Служба защиты прав потребителей

Правовое регулирование инновационной деятельности в россии. Законодательное регулирование инновационной деятельности Правовое регулирование в сфере инновационной деятельности

Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности, и, понимая это, органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие термины трактуются неоднозначно.

Экономическая литература содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности, состоянию организационно-экономических механизмов функционирования инновационных составляющих. Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ведь отсутствие системных исследований по проблемам инновационных отношений делает невозможной разработку научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти. Ответ на поставленный вопрос позволит понять, почему инновационное законодательство развивается медленно и непоследовательно, без четкой концепции, без определения предмета и методов правового регулирования, а также круга регулируемых отношений, таких как проект закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

Инновационная тематика имеет экономические корни, поэтому до сих пор она разрабатывалась преимущественно экономистами. Но комплексность этой области знаний чрезвычайно высока. Представители правовой науки последовательно указывают на то, что создание четкого механизма правового регулирования в сфере инноваций есть необходимый элемент экономических реформ. Однако пока современная юридическая доктрина предметно не обращалась к тематике инновационной деятельности. Поэтому право призвано решать жизненные ситуации, немедленно и адекватно реагировать на них, отвечать сегодняшним требованиям изменяющихся общественных отношений.

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законодательство России в отличие от законодательства советского периода состоит из сотни тысяч нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами под влиянием тех или иных общественных настроений, в ответ на настоятельные требования развивающейся экономики. В такой ситуации рано или поздно возникает острая потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, - стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность .

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около двух тысяч нормативных актов. Более 1800 правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. Такое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», не только затрудняет изучение, но и делает непростым его применение. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Любая справочно-правовая система - всего лишь технический инструмент в руках профессионала, автоматизированное рабочее место. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить знакомство с законами, упорядочить их, сократить время для их изучения. В настоящее время состояние правового регулирования инновационных отношений в целом характеризуется бессистемностью и отсутствием единого комплексного подхода. Поэтому сегодня законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.

В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения задач социально-экономического развития. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны расширять права и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством. Единственное ограничение, обозначенное законодателем, состоит в невозможности сужать и ущемлять права граждан.

Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом и в период с 1997 г. по май 2005 г. приняли 35 законов, регулирующих инновационную деятельность на своей территории (более подробно см. ). Образовалась правовая коллизия. С одной стороны, правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации, а следовательно, субъекты Федерации вышли за пределы своих полномочий, а с другой стороны - законы, принятые субъектами Федерации, не противоречат федеральному закону, поскольку на федеральном уровне до настоящего времени не принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Российской Федерации». А рынок продолжает настоятельно требовать законодательного регулирования инновационных отношений. Ожидается, что после принятия соответствующего федерального закона региональное инновационное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным.

Сегодня около 1800 нормативных актов федерального уровня содержат инновационную терминологию. Однако анализ инновационного законодательства, проведенный М.В. Волынкиной , свидетельствует о том, что систематизации подлежат не более 130 из них, поскольку все остальные содержат лишь ряд популистских инновационных словосочетаний - «инновационное развитие», «инновационная перспектива» и т.п.

Специальную законодательную базу об инновациях можно сгруппировать так.

  • 1. Правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.
  • 2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.
  • 3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.
  • 4. Законы, регулирующие статус инновационно активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).
  • 5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

Основные нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику, представлены в табл. 1.6.

Анализ инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании. При этом можно отметить, что на федеральном уровне отсутствуют:

  • единая концепции развития инновационной экономики России;
  • точная инновационная терминология, содействующая единообразному пониманию и применению инновационного законодательства всеми субъектами права.

Нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику РФ

Таблица 1.6

Название нормативного акта

О Федеральной инновационной программе «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»

О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы

Об утверждении федеральной целевой программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 (в ред. постановления Правительства РФ от 17 декабря1999 г.

1399)

О Федеральной программе государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы

О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 884 (в ред. Указов Президента РФ от 1 августа 2004 г. № 1114)

О доктрине развития российской науки

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

О науке и государственной научно- технической политике

Об утверждении программы Правительства Российской федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах»

О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу

О концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов

О создании банка данных высокоэффективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных проектов

О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии

О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы

Об утверждении соглашения о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технической сфере

О комплексе мер и развитии государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействии их инновационной деятельности

  • 2001 г. № 910-р (в ред. постановления Правительства РФ от 6 июня
  • 2002 г. № 388)

О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

Протокол совместного заседания Совета безопасности РФ, президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

Стратегия экономического развития Сибири

Основные направления государственной инновационной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу(2003- 2005 годы)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Сегодня перед законодателем стоят две основные задачи:

  • 1) упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;
  • 2) принятие специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

В настоящее время основные планы, определяющие действия Правительства РФ по реализации инновационной политики, сформулированы в ряде нормативных актов. Основные из них представлены в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Нормативные акты,

определяющие планы действия Правительства РФ по реализации инновационной политики РФ

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

План действий по реализации концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 годов

План действий на 1999-2000 годы по реализации концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

  • 2000 г. № 1072-р Распоряжение Правительства РФ от 14 июля
  • 2001 г. № 993-р

Приложение к плану действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)

Вид нормативного акта, дата и №

Название нормативного акта

План действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации

План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования

План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений программы социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)

Основные направления Правительства Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

При принятии закона, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, в числе принципиальных позиций должны быть закреплены нормы права:

о принципах, предмете, субъектах правового регулирования инновационных отношений, их правах и обязанностях;

о целях инновационного законодательства и его месте в системе действующего законодательства;

об источниках финансирования, мерах государственной поддержки, основах стимулирования творчества и инновационной активности всех субъектов инновационных правоотношений;

о юридической ответственности всех субъектов гражданских правоотношений за нарушение исключительных прав.

Появление инновационного сегмента в экономике - это расширение инфраструктуры рынка, увеличение количества его элементов. Поэтому инновационная сфера является органичной частью экономической системы, а значит, методы регулирования, используемые для управления инновационной составляющей, аналогичны методам управления экономической системой.

В то же время из-за особенностей субъектного и объектного состава отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности, оказалось недостаточно:

  • существующих гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности;
  • норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав;
  • норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают нас при регулировании инновационных отношений обращаться к нормам права, опосредующим деятельность в сфере управления, к институтам финансового и бюджетного права.

Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает также наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов не только с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), но и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства - по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю (субординационные властеотношения).

Таким образом, вся совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения и обеспечивающих эффективное экономическое поведение его участников, образует правовую среду инновационного предпринимательства.

Опираясь на имеющиеся достижения юридической науки о системе права и законодательства, инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, так как оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов. Большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского. Поэтому оптимальным местом для кодификации общих положений и принципов инновационных отношений является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - естественный центр кодификации всех норм гражданского права, а специальным актом должен стать Федеральный закон «Об инновациях и инновационных отношениях в Российской Федерации».

Общая характеристика инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе. Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности. Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления. Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей. В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована. Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе. Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Костенко Лариса Николаевна соискатель кафедры гражданского права Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Данная статья посвящена правовому регулированию инновационной деятельности. В работе рассмотрены различные правовые связи между различными источниками права, устанавливающими правовой режим инноваций и инновационной деятельности

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ИСТОЧНИКИ ПРАВА, ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Kostenko Larisa Nikolaevna postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

This article is devoted to legal regulation of innovative activity. In this work various legal communications between various sources of law establishing a legal regime of innovations and innovative activity are considered

Keywords: dVIL LAW, SOURCES OF LAW, INNOVATION, INNOVATIVE ACTIVITY

В настоящее время законодательному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации уделяется значительное внимание. В тоже время направленность российской экономики на инновационную деятельность в целом еще недостаточно обеспечена мерами государственной поддержки и стимулирования. С этим связано отсутствие большего количества малых предприятий, которых можно отнести к категории инновационных.

В сложившихся условиях направленности отечественной экономики на инновационное развитие требуется высокий уровень финансирования, создание научно обоснованной теоретической базы и хорошо отработанного механизма стимулирования инновационных процессов. В рамках этого в долгосрочной перспективе важную роль в процессе стимулирования инвестиционной активности играет поддержка малого предпринимательства. Поскольку именно данная сфера оказывает существенное влияние на развитие и обновление экономики, разрешает сложные социальные проблемы и способствует увеличению рабочих мест.

Вопросы, связанные с формированием терминологического и понятийного аппарата при нормативном обеспечении инновационной

деятельности, следует отнести к числу приоритетных направлений науки гражданского права. В рамках этого направления научной мысли первостепенным является вопрос о разработке понятия «инновационная деятельность» применительно к юридической терминологии. Нужно подчеркнуть, что с точки зрения права всегда требуется достаточно понятное и непротиворечивое толкование того или иного термина, которое возможно только во взаимосвязи с другими отраслями науки - экономики, истории, филологии и философии. Инновационная деятельность образует весьма нетрадиционный для правового регулирования объект. Особый правовой характер инновационной деятельности проявляется в виде последовательного стадийного процесса, сменяющего различные субъекты и объекты такой деятельности.

Понятие «инновационная деятельность» относится к числу новых и недостаточно исследованных. Термин «инновационная деятельность» преимущественно распространен в экономической науке. Экономическая теория инновационную деятельность поясняет двумя концепциями. Первая объясняет генезис инновационной деятельности технологическим прорывом. Вторая концепция основу инновационной деятельности видит в давлении рыночного спроса.

Исторический анализ исследуемых отношений показывает, что понятия, выражающие содержание и специфику научно-технических преобразований в обществе, начали входить в употребление в XIX в. Исторически первым был термин «нововведение», который и стал активно использоваться экономической теорией. Современное толкование данного термина происходит от английского innovation - введение чего-нибудь нового. Такие образом, инновация практически выступает синонимом термину «нововведение». Инновация должна пониматься как реализованное на практике и используемое в коммерческом обороте новшество.

Инновационная деятельность тесно связана с научно-техническим прогрессом, поскольку по своей сущности эта деятельность опосредует научную и производственную сферы общественной деятельности, что также предполагает интеграцию научной деятельности и материального производства, реализацию технико-экономических потребностей государства посредством использования научной продукции. Поэтому основой для понимания природы инновационной деятельности выступает понятие «научно-технический прогресс», который сам по себе является одним из непрерывных и объективных процессов развития общества. Именно научно-технический прогресс стал основой для нормативного закрепления новых понятий и терминов, имеющих одновременно и технический и правовой характер.

Взаимосвязь научно-технического процесса и инновационной деятельности проявляется в следующем. Научно-технический прогресс объективно сочетает в себе два процесса - один связан с развитием науки, другой с развитием техники. Его основная специфика заключена в поиске новых научных открытий и их внедрением. В то время как инновационная деятельность в основном направлена на внедрение этих открытий (инноваций) в имущественный оборот и их последующую коммерциализацию. В соответствии с изложенным подходом инновационная деятельность должна пониматься как непрерывный процесс, объединяющий науку, технику, экономику и предпринимательскую деятельность.

Легальное понятие инновационной деятельности дается в ст. 2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», в соответствии с которой инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а

также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности

Поскольку инновационная деятельность трактуется законодателем достаточно широко, уточнения требуют термины, раскрывающие ее содержание. В качестве основы построения общей теории инновационной деятельности в юриспруденции выступает синтез различных научно обоснованных представлений о данном понятии. Рассматривая понятие «инновационная деятельность» необходимо проанализировать термин «деятельность».

Современная энциклопедия термин «деятельность» понимает как процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта и объекта, в результате которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности и достигает цели.Более классическое определение содержится в словаре С.И. Ожегова, где деятельность - это работа, занятие, труд. Применяя данное толкование к инновационной деятельности можно отметить, что это может быть работа по созданию инноваций, работа по управлению ими и внедрению их в коммерческий оборот.

Сфера инновационной деятельности представляет собой совокупность отраслей национальной экономики и основных видов профессиональной деятельности, которые прямо не относятся к созданию материальных благ, но создают такие объекты гражданского оборота, потребительская стоимость которых оказывает влияние на развитие материального производства в целом. Причем товарная форма опосредует основную часть потребительной стоимости создаваемых инноваций. Но и сами результаты интеллектуальной деятельности также являются объектами гражданского оборота. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что инновационная сфера охватывает все больше сфер общественных отношений, начиная от научно-исследовательской деятельности авторов новаций и заканчивая субъектами предпринимательских отношений, участвующих в создании и

использовании создаваемых инновационных объектов имущественного оборота.

Результатом инновационной деятельности выступает высокотехнологичная (наукоемкая) продукция, уровень наукоемкости которой превышает средний уровень по промышленному производству. В международной практике весьма распространен единый перечень высокотехнологичных продуктовых групп (Standard International Trade Classification- SITC), который был создан Евростатом на базе стандартной международной торговой классификации.

Тем самым можно определить понятие инновационной деятельности как деятельность, направленную на создание, использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок с последующим их внедрением на рынке. Все большая коммерческая целесообразность инновационной деятельности обусловлена современными особенностями рыночной экономики. В условиях современных рыночных отношений структурные элементы инновационной деятельности (инновации, инвестиции) формируют рынок интеллектуальной собственности. Это с закономерностью выступает стимулом к развитию рынка инвестиций для инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная деятельность может быть определена как самостоятельная совокупность последовательных действий по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций в практической деятельности субъектов гражданского оборота. Инновационная деятельность относится к числу интегративных научных понятий.

Источниками правового регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, в том числе инновационной деятельности малых предприятий, выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и отраслевой принадлежности.

Систему источников правового регулирования инновационной деятельности можно подразделять на следующие виды нормативных актов;

1) законы;

2) подзаконные нормативные акты;

3) нормативные акты программного и декларативного характера (концепции, стратегии развития, программы и т.д.).

Следует отметить, что инновационное законодательство обладает значительной спецификой и является достаточно молодым правовым образованием в структуре российского права. Одновременно в отсутствие специального законодательства об инновационной деятельности правовой основой для регулирования инновационной деятельности является законодательство о результатах интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации.

Конституция РФ является основополагающим источником российского права, поскольку представляет собой первичную нормативную базу для всего права и законодательства, в том числе и гражданского. Конституция РФзакрепляет, что «интеллектуальная собственность охраняется законом», тем самым в общей норме осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с использованием и защитой таких объектов гражданских прав.

Вступившая в силу с 1 января 2008 г. IV, последняя, часть Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) объединила и систематизировала разрозненные нормы об интеллектуальной собственности, которые ранее содержались в специальных законах. Не менее важными являются нормы права, содержащиеся в других частях ГК РФи принятых в развитие его норм отдельных федеральных законах; о субъектах предпринимательской деятельности, о юридических лицах, общие положения об обязательствах и договорах.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» заложил законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности. Статья 16.1 данного Закона устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Под государственной поддержкой инновационной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Поддержка государством инновационной деятельности осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) целевая основа использования бюджетных средств,

направленных на осуществление государственной поддержки инновационной деятельности;

2) стимулирование инновационной деятельности путем

приоритетного применения инструментов рыночной экономики и механизма государственно-частного партнерства;

3) планирование мер государственной поддержки;

4) программный подход при планировании и реализации мер

государственной поддержки;

5) обеспечение результативности государственной поддержки

инновационной деятельности для целей социально-экономического развития РФ и ее субъектов.

Источником правового регулирования, устанавливающим отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий, выступает Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с указанным нормативным актом в области инноваций и промышленного производства должна осуществляться государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства. Практическое применение данная правовая норма находит в виде;

1) организации различного рода инвестиционных фондов;

2) поддержки при патентовании объектов права промышленной собственности, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности;

3) создания сопутствующих организаций, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов и обеспечения деятельности таких организаций;

4)привлечение таких субъектов к участию в государственном и муниципальном заказе.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и поддержки создания малых инновационных предприятий должна осуществляться государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Соответственно отдельные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, также могут служить источниками правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий на базе ВУЗов и научных центров. Такую основу для правового регулирования деятельности малого

инновационного предприятия при ВУЗе заложил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности ».

Тем не менее, анализ норм действующего российского законодательства показывает, что до сих пор нет системы специальных норм права, обеспечивающих инновационное развитие таких субъектов гражданского права как малые инновационные предприятия. Прежде всего, требуется в кратчайшие сроки принять Федеральный закон «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации» и внести изменения в уже существующие нормативные акты, которые будут направлены на стимулирование инновационной деятельности малых предприятий. В данной сфере общественных отношений основным нормативным актом должен стать Федеральный закон «О малых инновационных предприятиях в Российской Федерации». Совершенствование законодательства об инновационной деятельности также потребует внесения изменений в действующий ГК РФ. Что будет способствовать устранению коллизий в системе гражданско-правовых нормативных актов. Представляется, что наиболее уместно произвести указанные изменения в рамках существующей реформы отечественного гражданского законодательства.

Фактически сложившаяся система правового регулирования в сфере инновационной деятельности объективно способствует существованию достаточно сложной системы подзаконных правовых актов. Отсутствие единообразия в правовом регулировании инновационных отношений приводит к существующим коллизиям и отсутствием контроля со стороны государства за исполнением этих актов.

В целом источники правового регулирования инновационной деятельности малых предприятий можно подразделить на общие и специальные. Нормативные акты, включающие общие нормы определяют;

Правовой режим инноваций как результатов интеллектуальной деятельности;

Правовой статус субъектов инновационной деятельности;

Осуществление и защита исключительных прав на инновации;

Система стимулирования и государственной поддержки развития инновационной деятельности;

Система налогообложения субъектов инновационной деятельности, в том числе коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;

Порядок осуществления учета и оценки инноваций как нематериальных активов.

Нормативные акты, включающие специальные нормы определяют;

Особенности правового статуса малого инновационного предприятия, в том числе на базе ВУЗов и научных организаций;

Порядок создания малых инновационных предприятий в ВУЗах и научных организациях;

Порядок прекращения деятельности малых инновационных предприятий в ВУЗах и научных организациях;

Ответственность ВУЗа как учредителя малого инновационного предприятия;

Ответственность юридического (физического) лица как соучредителя малого инновационного предприятия.

Важным источником правового регулирования исследуемых отношений выступает Постановление Правительства РФ , которым был создан Федеральный фонд производственных инноваций. Указанный фонд осуществляет поддержку инноваций и во многом реализующий схожие

функции с правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Достаточно много подзаконных нормативных правовых актов регулируют реализацию мер государственной поддержки научной и научно-практической деятельности в ВУЗах. Существуют следующие Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку научной и научно-практической деятельности в ведущих российских вузах:

1) Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;

2)Постановление Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации»;

3)Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» .

В настоящее время государство выступает крупнейшим заказчиком научно-исследовательских услуг в ВУЗах и научных организациях, что существенно изменило приоритеты государственной политики в области поддержки инновационной деятельности:

1) обозначены восемь приоритетных направлений науки, технологий, техники;

2) значительная часть финансирования переведена на конкурсную основу;

3) структура источников финансирования изменена в сторону увеличения удельного веса негосударственных источников .

К числу основных нормативных актов программного и декларативного характера следует отнести в первую очередь Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Согласно данному документу основными задачами государственной научно-технической и инновационной политики являются создание эффективной инновационной системы и развитие институтов использования и обеспечения правовой охраны результатов исследований и разработок, неразрывно связанных со сферой интеллектуальной собственности. В то же время, несмотря на всю определенность поставленных целей, в практическом плане, за последние годы пока не удалось переломить ситуацию и сделать нашу экономику восприимчивой к инновационным переменам.

Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Концепцией предусмотрено повышение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 10,9 процентов в 2007 году до 18 процентов в 2020 году. Данные изменения ВВП в пользу увеличения будут возможны за счет всех источников финансирования расходов на НИОКТР с 1,05 процентов ВВП в 2007 году до 2,2 процентов ВВП в 2015 году и 3 процентов ВВП в 2020 году. Выполнение заданных показателей позволит Российской Федерации войти в число стран лидеров в сфере производства наукоемкой продукции.

Таким образом, цели и основные направления государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий определяются в рамках декларативных нормативных актов подзаконного характера, принимаемыхв основном Правительством РФ. Указанные акты

преимущественно закрепляют такие программно-установочные средства как:

Стратегия инновационного развития России;

Целевые программы в сфере науки, образование, инновационной деятельности;

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития инновационных отраслей экономики, включая поддержку развития научно-технической базы производства и использования инноваций, пропаганду научно-технических достижений в этой сфере.

Государственная поддержка инновационной деятельности малых предприятий осуществляется с целью создания благоприятных условий для создания и внедрения инноваций и увеличения доли инновационного производства в экономике России. В основе данных мер лежит такой метод правового регулирования как поощрение.

Поддержка государством инновационной деятельности малых предприятий должна включать:

1) стимулирование инвестиционной деятельности малых предприятий и внедрения новейших технологий в коммерческий оборот, в том числе создание благоприятных условий субъектам инвестиционной деятельности;

2) финансовое обеспечение инновационной деятельности (субсидии, льготное кредитование, гранты);

3) налоговые льготы;

4) оказание информационной и консультационной поддержки;

5) обеспечение необходимой сопутствующей инфраструктуры;

6) формирование спроса на инновационную продукцию и поддержка экспорта.

Представляется, что наиболее эффективным механизмом создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской

Федерации является государственно-частное партнерство. В этой связи следует отметить, что в настоящее время данные правоотношения не урегулированы специальным правовым актом. Однако следует положительно оценить проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»и Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».

Одновременно дальнейшее формирование эффективного и наиболее динамично развивающегося инновационного сектора современной экономики предполагает обеспечение оптимального соотношения частных и публичных интересов в исследуемой области, в том числе и при формировании нормативно-правовой базы. В тоже время отсутствие в нормах гражданского законодательства и правоприменительной практики эффективных механизмов обеспечения гармонии в соотношении частных и публичных интересов связано с тем, что у этой проблемы нет простого и однозначного решения. Потребность в учете публичных и частных интересов является необходимой предпосылкой для характеристики современного правового регулирования имущественных отношений.

Частный интерес связан со свободной саморегуляцией отдельно взятого субъекта частного права при осуществлении предпринимательской деятельности и реализации правомочий титульного владельца. Частный интерес, как правило, противостоит интересам публичным. Одновременно поиск и формальная объективизация в гражданско-правовых нормах публичных интересов в сфере инновационного производства имеет свою специфику, которая предполагает учет, как частного, так и публичного интереса в этой сфере деятельности. В связи с этим пределы вмешательства государства в сферу частных интересов малого

инновационного предприятия должны определяться границами интересов государства и общества, связанными с обеспечением их безопасности, достойного жизненного уровня жизни граждан и его устойчивым экономическим развитием.

Литература

1. О науке и государственной научно-технической политике; Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ в ред. от 02.07.2013 // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность

3. http://ozhegov.info/slovar

4. Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий; проблемы определения и закрепления // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 2. -С. 28-32.

5. Диденко А.А. Система источников гражданского права Российской Федерации; Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008. - 24 с.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая); Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (1 ч.). -Ст. 5496.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4055.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая); Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51 ФЗ в ред. от ред. от 23.07.2013 № 245-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4078; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая); Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 14.06.2012 № 78-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410; 2012. - № 25. - Ст. 3268.

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ // СЗ РФ. -2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4602.

10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 02.07.2013 // СЗ РФ. - 2007. -№ 31. - Ст. 4006; 2013. - № 27. - Ст. 3477.

11. Об образовании в Российской Федерации; Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4036.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; Федеральный закон РФ от 02.08.2009 № 217-ФЗ в ред. от 29.12.2012 // СЗ РФ. - 2009. - № 31. - Ст. 3923; 2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7598.

13. О Федеральном фонде производственных инноваций;Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 827 в ред. от 10.07.1998 // СЗ РФ. - 1995. - № 36. -Ст. 3540.

14. Новицкая Л.Ю. Инновационная деятельность в сфере образовательной деятельности в России: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 299-302.

15. кйр://^^.^.т/2010/ 04/ 20/ vesti-vuzy.html

16. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вместе с Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 в ред. от 03.06.2011 // СЗ РФ. -2010. - № 16. - Ст. 1906.; 2011. - № 23. - Ст. 3325.

17. О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации (вместе с Положением о совете по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центрыРоссийской Федерации, Положением о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 в ред. от 30.05.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1907.; 2012. - № 24. - Ст. 3176.

18. О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (вместе с Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства): Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 в ред. от 12.10.2012 // СЗ РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1905.; 2012. - № 42. - Ст. 5727

19. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р // СПС Консультант плюс.

20. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) // СПС Консультант плюс.

21. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

22. Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (подготовлен Минэкономразвития России): Проект Федерального закона // СПС Консультант плюс.

23. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: Проект Федерального закона № 238827-6 в ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.04.2013 // СПС Консультант плюс.

1. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike: Federal"nyj zakon RF ot 23.08.1996 № 127-FZ v red. ot 02.07.2013 // SZ RF. - 1996. - № 35. - St. 4137.

2. httpV/ru.wikipedia.org/wiki/Dejatel"nost"

3. http://ozhegov.info/slovar

4. Efimceva T.V. Pravovoe polozhenie malyh innovacionnyh predprijatij: problemy opredelenija i zakreplenija // Predprinimatel"skoe pravo. Prilozhenie «Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom». - 2013. - № 2. -S. 28-32.

5. Didenko A.A. Sistema istochnikov grazhdanskogo prava Rossijskoj Federacii: Avtoref. ... diss. kand. jurid. nauk. - Krasnodar, 2008. - 24 s.

6. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ // SZ RF. - 2009. - № 4. - St. 445.

7. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" chetvertaja): Federal"nyj zakon RF ot 18.12.2006 № 230-FZ v red. ot 23.07.2013 // SZ RF. - 2006. - № 52 (1 ch.).- St. 5496.; 2013.- № 30 (Chast" I). - St. 4055.

8. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (Chast" pervaja): Federal"nyj zakon RF ot

30.11.1994 № 51 FZ v red. ot red. ot 23.07.2013 № 245-FZ // SZ RF. - 1994. - № 32.- St. 3301.; 2013.- № 30 (Chast" I). - St. 4078; Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" vtoraja): Federal"nyj zakon RF ot 26.01.1996 № 14-FZ v red. ot 14.06.2012 № 78-FZ // SZ RF. - 1996. - № 5. - St. 410; 2012. - № 25. - St. 3268.

9. O vnesenii izmenenij v Federal"nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike»: Federal"nyj zakon ot 21.07.2011 № 254-FZ // SZ RF. - 2011. - № 30 (ch. 1). - St. 4602.

10. O razvitii malogo i srednego predprinimatel"stva v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon RF ot 24.07.2007 № 209-FZ v red. ot 02.07.2013 // SZ RF. - 2007. - № 31. - St. 4006; 2013. - № 27. - St. 3477.

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal"nyj zakon RF ot 29.12.2012 № 273-FZ v red. ot 23.07.2013 // SZ RF. - 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598; 2013. - № 30 (Chast" I). -St. 4036.

12. O vnesenii izmenenij v otdel"nye zakonodatel"nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel"nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedrenija) rezul"tatov intellektual"noj dejatel"nosti: Federal"nyj zakon RF ot 02.08.2009 № 217-FZ v red. ot 29.12.2012 // SZ RF. - 2009. - № 31. - St. 3923; 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598.

13. O Federal"nom fonde proizvodstvennyh innovacij: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot

26.08.1995 № 827 v red. ot 10.07.1998 // SZ RF. - 1995. - № 36. - St. 3540.

14. Novickaja L.Ju. Innovacionnaja dejatel"nost" v sfere obrazovatel"noj dejatel"nosti v Rossii: teoretiko-pravovoj aspekt // Probely v rossijskom zakonodatel"stve. - 2012. - № 1. -S. 299-302.

15. http://www.rg.ru/2010/ 04/ 20/ vesti-vuzy.html

16. O gosudarstvennoj podderzhke razvitija innovacionnoj infrastruktury v federal"nyh obrazovatel"nyh uchrezhdenijah vysshego professional"nogo obrazovanija (vmeste s Polozheniem o gosudarstvennoj podderzhke razvitija innovacionnoj infrastruktury, vkljuchaja podderzhku malogo innovacionnogo predprinimatel"stva, v federal"nyh obrazovatel"nyh

uchrezhdenijah vysshego professional"nogo obrazovanija: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 09.04.2010 № 219 v red. ot 03.06.2011 // SZ RF. - 2010. - № 16. - St. 1906.; 2011.- № 23. - St. 3325.

17. O merah po privlecheniju vedushhih uchenyh v rossijskie obrazovatel"nye uchrezhdenija vysshego professional"nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossij skoj Federacii (vmeste s Polozheniem o sovete po grantam Pravitel"stva Rossijskoj Federacii dlja gosudarstvennoj podderzhki nauchnyh issledovanij, provodimyh pod rukovodstvom vedushhih uchenyh v rossijskih obrazovatel"nyh uchrezhdenijah vysshego professional"nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossijskoj Federacii, Polozheniem o vydelenii grantov Pravitel"stva Rossijskoj Federacii dlja gosudarstvennoj podderzhki nauchnyh issledovanij, provodimyh pod rukovodstvom vedushhih uchenyh v rossijskih obrazovatel"nyh uchrezhdenijah vysshego professional"nogo obrazovanija, nauchnye uchrezhdenija gosudarstvennyh akademij nauk i gosudarstvennye nauchnye centry Rossijskoj Federacii): Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 09.04.2010 № 220 v red. ot 30.05.2012 // SZ RF. - 2010. - № 16.- St. 1907.; 2012.- № 24. -St. 3176.

18. O merah gosudarstvennoj podderzhki razvitija kooperacii rossijskih vysshih uchebnyh zavedenij, gosudarstvennyh nauchnyh uchrezhdenij i organizacij, realizujushhih kompleksnye proekty po sozdaniju vysokotehnologichnogo proizvodstva (vmeste s Pravilami predostavlenija subsidij na gosudarstvennuju podderzhku razvitija kooperacii rossijskih vysshih uchebnyh zavedenij, gosudarstvennyh nauchnyh uchrezhdenij i organizacij, realizujushhih kompleksnye proekty po sozdaniju vysokotehnologichnogo proizvodstva): Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 09.04.2010 № 218 v red. ot 12.10.2012 // SZ RF. - 2010. -№ 16.- St. 1905.; 2012.- № 42. - St. 5727

19. O Koncepcii Federal"noj celevoj programmy razvitij a obrazovanij a na 2011 -2015 gody: Rasporjazhenie Pravitel"stva RF ot 7 fevralja 2011 g. № 163-r // SPS Konsul"tant pljus.

20. Strategija razvitija nauki i innovacij v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda: utv. Mezhvedomstvennoj komissiej po nauchno-innovacionnoj politike (protokol ot 15.02.2006 № 1) // SPS Konsul"tant pljus.

21. O Koncepcii dolgosrochnogo social"no-j ekonomicheskogo razvitij a Rossij skoj Federacii na period do 2020 goda (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social"no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»): Rasporjazhenie Pravitel"stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r // SZ RF. - 2008. - № 47. - St. 5489.

22. Ob osnovah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub#ektah Rossijskoj Federacii i municipal"nyh obrazovanijah i o vnesenii izmenenij v otdel"nye zakonodatel"nye akty Rossijskoj Federacii (podgotovlen Minjekonomrazvitija Rossii): Proekt Federal"nogo zakona // SPS Konsul"tant pljus.


Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого федерального законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

В Москве действует Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»2 (далее - Закон об инновационной деятельности Москвы).

Закон об инновационной деятельности Москвы регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является также законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов3, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров6, коммерческой тайны.

Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельно-сти1. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны :

  1. регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
  2. созидательная система, заключающаяся в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Эта система применяется в отношении объектов авторского права;
  3. система конфиденциальности, при которой основанием охраны является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Такая система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная (полностью или частично) техническая, организационная или коммерческая информация, которая составляет секрет производства и обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Сложнее обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого федерального законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!