму-подрядчика, которая, в свою очередь, уже непосредственно осуществляет строительство, установку оборудования и проведение других работ.

ИК осуществляют проекты во многих областях, в частности:

В нефтехимической промышленности;

В металлургической промышленности;

В машиностроении и судостроении;

В области телекоммуникаций;

В энергетике;

Осуществляют проекты по строительству дорог, мостов, зданий и сооружений и многое другое.

ИК осуществляют проекты как самостоятельно, так и в партнерстве с другими компаниями. Проекты могут осуществляться "под ключ" или компания может выполнять только какую-то часть проекта.

Среди наиболее часто встречающихся проектов, которые выполняются ИК "под ключ", можно отметить:

Строительство и запуск в эксплуатацию шахт, металлургических, нефтехимических и др. предприятий, электростанций;

Строительство телекоммуникационных и энергетических сетей, нефте- и газопроводов;

Внедрение новой технологии на уже существующем предприятии с целью повышения его мощности и снижения издержек производства.

Переоборудование судов, модернизация портов и т.д.

BechtelCorporation - американская компания, одна из крупнейших в мире инженерно-строительных компаний. Компания имеет большое количество дочерних фирм и подразделений, представительства компании находятся в 66 странах мира. Численность компании составляет 52 700 человек, которые работают с клиентами, партнерами и поставщиками в проектах по всему миру. Выручка от реализации услуг компании составила в 2010 году 27,9 млрд. долларов. Всего за свою историю компания успешно завершила проекты в самых различных областях, а именно:

В энергетике (строительство электростанций, в том числе ГЭС и АЭС);

В черной и цветной металлургии;

В строительстве;

В области телекоммуникаций;

В химической и нефтехимической промышленности;

В области охраны окружающей среды;

В авиастроении и оборонной промышленности.

Постоянным клиентом компании является правительство США. Компания выполняет государственные заказы для NASA, а также нужд национальной обороны.

При осуществлении металлургических проектов, компания выполняет следующие функции:

Технико-экономическое обоснование проекта;

Обеспечение широкого круга подготовительных работ;

Проектирование и дизайн металлургических предприятий;

Проектирование шахт и карьеров;

Выбор, доставка и установка необходимого оборудования и обеспечивающих систем;

Обеспечение пуско-наладочных работ;

Финансирование проекта;

Полное управление проектом;

Охрана окружающей среды.

Крупнейшие проекты

· Плотина Гувера

· Туннель и железная дорога под Ла-Маншем

· Тушение нефтепромыслов в Кувейте

· Центральная транспортная артерия/туннель в Бостоне

· Проект расширения сети беспроводной связи компании «CingularWireless»

· Послевоенное восстановление Ирака

· Ликвидация последствий аварии на АЭС Три-Майл-Айленд

· Строительство технограда в г. Джубайл

· Международный аэропорт в Гонконге

· Система скоростного городского транспорта по восточному берегу залива Сан-Франциско (BART)

· Ликвидация последствий урагана «Катрина»

Крупнейшие в России инжиниринговые компании - это Балтийская инжиниринговая компания, Северо-Западная инжиниринговая компания, инжиниринговая компания Трансстрой, инжиниринговая компания Техностройпроект.

ЭксонМобил (США)

«ЭксонМобил» является крупнейшей в мире нефтегазовой компанией, акции которой свободно обращаются на открытом рынке ценных бумаг. Наша компания и ее родственные организации представлены во многих странах мира.

Наша компания эксплуатирует производственные объекты и реализует продукцию во всем мире, а также ведет разведку на нефть и природный газ на шести континентах. Наша компания является лидером нефтегазовой отрасли практически во всех областях энергетики и нефтехимии.

В целях удовлетворения растущего мирового спроса на энергоносители «ЭксонМобил» занимается разведкой и добычей нефти и газа, производством нефтепродуктов, а также транспортировкой и продажей сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов. Наша компания является крупнейшим производителем и поставщиком нефтехимической продукции обычного и специального ассортимента, а также совладельцем ряда электроэнергетических объектов. Компания проводит обширные научные исследования с целью оптимизации и постоянного совершенствования работ в каждой из вышеперечисленных областей, а также изучения новых источников энергии и разработки технологий.

Разведка и добыча

«ЭксонМобил» владеет значительными базисными активами, которые характеризуются географическим разнообразием и устойчивостью в разных экономических условиях. Компания располагает участками недр, на которых ведет геологоразведку и добычу, в 36 странах и осуществляет разработку месторождений в 24 странах. В 2007 г. компания приступила к добыче по семи крупным проектам. «ЭксонМобил» продает природный газ энергетическим компаниям, промышленным предприятиям и дистрибьюторам на рынках практически всех развитых и развивающихся стран. В 2007 году суммарный объем добычи нефти и газа на реализацию составил, в среднем, 4,2 миллиона баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Транспортировка, переработка и маркетинг нефтепродуктов

Корпорация «Эксон Мобил» располагает сетью надежных и высокопроизводительных заводов, транспортных систем и оптовых баз, обеспечивающих потребителей во всем мире чистым топливом, смазочными материалами, а также другой высококачественной продукцией и промышленным сырьем. «ЭксонМобил» является совладельцем 38 НПЗ в 21 стране и реализует свою продукцию через автозаправочную сеть, насчитывающую более 32000 станций технического обслуживания. Наша корпорация также предоставляет продукцию и услуги более чем миллиону покупателей во всем мире по трем направлениям взаимодействия «бизнес для бизнеса»: промышленность и оптовая торговля, авиация и флот. В 2007 г. производительность НПЗ составляла в среднем 5,6 миллионов баррелей, а объем продаж нефтепродуктов - 7,1 миллионов баррелей в сутки. Корпорация «Эксон Мобил» является самым крупным поставщиком базовых компонентов смазочных материалов и лидером по продаже готовых смазочных материалов, битума и специальных нефтепродуктов. Мы реализуем нашу продукцию во всем мире под тремя торговыми марками - «Мобил», «Эксон» и «Эссо».

Нефтехимическое производство

Корпорация «Эксон Мобил» является лидером в нефтехимической отрасли и располагает более чем 49 объектами в разных регионах мира, принадлежащими ей полностью или частично в рамках совместных предприятий. Компания занимает прочные позиции на мировом рынке по реализации самых распространенных и пользующихся все большим спросом продуктов нефтехимии. Наша компания является одним из крупнейших производителей олефинов - базовых компонентов многих продуктов нефтехимии, а также полиолефинов, включая полиэтилен, наиболее широко используемый пластик, и полипропилен - один из полимеров, потребление которого стремительно растет. Более 90 процентов наших нефтехимических производственных мощностей сосредоточено в тех областях, в которых наша компания занимает первое или второе место на мировом рынке.

Технологии

Большое количество запасов нефти и газа находится в удаленных регионах, характеризующихся тяжелыми условиями проведения работ. В связи с этим возрастает значение инновационных технологий. За последние пять лет корпорация «Эксон Мобил» инвестировала в научно-исследовательскую работу порядка 3,5 миллиардов долларов. Глобальная функциональная организация корпорации «Эксон Мобил» обеспечивает стремительное внедрение новых технологий по мере их разработки в целях получения максимальной выгоды от их применения. Наша компания сохраняет за собой лидирующее положение в отрасли за счет уделения основного внимания не только разработке передовых идей, но и внедрению технологических изменений, обеспечивающих высокие производственные показатели во всех подразделениях Корпорации.

Другие компании:

· Петрофак (США)

· СиБи&АйЛуммус (США)

· Флуор (США)

· ФМСи (США)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!