Служба защиты прав потребителей

Контрактный управляющий. Штатный юрисконсульт с обязанностями контрактного управляющего в школе Должность контрактный управляющий в бюджетном учреждении

Закупки государственных и муниципальных заказчиков должны проводить профессионалы - таковы требования закона 44-ФЗ. В организации должна быть сформирована контрактная служба или нанят один специалист - контрактный управляющий . Обязанности управляющего прописываются в отдельном документе - должностной инструкции.

Как сформировать службу

Если объем закупок заказчика не превышает 100 млн рублей , можно обойтись контрактным управляющим. Иначе необходимо сформировать полноценную контрактную службу. Необходимо разработать Положение о контрактной службе, образец которого содержится в приказе Минэкономразвития от 29 октября 2013 № 631.

Заказчик может нанять управляющего разными методами:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Взять на работу со стороны и заключить с ним трудовой договор.
  2. Перевести на эту должность работника из числа тех, кто уже трудится у заказчика и соответствует критериям. Предварительно он должен пройти профессиональную подготовку.
  3. Нанять действующего сотрудника на условиях совместительства (на полставки).

Вне зависимости от выбора варианта, руководитель заказчика должен издать приказ о назначении контрактного управляющего и утвердить его должностную инструкцию. Кроме того, придется изменить штатное расписание - добавить туда соответствующую должность.

Функции управляющего

Что должен делать контрактный управляющий? Список его функций приведен в законе. К ним относится следующее:

  1. Формирование, изменение и публикация .
  2. Подготовка извещений и закупочной документации, а также приглашений на закрытые процедуры.
  3. Участие в процедуре, в том числе заключение контракта.
  4. Консультирование поставщиков и исполнителей.
  5. Участие в спорах, связанных с закупкой, определением поставщика.

Требования к работникам, которые отвечают за госзакупки, содержаться в приказе Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н. Специалист должен обладать знаниями и опытом работы в сфере закупок. Он должен знать не только закон 44-ФЗ, но быть знаком и гражданским, бюджетным и другими кодексами и законами. Специалист должен уметь составлять документы и оценивать заявки, знать тонкости планирования закупок и работы с электронными площадками.

Что включить в должностную инструкцию

Должностная инструкция контрактного управляющего представляет собой внутренний документ заказчика, в котором определены требования к нему, его обязанности и права. Она показывает, что именно входит в зону ответственности управляющего и какие ему даны полномочия.

Инструкция состоит из нескольких разделов - их содержание представлено в следующей таблице. А в конце статьи приведен образец должностной инструкции контрактного управляющего.

Таблица. Разделы должностной инструкции контрактного управляющего

Раздел Содержание
Общие положения Порядок назначения и увольнения, общая информация о должности и требования к сотруднику, который на нее нанят
Функции Общие функции специалиста
Обязанности Действия, которые выполняет управляющий
Права Объем прав специалиста
Ответственность Меры, которые будут применяться в случае нарушений
Заключительные положения Ссылки на профстандарты, порядок внесения в должностную инструкцию изменений

Образец должностной инструкции, страница 1

Образец должностной инструкции, страница 2

Образец должностной инструкции, страница 3

Образец должностной инструкции, окончание

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста.

Должностные обязанности специалиста по закупкам 44 фз образец

Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего.

Составляем должностную инструкцию для специалиста по госзакупкам

Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики. Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа. Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации. Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы. А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности). Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку. Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность.

Должностная инструкция

Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста. Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 11:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

1. В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы.

Специалист по закупкам

Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkina Специалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 06:34

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Агент по закупкам

Должностные обязанности. Осуществляет работу по закупке у населения сельскохозяйственной продукции собственного производства в соответствии с заключаемыми договорами, определяющими характер и объем поставок, а также их оплату. Выезжает в сельскохозяйственные районы, выявляет потенциальных поставщиков (продавцов) производимой ими продукции, заключает договоры купли-продажи. Проводит разъяснительную работу среди населения о порядке заключения договоров купли-продажи на обоюдно-выгодных условиях, принимает меры по установлению долгосрочных связей с производителями сельскохозяйственной продукции. Осуществляет контроль качества приобретаемой продукции. Оформляет в соответствии с установленным порядком документацию на закупаемую продукцию, заказывает контейнеры и транспортные средства для ее перевозки. Контролирует наличие необходимых приспособлений и санитарное состояние транспортных средств, предназначенных для перевозки, правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ и рациональное размещение продукции.

POINT-V.RU

Отправляет закупленную продукцию в адрес поручителя, сопровождает грузы в пути следования, соблюдая санитарные требования и правила хранения продукции при транспортировке, содействует их своевременной доставке. Следит за соблюдением требований охраны труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Сдает доставленную продукцию, оформляет установленную приемосдаточную документацию.

Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся порядка заключения договоров с поставщиками; основы рыночной экономики; организацию работы по закупкам сельскохозяйственной продукции; основы трудового, финансового и хозяйственного законодательства; методы делового общения; методы и средства определения качества закупаемой продукции; организацию погрузочно-разгрузочных работ; правила и порядок приемки, отправки и сдачи продукции, заказа контейнеров и транспортных средств; условия хранения и перевозки закупаемой продукции; формы и порядок оформления приемосдаточных документов; основы организации труда; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Агент по закупкам» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция агента по закупкам, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Все статьи Контрактная служба и контрактный управляющий как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в контрактной системе Российской Федерации (Андрианова В.Н.)

Основным преимуществом Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) является его нацеленность на повышение профессионализма кадров в сфере государственных закупок и, как следствие, переход к осуществлению закупок на профессиональной основе.

Статья 9 Закона N 44-ФЗ закрепляет принцип профессионализма, который означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики обязаны принимать меры по поддержанию и соответственно повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, которые осуществляют свою деятельность в сфере закупок. Одним из способов являются курсы повышения квалификации сотрудников и профессиональная переподготовка в сфере закупок.

Однако, на наш взгляд, наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, будет создание отдельных кафедр на юридических факультетах вузов России. Таким образом, сотрудник более глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска будет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства Российской Федерации. Представляется необходимым разработать программу обучения по подготовке высококвалифицированных специалистов по закупочной деятельности. Это позволит увеличить уровень оказываемых услуг всем контрагентам закупочной деятельности.

В международной практике существуют различные подходы к обучению сотрудников закупочных подразделений. Имеются примеры, когда специализацию закупки можно получить в бакалавриате и магистратуре. Например, в Соединенных Штатах Америки существует несколько крупных образовательных учреждений, таких как Arizona State University, Bowling Green State University, George Washington University, Miami University, Michigan State University и Western Michigan University, где можно получить степень бакалавра по специализации: закупки, материалы, поставки, цепи поставок, управление логистикой. Кроме того, некоторые учреждения предлагают сертифицированные программы или курсы, связанные с закупками, как для студентов очного отделения, так и заочного. Ряд учебных заведений, в том числе Arizona State University, Michigan State University и Howard University, предлагают специализацию по управлению цепями поставок как часть специализации MBA. В Канаде Richard Ivey School of Business уже более десяти лет предлагает курс по закупкам и поставкам как для выпускников с высшим образованием, так и для людей с более высоким уровнем подготовки. В ряде университетов, в частности HEC, Laval и Victoria, можно получить высшее образование по этим специальностям.

Следует также отметить, что в сентябре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты России утверждены профессиональные стандарты специалиста и эксперта в сфере закупок, разработанные во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и призванные обеспечить принцип профессионализма заказчика. Согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая вступит в силу с 1 июля 2016 г., обязательными такие стандарты (они установлены и в ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ) будут только в части требований образования в сфере закупок. Согласно данной норме Закона работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Профессиональные стандарты подразделяются на четыре уровня классификации — 5-й, 6-й, 7-й, 8-й. Обладателем 8-го уровня может стать человек, имеющий опыт работы в сфере закупок не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях.

Принцип профессионализма проявляется в обязанности заказчиков создать контрактные службы или назначить контрактных управляющих.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий) (ч. ч. 1, 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Указанная норма не запрещает заказчикам, совокупный объем закупок которых не превышает 100 млн. руб., создавать контрактные службы. Речь идет об индивидуальном подходе каждого заказчика, учитывая специфику деятельности и распределения обязанностей в организации. Однако, на наш взгляд, создание контрактной службы организует работу заказчика наиболее рациональным способом, следовательно, создание службы в указанном случае положительно повлияет на процедуру закупок. Если же у заказчика совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. руб. и не создана контрактная служба, то согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ он обязан ввести в структуру организации контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок. То есть, по сути, контрактный управляющий — это сотрудник организации заказчика, который единолично осуществляет функции контрактной службы.

Согласно Закону N 44-ФЗ работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, тогда к членам комиссии по осуществлению закупок предъявляется требование о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок, а также наличия специальных знаний, относящихся к объекту закупки. То есть более 50% от числа членов комиссии должны быть обучены и иметь документ, который подтверждает пройденное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Как нам представляется, в целях надлежащей реализации принципа профессионализма заказчика (ст. 9 Закона N 44-ФЗ) необходимо законодательно предусмотреть единые правовые требования к образовательному уровню лиц, осуществляющих закупки.

Контрактные службы заказчика действуют в соответствии с положением (регламентом), который был разработан и утвержден на основании Типового положения (регламента), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631. На сегодняшний день такие положения у всех заказчиков разработаны и утверждены.

В соответствии с типовым положением к объему полномочий контрактных служб относятся:

— планирование закупок;

— организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— обоснование закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

— обязательное общественное обсуждение закупок;

— организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

— привлечение экспертов, экспертных организаций;

— подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

— подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

— рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии;

— организация заключения контракта;

— организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии;

— организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

— взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

— организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);

— направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);

— участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы.

Как следует из приведенного перечня, контрактная служба имеет немало полномочий, и соответственно, профессионализм сотрудников, которые осуществляют данные функции, должен им соответствовать и расти.

В то же время обозначенное типовое положение носит рамочный характер и, соответственно, перечисляет полномочия и функции контрактной службы, но не определяет порядок действий для их осуществления. На наш взгляд, для эффективного функционирования контрактной службы необходимо разработать регламент действий контрактной службы. Он позволит регулировать отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчика, определять действия контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика, в том числе с комиссиями по осуществлению закупок (при планировании закупок, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при заключении и исполнении государственных контрактов).

Важным элементом проведения закупки для заказчика является организация осуществления закупки. Она, как известно, начинается с осуществления ее планирования и подготовки планов закупки, планов-графиков, их согласования.

Контрактной службе заказчика необходимо вести внутренний реестр закупок, которые им осуществляются. Данный реестр упорядочивает и фиксирует все документы закупки, обеспечивает их взаимосвязь. Каждой закупке перед формированием извещения об осуществлении закупки присваивается индивидуальный номер, что позволяет ее идентифицировать.

Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" устанавливает порядок формирования контрактной службы. В частности, в состав контрактной службы входят не менее двух человек, должностные лица или работники контрактной службы, которые набираются из числа работников заказчика.

Контрактную службу возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности заказчиком.

Существует несколько вариантов создания контрактной службы: образование отдельного структурного подразделения или утверждение заказчиком постоянного состава своих работников, которые выполняют функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Должностные обязанности сотрудника контрактной службы и контрактного управляющего должны быть отражены в должностных инструкциях. В частности, в настоящее время не установлены специальные нормативные требования к локальным нормативным актам, регулирующим деятельность контрактного управляющего. Поэтому на практике должностные обязанности данного сотрудника определяются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Должностная инструкция, регулирующая деятельность контрактного управляющего, утверждается приказом руководителя организации-заказчика, и данный работник знакомится с ней под роспись. Она охватывает все полномочия, предусмотренные ст. 38 Закона N 44-ФЗ, которые при необходимости подлежат уточнению (конкретизации).

Полагаем, что, так как ст. 38 Закона N 44-ФЗ допускает расширительное толкование, на контрактного управляющего могут быть возложены обязанности, данной нормой не предусмотренные. Они не должны мешать ему выполнять обязанности, предусмотренные ст. 38 данного Закона. Впрочем, некоторые положения этой нормы, как правило, придется дублировать. Например, требование об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции целесообразно сформулировать так, как оно изложено в ч. 6 анализируемой ст. 38: "высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Учитывая, что в настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо конкретных требований к высшему или дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок, на практике таким образованием считается любое образование соответствующего уровня, имеющее прямое отношение к закупкам (причем, судя по формулировке Закона, не обязательно именно к госзакупкам).

Как отмечалось, согласно ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 2016 г. контрактный управляющий должен иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В 2016 г. контрактным управляющим необходимо будет переучиться по новой федеральной учебной программе.

В должностной инструкции необходимо также отразить, что информация о контрактном управляющем размещается в конкурсной документации (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), документации об электронном аукционе (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ), извещении о проведении запроса котировок (п. 4 ч. 1 ст.

Должностная инструкция экономиста по закупкам

73 Закона N 44-ФЗ), документации о проведении запроса предложений (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Полагаем, что при разработке рассматриваемой должностной инструкции можно использовать обозначенный ранее проект типового положения (регламента) контрактной службы, подготовленный и опубликованный Минэкономразвития России. При этом следует учитывать, что ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ не разграничивает полномочия контрактного управляющего и контрактной службы, они во многом идентичны. Это касается и полномочий комиссии по осуществлению закупок. Например, к полномочиям контрактного управляющего отнесено обеспечение осуществления закупки, в том числе заключение контрактов (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Указанное полномочие может быть отнесено и к функциям комиссии по осуществлению закупок. Следовательно, в случае превышения совокупного годового объема закупок 100 млн. руб. полномочия по размещению заказа будут одновременно осуществлять заказчик, контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок или, если контрактная служба заказчиком не создается, — заказчик, контрактный управляющий и комиссия по осуществлению закупок.

С учетом изложенного считаем целесообразным разграничить в Законе N 44-ФЗ полномочия заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего и комиссии по осуществлению закупок, а также восполнить недостаток законодательства в части определения полномочий руководителей заказчика и руководителей контрактных служб. Отсутствие в Законе такого разграничения является препятствием для привлечения данных должностных лиц к ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, правовое регулирование Закона N 44-ФЗ имеет четкую направленность на повышение профессионализма кадров, что, на наш взгляд, станет особенно важным фактором в процессе перехода на закупки в электронной форме.

Литература

1. СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
2. Управление закупками и поставками: Учебник / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Пер. с англ.; под ред. Ю.А. Щербанина. 13-е изд. М.: Юнити-Дана, 2012.
3. СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
4. Юдина М. Знания — сила // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2015. N 14. С. 34 — 35.
5. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. М., 2016. С. 85.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center и юрисконсульт B2B-Center .

Из этого материала вы узнаете, может ли одно учреждение назначить нескольких контрактных управляющих, как правильно рассчитать 5% совокупного годового объема денежных средств, что подразумевается под этапом исполнения контракта для целей проведения обязательной экспертизы и как Закон № 44-ФЗ решает вопрос об одноименности товаров.

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное проведение экспертизы по результатам каждого этапа исполнения контракта. В наше учреждение поставка отдельных продуктов питания (хлеб, молочная продукция) осуществляется каждый день с оформлением товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Необходимо ли проводить экспертизу поставленного товара при каждой поставке?

КГУЗ ДПС Пионерская речка

Да, приемка товара является элементом исполнения контракта в соответствии с положениями . При осуществлении закупки экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков и от периодичности этапов исполнения контракта. В Законе № 44-ФЗ перечислены случаи обязательного привлечения экспертов или экспертных организаций на основе договора (). Описанный Вами случай в такой перечень не входит, поэтому в данной ситуации Вы вправе проводить экспертизу собственными силами.

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим?

Городская Дума

Заказчик может принять на должность контрактного управляющего нового работника или перевести на нее сотрудника с другой должности. В случае если контрактным управляющим назначается лицо, осуществляющее свои обязанности в рамках гражданско-правового договора, и впоследствии оно будет осуществлять обязанности управляющего на постоянной основе, разумным видится сделать его штатным сотрудником.

Дело в том, что Закон № 44-ФЗ однозначно не определяет, какой договор должен быть заключен – гражданско-правовой или трудовой. Однако из толкования его норм можно сделать вывод, что законодатель подразумевал наличие между заказчиком и контрактного управляющим именно трудовых отношений:

  • определяет контрактного управляющего как "должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок" – следовательно, речь идет именно о работнике, а не об исполнителе услуги по гражданско-правовому договору. Кроме того, речь в законе идет о том, что конкурсный управляющий "назначается" , что подразумевает наличие трудовых отношений;
  • члены контрактной службы, исполняющие аналогичные с конкурсным управляющим функции, названы в именно "работниками" .

К тому же если Ваша организация будет постоянно привлекать к осуществлению закупок контрактного управляющего по гражданско-правовому договору, такой договор может быть признан судом трудовым – по заявлению самого контрактного управляющего либо трудовой инспекции ().

Вне зависимости от правового основания, по которому контрактный управляющий выполняет свои функции, он должен иметь соответствующее образование. В соответствии с до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Существуют три возможных варианта назначения контрактного управляющего:

  • принятие на работу нового сотрудника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением трудового договора;
  • перевод работника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
  • совмещение работником организации должностей по правилам (при этом в соответствии со работнику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

    БЛАНКИ

    (распоряжение) о приеме работника на работу (Форма № Т-1)
    (распоряжение) о приеме работников на работу (Форма № Т-1а)
    (Форма № Т-3)
    (распоряжение) о переводе работника на другую работу (Форма № Т-5)
    (распоряжение) о переводе работников на другую работу (Форма № Т-5а)
    о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок
    (контрактного управляющего)
    контрактного управляющего

    С другими формами, образцами и бланками документов по № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе " "

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы?

Усенкова Вера Алексеевна

Создавать контрактные службы обязаны заказчики, годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. Контрактный управляющий, согласно положениям – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Закон № 44-ФЗ прямо не запрещает назначать нескольких контрактных управляющих. Следовательно, функции контрактного управляющего могут быть возложены на одного или нескольких работников, каждый из которых сопровождает закупку или несколько закупок.

Из толкования положений Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод о том, что в совокупный годовой объем не включаются цены контрактов, исполнение которых производится в ином году, чем была объявлена закупка.

Нам приходится организовывать очень много мелких закупок на небольшую сумму (2-3 тыс. руб.), при этом срочно и непредсказуемо. Должны ли мы при каждой такой закупке готовить соответствующий пакет документации и заключать контракт?

Отдел информационно-исследовательской и правовой работы;
ТОГБУК "Научно-методический центр народного творчества и досуга"

Да, контракты заключаются на все закупки, в том числе и на 2-3 тыс. руб. При осуществлении закупки до 100 тыс. руб. предусмотрена возможность осуществить ее способом закупки у единственного поставщика. В таком случае необходимо обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в соответствии с указанной статьи.

Бюджетное учреждение в конце прошлого года приняло и разместило на Портале госзакупок утвержденное руководителем учреждения Положение о закупках за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности. Действует ли данное Положение в связи с изменениями, введенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или необходимо принять и утвердить другое?

Сергей Коновалов

Сохранились ли в каком-либо виде в Законе № 44-ФЗ требования об одноименности товаров и необходимо ли при ее определении руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков"?

Авилова Наталья Александровна

Понятия "одноименности" Закон № 44-ФЗ не содержит. закрепляются понятия "идентичных" и "однородных" товаров. Вопрос об идентичности или однородности заказчик решает самостоятельно, руководствуясь при этом , утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 " " был издан во исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ", и следовательно, в настоящее время не применяется.

По Закону № 44-ФЗ мы должны указать код продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Если нам необходимо закупить 300 позиций канцелярских товаров – необходимо указать 300 кодов ОКПД (скрепки,бумага, маркеры, стикеры и т.д.)?

Наталья Новикова

До 1 января 2015 года составление и размещение на официальном сайте планов-графиков осуществляются в соответствии с и по , утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н, с учетом , определенных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (). Это требование подразумевает включение в план-график кода ОКПД с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки для каждого лота.

Действующая контрактная система не знает понятие "позиция", а потому к многопозиционной закупке применяются правила о многолотовой закупке (см., например, ). Следовательно, в сформулированной в вопросе ситуации требуется указание кода ОКПД по каждой позиции (лоту) закупаемой продукции.

С 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 " ", где вместо кода ОКПД фигурирует идентификационный код закупки, правила формирования которого, согласно , устанавливаются Минэкономразвития России.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, доля участия субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. В наш план-график включена закупка на общую сумму 171 млн руб., работа будет выполняться три года (с 2014 года по 2016 год включительно). Должна ли включаться указанная закупка в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства?

В. Н. Королева

Если это единая закупка, как сформулировано в вопросе, то она не должна включаться в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства, даже если они выполняется в течение трех лет. Дело в том, что по правилам закупка включается в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства только в том случае, если ее начальная (максимальная) цена составляет не более 20 млн руб. – в Вашем случае эта величина очевидно больше 20 млн руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Контрактный управляющий – человек в бюджетной организации, занимающийся осуществлением закупок в условиях контрактной системы. Это должностное лицо, которое несет ответственность не только за осуществление закупок, но и контролирует весь процесс, включая соблюдение условий каждого заключенного контракта.

Организация имеет право выбора между контрактным управляющим или контрактной службой. Предпочтение в сторону должностного лица отдается в том случае, если объем закупок предполагает сумму, превышающую в 100 миллионов рублей, а сама компания на данный момент не имеет контракта с соответствующей службой.

Контрактный управляющий может в единственном числе осуществлять деятельность по нескольким видам закупок одновременно, но это может быть и несколько человек, за каждым из которых будет закреплен отдельный вид деятельности.

Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает соблюдение определенных правил, на основе которых осуществляется весь рабочий процесс и непосредственная отчетность перед организацией.

Зачем это необходимо

Профессиональная деятельность контрактного управляющего начинается с составления плана и последующего выбора поставщика. Далее должностное лицо ведет переговоры на взаимовыгодных условиях. Конечным этапом является аналитическая деятельность проведенных мероприятий и соблюдение всех условий контракта обеими сторонами. Поскольку объемы закупок крайне велики, необходимость в контрактном управляющем обоснована.

Непосредственная организация работы контрактного управляющего выглядит следующим образом:

  • руководитель организации обязан ориентироваться на ФЗ-44, который регламентирует создание контрактной службы;
  • назначение контрактного управляющего и определение количество человек, ему подчиняющихся;
  • контрактный управляющий может быть единственным специалистом или иметь небольшой штат сотрудников, каждый из которых будет заниматься определенной областью закупок;
  • создание службы и определение количества человек зависит от объема будущих закупок.

В большинстве случаев создается отдельное подразделение в муниципальном учреждении, отвечающее за осуществление госзакупок, контроль за процессом и его ведение до выполнения всех условий контракта обеими сторонами.

Как выглядит образец фз-44

Основанием для создания контрактной службы и приема на работа управляющего для руководителя организации служит ФЗ-44.

Предполагается несколько вариантов развития событий:

  • Руководитель учреждения принимает нового сотрудника на должность контрактного управляющего, с которым происходит заключение соответствующего трудового договора. Имеется возможность принять человека на другую должность, но фактическими обязанностями сотрудника будет организация и ведение закупок.
  • Руководитель учреждения назначает на должность контрактного управляющего человека из имеющегося штата. При этом происходит переоформление трудового договора с внесением новых должностных обязанностей.
  • Руководитель учреждения назначает на должность контрактного управляющего сотрудника из своего штата, но по совместительству. В таком случае в трудовой договор вносятся изменения, происходит доплата за выполнение новых обязанностей. При этом прежние функции работник выполняет на имеющихся ранее условиях.

После принятия сотрудника на новую должность издается соответствующий приказ о назначении и введении человека в курс дела.

После вступления в должность контрактного управляющего у сотрудника появляются соответствующие обязанности на основе ФЗ-44, а также по ТК РФ ст.232, при невыполнении которых предусмотрены определенные штрафные санкции.

Кроме этого, имеется и административная ответственность, поскольку должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает материальную ответственность перед руководителем и всей муниципальной организаций.

С 2019 года на должность контрактного управляющего может претендовать только лицо с соответствующим профильным образованием в области осуществления закупок. ФЗ-44 строго регламентирует данный пункт, а также предусматривает повышение квалификации в данной области путем обучения в интервале не менее 16 часов или путем полной подготовки специалиста, что занимает не менее 250 часов.

Требования к ответственному в школе или детском саду

Требования к контрактному управляющему в школе или дошкольном общеобразовательном учреждении сводятся к соблюдению норм ФЗ-44. Кроме этого, специалист должен иметь обширное представление о работе в детских учреждениях, знать их нюансы и требования.

Общие положения

Общие положения контрактного управляющего в детском учреждении выглядят следующим образом:

  • контрактный управляющий входит в штат специалистов учреждения и является подчиненным директора школы или заведующего детским садом;
  • сотрудник должен иметь высшее профессиональное образование и дополнительное в области осуществления закупок;
  • контрактный управляющий обязан знать Конституцию страны, гражданские права и ориентироваться в бюджетной сфере деятельности, а также знать положения ФЗ-44;
  • контрактный управляющий должен отлично разбираться в тонкостях осуществления сделок по закупкам, знать нюансы их ведения и грамотно применять теоретические знания на практике;
  • осуществлять контроль за деятельность подчиненных на протяжении всего процесса;
  • профессиональная деятельность должна соответствовать требованиям российского законодательства;
  • являясь материально ответственным лицом, контрактный управляющий несет полную ответственность за свои действия перед руководителем организации, а также перед законом.

Кроме этого, основные положения для контрактного управляющего включают соблюдение техники безопасности и норм охраны труда.

Обязанности лица

Контрактный управляющей, работающий в школе или детском саду, имеет следующие обязанности:

  • составление плана будущих закупок;
  • предположение возможных изменений в план и своевременное их внесение без ущерба для финансовой стороны организации;
  • загрузка плана в единую информационную службу;
  • заключение контрактов;
  • участие в рассмотрении жалоб и претензии, возникающих в ходе работы, а также составление аргументированных возражений;
  • ведение переговоров с поставщиками на всем этапе закупки;
  • поддержание необходимого уровня квалификации;
  • соблюдение и исполнение других требований ФЗ-44, если таковые имеются в конкретном случае.

Обязанностями контрактного управляющего служат многочисленные функции, которые сводятся к грамотному и рациональному подходу осуществления закупок, а также соблюдение всех необходимых требований ФЗ-44 и иных регламентирующих актов законодательства.

Уровень квалификации

Квалификация контрактного управляющего может напрямую влиять на качество его работы, поэтому имеются определенные требования, определяющие квалификационный уровень. В первую очередь это относится к образованию сотрудника. Оно должно выть высшим профильным. Также необходимо подтверждение обучения в области закупок.

При приеме на работу большое значение играет уже имеющийся опыт работы в закупочной области. Отличное знание Конституции РФ, основных положений бюджетных учреждений, основы бухгалтерии и ФЗ-44 – все это должно говорить об уровне квалификации контрактного управляющего и, соответственно, о качестве будущей работы.

Стоит отметить, что при отличных теоретических знаниях сотрудник может показать высококлассные организаторские способности в отличие от человека с неудавшимся опытом в сфере закупок.

Порядок служебного взаимодействия

Порядок служебного взаимодействия контрактного управляющего муниципальной организации с остальными работниками строится на деловом общении, а также на установленном регламенте внутри коллективных отношений.

Проведение переговоров осуществляется исключительно в деловой обстановке. Однако, не допускается обсуждение деталей проекта закупки контрактным управляющим с другими участниками тендера, пока не выбран окончательный победитель.

В противном случае это будет считаться нарушением законодательства, если не предусмотрено иное развитие событий ФЗ-44. Это же касается проведения электронных торгов – контрактному управляющему запрещено общение с оператором с целью исключения получения преимуществ обеими сторонами.

В случае, если контрактный управляющий состоит с поставщиком в родственных связях, в браке или юридических отношениях, а совершение сделки на закупку товара предполагает получение определенной выгоды, как для одной стороны, так и другой, то об этом необходимо сообщить заказчику.

Содержание должностной инструкции контрактного управляющего

Должностная инструкция контрактного управляющего основывается на соблюдении ФЗ-44, а также подразумевает предоставление полной информации о ходе работы непосредственному руководителю и размещение ее в интернете на требуемом портале.

Все этапы проведения закупок, начиная от торгов и выбора поставщика и заканчивая предоставлением сведений об отчетности, должны быть абсолютно прозрачными и с соблюдением необходимых норм и требований.

Непосредственный контрактный управляющий должен соответствовать заявленным требованиям, иметь высшее образование, включая курсы по проведению госзакупок. Руководитель муниципальной организации со своей стороны обязан проводить переподготовку сотрудника, если это требуется, а при необходимости осуществлять контроль осуществляемой деятельности на различных этапах. Контрактный управляющий в свою очередь обязан предоставлять руководителю все необходимые данные о проделанной работе.

Должностная инструкция контрактного управляющего предусматривает составление плана будущих действий и четкое ему соответствие на всех этапах работы. При необходимости возможна корректировка плана действий, которая согласовывается с заинтересованными лицами.

Конечным этапом должностной инструкции считается заключение сделки на поставку товара, соблюдение требований всех участников процесса и осуществление условий контракта. Управляющий является материально ответственным лицом, поэтому в случае некачественного выполнения своих обязанностей может быть представлен к административному взысканию, в зависимости от степени нарушения и имеющегося умысла.

Показатели эффективности

Эффективность работы контрактного управляющего оценивается по общим и основным показателям:

Общие
  • объем и интенсивность труда, возможность проведения деятельности в экстремальных ситуациях, дисциплина работника;
  • своевременное выполнение непосредственных обязанностей;
  • качество работы – возможность применения теоретических знаний на практике;
  • профессионализм – практическое использование собственного опыта и знаний для достижения улучшения качества работы, а также заимствование положительного опыта других организаций;
  • организация рабочего процесса – рациональное использование времени и средств в отношении имеющегося контракта;
  • возможность творческого подхода к работе и способность благодаря этому выходить из сложных ситуаций;
  • понимание ответственности за проделываемую работу.
Основные
  • отсутствие претензий и жалоб за весь период работы – касается именно аргументированных недочетов;
  • заключение контрактов по закупке на максимально эффективных условиях;
  • соблюдение законодательства РФ и условий контракта;
  • соблюдение необходимых условий всех участников сделки без потери выгоды для собственной организации.

Совокупность всех показателей может говорить об эффективности проведенной работы и профессионализме контрактного управляющего.

Составляется в произвольной форме в зависимости от требований, предъявляемых к ней организацией, в которую она подается.

В чем состоят главные различия учета МСФО и РСБУ — помогут разобраться

Пример анализа финансового состояния предприятия можно посмотреть

Подскажите пожалуйста, в учреждении нет должности контрактного управляющего. Как правильно возложить обязанности на сотрудника, оформить допсоглашение или прописать в должностной инструкции? Если в должностной инструкции, то на какие материальные поощрения может рассчитывать сотрудник (доплата, премия и тд за возложение дополнительных обязанностей, так как по занимаемой должности у данного сотрудника характер выполняемой работы отличается от контрактного управляющего)

Ответ

Ответ на вопрос:

Должность нужно обязательно вводить в ШР.

Во-первых, как мы понимаем из вопроса, речь идет о совершенно разных трудовых функциях с разным объемом обязанностей и различными требованиями к квалификации, опыту работы.

Следует также отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности . Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона) , а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность. ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012), также должности контрактного управляющего не содержит.

Должность контрактного управляющего предусмотрена "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39210).

Итак, что касается должности контрактного управляющего, то такую ставку нужно ввести в штатное расписание и оформить работнику, о котором Вы говорите, при наличии у него необходимой квалификации (если обязанности будут осуществляться в основное рабочее время) или внутреннее (при осуществлении доп. работы не в основное рабочее время и отсутствии запретов на совместительство).

За совмещение сотруднику полагается . При совместительстве оформляется отдельный трудовой договор.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму , утвержденную , или . В указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

  • , утвержденный ;
  • , утвержденный ;
  • , принятый ;
  • единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.

Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:

  • , работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным эксперт Системы Кадры Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!