Служба защиты прав потребителей

Физика и общество профессии. Физика в моей будущей профессии. Специалист по информатике и компьютерным наукам

Интегрированное обучение

Интегрированное преподавание курса в школе, внеклассная работа, элективные курсы, дополнительное образование

Задумайтесь на несколько мгновений:

Зачем на свете физика нужна?

Зачем мы учим эту дисциплину?

Поможет в жизни нам она!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика в поэзии и прозе

Поэты и писатели умеют видеть окружающий мир и образно описывать его. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов. Физик, читая такие места, не может удержаться, чтобы не рассмотреть такие небольшие отрывки из произведений как задачи с физическим содержанием. Некоторые из них могут оказаться весьма непростыми - надо хорошо подумать, чтобы ответить правильно. Следовательно, есть возможность одновременно наслаждаться как художественными формами, так и красивыми решениями.

Начнем с поэзии.

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

«Стали дни коротки,

Солнце светить мало,

Ой, пришли морозы

И зима настала.»

Почему с наступлением зимы дни становятся короче?

  • В известном стихотворении "Зимнее утро" великий русский поэт Александр Пушкин хорошо описывает зимние пейзажи и одновременно, сам того не зная, ставит много интересных вопросов для любителей физики.

Послушайте и самостоятельно сформулируйте несложные физические задачи.

«Под голубыми небесами

Великолепньимы коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачньий лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.»

Сколько здесь описано явлений и из какого раздела физики?

  • Воспевал природу также и Юрий Лермонтов. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, все же знает цену счастья.

«И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.»

Может кто-нибудь объяснить, как отличить на небе звезду от планеты?

Перейдем к прозе .

  • В. Короленко в произведении «На затмении» описывает такой пейзаж:

«День начинает заметно бледнеть. Лица людей принимают страшный оттенок, тени человеческих фигур лежат на земле бледные, неясные... Однако, пока остается тонкий серповидний ободок солнца, все еще царит впечатление сильно побледневшего дня... Но вот эта искра исчезла... Круглое, темное, враждебное тело, словно паук, впилось в яркое солнце...»

Почему тени стали бледными и нечеткими?

  • Михаил Пришвин так описывает охоту в одном из своих произведений:

«Мы идем с Ладой - моей охотничьей собакой - вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам навстречу два кулика... Лада наметилась. Какого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде - оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает».

Догадываетесь, из какого произведения Пришвина взят этот отрывок?

А теперь физическая задача: Есть ли отличие между предметом и его отражением?

  • А вот отрывок из повести А.П. Чехова «Степь»:

«Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».

О какой силе идет речь?

А вот четверостишье на украинском языке

Из стихотворения великого Тараса Шевченко:

«Вітер з гаєм розмовляє,

Шепче з осокою,

Пливе човен по Дунаю

Один за водою.»

Какие физические задачи можно увидеть в этом стихотворении? Конечно, здесь можно рассмотреть различные вопросы. Пожалуй, наиболее интересными являются следующие:

Первая задача - о ветре. Почему, как точно подметил поэт, «ветер с рощей разговаривает», а с осокой «шепчет»?

Вторую задачу можно обобщить так. Почему течение сносит лодку вниз по течению?

Использованная литература:

Бабин А.С. Фізика в літературних творах //Все для вчителя №6, 2002, Березень

Предварительный просмотр:

Физика в профессии строителя

Мы уверены, что у каждого из присутствующих имеется дом. Будь то частный дом, либо квартира. В разное время года свой дом защищает нас от разных климатических воздействий: жары, дождей, холода и т.д. Многие считают это чем-то обыденным и само собой разумеющимся свойством дома или квартиры, но далеко не многие задумываются или интересуются как же строители, каким способом они создают такой комфорт?!

Строительная физика - совокупность научных дисциплин, рассматривающих физические явления и процессы, связанные со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений, и разрабатывающих методы соответствующих инженерных расчётов. Основными и наиболее развитыми разделами Строительной физики являются строительная теплотехника, строительная акустика, строительная светотехника. Получают развитие и др. разделы. Становление Строительной физики как науки относится к началу 20в. До этого времени вопросы Строительной физики обычно решались инженерами и архитекторами на основе практического опыта.

Перспективы дальнейшего развития Строительной физики связаны с использованием новых средств и методов научных исследований. Так, например, структурно -механические характеристики материалов и их влажностное состояние в конструкции зданий изучаются с помощью ультразвука, лазерного излучения, гамма-лучей, с применением радиоактивных изотопов и т.д.

Методы строительной физики основаны на анализе физических процессов, происходящих в ограждениях и в окружающей их среде. Для них используют лабораторные и натурные исследования этих процессов с использованием математических методов физического моделирования.

На каждое строительное сооружение действуют многочисленные силы, например, силы сжатия и растяжения. Эти силы нагружают строительное сооружение. Поэтому их называют нагрузками. Нагрузки происходят за счет самого сооружения и могут быть обусловлены внешними воздействиями. Различают постоянные и временныенагрузки

Наружные ограждающие конструкции зданий должны удовлетворять следующим теплотехническим требованиям: обладать достаточными теплозащитными свойствами, чтобы не допускать излишних потерь тепла в холодное время года и перегрева помещений летом в условиях жаркого климата; температура внутренней поверхности ограждения не должна опускаться ниже определенного уровня, чтобы исключить конденсацию пара на ней и одностороннее охлаждение тела человека от излучения тепла на эту поверхность; обладать воздухопроницаемостью, не превосходящей допускаемого предела, выше которого чрезмерный воздухообмен снижает теплозащитные свойства ограждений, приводит к дискомфорту помещений и излишнимтеплопотерям; сохранять нормальный влажностный режим в процессе эксплуатации здания, что особенно важно, поскольку увлажнение ограждения снижает его теплозащитные свойства и долговечность.

Естественное освещение можно обеспечить через окна в наружных стенах, через световые фонари и свето - прозрачные покрытия, а также использовать в строительстве фонтанов.

Экологический дом – это качественное, долговечное, доступное индивидуальное жильё. Использование натуральных, природных материалов позволяет создать благоприятный для здоровья микроклимат дома.

Кроме того, доступность материала выгодно влияет на стоимость строительства. При соблюдении технологий и высоком качестве работ, срок эксплуатации дома очень велик. Процесс строительства не требует излишних трудозатрат.

Предварительный просмотр:

Физика в профессии железнодорожника

Летом мы много путешествовали, используя, в том числе и железнодорожный транспорт. Большое количество людей отдает ему предпочтение, он используется для грузоперевозок, для транспортировки различного оборудования и техники.

Сегодня невозможно представить себе жизнь современного человека без быстрой и надёжной связи между людьми, живущими в разных городах и странах. Иногда можно спокойно дожидаться новостей, неторопливо путешествуя в почтовой карете, но бывают обстоятельства, например во время войны, когда связь должна быть молниеносной, ведь во время боевых действий, как известно, “промедление смерти подобно”.

В настоящее время широко используются электрические железные дороги. И здесь без знаний физики не обойтись. Электрические железные дороги получают электрическую энергию от энергосистем, объединяющих в себе несколько электростанций. Электрическая энергия от генераторов электростанций передается через электрические подстанции, линии электропередачи различного напряжения и тяговые подстанции. На последних, электрическая энергия преобразуется к виду (по роду тока и напряжения) используемому в локомотивах, и по тяговой сети передается к ним. Здесь работают законы электростатики, электродинамики, электромагнетизма.

Надежность работы электрифицированных дорог зависит от надежности работы системы электроснабжения. Поэтому вопросы надежности и экономичности работы системы электроснабжения существенно влияют на надежность и экономичность всей электрической железной дороги в целом.

Обмен служебной информацией и командами управления между локомотивом и хвостовым вагоном по цифровому радиоканалу диапазона 160 Мгц /мегагерц/ осуществляется посредством спутниковой связи.

Мы живем в век новых информационных технологий, информация обновляется очень быстро и надо успевать идти в ногу со временем. Настоящим открытием явилась физика полупроводников,в т.ч. и на железнодорожном транспорте.Пожалуй, самым удивительным является изобретение гетероструктур. Оно принадлежит Российскому академику Жоресу Ивановичу Алфёрову.

Благодаря его открытиям появилась возможность развития телекоммуникаций и информации на железной дороге.

Эффективность работы железных дорог опирается на внедрение новых принципов и методов управления с применением современных информационных технологий и создание единого инфокоммуникационного пространства отрасли.

Для этого необходимо строительство единой магистральной цифровой сети связи. Общая протяжённость волоконно-оптических линий связи составляет более 52 тыс. км.

Целью проекта является внедрение перспективных технологий во все сферы деятельности федерального железнодорожного транспорта.

На магистральную цифровую сеть связи накладывается глобальная сеть передачи данных, и на её основе осуществляется введение телекоммуникационных технологий. Это позволяет управлять подвижным составом на больших перегонах из создаваемых центров диспетчерского управления перевозками. Наиболее эффективными являются автоматизированные системы учёта и управления вагонным, локомотивным, контейнерным парками, управления пассажирскими перевозками, оформление и ведения перевозочных документов.

Знания электроники электротехники позволяют профессионально использовать приборы управления различными системами.

Предварительный просмотр:

Физика в искусстве

Великая поэзия нашего века – это наука с удивительным расцветом своих открытий.
Э. Золя

Физика и искусство… Кажется, они не совместимы. Однако это не так, и сегодня мы попытаемся это доказать. Представители искусства, порой и сами этого не зная, используют для своих творений физические закономерности. А физики… они любят и ценят искусство, которое пробуждает их творческую мысль, вдохновляет и тем самым помогает постигать тайны природы.

А. Эйнштейн в минуты отдыха играл на скрипке; Д. Ландау любил читать стихотворения Лермонтова и Байрона; М. Планк и В. Гейзенберг были отличными пианистами; создатель первого в мире ядерного реактора И.В. Курчатов часто посещал симфонические концерты и за три дня до смерти слушал "Реквием" Моцарта в консерватории, виднейший русский писатель XIX в. А.И.Герцен окончил физико-математический факультет Московского университета и специализировался в области астрономии.

Физика и живопись

Науку и искусство объединяют стремления к познанию и к творчеству. Последнее означает создание новой информации, реализуемое практически, а не путем логического рассуждения.

  • Сложность структуры цвета, разнообразие цветов и их оттенков;
  • Оптика;
  • Физика и реставрационная техника.

Первым понял «устройство» радуги И.Ньютон, он показал, что «солнечный зайчик» состоит из различных цветов.

Позднее физик и талантливый музыкант Томас Юнг покажет, что различия в цвете объясняются различными длинами волн. Юнг является одним из авторов современной теории цветов наряду с Г.Гельмгольцем и Дж.Максвеллом. Приоритет же в создании трехкомпонентной теории цветов (красный, синий, зеленый – основные) принадлежит М.В.Ломоносову, хотя гениальную догадку высказывал и знаменитый архитектор эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти.

Одним из важнейших факторов в живописи является «Оптика»: линейная перспектива (геометрическая оптика), эффекты воздушной перспективы (дифракция и диффузное рассеяние света в воздухе), цвет (дисперсия, физиологическое восприятие, смешение, дополнительные цвета). Полезно заглянуть и в учебники живописи. Там раскрыто значение таких характеристик света, как сила света, освещенность, угол падения лучей.

Различные ощущения света и цвета можно описать при изучении глаза, рассмотреть физическую основу оптических иллюзий, самой распространенной из которых является радуга.

Физика и реставрационная техника

Методы: рентгенографии, фотографирования в ИК-лучах, спектрографии и микрохимического анализа, макрофотографии – съёмка на довольно большом расстоянии через сильно увеличивающий объектив позволяет выявить «почерк» художника, т.е. движение кисти, манеру наложения красок.

Физика и скульптура

Физика искусства в кинетических скульптурах Дэвида Роя

Энергия ни от куда не берётся и ни куда не исчезает просто так. Представим биллиардный стол. Мы ударим по белому шару и он полетит в красный. Шары столкнутся. Белый остановится и передаст свою энергию красному, а красный полетит от этой энергии дальше. Если бы красному шару ничего не мешало, то он летел бы бесконечно. Но его тормозит трение о стол и даже сопротивление воздуха, поэтому он замедляется и останавливается исчерпав всю энергию на сопротивление.


Подписи к слайдам:

Физика в разных профессиях. Выполнила ученица 9 класса А Олейник Анастасия

Физика в профессии музыканта. Есть ли что-нибудь непоющее в этом мире? Звуковые явления. Основные характеристики музыкальных звуков: громкость, высота тона, тембр. Звучание камертона. Звучание голосовых связок.

Физика в профессии врача. Манометр - прибор, измеряющий давление. Термометр - прибор,измеряющий температуру.

Физика в профессии водителя. Знание физики в профессии водителя связано с устройством и работой автомобиля, безопасностью движения, грамотной эксплуатацией автомобиля. Аккумулятор. Генератор.

Физика в профессии повара. Кухонные установки, основанные на явлении теплопроводности; на кипении воды при различных давлениях; установки с моторами; установки, основанные на совместном применении рычага, ворота, винта. Миксер. Пароварка.

Справка

Первые открытия в области физики появились ещё в Древней Греции. Само название этой науки получило происхождение от одноимённого труда Аристотеля, который разработал множество физических гипотез и теорий. Физика в переводе с древнегреческого языка - природа, и целью первых опытов было объяснение природных явлений и закономерностей.

Данное слово появилось в русском языке благодаря Михаилу Ломоносову, который перевёл и впервые в России издал учебник по физике. Талантливый учёный сделал много полезных открытий в этой области. Например, разработал батоскоп, который позволял рассматривать речное дно, измерять глубину водоёма и брать пробы его грунта. Ломоносов во многом опередил своё время: одна из первых идей создания вертолёта принадлежит именно ему, а на многие его оптические изобретения современные разработчики ориентируются до сих пор.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Физика являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Физики .

Вся статистика

Описание деятельности

Физики изучают предметы окружающей среды и законы их взаимодействия между собой. Самым главным способом исследования для них являются эксперименты. Каждый из специалистов с помощью экспериментальных наблюдений проверяет те или иные идеи, которые могут применяться во многих сферах деятельности современного человека. Поскольку в физике существует большое количество направлений, то такие учёные, как правило, специализируются на конкретном из них. Так, есть физики-ядерщики, радиофизики, нанофизики. Они классифицируются и по тому, какие физические явления исследуют: биофизики, геофизики, физики-океанологи.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Физика нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Физика , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Два и более (два высших, дополнительное профобразование, аспирантура, докторантура)

Для того чтобы работать Физиком , недостаточно окончить вуз и получить диплом о высшем профессиональном образовании. Будущему Физику нужно дополнительно получить диплом о послевузовском профессиональном образовании, т.е. закончить аспирантуру, докторантуру или интернатуру.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Главная задача физика - проведение эксперимента и создание новых, правдивых научных идей. Работникам физических лабораторий нужно, прежде всего, подготовить рабочее место и необходимые инструменты, оборудование. Специалист должен разработать идею и порядок проведения опыта. При работе он обязан соблюдать все требования техники безопасности. В ходе эксперимента он должен делать заметки или подробное описание лабораторной работы. Для этого учёный может использовать аудио- или видеозаписывающую аппаратуру. Полученную информацию ему следует обработать. В случае если она несёт в себе какое-то открытие, ему важно оповестить научное сообщество об этом и возможно продолжить разработки в этой области.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Физика относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Физики отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Физик может трудиться как в научной, так и в прикладной сфере. Его рабочим местом может быть научно-исследовательский институт, лаборатория, учебное заведение, производственное предприятие, проектное или конструкторское бюро. Уровень заработной платы представителя данной профессии буде зависеть от опыта, эффективности и места его работы.

Возможности карьерного роста

Хорошие условия для карьеры

По мнению большинства опрашиваемых, профессия Физика имеет хорошие условия для карьеры. Придя на должность простого работника в этой сфере, можно стремительно подняться по карьерной лестнице, но, конечно же, при наличии интереса и личных стараний.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Физик - учёный, чьи научные исследования в основном посвящены физике.


Заработная плата

12.000–40.000 руб. (moeobrazovanie.ru)

Место работы

Лаборатории при научно-исследовательских институтах и Академии наук, наукоемкие производства, образовательные учреждения и военные организации.

Обязанности

Физики работают над широким кругом проблем, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной как целого. В обязанности физиков входит:

  • проведение физических исследований посредством эксперимента;
  • построение математических моделей физических явлений;
  • описание базовых свойств окружающего мира;
  • изучение структуры пространства, элементарных частиц, взаимодействия между ними, поведения физических макрообъектов;
  • изыскание физических закономерностей, законов природы;
  • изучение законов движения тел и многое другое.

Важные качества

Склонность к научно-исследовательской деятельности, методичность, склонность к анализу, интуиция, эмоциональная устойчивость, самоорганизованность, ответственность и любознательность.

Отзывы о профессии

«Любое технологическое новшество, которым пользуется современное человечество, требует научной и экспериментальной работы физика. Поэтому должность физика-инженера предусмотрена у каждого крупного производителя современной техники. Физики-инженеры, работающие в научно-исследовательских институтах, свои открытия патентуют. Компании-производители могут воспользоваться научной разработкой, заплатив за патент».

Редактор ucheba.ru.

Стереотипы, юмор

Профессия физика в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается работать Физиком. Просто данная профессия является физически тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.

Обучение

Список вузов Санкт-Петербурга, в которых можно получить профессию Физика:

  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова;
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Список вузов Москвы, в которых можно получить профессию Физика:

  • Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики;
  • Московский физико-технический институт (государственный университет);
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Характеристики

Виды труда Управление / Образование / Исследования / Контроль

Проф. направленность человек - знак

Сферы деятельности Наука

Сферы труда Информация / Техника / Природные ресурсы

Описание

Физик - это человек, занимающийся изучением фундаментальных основ и закономерностей строения и эволюции мира. Область интересов физика не имеет ограничений, это единственный специалист естественнонаучного направления, который может заниматься теоретическим или экспериментальным исследованием любого явления природного и не природного происхождения доступное для измерений.

Фактически физик может заниматься теоретико-экспериментальными исследованиями во всех естественных науках, полагая их подразделами физики. Термин физик, как учёный появился середине XIX века, с момента выделения физики как отдельной науки.

В самом общем случае:

Физик может вести теоретические фундаментальные исследования - построение математической или физической модели природного явления или закономерностей и исследование возможностей решения уравнений описывающих физическое явление как в виде точного решения, так и в идеальных приближениях (например математический маятник - не существующая в природе идеальная модель и маятник Максвелла - реальный маятник со специфическими характеристиками), а также последующий анализ полученных результатов с точки зрения возможного дальнейшего приложения к экспериментальным данным с целью объяснения имеющихся результатов или построения нового исследования.

Экспериментальная деятельность физика - постановка эксперимента с целью исследования различных взаимодействий, природных явлений и проверки теоретико-полевых моделей. Результатом такого исследования может быть открытие нового физического явления, разработка или усовершенствование материалов, аппаратов, технологий для медицинских, космических, бытовых и т.п. целей на что хватит фантазии.

Физик может иметь специализацию по типу применения своего знания и навыков, обычно совпадает с направлениями физики по типу исследуемых объектов как науки либо может быть на стыке наук, физика - теоретическая, математическая, молекулярная, общая, молекулярной электроники, наносистем, твердого тела, полупроводников, полимеров и кристаллов, магнетизма, низких температур и сверхпроводимости, конденсированного состояния, электроники, фотоники и микроволн, ядерная, атомная, микроэлектроники, космоса, оптики и спектроскопии, квантовой теории столкновений, радиационной медицины, нейтронографии, Земли, моря, вод и суши, атмосферы, медицинская, космических лучей, ускорителей, акустики, волновых процессов, квантовая, высоких энергий, статистическая, гео-, био-, радио- физика, компьютерных методов в физике, физическая химия.

Из всех физиков принято отдельно выделять Астрономов - физики занимающиеся исследованиями и наблюдениями в отношении объектов внеземного происхождения - небесная механика, астрометрия и гравиметрия, экспериментальная астрономия,

Физика любой специализации можно выделить как специалиста отдельной профессии, однако он все равно останется физиком в общем понимании.

Физики бывают: научными работниками, преподавателями, инженерами, могут объединять в себе несколько типов одновременно.

Иногда невозможно провести четкую грань разделяющую физику и математику в следствие этого есть общее название направления - физико-математические науки. Это официальное название одного из направлений по которому физики и математики могут публиковать научные работы и защищать кандидатские или докторские диссертации. Это не единственная смежная специальность, полный список официальных специальностей опубликован на сайте Высшей Аттестационной Комиссии "Номенклатура специальностей научных работников" http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/.

Инструменты исследования физика - ручка, бумага, ЭВМ, любой измерительный прибор собранный физиками ранее или прямо сейчас только для своего исследования, а также любой привычный бытовой прибор модифицированный или не модифицированный под цели измерения и наконец сам физик и все что попадает ему под руку (например в мультфильме "38 попугаев" измерительными приборами послужили: слоненок, мартышка, попугай).

Должен знать , уметь выводить из общих теоретических предположений и экспериментальных данных, а также обоснованно применять уже имеющиеся достижения:общей и теоретической физики, высшей математики, методов математической физики, основ вычислительной техники и программирования.
Знать методы постановки и проведения экспериментов, общие принципы эксплуатации физических приборов; принципы получения, сбора, систематизации, обладать навыком обобщения и использования научно-технической информации, проведения научных исследований.

Физику той области исследованиями в которой предполагает заниматься.

Физик-школьник должен знать физику, грамотно владеть родной речью иметь базовые навыки математической логики и решать задачи по математике в рамках программы принятой министерством образования РФ. Этого действительно уже достаточно, чтобы быть физиком, но недостаточно для ведения стабильной профессиональной деятельности.

Профессионально важные качества

Основное: любознательность и получение удовлетворения от этого вида деятельности - единственный фактор при наличии которого остальные качества разовьются сами.

Если Вы у себя не найдете всего перечисленного ниже, то отсутствие этих качеств не лишает Вас возможности стать физиком.

Ниже:

  • абстрактно-логическое и нестандартное мышление;
  • принципиальность (по отношению к себе);
  • смелость (не бояться большого объема однотипной работы);
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • честность;
  • скромность;
  • высокая работоспособность;
  • критичность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • открытость в восприятии;
  • коммуникабельность;
  • стремление к поиску истины;
  • умение признавать и переживать собственные ошибки;
  • и это еще не конец...

Медицинские противопоказания

Разнообразие специальностей в профессии физик и современные медицинские методы контроля за состоянием пациентов позволяет заниматься этой деятельностью даже людям имеющим проблемы со здоровьем. На данный момент "отвод" по медицинским показаниям дают очень узкой группе людей, которым их здоровье в принципе не позволяет работать с оборудованием. Обычно медицинские комиссии не дают заключений "негоден", а устанавливают ограничения на некоторые специализации. Например пациенту с опухлевой активностью не разрешат работать в экспериментальных исследованиях радиоактивного излучения, теоретические же исследования в этой области для него будут безопасны. При наличии у пациента настойчивого желания посвятить себя именно профессии физик "отвода" не будет. На физическом факультете МГУ был такой случай, поступил юноша с инвалидностью 1 группы, учился на отлично и защитил диплом с отличием.

Пути получения профессии

На территории РФ действует две системы подготовки физиков: одноступенчатая система, диплом специалиста с указанием специальности и квалификации; двухступенчатая болонская, первая программа - бакалавриат (4 года), вторая - магистратура (2 года), вручается диплом бакалавра и магистра соответственно.

ВУЗы:

Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН им. , МИФИ, МФТИ, МИРЭА, МИЭМ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАТИ, МАИ.
После получения высшего образования желающие могут продолжить обучение в аспирантуре, с последующей защитой кандидатской диссертации и присуждением учёной степени кандидата соответствующих наук (в зависимости от специальности по которой проходит защита). Следующая итерация - защита докторской диссертации. После чего возможно участвовать в избрании на пост члена-корреспондента РАН и далее на пост академика. Все эти ступеньки могут служить показателем квалификации специалиста в области физики.

Родственные профессии

Любые технические специальности связанные с анализом чего-либо или разработкой чего-либо, в том числе связанные с управлением предприятиями и их подразделениями направлений исследований связанных с физикой или преподаванием физики и естественнонаучных предметов.

Подготовлено сотрудниками физического факультета МГУ

Физиком является тот, кто использует свое образование и опыт для изучения и практического применения взаимодействий между материей и энергией в области механики, акустики, оптики, тепла, электричества, магнетизма, излучения, атомной структуры и ядерных явлений.

Карл Дарроу

Популярность технических специальностей растет с каждым днем. Чтобы стать высококлассным специалистов в этой области, необходимы глубокие знания в точных науках: математике, физике, химии, информатике. Любая современная специальность связана с физикой. Сегодня каждый специалист должен уметь работать с необходимой для данной профессии техникой, а также понимать суть технологических процессов.
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. Физика тесно связана с инженерией, программированием, радиотехникой, металлургией, машиностроением, авиа- и ракетостроением, электро- и теплоэнергетикой, горным и нефтегазовым делом. Специалисты, знающие физику, необходимы в сфере строительства, медицины, механики, автоматики и электроники, высоких технологий и во многих других областях.

Физик

Физик – ученый, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной.

Предметом профессиональной деятельности физика является область науки и техники, включающая совокупность средств, приемов, способов и методов для получения полной и достоверной информации о характере и количественных закономерностях протекания физических процессов в окружающем мире, существующих и новых технических системах для разных отраслей.

Физик занимается исследованием объектов окружающего мира и законов их взаимодействия. Объекты он рассматривает как физические тела, а их взаимодействие – как физические явления. Проводит физические исследования посредством эксперимента, занимается построением математических моделей физических явлений, описывает базовые свойства окружающего мира. Изучение физических явлений позволяет физикам открывать общие законы и использовать их в целях прогресса.

Для физика важны наблюдательность и любознательность, настойчивость и желание узнавать новое, терпение и критичность мышления, склонность к экспериментам, интерес к природе и способность к научному творчеству. Профессия требует от специалиста в основном интеллектуальных затрат. Деятельность связана с анализом, сравнением и интерпретацией данных, выработкой новых решений.

В рамках профессии «физик» существует множество специализаций.

Физик-ядерщик проводит научные исследования поставленных проблем в области ядерной физики. Предметами профессиональной деятельности физика-ядерщика являются ядерно-физические явления и процессы (ядерные реакции, радиоактивность, взаимодействие ядерного излучения с веществом, ядерная изомерия, ядерно-магнитный резонанс, взаимодействие нейтронов с ядрами, термоядерные реакции, управляемый термоядерный синтез и др.); радиоактивные вещества; приборы, механизмы и оборудование ядерно-энергетического комплекса. Физик-ядерщик разрабатывает, осуществляет и контролирует состояние производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса.

Биофизик – специалист по изучению биологических проблем, причина которых – физико-химические жизненные процессы.

Биофизика – область науки, которая изучает физические и физико-химические явления, которые происходят в живых организмах. Эта область науки связана с изучением различных биологических процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Основная задача биофизика – изучение физических и химических процессов, способных вызвать биологическую проблему.

Биофизик изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах на всех уровнях организации живой материи, а также тонкую структуру различных биологических систем. Биофизик занимается также изучением влияния на организм таких физических факторов, как вибрация, ускорение, невесомость, исследует биологическое действие ионизирующих излучений, осуществляет физический анализ деятельности органов чувств и анализ работы органов движения, дыхания, кровообращения как физических систем, решает вопросы прочности и эластичности тканей.

Инженер

Инженерная профессия всегда была основой мирового развития. Уровень технического оснащения еще до начала нашей эры определял превосходство одной цивилизации над другими. И сегодня именно технические новшества обеспечивают развитие цивилизации.

Сегодня инженерные профессии – самые многочисленные профессии высококвалифицированного труда. В нашей стране более трети специалистов с высшим образованием – инженеры. Инженер участвует в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет.

Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства. Работа инженера – это связующее звено между научными открытиями, разработками и их практическим применением. Инженеры руководят производственными участками на промышленных предприятиях, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях, работают в конструкторских бюро, лабораториях и научно-исследовательских учреждениях, занимаются вопросами организации производства, планирования и экономики. Они проектируют технологии, промышленное оборудование, машины, участвуют в проектировании и развитии систем контроля производства, автоматизации производства, бизнесе, процессах управления. Изучают причины ухудшения и сбоев производства, испытывают продукцию, определяя ее качество и т.д.

Для полноценной и качественной работы инженеру необходимы математические и технические способности; аналитический склад ума; концентрированность внимания; абстрактность мышления; склонность к исследовательской деятельности; навыки черчения.

Существует множество инженерных специальностей.

Инженер-энергетик – специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. Его рабочие обязанности во многом определяются должностью и спецификой предприятия. В проектных и пусконаладочных предприятиях энергетики восстанавливают и проектируют электросети предприятий. На самих предприятиях энергетики обеспечивают бесперебойную работу системы, занимаются ее ремонтом, а также определяют технологический процесс работы с энергетическим оборудованием.

Инженер-конструктор – инженерная специальность, чья деятельность необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Он создает из имеющихся ресурсов новые объекты материальной культуры, организует и технически вооружает труд других людей.

Инженеры-конструкторы создают, проверяют и редактируют чертежи, рассчитывают проект конструкций, участвуют в согласовании и защите проекта, ведут технический и авторский надзор за его исполнением. В обязанности конструктора входит также испытание и наладка опытных изделий и деталей, которые планируется использовать в дальнейшем. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты и изделия различной сложности, организует технологические процессы изготовления деталей и сборки машин, проводит исследования в области конструирования, определяет показатели технического уровня проектируемых изделий, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых проектов, составляет техническую документацию к разработанным конструкциям.

Инженер-механик – специалист с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования.

Инженер-механик проектирует, конструирует и эксплуатирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства, организует и проводит их монтаж, наладку, испытания. Он разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирает оптимальные условия их проведения. В его обязанности входит также планирование и проведение ремонта машин, составление технических заданий на реконструкцию действующих и создание новых установок. В сфере сельскохозяйственного производства инженер-механик руководит механизаторами, управляет всей механизацией сельского хозяйства.

Основная цель деятельности инженера-механика – проектирование механического оборудования и технологических процессов и организация обслуживания оборудования.

Инженер данной специальности – высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями по теоретическим основам электротехники, теории автоматического регулирования, промышленной электронике и вычислительной технике.

Инженер-строитель работает в общестроительных и специализированных строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных, эксплутационных, проектных, конструкторских и научных организациях.

Он осуществляет производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области строительства. Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов.

В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Разрабатывает и внедряет технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проекты организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.

Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих.

Инженер-металлург изучает и внедряет технологии производства различных металлов. В обязанности инженера-металлурга входит определение химического состава сплава, выбор подходящей температуры и времени обработки, контроль отливки и штамповки готового сплава, сварки нескольких готовых деталей. Он отвечает за проведение технологического процесса, предлагает новые технологии для удешевления готового продукта и сокращения энергозатрат.

Предметами профессиональной деятельности являются технологические процессы металлургической промышленности, переработки исходного сырья и производства металлопродукции повышенных потребительских свойств, технологии получения и обработки металлов и материалов, изучение структуры и свойств, оборудование горно-металлургического производства, системы автоматического управления металлургическим производством и контроля качества конечной продукции.

Инженер-технолог занят организацией производственных процессов или разработкой определенной технологии на производственных предприятиях. Он сам выбирает набор оборудования, на котором осуществляет технологический процесс, оптимальный режим работы, методы оценки результатов и контроля качества, ведет технологическую документацию. Инженер-технолог возглавляет рационализаторскую и изобретательскую работу предприятия по освоению производственных мощностей.

Инженер-технолог по сварке является специалистом в области технологии выполнения сварочных работ. Он руководит технологической подготовкой выполнения сварочных работ при изготовлении изделий; организовывает разработку и внедряет в производство прогрессивные методы сварки; контролирует соблюдение технологических режимов сварки, нормы расхода материалов.

Инженер-электрик способен выполнять любые работы по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и модернизации линий электропередач и подстанций от низких до сверх- и ультравысоких напряжений, высокотехнологичному, безопасному и экономичному обслуживанию электрических сетей, тепловых и атомных станций с использованием новых прогрессивных технологий, оборудования и автоматизированных систем.

Горный инженер (маркшейдер) – специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим отображением результатов измерений на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах.

Маркшейдер работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д.

Горный инженер-механик – это специалист в области проектирования горно-перерабатывающих машин и механизмов, используемых на обогатительных и перерабатывающих производствах.

Данные специалисты занимаются проектированием, эксплуатацией и ремонтом горных машин и механизмов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом.

Инженер-метролог занимается проверкой и регулировкой точности работы измерительных аппаратов и приспособлений. Главная цель его деятельности – приведение измерительных приборов в полное соответствие установленным стандартам. Метрологу необходимо разрабатывать поверочные схемы для различных видов измерений, инструкции, методики и прочую метрологическую документацию, а также проверять, ремонтировать и калибровать средства измерений. Он контролирует соответствие методов и средств измерений требованиям законодательства, проводит метрологическую экспертизу.

Инженер по стандартизации – это специалист в области обеспечения и оценки качества продукции, а также контроля за условиями эксплуатации технических средств (приборов, оборудования), закрепления в стандартах и нормативах правил для достижения экономии ресурсов при соблюдении безопасности производства.

Стандартизация – это целая наука, которая изучает, анализирует, обобщает и формулирует закономерности производственных процессов с целью достижения их оптимальной степени порядка.

Инженер по стандартизации контролирует техническую документацию, разрабатывает новые и пересматривает действующие стандарты, технические условия и другие документы по стандартизации и сертификации, работает над их внедрением на предприятиях. Изучает технический уровень продукции, особенности производства и результаты эксплуатации стандартизованных изделий и их отдельных элементов.

Радиоинженер занимается проектированием, разработкой и эксплуатацией специализированных радиоэлектронных устройств, контрольно-измерительных приборов для цифровых линий передачи информации, программно-технических средств организации каналов цифровой радиосвязи.

Радио и телевидение, компьютерная техника, приборы для научных исследований и медицины, системы мобильной радиосвязи – это далеко не полный перечень тех областей, где невозможно обойтись без радиоинженера. В них заинтересованы академические и отраслевые научно-исследовательские институты, вычислительные центры, проектные и конструкторские организации, производственные предприятия, прямо или косвенно связанные с радиоэлектронными приборами и аппаратами, вычислительной техникой, автоматизированными системами, программным обеспечением, различными приложениями.

Инженер-программист осуществляет деятельность в области проектирования, производства и эксплуатации программных средств на базе современных информационных технологий. Основной задачей инженера-программиста является разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов для решения научных, прикладных, экономических и других задач, обеспечивающих выполнение этих алгоритмов и задач средствами вычислительной техники.

В обязанности инженера-программиста входит разработка технологии, этапов и последовательности решения задач; выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов задач; определение информации для обработки на ЭВМ (ее объем, структура, макеты и схемы ввода, способ хранения и воспроизведения). Он занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки, проверкой программ на основе логического анализа, корректировкой их в процессе доработки. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств. Разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Учитель физики

Учитель физики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «физика». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает в работе индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.

Физика считается одним из самых сложных предметов школьной программы, так как это динамично меняющаяся научная область. Поэтому учителю физики необходимо следить за всеми новостями в мире науки, знакомиться с новыми открытиями, техническими достижениями и изобретениями.

Основная задача учителя физики – научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!