Служба защиты прав потребителей

Организация работы больничных и межбольничных аптек специализация аптек. Больничные и межбольничные аптеки

"Фармацевтическое обозрение", 2005, N 12

БОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ:

БЕЗ СТАТУСА, СОТРУДНИКОВ И ДЕНЕГ


На волне повсеместных реформ в России постепенно модернизируется и система медицинского обслуживания. Государственные ЛПУ организуют платные койки и отделения, активно развиваются частные медицинские учреждения. Платные услуги - не единственный объединяющий их фактор. При большинстве из этих ЛПУ существуют аптечные учреждения, которые обеспечивают лечебный процесс необходимыми лекарственными средствами.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Больничные аптеки существенно отличаются от обычных учреждений с зеленым крестом - как по функциям, так и по сути своей деятельности. Задача аптек ЛПУ - удовлетворение потребностей лечебного процесса в фармацевтических товарах и услугах. Поэтому перед аптеками при больницах ставятся определенные задачи: обеспечить лекарствами лечебный процесс как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и платных услуг, предоставить медицинскому персоналу профессиональную информацию о лекарствах, организовать фармацевтический надзор в больнице.

Звучит красиво. Однако на деле картина вырисовывается крайне неприглядная. Больничные аптеки находятся в бедственном положении. И причин этому несколько: ограниченное финансирование и рост цен на ЛС, недостатки в организации самой системы лекарственного обеспечения стационаров и в контроле использования финансовых средств.

Корень всех проблем ЛПУ кроется в нормативно-правовой базе. Аптека ЛПУ работает на основании лицензии на фармдеятельность. Однако существующее определение фармдеятельности не соответствует выполняемым больничными аптеками функциям. В Федеральном законе "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность определена, как "деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств". По мнению Анны Солонининой, проректора Пермской ГФА, зав. каф. Управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования, д.ф.н., для деятельности аптечных подразделений в ЛПУ больше подходит определение "фармацевтическое обслуживание", как "совокупность фармацевтических услуг, осуществляемых аптечными подразделениями при организации лекарственного обеспечения ЛПУ".

Нормативные документы, регламентирующие деятельность аптечных учреждений, в частности ОСТ 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения" и ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", также не отражают современные требования к организации деятельности аптек, обслуживающих ЛПУ. Как отмечает А.Солонинина, по роду своей деятельности больничные аптеки занимают промежуточное положение между предприятиями оптовой и розничной торговли, так как, с одной стороны, не отпускают ЛС за наличный расчет, а с другой - осуществляют в большинстве случаев производственную деятельность, связанную с изготовлением ЛС, что характерно для розничных аптек.

Если подвести итог, то можно отметить, что в существующих нормативно-правовых документах вопросы лекарственного обеспечения больниц в системе ОМС никак не регламентированы. В них не определены статус, задачи и функции больничных аптек, не разработаны отраслевые стандарты деятельности, отсутствуют нормативные документы по лицензированию и т.д.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Отсутствие должного правового регулирования тянет за собой шлейф остальных бед больничных аптек. Низкая заработная плата влечет дефицит сотрудников и повышение нагрузки на работающих специалистов. Слабое финансирование не дает возможности сделать ремонт и заменить устаревшее оборудование. Поэтому говорить о соответствии больничных аптек международным стандартам качества производства бессмысленно.

Аптечное учреждение, существующее на территории ЛПУ, в первую очередь обеспечивает ЛС больных, которые находятся здесь на лечении. Но и здесь не все гладко. Исследования, проведенные специалистами Пермской фармакадемии, выявили, что далеко не во всех больницах есть в штате фармацевтический специалист и адекватные формуляры ЛС, что приводит к использованию препаратов с недоказанной клинической эффективностью, но высокой стоимостью. Действующая практика определения потребности, норматива запасов, закупок, хранения, использования ЛС не всегда соответствует действительности. Результаты этих исследований можно распространить на любой регион России - положение дел в больничных аптеках везде одинаковое.

Сегодня, наверное, уже подавляющее большинство ЛПУ оказывает те или иные платные медицинские услуги. Это естественное явление в условиях рынка и дополнительный заработок для бюджетных учреждений. Однако все снова упирается в организацию процесса. Потребность в ЛС для платных услуг, как правило, четко не определена. Поэтому закупки носят хаотичный характер и производятся по мере необходимости. Когда ЛС нет в наличии, его покупают в экстренном порядке в любой аптеке за наличный расчет независимо от его стоимости, что влияет на стоимость медицинской услуги. Нередко используются ЛС, приобретенные за счет средств бюджета и ОМС, но не всегда происходит возмещение их стоимости, если они использовались для платных медицинских услуг. Не существует на практике и отдельного хранения, учета приобретения и расходования ЛС, приобретаемых для оказания бесплатной лекарственной помощи и для оказания платных медицинских услуг.

НЕТ АПТЕКИ - СЛОЖНО, ЕСТЬ - ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ


Анализируя ситуацию с аптеками при ЛПУ, можно сделать вывод о проблемах двух типов: когда аптека при ЛПУ есть и когда таковой нет. В случае, когда ее нет, лекарственным обеспечением занимаются люди без фармацевтического образования. В результате их некомпетентности не всегда закупаются сертифицированные ЛС должного качества. Под сомнения ставятся условия хранения ЛС в ЛПУ, вне аптечного помещения они не всегда соответствуют нормам. Нередко больные сами приобретают необходимые им ЛС (снова встает вопрос их качества и эффективности). В итоге происходит значительное ослабление внутреннего фармацевтического контроля за обращением ЛС в ЛПУ (нет учета выдачи ЛС больным, контроля рациональности закупок).

Проблемы, конечно, серьезные. Но парадокс - куда серьезнее и масштабнее проблемы, когда аптека при ЛПУ есть. Это прежде всего упомянутый спектр правовых проблем. Нередко аптеки в больницах организованы на правах отделений, а руководитель действует на правах заведующего отделением. Аптеки работают не круглосуточно, что создает трудности из-за недоступности ЛС в экстренных ситуациях. Из-за проблем с помещением и оборудованием изготовление ЛС для инъекций и инфузий в больничных аптеках проблематично. Не везде ведется персонифицированный учет отпуска ЛС больным. Еще одна проблема, которая может серьезно осложнить жизнь больничных аптек: в перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические услуги.

Возникает вопрос, как решить все эти проблемы. Основная роль в этом отводится государству, которое должно наконец-то определить нормативно-правовую базу для больничных аптек. Но реформы должны пройти и в самих ЛПУ. Среди них мероприятия по рационализации использования ЛС и финансовых ресурсов лекарственного обеспечения:

Внедрение формулярной системы в каждом ЛПУ, что позволит использовать в лечебном процессе наиболее безопасные и затратно-эффективные ЛС, точнее определять потребность в необходимых ЛС и планировать их закупки;

Введение двухуровневой системы управления и контроля: на уровне ФОМС и ЛПУ;

Введение системы учета потребления ЛС в ЛПУ, в том числе для платных медицинских услуг, а также контроля рациональности их закупок и использования;

Централизация хранения ЛС в ЛПУ на базе аптечных подразделений с обеспечением их круглосуточной доступности;

Коренное изменение практики закупок препаратов (на конкурсной основе, планирование закупок с учетом необходимого норматива потребности в товарных запасах по ассортименту и количеству, внедрение системы одноразовых упаковок);

Введение предметно-количественного учета всех ЛС и персонифицированного учета их отпуска.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Сотрудник аптеки N 744 при Долгопрудненской ЦГБ, который пожелал остаться неизвестным:

У нас была хорошая аптека, но сейчас все изменилось. Нет кадров, работают два человека (кто-то в отпуске, кто-то в больнице, заведующая уволилась). Давно не было ремонта. Аптека обслуживает целую больницу: роддом, травматология, инфекционное отделение, кардиология и другие отделения - нагрузка .

Раньше в городе было три муниципальных аптеки, они реорганизовались в ЗАО. Теперь это аптечная сеть. Центральная аптека, которая торговала в том числе и наркотическими ЛС, в определенный момент закрылась. И тогда все тяготы снабжения многочисленных окрестных подразделений легли на нашу больничную аптеку. Но у нас есть лицензия только на обслуживание 466 коек. Однако в городе много больных, которым требуются те же наркотические ЛС. После того, как на центральную аптеку повесили замок, пришлось скорой помощи ездить по пациентам (такое было с онкобольными) и делать им инъекции необходимых наркотических ЛС на дому. В определенный момент центральная аптека все-таки открылась, но лицензию на наркотики не получила. К тому же из нее убрали производственный отдел. Теперь производственной аптеки в городе вообще нет. Потом центральная аптека все-таки получила лицензию на наркотики, но объем ее сегодняшней работы не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Финансирование у нас, в принципе, всегда было приличным. Но летом возникают проблемы. Поэтому на конец августа есть задолженность за два месяца. С поставщиками мы работаем по тендеру, который проводит областной Минздрав, но, к сожалению, не всегда отбираются фирмы-поставщики с реально низкими ценами.

Светлана Рыбицкая, аптека при Мытищинской городской клинической больнице:

Самая большая наша проблема - финансирование. Особенно плохо стало с 2005 года: сократились объемы, постоянный долг. Может быть, это связано с тем, что стало больше тяжелых больных, поэтому им требуются более дорогостоящие лекарства. Может быть, проблема в комбинированном лечении, когда необходимо сразу несколько препаратов, а раньше обходились одним. Или больные запускают свои болячки, приходят к врачу только в крайнем случае, а лечение таких заболеваний обходится дороже. Потом не стоит забывать, что у нас онкологическая больница и ЛС определенного ассортимента. Радует, что поставщики понимают наше положение и всегда доставляют заказ вовремя.

Сотрудники в аптеке почти все пенсионного возраста, молодежи нет. Приходится работать бригадными подрядами.

Работа очень напряженная, монотонная и однообразная, не такая, как в обычной аптеке. Но работать надо везде.

Татьяна Бычкова, аптека при Московской областной онкологической больнице, Балашиха:

Трудности у нас такие же, как у всех, как и были в течение нескольких лет: маленькая зарплата. Поэтому работать некому. По штатному расписанию в нашей аптеке должно быть 18 сотрудников, а работают всего семь. У нас нет грузчиков, провизора. Со всем приходится справляться самим.

Антонина Грушина, аптека при ГУЗ "Московская областная психиатрическая больница N 5":

Поскольку мы закрытая аптека при психиатрической больнице, мы отпускаем ЛС только для отделения стационара. Направление больницы диктует свою специфику - ЛС для лечения депрессии, психических заболеваний. Больница бюджетная, поэтому финансирование маленькое. Сколько денег нам выделят, столько ЛС мы и закупим. Всегда приходится ждать денег прежде, чем сделать заказ. Молодежь вообще не хочет идти сюда работать из-за низкой зарплаты. Чтобы как-то изменить ситуацию, надо, в первую очередь, изменить нормативную базу. В других аптеках все меняется: время, отношение, стиль работы, а у нас все по-старому, мы еще по советской нормативной базе работаем.

С.ГРАЧЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

«Организация работы аптеки, обслуживающей население»

Задачи и функции аптеки, обслуживающей население

1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;

2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;

3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;

4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;

5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;

6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;

7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

1. Производственная.

2. Торговая.

3. Снабженческая.

4. Функция хранения.

5. Финансовая.

6. Хозяйственная.

Основные принципы территориального размещения аптеки

Основными принципами территориального размещения аптеки обслуживающей население являются:

· аптека должна располагаться в максимально доступном для населения месте (10-15 минут ходьбы)

· чем больше плотность населения района, тем прибыльнее аптека

· размещение аптеки вблизи дорог, транспортных остановок, крупных магазинов, продовольственных рынков, лечебно-профилактических учреждений

Вам необходимо оценить рациональность местоположения Вашей аптеки.

Открытие аптеки. Порядок аккредитации и лицензирования

Вновь создаваемая аптечная организация для получения статуса юридического лица должна пройти регистрацию в регистрационных органах, при этом выдается регистрационный номер (заносится в единый Государственный Реестр юридических лиц). Аптека получает свидетельство о Государственной регистрации.

Юридическое лицо - организация, имеющая собственности или в управлении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом.

Для получения статуса юридического лица организация должна пройти регистрацию в органах местного самоуправления. Они регистрируют организацию, присваивают ей регистрационный номер, который заносится в единый государственный реестр юридических лиц, а также утверждают форму собственности. Организация получает временное свидетельство о государственной регистрации.

Для регистрации организации необходимо предоставить:

· заявление установленной формы, за подписью учредителей

· протокол и учредительный договор

· устав аптеки

· документ об уплате государственной пошлины

В уставе аптечной регистрации указываются её учредители (для государственных аптек – это органы государственной власти, федерации или её субъектов; для муниципальных аптек – органы местного самоуправления; для частных аптек – различные юридические и физические лица). В уставе фиксируется адрес и юридический статус аптеки, отмечается наличие у неё печати со своим наименованием и указанием организационно–правовой формы, углового штампа, самостоятельного баланса и расчётного счёта в банке. В уставе определяются задачи и функции аптеки, а также другие виды деятельности. Устав определяет имущество и средства аптеки, права аптеки, порядок управления аптекой, права руководителя и коллектива, порядок приёма и увольнения, порядок и гарантии оплаты труда, порядок контроля за деятельностью аптеки, её отчётность, порядок прекращения деятельности и причины.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем действует на основании устава, который утверждает учредитель. Если учредителей несколько, то между ними обязательно заключается учредительный договор, представляемый в регистрационные органы вместе с уставом.

Учредительный договор – это договор, заключаемый в письменном виде между представителями организации, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условие передачи ему своего имущества и участие в его деятельности.

Учредительный договор определяет также порядок и условия распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица и выхода учредителей из его состава.

После регистрации на основании полученного временного свидетельства аптека открывает расчётный счёт в банке. Для открытия счёта ей необходимо встать на учёт:

1) в налоговых органах

2) органах государственной статистики

3) в фонде занятости населения

4) в пенсионном фонде

5) территориальном фонде обязательного медицинского страхования

6) фонде социального страхования

После этого аптека обменивает временное свидетельство на постоянное и с этого момента официально существует как юридическое лицо. Однако, она ещё не имеет права осуществлять фармацевтическое обслуживание населения и ЛПУ. Для получения такого права каждая аптечная организация должна пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.

Аккредитация – это процесс, определяющий соответствие места и условий фармацевтической деятельности, установленным требованиям к организации лекарственной помощи и услугам.

После аккредитации аптека и работающие в ней специалисты проходят сертификацию.

Сертификация – это процесс получения сертификата, подтверждающего соответствие условий деятельности (для организаций) или уровня подготовки (для специалистов) установленным стандартам.

Целью аккредитации и сертификации является гарантия качества обслуживания населения. Аккредитация, сертификация и лицензирование вновь открываемой аптечной организации осуществляются одновременно специально уполномоченными органами исполнительной власти территории РФ.

Перед тем как аптечная организация получит сертификат и лицензию проводится проверка квалификационного состава организации, наличия собственной или арендованной материально-технической базы, действующих НД в соответствующих видах фармацевтической деятельности, соблюдение санитарно–гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, правил охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации фармацевтической продукции, наличие сертификатов качества на товары.

Для проверки соответствия организации существующим стандартам лицензирующие органы привлекают на контрактной основе независимых экспертов, в качестве которых выступают опытные специалисты с высшим фармацевтическим образованием. По итогам экспертной проверки составляется акт экспертизы. В результате сертификации аптечной организации выдаётся аккредитационный сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам.

К фармацевтической деятельности в РФ допускаются лица, получившие фармацевтическое образование и специальное звание, имеющий диплом и сертификат специалиста. Сертификацию специалистов проводят государственные учебные заведения, осуществляющие дополнительное профессиональное образование и профессиональные фармацевтические ассоциации, получившие на это разрешение федеральных органов власти. Специалисты, прошедшие полный курс обучения, сдают сертификационный экзамен. Успешно сдавшие его получают сертификат специалиста, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Сертификат специалиста действует на всей территории РФ и подтверждается через каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Сертификаты аптечной организации и специалистов являются необходимыми для получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности от 1998 года учреждён перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К их числу отнесена: фармацевтическая деятельность и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом также утверждён общий порядок лицензирования и лицензирующие органы.

Положения этого закона дополняют федеральные законы о лекарственных средствах, о наркотических средствах и психотропных веществах. В соответствии с этими законами правительство РФ своим постановлением №387 от 1999 года утвердило положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые устанавливают конкретный порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Кроме того, постановлением правительства РФ №326 от 2000 года определён перечень видов деятельности, лицензирование которой осуществляется МЗ РФ. К их числу отнесена деятельность связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Лицензирование – это мероприятие связанное с выдачей государственных разрешений, приостановлением их действия и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.

Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности, в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями МЗ РФ, а также способами контроля государства за соблюдением фармацевтическими организациями требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к деятельности, связаны с оказанием лекарственной помощи населению.

Основная цель лицензирования – оценка возможности оказания фармацевтической организации различных видов квалифицированной лекарственной помощи и выдача государственного разрешения на право заниматься фармацевтической деятельностью.

Лицензия – это официальный документ разрешающий осуществление указанного в нём вида деятельности в течении установленного срока и определяющим обязательное для исполнения требования и условия его осуществления. Бланк лицензии имеет степень защищённости на уровне ценной бумаги на предъявителя, учётную серию и номер.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Лекарственное обеспечение стационарных больных.

Выполнила: студентка 5 курса

14 группы Петров В.В.

Научный руководитель:

Тюмень 2017

Список сокращений

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Лекарственное обеспечение стационарных больных

1.2 Отпуск лекарств по требованиям ЛПУ. Учет стационарной рецептуры

Глава 2. Основные задачи и функции больничных аптек

Заключение

Список литературы

Список сокращений

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;

ЛС - лекарственные средства;

ПКУ - предметно-количественный учет;

ГЛС - готовые лекарственные средства;

ИМН - изделия медицинского назначения;

МБА - межбольничная аптека;

БА - больничная аптека.

МНН - международное непатентованное наименование.

Введение

обеспечение больной лекарство

Современной тенденцией европейского и российского здравоохранения является усиление механизмов регулирования и рационального использования лекарственных средств, и соответственно сдерживание затрат на их потребление при лечении в госпитальных условиях.

Актуальность проблемы обусловлена доминирующей долей медикаментозной терапии (95%) в структуре лечебных мероприятий, что объясняет ее большую долю в незначительных бюджетных средствах на содержание стационарных лечебных учреждений. В связи с этим перед экономической службой ЛПУ стоит задача оптимального расходования выделяемых государством денежных средств, так как в настоящее время ни федеральный, ни территориальный бюджеты здравоохранения, ни фонды ОМС не могут полностью удовлетворить потребности стационаров в финансировании их затрат в полном объеме.

Вышеизложенным обусловлен выбор темы курсовой работы, целью которой является анализ методов лекарственного обеспечения больных в стационаре. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Раскрыты особенности лекарственного обеспечения стационарных больных;

2. Проанализированы основные задачи и функции больничных аптек.

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Лекарственное обеспечение стационарных больных

Организация эффективного снабжения лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения позволяет обеспечить высокое качество лекарственной помощи стационарным больным (т.е. больным, находящимся на стационарном этапе лечения в лечебно-профилактических учреждениях). Лекарственное обеспечение стационарных больных может осуществляться через аптеки, обслуживающие население, и через аптеки лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. больничные и межбольничные.

В системе оказания медицинской помощи важную роль играет лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения, предназначенных для оказания медицинской помощи стационарным больным. Согласно действующему порядку оказание лекарственной помощи стационарным больным оплачивается за счет средств бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования.

Лекарственное обеспечение стационарных больных осуществляют:

Аптека городская, сельская (любая аптека, обслуживающая население при наличии у нее лицензии и договора с лечебно-профилактическим учреждением может снабжать медикаментами данное учреждение).

Межбольничная аптека - МБА (обеспечивает лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения несколько лечебно-профилактических учреждений с общим числом коек не менее 500, а в небольших населенных пунктах с общим числом коек во всех ЛПУ не менее 100; также учреждения просвещения, социального обеспечения и др.).

Больничная аптека - БА (самостоятельная - обеспечивает лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения одно лечебно-профилактическое учреждение с числом больничных коек 500 и более, а также в небольших населенных пунктах при наличии в лечебно-профилактическом учреждении не менее 100 коек).

Больничная аптека - отделение ЛПУ (организуется при лечебно-профилактическом учреждении с числом коек 100 и более и является одним

из его отделений).

Целью деятельности аптек обслуживающих стационарных больных является обеспечение учреждений здравоохранения медикаментами и изделиями медицинского назначения.

Условия деятельности:

1. Государственная регистрация (устав, учредительный договор).

2. Лицензия на виды деятельности

Исходя из основной задачи, больничная и межбольничная аптеки выполняют следующие функции.

Функции, свойственные аптеке, как розничному звену в системе продвижения аптечных товаров: прием, хранение, реализация товаров, маркетинговая, информационная; производственная (фармацевтическая) (приготовление по требованиям лечебно-профилактических учреждений и контроль качества приготовленных лекарств).

Контроль за правильным хранением и расходованием лекарственных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях.

Для выполнения возложенных функций аптека имеет право:

*запрашивать в ЛПУ сведения об объемах ассигнований, выделенных на приобретение лекарственных препаратов, перевязочных материалов, предметов ухода за больными;

*запрашивать данные об эффективности новых лекарственных препаратов переданных для внедрения в ЛПУ;

*вносить предложения по улучшению распределения, хранению, учету лекарственных препаратов в отделениях стационара.

В зависимости от профиля обслуживаемых ЛПУ, аптеки можно классифицировать:

1. По видам:

1.1. Больничные аптеки больниц общего профиля, специализированных больниц (в т.ч. психоневрологические, туберкулезные и др.), клиник медицинских институтов, санаториев.

1.2. Межбольничные аптеки смешанного типа (обслуживающие Л ПУ и другие учреждения), межсанаторные, мелкооптовые (обслуживающие учреждения просвещения, социального обеспечения).

2. По группам в зависимости от объема работы:

1.1. Объем работы для больничных аптек определяется числом коек с учетом их профиля (общего типа или психоневрологического) и товарооборотом.

1.2. Объем работы для межбольничных аптек определяется величиной товарооборота или величиной товарооборота и числом обслуживаемых коек.

В зависимости от объема выполняемой работы рассчитывается штат больничных и межбольничных аптек.

Снабжение больничных и межбольничных аптек осуществляется аптечным складом на основании требований аптек. Порядок составления требований на склад, организация приема и хранения товаров в аптеке осуществляется как и для аптек, обслуживающих население в соответствии с нормативными документами.

Хранение товарно-материальных ценностей в аптеках ЛПУ и МБА осуществляется с теми же утвержденными регламентами, что и для аптек, обслуживающих население. Запас лекарственных средств в аптеках устанавливается в целях бесперебойного снабжения ЛПУ и др. учреждений. Величина запаса лекарственных средств ограничивается в целях избежания затоваривания аптек и контроля за правильным их расходованием.

В больничных аптеках запас лекарственных средств устанавливается:

* для ядовитых и наркотических лекарственных средств -1 месяц;

* для остальных лекарственных средств - не более 2 месяцев.

В межбольничных аптеках запас лекарственных средств устанавливается:

Для ядовитых и наркотических лекарственных средств - 1 месяц, для удаленных аптек - не более норматива товарных запасов в днях;

Для остальных лекарственных средств - не более норматива товарных запасов в днях.

Учет товарно-материальных ценностей в аптеках ЛПУ и МБА осуществляется, как и в аптеках, обслуживающих население:

1. В суммовом (денежном) выражении учитываются все товарно-материальные ценности.

2. В натуральном выражении (предметно-количественный учет) для конкретных групп лекарственных средств.

Отпуск товарно-материальных ценностей из аптек в ЛПУ осуществляется на основании накладных-требований.

Требование на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должно иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части.

В требовании указывается наименование лекарственного средства, дозировка и форма изготовления (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.д.) и общее количество и вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и пр.).

Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке. В требовании указывается способ применения лекарственного средства: для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.д.

Требования на наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества и другие лекарственные средства, содержащие эти группы препаратов, а также апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодид, этиловый спирт с указанием концентрации выписываются на отдельных бланках требований для каждой группы препаратов со штампом, круглой печатью лечебно-профилактического учреждения, и подписью руководителя учреждения или его заместителя по лечебной части.

Лечебно-профилактические учреждения при составлении заявок на наркотические средства должны руководствоваться расчетными нормативами, утвержденными ПКПН.

Если в накладной-требовании не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, то заведующий аптекой обязан внести соответствующие исправления. Категорически запрещается вносить исправления в сторону увеличения количества лекарственных средств. Все поступившие в аптеку накладные-требования проверяет и таксирует заведующий аптекой или его заместитель.

Накладные-требования, по которым товары отпущены, регистрируются в аптеке в «Книге учета протаксированных накладных». По окончании месяца в «Книге» подсчитывается итоговая сумма по каждой группе отпущенных товарно-материальных ценностей: медикаменты, перевязочные средства, тара, вспомогательные материалы. Номера накладных с лекарственными средствами, подлежащими предметно-количественному учету, подчеркиваются.

Отпускаются лекарственные препараты аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности:

* наркотические лекарственные средства - 3-х дневной (в приемном отделении - 5-ти дневной);

* ядовитые лекарственные средства - 5-ти дневной;

* все остальные -10-ти дневной потребности в них.

Отпускают лекарственные препараты из аптек материально-ответственным лицам отделений (по приказу главного врача, назначается ответственное лицо).

При отпуске лекарственных препаратов из больничной аптеки оформление доверенности на получение не требуется.

Лекарственные препараты из МБА отпускаются старшим мед. сестрам отделений или амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенности. Срок действия доверенности устанавливается не более чем на текущий квартал для ЛП общего списка и ИМН (постоянная). На получение ядовитых лекарственных средств, а также этилового спирта выписываются отдельные доверенности, действительные в течение месяца. На получение наркотических и психотропных средств доверенность действительна 15 дней. При необходимости Л ПУ может выписать разовую доверенность, срок действия которой 15 дней.

Материально-ответственные лица отделений (кабинетов) расписываются на накладной-требовании в получении лекарственных препаратов из аптеки, а заведующий аптекой - в их выдачи.

Первые экземпляры исполненных аптекой накладных-требований хранятся в аптеке в течение одного года (календарного), не считая текущего. Накладные-требования на отпуск лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету хранятся в течении трех лет.

Согласно ФЗ № 44 от 05.04.2013г. (ред. от 29.07.2017г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ЛПУ и аптечные учреждения сами не заключают договор между поставщиками. Частью 2 ст. 59 ФЗ № 44 заказчикам предписано проводить закупки в форме электронного аукциона. При описании объекта закупки следует учитывать особенности, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44. В описании:

Указывается не наименование конкретного препарата, а его МНН;

При отсутствии такого наименования подлежат указанию химические или группировочные названия препарата.

1.1 Отпуск лекарств по требованиям ЛПУ. Учет стационарной рецептуры

Обслуживание оптовых покупателей осуществляется на основе договоров, заключённых между ними и аптекой. При наличии в аптеке структурных подразделений, этим занимается отдел запасов.

Товары ЛПУ и другим учреждениям отпускаются по розничным ценам за безналичный расчёт на основании требования накладной (А-2.20).

Требования выписываются в 3-х, а на лекарственные средства, подлежащие ПКУ, в 4-х экземплярах. Порядок выписывания требований регламентирован приказом МЗ РФ № 110 от 12.02.2007г (ред. от 26.02.2013г) «О порядке назначения ЛП, ИМН и специализированных продуктов питания»

Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке. Обязательно указывается дозировка, лекарственная форма, фасовка, вид упаковки, количество и способ применения. При выписывании лекарственного средства для индивидуального больного дополнительно указывается его фамилия, инициалы и № истории болезни. Требования на наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильно действующие вещества и другие препараты, содержащие эти группы лекарственных средств, а также апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гомотропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидрохлорид, этиловый спирт с указанием концентрации, выписываются на отрывных бланках для каждой группы препаратов. Отдельно также выписываются требования для новорожденных. Требования накладные на другие товары не лекарственные средства выписываются на русском языке.

В требовании указывается наименование отделения или кабинета ЛПУ и проставляется подпись руководителя соответственно стационарного подразделения. Требования подписываются руководителем ЛПУ или его заместителем по лечебной части, а также главным бухгалтером и заверяются штампом и круглой печатью ЛПУ.

Наркотические средства и психотропные вещества выписываются в объёмах 3-х дневной потребности. Ядовитые вещества и лекарственные средства списка А в объёме 5-дневной потребности, а остальные препараты в объёме 10-дневной потребности.

Частно практикующие врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность и заключившие соответствующий договор с аптекой, также могут выписывать требования на отпуск ЛС и других аптечных товаров, заверяя их личным штампом, подписью и печатью. При этом частнопрактикующие врачи не имеют права выписывать наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие ПКУ в аптечных организациях.

Требования принимаются и проверяются провизором-технологом дефектаром. При проверке обращается внимание на правильность оформления требований, написания лекарственных средств, их совместимость, правильность написания лекарственных форм и фасовки. (ФЗ №751н от 26.10.2015г.).

Лекарственные средства, выписанные в требовании должны соответствовать профилю коек.

После проверки требований проводится их корректировка заместителем директора по снабжению, т. е. проставляется количество, разрешённых к отпуску. Категорически запрещается исправлять количество товаров в сторону увеличения. При изменении фасовки или дозировки общее количество отпущенного препарата не должно превышать выписанного количества.

Если препарат отсутствует, ставят «нет» или «-». После корректировки требования нумеруются с начала года и таксируются провизором технологом по розничным ценам. Формируется заказ, и если необходимо изготавливаются индивидуальные лекарственные формы.

На этикетках экстемпоральных ЛС, содержащих наркотические средства, психотропные, ядовитые вещества и лекарственные средства списка А должна стоять чёрная буква А и штамп чёрной тушью «Яд». На этикетках препаратов, содержащих сильнодействующие вещества и ЛС списка Б соответственно красная буква Б. При отпуске ЛС, находящихся на ПКУ четвертый экземпляр требования накладной остаётся у материально ответственного лица как оправдательный документ. Выписанные по требованиям накладным ЛС и другие товары могут получать только медицинский работник (старшая медсестра на имя, которой выписано требование). Отпуск производится по доверенности, подписанной главным врачом и главным бухгалтером ЛПУ. Доверенность выдается на срок до 1-го месяца для получения наркотических средств, психотропных, ядовитых веществ, препаратов списка А и этилового спирта. И на срок до трех лет для получения остальных ЛС и других аптечных товаров.

При первой выдаче товара доверенность изымается и в дальнейшем хранится в аптеке. Представитель покупателя расписывается на всех экземплярах требования накладной за полученный из аптеки товар, а провизор технолог расписывается в выдаче товара и правильности таксировки. Вместе с заказом работнику ЛПУ вручается третий экземпляра требования накладной. Все требования накладные, по которым товар отпущен ЛПУ и другим покупателям расшифровываются:

I. По видам отпуска

1) Медикаменты, в том числе:

а) экстемпоральные (индивидуальные).

б) готовые.

2) Прочие.

II. По группам товаров.

После расшифровки они регистрируются в журнале учёта оптового отпуска и расчёта с покупателем (А-2.19). В этом журнале на каждого покупателя открывается лицевой счёт, в котором в хронологическом порядке отражены отпуск товаров из аптеки по группам.

Порядок оплаты за отпускаемый аптечный товар указывается в договоре, заключённом с покупателем. Если расчёты носят систематический характер, то товар может отпускаться без предварительной оплаты, а полученное ЛС оплачиваются на основании авансов или по факту отпуска. Другие учреждения получают товар только после предварительной оплаты и лишь в пределах перечисленных сумм. Для оплаты товаров аптека выписывает покупателю счёт фактуру, к которой прилагается 2-й экземпляр требования накладной. 1-й экземпляр транспортной накладной в конце месяца прилагается к отчёту материально ответственного лица и передаётся в бухгалтерию аптеки.

Если товар отпускается без предварительной оплаты, то счёт фактура может составляться за определённый период на основании нескольких накладных, прикладываемых к ней. Счёт фактура составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр направляется покупателю, а второй остаётся в аптеке. Все выписанные счета-фактуры в течение месяца в хронологической последовательности регистрируются в книге учёта продаж и в реестре выписанных покупателем требований накладных (счетов) (форма А-2.22).

В реестре отражается сумма оптового товарооборота за месяц с разбивкой по видам:

1) Стоимость экстемпоральных и готовых ЛС.

2) Отпуск медикаментов (ангро).

3) Прочий отпуск.

В этот же реестр вносят и счета на оплату льготного и бесплатного отпуска ЛС амбулаторным больным по рецепту ЛПУ.

Определение количества стационарных рецептов на ЛС.

По итогам месяца расчётным путём определяют количество стационарных рецептов на ИЛС и ГЛС. Для этого стоимость ИЛС, отпущенного по требованиям ЛПУ делят на среднюю стоимость 1 амбулаторных рецептов на ИЛС. А стоимость ГЛС, отпущенного ЛПУ делят на среднюю стоимость 1 амбулаторного рецепта на ГЛС. При этом средняя стоимость 1 амбулаторного ИЛС условно приравнивается к средней стоимости 1 стационарного ИЛС, а средняя стоимость 1 амбулаторного ГЛС условно приравнивается к средней стоимости 1 стационарного ГЛС.

Глава 2. Основные задачи и функции больничных аптек

Основной целью больничных и межбольничных аптек является своевременное и качественное обеспечение стационарных больных медикаментами и изделиями медицинского назначения.

Аптеки выполняют такие функции:

Определение потребности ЛПУ в ЛС, предметах ухода за больным и других товарах медицинского назначения;

Закупка и отпуск в отделение ЛПУ медикаментов, перевязочных материалов, предметов ухода за больным;

Приготовление экстемпоральных лекарств по требованиям - заказам отделений ЛПУ;

Контроль качества приготовленных лекарств;

Контроль за правильностью хранения и рациональным использованием медикаментов в отделениях и кабинетах ЛПУ;

Контроль за рациональным использованием ассигнований, которые выделяются на приобретение мед. товаров;

Информационная работа.

В зависимости от профиля и структуры ЛПУ больничные аптеки могут быть:

1. Аптеки больниц общего профиля;

2. Аптеки специализированных больниц (туберкулёзные, инфекционные, психоневрологические);

3. Аптеки клиник;

4. Аптеки санаториев.

Аптеки, которые обслуживают ЛПУ могут быть бюджетными (финансирование этих аптек осуществляется за счёт бюджетных средств) и хозрасчётными. Хозрасчётные аптеки - функционируют на правах юридического лица, осуществляют оптовую, розничную реализацию медикаментов и ИМН, а также занимаются изготовлением екстемпоральних ЛС.

Аптеки открывают для обслуживания одного ЛПУ (больничная аптека) или нескольких ЛПУ (межбольничная аптека). Размещаться такие аптеки должны в отдельном помещении или в помещении ЛПУ с отдельным входом.

Приобретение ЛС и ИМН проводится от фирм-дистрибьюторов, аптечных складов на основании договоров при наличии лицензии путём участия в тендерах (при наличии не менее 3 поставщиков, при закупке не менее, чем 30тыс.грн.). Ассортимент закупаемых ЛС регулируется государством.

Входной контроль осуществляется уполномоченным лицом (старшая медсестра, провизор или фармацевт аптеки ЛПУ, утвержденные приказом руководителя ЛПУ, их данные сообщаются в территориальные государственные инспекции).

Граничные нормативы хранения наркотических, психотропных лекарств и прекурсоров в структурных подразделениях ЛПУ.

- Аптека ЛПУ - двухнедельная потребность;

- Отделение ЛПУ - трехсуточная потребность;

- Посты (кабинеты) ЛПУ - двухсуточная потребность;

- Приёмное отделение стационара для предоставления неотложной медицинской помощи за жизненными показателями в вечернее и ночное время - пятисуточный резерв;

- Амбулатории, ФАПы - недельная потребность.

- Порядок выписывания ЛС и ИМН и ПКУ в структурных подразделениях ЛПУ.

- ЛС для нужд ЛПУ выписываются отдельно каждому отделению. Требование-заказ оформляется кутовым штампом, круглой печатью ЛПУ, подписью руководителя или его заместителя с лечебной части. В требовании-заказе указывают наименования, дозирование, формы выпуска и общее количество ЛС(в 3 екземплярах).

- Требования-заказы на ЛС, которые подлежат ПКУ, ЛС для наркоза выписываются на отдельных бланках для каждой группы препаратов (4 экземпляра). В них обязательно указывают название отделения или кабинетов, назначение ЛС (для инъекций, внутренние и т.д.). Наркотические, психотропные ЛС, прекурсоры списка №1 выписываются на латинском языке и количество указывается словами.

- Для наркотических ЛС помимо вышеуказанных должно быть: номер истории болезни, ФИО больного, наименование и дозирование этих средств, а также их назначение. Для получения ЛС оформляется доверенность (срок действия - 10 календарных дней).

ПКУ в ЛПУ подлежат:

- Наркотические ЛС.

- Психотропные ЛС.

- Прекурсоры списка №1.

- Ядовитые ЛС (атропин и его соли - порошок, тетракаин, тригексифенидил, миорелаксанты периферического действия).

- Сильнодействующие ЛС (буторфанол, дифенгидрамин (твердые формы), клофелин (субстанция и жидкие формы), метандиенон, ретаболил, прометазин).

- Комбинированные ЛС (твердые формы), которые содержат трамадол, эфедрин, псевдоэфедрин.

Бюджетные аптеки закупают медикаменты в пределах ассигнований, которые выделяются с госбюджета на лечение больным стационара. Хозрасчётные аптеки имеют возможность формировать товарные запасы в значительных объёмах, что позволяет аптеке быстро реагировать на запросы ЛПУ.

Для обслуживания ЛПУ аптеки должны иметь ряд дополнительных помещений, а именно:

- комната обслуживания медицинского персонала (информационная);

- комната для комплектации заказов;

- заготовочная концентратов и полуфабрикатов;

- помещение для хранения чистой посуды;

- материальная для ядовитых и наркотических препаратов;

- материальная для хранения термолабильных веществ;

- материальные для хранения изделий медицинского предназначения и другие;

- распаковочная.

Штат межбольничной аптеки:

- Административный персонал (зав. аптекой, провизор, главный бухгалтер, инженер по технике безопасности, экономист);

- Фармацевтический персонал (фармацевты, провизоры);

- Вспомогательный персонал (фасовщики, санитарки);

- Обслуживающий персонал (рабочий по ремонту помещений, водитель).

Обязанности фармацевта ЛПУ

Для выполнения функций относительно организации лекарственного обеспечения стационарных больных в ЛПУ, которые прикреплены к аптекам вводится должность фармацевта (но не более двух лиц), который непосредственно подчиняется главному врачу или его заместителю.

Обязанности такого фармацевта:

- принятие и проверка заказов от отделений ЛПУ;

- принятие из аптеки укомплектованных заказов и своевременная передача ЛС и ИМН в соответствующие отделения;

- постоянная связь с врачами, информирование их о лекарственных средствах;

- контроль за соблюдением в отделениях и кабинетах ЛПУ установленных правил хранения ЛС.

Заключение

Регулирование деятельности аптеки ставит цель обеспечение качества лекарственной помощи, которое включает в себя качество самого товара, качество объекта, оборудование и качество процесса реализации. Также нужно регулировать фармацевтический порядок (это совокупность требований, предъявляемых к помещению, персоналу, санитарному режиму, условиям хранения, формам обслуживания, правилам отпуска, входному контролю ЛС и др. показателям, обеспечивающим качество оказываемой лекарственной помощи в конкретном аптечном предприятии, регламентируемое нормативно-правовыми актами РФ).

В связи с коммерциализацией деятельности аптек и появлением на прилавках аптек фальсифицированной и контрафактной продукции особую актуальность приобретает разработка системы регулирования аптечной деятельности.

Список литературы

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации: Учебник / Под ред. В.Л. Багировой. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. - 720 с.;

2. Дремова Н.Б., Соломка С.В. Компьютерные технологии маркетинговых исследований в медицинских и фармацевтических организациях. - Курск: КГМУ, 1999. - 147 с.

3. Приказ МЗ РФ от 12.02.2007г. (ред. от 26.02.2013г.) № 110 «О порядке назначения ЛП, ИМН и специализированных продуктов питания»

4. Приказ МЗ РФ от 26.10. 2015 г. № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска ЛП для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальным предпринимателями, имеющими линцензию на фармацевтическую деятельность».

5. ФЗ от 05.04.2013г. (ред. от 29.07.2017г.) №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация аптек, структура аптечной сети. Характеристика хозрасчетных и лечебно-профилактических учреждений. Организационные требования к деятельности аптек, их основные задачи. Назначение помещений, их оснащение и сущноcть требований к персоналу.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Особенности правового регулирования и организации лекарственного обеспечения больных в стационаре. Виды бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы Обязательного медицинского страхования. Условия предоставления лекарственной помощи.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Задачи работы лечебно-профилактических учреждений амбулаторного и стационарного типов. Основные структурные подразделения стационара. Организация работы приемного покоя, проведение медсестрой антропометрии. Транспортировка больных в лечебное отделение.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Государственная инспекция по контролю качества лекарств. Контроль качества лекарств–современные подходы. Экспресс-анализ лекарственных форм. Внедрение нормативной базы и правил GMP ЕС в Украине. Штрих-коды в торговле и в контроле качества лекарств.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2007

    Комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение физического и психологического покоя больных. Правила, требования и особенности обеспечения лечебно-охранительного режима и физической активности больных в лечебных учреждениях.

    презентация , добавлен 24.02.2015

    Создание, доклиническое изучение и доклинические испытание лекарств. Пути совершенствования традиционных лекарств. Фитотерапия и пути совершенствования производства экстракционных лекарств. Основные направления усовершенствования супозиторных лекарств.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2007

    Понятие и принципы организации больничной базы как конечного этапа медицинской эвакуации в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Их структура и необходимые компоненты, цели и задачи. Оценка роли больничных баз в борьбе с эпидемиями.

    презентация , добавлен 25.04.2016

    Основные методы определения стабильности лекарственных средств. Процессы, происходящие при хранении лекарств. Порядок определения первоначального срока годности лекарственного средства. Особенности стабилизации кислотами, щелочами, антиоксидантами.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Принципы лекарственного обеспечения. Система лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения России. Лекарства для льготных категорий населения. Краткая характеристика района, анализ опроса населения о качестве обеспечения районной больницы.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2012

    Питание больных пожилого возраста. Общие принципы ухода за пациентами старческого возраста. Соблюдение норм медицинской этики и деонтологии. Проблема бессонницы. Контроль приема лекарств. Обеспечение мероприятий личной гигиены. Профилактика травматизма.

Современные люди имеют четкое представление об аптеках. Но что такое виды и функции аптечных организаций? Об этом знает не каждый. Их деятельность регулируется и контролируется законодательными актами, органами внутренних дел. Мы живём в правовом государстве, где физические и юридические лица обязаны соблюдать законы. Аптечную деятельность также регулирует несколько законов, актов и прочих документов.

Фармацевтическая деятельность

В статье будут описаны аптечные организации, их виды, сравнительная характеристика и прочие важные моменты данной сферы. Под этим понятием имеют в виду компании, которые осуществляют розничную торговлю, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.

Что касается розницы, то это вид торговли и предоставления услуг покупателям в личных, семейных, домашних целях, который не имеют ничего общего с предпринимательской деятельностью.

Перечень таких компаний:

  • аптечные пункты;
  • аптечные киоски;
  • аптеки;
  • аптечные магазины.

Исходя из внешних и функциональных характеристик, существующие виды аптечных организаций имеют свои особенности и различаются между собой. Как правило, торговля вне помещения аптеки запрещена. Это говорит о том, что провизор не имеет права заниматься продажей лекарств и прочей продукции вне специализированной компании.

Виды аптек

  1. Аптеки, которые созданы, чтобы обслуживать население. Такие учреждения осуществляют продажу лекарственных средств как узкого, так и широкого профиля. Они могут иметь собственный ассортимент, который прописан в их классификации. Например, гомеопатические аптеки имеют в ассортименте средства указанной направленности и специализируются на их продаже. Профильная деятельность бывает разной. К примеру, онкологическая аптека выпускает и реализует препараты, созданные для борьбы с раковыми заболеваниями.
  2. Больничные аптеки. При каждом медицинском учреждении есть своя аптечная организация. Во всяком случае она должна там присутствовать.
  3. Межбольничные аптеки – такие организации снабжают препаратами лечебно-профилактические и иные учреждения.

Данный перечень классифицирует виды аптечных организаций по роду деятельности. Есть и другие показатели, согласно которым аптеки имеют свои особенности.

Характер производственной деятельности аптек

  • Производственные. Эти пункты осуществляют изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений. Подобного рода компании имеют право реализовывать и готовую продукцию.
  • Учреждения по реализации готовых медикаментозных форм. Такие виды аптечных организаций и выполняемые ими функции сводятся к реализации лекарственных средств населению и продаже их лечебно-профилактическим учреждениям.
  • Ночные аптеки. Как можно понять из названия, подобные пункты призваны обслуживать население в ночное время.

Приказ 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» содержит в себе основные понятия и характеристики, принятые в этой сфере. Согласно данным указанного документа, вся деятельность аптек регулируется, опираясь на содержание этой бумаги.

В данной области, как и в любой другой, важно знать законы и правильно их применять. Некоторые недобросовестные реализаторы, пользуясь правовой неграмотностью людей, не осуществляют должного обслуживания населения с учетом законодательства. Поэтому, помимо книги жалоб и предложений, любые виды аптечных организаций должны иметь в уголке потребителя указанный документ. Это нужно для того, чтобы посетитель аптеки спокойно мог его изучить. Приказ об утверждении видов аптечных организаций также необходим для периодического ознакомления с ним непосредственно работников аптек. Это вполне объяснимо, поскольку нормы, прописанные в нем, помогут качественнее справляться со своими обязанностями.

Функции аптек

Как было отмечено выше, приказ 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» не только регулирует законность деятельности аптек, но и содержит перечень функций данных учреждений.

Функции аптек зависят не только от рода деятельности, но и от ее вида. Перечень:

  • Производственная. Как правило, к данному пункту относится изготовление и производство лекарственных средств как по рецептам врачей, так и для организаций здравоохранения в РФ.
  • Снабженческая. Отпуск и выдача лекарственных препаратов/средств для организаций здравоохранения и их структурных подразделений.
  • Информационная. Работники каждой аптеки должны быть оповещены об отсутствии и наличии препаратов в учреждении, проинформированы о новых лекарственных средствах и их правильном употреблении.
  • Торговая. Продажа медикаментов населению как по рецепту врача, так и без него.
  • Финансовая. Аптеки имеют право принимать наличные денежные средства, оплату по банковской карте, обрабатывать данные денежные операции, вести их учёт, сдавать средства в банк и производить прочие расчёты.
  • Упаковка и фасовка лекарственных препаратов.
  • Продажа товаров медицинского характера и аптечного ассортимента.
  • Контроль за качеством, сроком годности, соблюдением целостности упаковки, надлежащим местом хранения.
  • Соблюдение положенных санитарных нормативов и гигиенических правил.
  • Консультирование. Провизор должен в достаточной степени обладать знаниями о препаратах, которые реализует, всегда объяснять населению, если имеются вопросы информативного характера, касающиеся лекарственных средств, медицинской техники, прочего аптечного ассортимента.
  • Разработка инструкций, влияющих на качество обслуживания населения и работу персонала.
  • Соблюдение отчетности.
  • Проведение самоинспекции, в соответствии с нормами законодательства РФ.

Все виды аптечных организаций Российской Федерации подчиняются единому правилу: их сотрудники обязаны знать последние обновления в законе о медицинских препаратах.

Должностные обязанности сотрудников

Сотрудники обязаны знать:

  • Правила реализации товара.
  • Закон, согласно которому осуществляется аптечная деятельность.
  • Акты, регулирующие правила поведения работников аптеки.
  • Внутренний распорядок рабочего дня аптеки.
  • Собственные права и обязанности.
  • Правила общения с населением.
  • Последние сведения о лекарственных средствах, которые реализует конкретный аптечный пункт.
  • Правила пользования кассовым аппаратом и компьютерными программами.
  • Примерное количество ассортимента.
  • В каком месте, отделении и на какой полке расположены препараты.
  • Грамотно отвечать на вопросы, излагать свои мысли чётко и по медицинской тематике.

Расположение аптечных пунктов

Каждое здание, в котором располагается аптека, должно находится в максимально населённом районе, быть в шаговой доступности от больниц, поликлиник, школ и других мест массового скопления людей. Неважно, какие это виды аптечных организаций, – их задачи и функции состоят в том, чтобы стабильно обслуживать население и предоставлять людям возможность приобретать необходимые медикаменты в установленное время. Соответственно, расположение аптек на карте населенного пункта – это немаловажный вопрос.

В наше время существует масса аптек, осуществляющих свою законную деятельность на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что по всем гражданским нормам аптеки должны быть в любом населённом пункте, вне зависимости от того, мегаполис это или глухая деревня.

На сегодняшний день не каждый город с небольшим количеством жителей может похвастаться наличием в нём аптеки. Люди вынуждены скитаться в поисках препаратов, вызывать скорую медицинскую помощь, если в доме нет нужных средств. Министерство здравоохранения Российской Федерации плотно занимается данным вопросом, но на его реализацию могут уйти годы.

Существующие виды аптечных организаций способны осуществлять свою деятельность на территории нахождения, если их географическое положение позволяет клиентам беспрепятственно и быстро добраться до них. Некоторые граждане отмечают, что аптечные пункты, которые находятся в городах и сёлах, расположены слишком далеко от мест проживания. Поэтому, чтобы посетить аптеку, нужно иногда проделать тернистый путь.

Центральная районная аптека

Самое важное и масштабное учреждение в районе или городе – центральная аптека. В соответствии с документом об утверждении видов аптечных организаций, она контролирует многие процессы, связанные с медицинскими средствами.

Обязанности:

  • Обеспечение аптек ядовитыми веществами и этиловым спиртом.
  • Информирование аптеки и ЛПУ о поступлении лекарственных препаратов.
  • Контроль поступления и доставки препаратов со склада.
  • Приём и коррекция заявок на выдачу лекарственных препаратов.
  • При наличии органа, управляющего аптеками, доставлять туда заявки на получение препаратов и медицинского оборудования.
  • Контроль поставок, наличия и состояния препаратов для сельских аптек.

Персонал аптеки по регламенту

Все виды аптечных организаций содержат минимальное штатное расписание, куда могут входить следующие вакансии:

  • Фармацевт.
  • Санитарка.
  • Дефектар.
  • Провизор-технолог.
  • Заведующий-провизор.

Каждый из работников выполняет отдельные функции, в соответствии с уставом и регламентом аптечной организации. Персонал обязан соблюдать режим и правила учреждения.

Фармацевт

Назначение и увольнение с данной должности осуществляет заведующий аптекой ЛПУ. Контроль за исполнением должностных обязанностей фармацевта ведут провизоры: технолог и аналитик. Для того чтобы работать на данной должности, не обязательно иметь высшее образование – достаточно среднего фармацевтического.

Фармацевт обязан:

  • Изготавливать препараты по назначению лечебно-профилактических учреждений.
  • Изготавливать средства согласно лечебным предписаниям.
  • Готовить лекарства перед выдачей.
  • Оформлять препарат перед отпуском.

Санитарка

Назначение и увольнение с данной должности производится заведующим лечебно-профилактического учреждения.

Обязанности:

  • уборка помещений;
  • мытье посуды и ее обработка.

Дефектар

Для поступления на эту должность сотрудник обязан иметь высшее фармакологическое образование. Назначает и увольняет с данной вакансии заведующий аптечным учреждением или его заместитель.

Обязанности:

  • контроль записей медикаментов;
  • учет медицинских средств;
  • внутриаптечные заготовки;
  • проверка наличия положенных надписей и информации на упаковках препаратов;
  • контроль срока годности препарата, информации об изготовителе;
  • работа с прочей информацией о лекарственных средствах, которые реализует аптечное учреждение.

Провизор-технолог

Для приема на эту должность сотрудник обязан иметь высшее фармакологическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптечным учреждением, а подчиняется работник исключительно заведующему аптекой и его заместителю.

Обязанности провизора-технолога:

  • контроль за оформлением рецептов;
  • приём рецептов и требований;
  • разъяснение населению информации о лекарственных средствах;
  • регистрация лекарственных и медицинских средств, которые находятся в наличии;
  • контроль за хранением препаратов;
  • учет использования медицинских препаратов в отделениях и кабинетах;
  • доведение информации до медицинского персонала больниц, поликлиник и других учреждений о наличии/отсутствии медикаментов в аптеке.

Заведующий-провизор

Для того чтобы устроиться на данную должность, работник обязан иметь высшее фармакологическое образование и стаж работы более 5 лет в сфере фармакологии. На данную должность назначает главный врач лечебно-профилактического учреждения посредством приказа. Заведующий-провизор имеет идентичные права с главой отделения ЛПУ.

Обязанности:

  • контроль за работой аптеки в целом;
  • следит за правильностью изготовления лекарственных средств;
  • учет отпуска медикаментов по рецептам врача;
  • контроль за снабжением медицинским имуществом медкабинетов и лабораторий;
  • обеспечение должного хранения препаратов, медицинских инструментов;
  • контролирует расход медикаментов;
  • ведёт особый учет расхода наркотических и ядовитых средств;
  • обеспечение фармацевтического порядка в аптеке;
  • контроль за исполнением сотрудниками санитарно-гигиенических норм;
  • составление сметы на получение медицинского имущества;
  • следит за тем, как персонал выполняет свои обязанности;
  • выдача распоряжений, инструкций и прочих документов, касающихся работ в аптеке.

Данный перечень сотрудников аптеки может быть более обширным – всё зависит от того, какие имеются в виду виды аптечных организаций. Характеристика и функции их были описаны выше.

Глава 4. Аптеки лечебно-профилактических учреждений

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ): больниц, дис­пансеров, поликлиник, родильных домов и др.

Основная функция аптеки ЛПУ заключается в изготовлении и отпуске по требованиям (рецептам) лекарств, заказанных оп­ределенными подразделениями ЛПУ, отпуске им готовых ле­карственных препаратов, перевязочных материалов, предметов ухода за больными, медицинских инструментов и других меди­цинских средств. Таким образом, объем работы аптек ЛПУ ши­ре, чем аптек, обслуживающих население, так как они снабжают данное учреждение не только обычным аптечным ассортимен­том, но и реактивами, хирургическими и другими инструмента­ми, медицинской аппаратурой и т. д.

Аптеки ЛПУ подразделяются на категории в зависимости от числа коек в стационаре (табл. 4.2).

Технология изготовления лекарств в аптеках ЛПУ ничем не отличается от аптек, обслуживающих население, поэтому штат­ные единицы в них те же, за некоторым исключением. Так, в аптеках ЛПУ имеется должность провизора-клинициста, фар­мацевтического инспектора, заведующего газобаллонным хо­зяйством и инженера (техника) по ремонту техники.

По объему выполняемой работы в аптеках ЛПУ 40-50 % со­ставляют требования на стерильные лекарственные формы (в аптеках, обслуживающих население - 5 %). В связи с этим на­бор помещений и их размеры несколько отличаются от таковых в хозрасчетных аптеках, обслуживающих население (табл. 9.3).

Аптеки ЛПУ, как и аптеки, обслуживающие население, име­ют производственные, вспомогательные (для хранения), адми­нистративные и хозяйственно-бытовые помещения; Их разме­щают на первом этаже с соблюдением соответствующих сани­тарно-гигиенических требований. Эти помещения должны быть удобны для приема и хранения большого количества ме­дицинского имущества, размещения средств механизации, ап­паратуры и аптечной мебели.

Таблица 4.3 - Площадь помещений аптек лечебно-профилактических учреждений (извлечение из СНиП 1169-78)

Помещения Площадь в зависимости от числа коек в стационаре
Производственные
1. Ожидальня
2. Рецептурная - -
3. Экспедиционная - -
4. Рецептурная-экспедиционная - - - -
5. Ассистентская
6. Помещения для приготов- ления лекарств в асептических
а) асептическая со шлюзом 12+2 12+2 18+2 18+4 24+4 24+4
б) терилизационная для воздушной стерилизации - - -
в) стерилизационная для паровой стерилизации
г) моечная -
д) комната для контроля, оформления и хранения лекарственных форм и растворов для инъекций - - -
7. Расфасовочная - -
8. Кабинет провизора-аналитика -
9. Дефектарская (со шлюзом) - - - 12+4 15+4 16+4
10. Дистилляционная
11. Дезинфекционная со шлюзом (с отдельным наружным вхо­дом) - - 12+2 12+2 12+2 12+2
12. Моечная
13. Комната для хранения чистой посуды
14. Распаковочная
Кладовые
15. Готовых лекарственных форм
16. Сухих медикаментов - - -
17. Жидких медикаментов
18. Перевязочных материалов - - -
19. Хирургических инструментов
20. Предметов ухода за больными, санитарии и гигиены -
21. Горючих и легковоспламеняющихся жидкостей
22. Дезинфекционных средств и кислот
23. Лекарственных трав - -
24. Холодильная камера 8 10
25. Стекла, тары, вспомогательных материалов 10 15 20 24
Служебные и бытовые
26. Кабинет заведующего 8 10 10 10
27. Помещение для занятий с персоналом - 24 30 35
28. Гардеробная для персонала 8 10 15 20
29. Кладовая для предметов уборки 2 4 4 4
30. Туалет для персонала 1,2 х 0,5 м
31. Комната для персонала 8 8 8 8
32. Комната личной гигиены 5 5 5 5

Важным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованием является надежная изоляция помещений аптеки ЛПУ от лечебно-диагностических отделений, предназначенных для пре­бывания больных, но в то же время аптека должна иметь удобное, безопасное с точки зрения загрязнения и инфицирования сообщение с отделениями больницы. Наиболее целесообразно размещать ап­теку в главном корпусе больницы или в отдельном здании. В этом случае аптека должна иметь подвальное помещение и хо­рошие подъездные пути. Аптеки крупных клинических больниц и многопрофильных ЛПУ имеют специальное помещение, со­стоящее из двух комнат общей площадью 45-50 м 2 для мелко­серийного производства таблеток и ампулированных препара­тов. На аптеку ЛПУ возложена обязанность снабжения больниц кислородом и другими газами. В этом случае при аптеке преду­сматривается строительство центральной кислородной станции. В аптеках ЛПУ нет торгового зала; вместо него имеется ожи­дальня, предназначенная для медицинского персонала, кото­рый приходит в аптеку из того или иного подразделения (боль­ницы, поликлиники и т. д.) для того, чтобы доставить требова­ния, заявки, рецепты и получить приготовленные лекарства или товары медицинского назначения. В отличие от аптек, об­служивающих население, в аптеке ЛПУ имеется рецептурно-экспедиционная, в которой выполняется большой объем рабо­ты по приему и выполнению требований и рецептов. Кроме то­го, аптеки ЛПУ отличаются наличием крупного (общей площа­дью от 80 до 120 м 2) хорошо оборудованного асептического блока для приготовления большого количества стерильных ле­карств. Отдельная комната провизора-аналитика в аптеках ЛПУ не предусмотрена. В ассистентской имеется стол прови­зора-аналитика с необходимой аппаратурой для физико-хими­ческих анализов. Эти аптеки оборудуются двумя моечными (комнаты для обработки посуды). Одна из них предназначена для приема, сортировки и обработки посуды, заготавливаемой для глазных капель и других стерильных инъекционных раство­ров, другая - для сбора, обработки и сортировки обычной ап­течной посуды и аптечного инвентаря. В аптеке имеется боль­шое число кладовых специального назначения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!