Служба защиты прав потребителей

Основные направления таможенной политики на год. Методы таможенного регулирования, направления таможенной политики. Практические аспекты реализации таможенно-тарифной политики Евразийского экономического союза

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Структура таможенно-тарифных методов:

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики :

1. Стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров;

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков;

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.



3. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин;

Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

4. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли;

Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.



Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций;

В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.

К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего - 53), таможенная пошлина не взимается.

В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:

· содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;

· учет политики стран-бенефициаров в отношении России.

6. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов;

Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

Будет продолжен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории Российской Федерации.

7. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования;

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей.

Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, влияет на экономику и политику, как внутреннюю, так и внешнюю, потому она не мало важна для таможенных служб и государства.


Введение

Заключение


Введение


Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Основные направления) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской

Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период", в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом отраслевых государственных программ и стратегий.

Основные направления предназначены для органов государственной власти и участников внешнеэкономической деятельности для целей определения среднесрочных ориентиров в сфере таможенно-тарифного регулирования, что должно способствовать повышению транспарентности и предсказуемости условий ведения внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Целью моего курсового проекта является изучение направления развития таможенно-тарифной политики Российской Федерации. Для этого поэтапно изучу планы развития и стратегию Правительства. Актуальность моей курсовой работы обуславливается современным положением международных торговых отношений между странами, в том числе вступлением Российской Федерации во ВТО. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

таможенная тарифная политика экспорт

Глава I. Таможенно-тарифное регулирование в России 2014-2016 годов


1.1 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики


Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов рассматривался и был одобрен на заседании Правительства 16 мая 2013 года.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Меры таможенно-тарифной политики нацелены на решение задач модернизации и повышения эффективности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы увеличить экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро - и оптоэлектроника, электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также укрепить продовольственную безопасность страны.

Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России в ВТО. До 2016 года средний уровень пошлин снизится с 8,5 до 6% по промышленным товарам и с 11,2 до 8,7 - по продовольственным.

Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям.

Одной из важнейших задач таможенной политики на предстоящий период является повышение эффективности таможенного администрирования. Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию регулирования с государствами - членами Таможенного союза.

Для решения данной задачи распоряжением Правительства утвержден план мероприятий (дорожная карта)"Совершенствование таможенного администрирования", выполнение которого позволит, в частности, сократить сроки и количество документов, требуемых для совершения таможенных операций, а также перейти на межведомственное электронное взаимодействие и ускорить выдачу разрешительных документов.

Важное направление таможенно-тарифной политики Таможенного союза на среднесрочную перспективу - более активное позиционирование Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

Расширение зоны преференциальной торговли путём заключения соглашений о свободной торговле становится ключевой задачей торговой политики Таможенного союза. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, для достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро - и оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается. Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится.

В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств.


1.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации


Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для не сырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

а) содействие диверсификации российской экономики

Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечению в нее высоких технологий и ускоренному развитию экспортно-ориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

Указанные принципы должны лечь в основу практической реализации подходов, изложенных в принятых государственных программах:

в сфере автомобильной промышленности - развитие проектов промышленной сборки, где основным подходом должна стать реализация тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта в соответствии с правилами ВТО с учетом компетенции в данных вопросах ЕЭК;

в сфере транспортного машиностроения - установление льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства;

в сфере тяжелого, в том числе энергетического машиностроения, химической и нефтехимической промышленности - корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое отечественными производителями; вывозных таможенных пошлин на удобрения, а также корректировка ставок на синтетический каучук;

в сфере авиационной промышленности - регулирование ввоза подержанной иностранной авиатехники в соответствии с правилами ВТО;

в сфере лесопромышленного комплекса - унификация внеквотных ставок вывозных таможенных пошлин на хвойную древесину.

Таможенно-тарифное регулирование агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в сельское хозяйство, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Должно быть также активизировано применение мер нетарифного регулирования и продолжено использование согласованных с ВТО инструментов тарифных квот в отношении импорта мяса, мясо - и молокопродуктов. При этом главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Наряду с учетом национальных отраслевых и секторальных приоритетов развития среднесрочная таможенно-тарифная политика Российской Федерации в Таможенном союзе должна обеспечивать и поддерживать согласованные направления промышленного сотрудничества, сформулированные в Решении Высшего Евразийского экономического совета "Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" от 30 января 2013 г. №4.

Требуется проведение системной работы по формированию оптимальной структуры ЕТТ ТС, исходя из имеющихся торгово-политических приоритетов, международных обязательств, степени соответствия тарифа и его ставок принципу эскалации тарифа, совершенствования фактически складывающейся структуры торговли и рыночной конъюнктуры, а также обеспечения сбалансированного подхода к формированию доходов бюджета. В работе по оптимизации структуры и ставок ЕТТ ТС необходимо активно задействовать деловые круги, организации предпринимателей;

б) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в ЕТТ ТС, по промышленным товарам снизится с 8,5 до 6,0%, а по продовольственным - с 11,2 до 8,7% в среднем до 2016 года.

Ежегодно, начиная с 2013 года, будет проводиться процедура приведения к равному уровню адвалорных и специфических составляющих комбинированных ставок пошлин, как это предусматривается параграфом 313 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО. Первый этап такой работы будет закончен в конце 2013 года.

Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров: например, по мясу, молоку, растительным маслам, изделиям из сахара, винам срок адаптации достигает 5-8 лет. Наиболее короткий переходный период - 2 года в продовольственной группе товаров предусмотрен в отношении импорта цветов, тропических фруктов, кофе, семян некоторых масличных, тропических масел, мюсли и соков, а также - для шерсти.

В условиях выполнения тарифных обязательств России в ВТО будет продолжен начатый в 2012 году мониторинг импорта чувствительных товаров. Перечень таких товаров составлен с учетом пожеланий делового сообщества и может быть расширен.

В случае подтверждения фактов оказания негативного влияния роста импорта на состояние товаропроизводителей в Таможенном союзе, по их инициативе могут быть начаты процедуры применения мер защиты внутреннего рынка Таможенного союза;

в) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза

Действующий в соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и Решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 г. № 46 преференциальный режим применяется в отношении импорта отдельных промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 151 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, и распространяется на импорт товаров, классифицируемых по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне 4-го знака.

В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельхозпродукция, отдельные виды промышленной продукции в виде сырья и полуфабрикатов, а также изделия с низкой степенью переработки. Основными странами-бенефициарами этой системы являются Китай, Бразилия, Турция.

Совершенствование системы тарифных преференций будет происходить за счет упорядочения стран-бенефициаров и оптимизации предоставления тарифных преференций развивающимся и наименее развитым странам, направленным на их вовлечение в международную торговлю.

Представляется целесообразным внедрить в практику работы ЕЭК механизм регулярного пересмотра единой системы тарифных преференций Таможенного союза;

г) совершенствование таможенного администрирования

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций.

Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами - членами Таможенного союза.

Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден План мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" (далее - "Дорожная карта").

"Дорожная карта" направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В сроки, установленные "Дорожной картой", ожидается достижение следующих результатов:

сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте);

сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году);

сокращение сроков прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при импорте и с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при экспорте).

В рамках исполнения "Дорожной карты" принимаются меры, направленные на совершенствование условий осуществления деятельности в области таможенного дела, совершенствование системы разрешения таможенных споров, вырабатываются подходы к внедрению персональной ответственности сотрудников таможенных органов за принимаемые решения. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по упрощению ввоза и вывоза материалов для лабораторных и научных исследований.

Одновременно проводится работа по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза с целью устранения выявленных недостатков и дальнейшей модернизации таможенного законодательства Таможенного союза.

В 2014-2016 годах будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", важнейшими из которых являются:

полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие и отказ от дублирования электронных документов бумажными при декларировании;

ускорение выдачи разрешительных документов;

внедрение генеральной финансовой гарантии и по результатам этой работы принятие решения об установлении права декларантов уплачивать таможенные платежи после выпуска товаров;

качественное совершенствование системы управления рисками и др.

Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы, а также позволит качественным образом усовершенствовать фактологическую базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО.

Кроме того, необходимо развивать систему статистического учета внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При существующем уровне статистического обеспечения функционирования Таможенного союза, основанного преимущественно на оценке стоимостных показателей взаимной торговли без привязки к ее физическим объемам, существенно затрудняется оценка влияния идущих интеграционных процессов на развитие отраслей экономики России. Решением данной задачи должно стать, в том числе, размещение на сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет соответствующих количественных и стоимостных данных статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза.

В предстоящей период существенно повысится роль такого направления работы таможенных органов и национальных органов регулирования стран-членов Таможенного союза, как обеспечение эффективного контроля таможенных границ по внешнему контуру, в частности, для минимизации масштабов проблемы ухода импорта продукции из государств, не являющихся членами Таможенного союза в "серую" зону. В этих целях необходимо обеспечить проведение целенаправленной работы в рамках Таможенного союза по унификации налогового законодательства, соответствующих процедур таможенного оформления, сертификации и контроля;

д) заключение соглашений о преференциальной торговле.

Одно из главных направлений торговой, в том числе в таможенно-тарифной политике Таможенного союза в среднесрочной перспективе - совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

В рассматриваемый период предстоит завершить консультации о присоединении к Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана, в результате чего зона свободной торговли СНГ охватит свыше 95% взаимной торговли стран Содружества. Реализация Договора о свободной торговле СНГ станет основой для постепенной либерализации других сфер экономического сотрудничества государств Содружества, включая торговлю услугами.

Расширение зоны преференциальной торговли для государств-членов Таможенного союза путем заключения соглашений о свободной торговле с третьими странами становится важной задачей современной торговой политики Таможенного союза и требует четкой расстановки приоритетов. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, в целях достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через улучшение и расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест при обеспечении интересов импортозамещающих национальных производств (например, сельское хозяйство). Российская сторона заинтересована в разработке более глубокого режима преференциальной торговли, включающего положения о сотрудничестве в сфере услуг и инвестиций, создающие благоприятные условия для расширения коммерческого присутствия отечественных компаний и банков в странах-партнерах.

В среднесрочной перспективе возможно расширение состава Таможенного союза за счет других членов ЕврАзЭС, что окажет определенное влияние на параметры таможенно-тарифной политики ТС. В настоящее время ведется работа по присоединению Киргизской Республики к Таможенному союзу, в ноябре 2013 года на рассмотрение Совета ЕЭК планируется внести проект соответствующей дорожной карты. Аналогичное желание присоединиться к Таможенному союзу демонстрирует Таджикистан.

Особенностью работы по этому направлению станет статус указанных стран как членов в ВТО, который диктует необходимость гармонизации тарифных обязательств в ЕТТ ТС в рамках классических модальностей формирования членами ВТО таможенных союзов и их расширения, определенных в Статье XXVIII ГАТТ/ВТО. При этом должна быть учтена длительность таких переговоров, а также то, что они могут привести к снижению отдельных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС.

е) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей.

В самое ближайшее время необходимо приступить к практической реализации инициатив по совершенствованию наднационального механизма разработки и реализации таможенно-тарифной политики.

В соответствии с Регламентом работы ЕЭК рассмотрение вопросов и подготовку проектов решений обеспечивает консультативный орган при ЕЭК Подкомитет по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле. Практика 2012 года показала, что средний срок рассмотрения вопросов с даты направления материалов в ЕЭК до принятия решения Коллегией ЕЭК составляет 5 месяцев, при этом по отдельным товарам процедура принятия решений достигла срока до 7-9 месяцев.

В связи с этим следует разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение времени согласования и принятия решений. При этом для принятия решений на наднациональном уровне требуется определить объективные критерии к обоснованию предложений об изменении уровня тарифной защиты, в основе которых должны находиться приоритеты промышленной и агропромышленной политики, а также бюджетные последствия принимаемых решений. Представляется необходимым задействовать на наднациональном уровне систему мониторинга эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.

Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы.

С учетом вышеизложенного в краткосрочной перспективе необходимо разработать основные принципы, подходы и направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, в основу которой должны быть положены национальные таможенно-тарифные политики государств-членов Таможенного союза;

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза;

Договоренности Республики Казахстан отличаются от договоренностей, достигнутых Российской Федерацией при присоединении к ВТО. Так, из 4 116 ставок начального уровня связывания по 1 885 тарифным линиям обязательства Казахстана являются более либеральными, из 5 032 ставок конечного уровня связывания аналогичная ситуация складывается по 2 490 тарифным линиям.

В целях минимизации негативных эффектов от снижения ставок ЕТТ ТС ввиду начала применения обязательств Казахстана в ВТО представляется необходимым рассчитать ставки начального и конечного уровней связывания консолидированных тарифных обязательств России и Казахстана в ВТО путем взвешивания объемов импорта каждого государства в совокупном объеме их импорта.

В случае соблюдения указанного подхода на основании предварительных расчетов можно констатировать, что по большинству тарифных линий величины гармонизированных ставок ввозного тарифа будут отклоняться от показателей российских обязательств в пределах одного процентного пункта. В то же время по незначительному количеству тарифных позиций снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.

Глава II. Принципы таможенно-транспортного регулирования экспорта


В сфере тарифного регулирования экспорта в 2013 и последующих годах продолжится постепенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии с обязательствами Российской Федерации в ВТО. Так, предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по 495 тарифным линиям по истечении переходных периодов в 1-5 лет на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением:

минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ);

лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных

лесоматериалов из ценных пород древесины;

лома черных и цветных металлов;

семян масличных культур, необработанных шкур и выделанной кожи;

осей железнодорожных локомотивов.

По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. По товарам, не вошедшим в закрытый перечень тарифных обязательств по экспортным пошлинам, Российская Федерация в целом сохраняет автономность в регулировании экспортного тарифа. Вместе с тем необходимо будет придерживаться положений Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары, которым введен механизм предварительных консультаций перед повышением вывозных таможенных пошлин на товары, которые не связаны ограничениями многосторонней торговой системы и по которым доля России на мировом рынке превышает 10%. При этом импорт таких товаров должен являться чувствительным для внутреннего рынка торгового партнера.

Другим направлением работы станет реализация положений статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза по подготовке сводного перечня товаров, в отношении которых в государствах - членах Таможенного союза применяются ставки вывозных таможенных пошлин (в том числе с обязанностью при их экспорте предъявлять документы для подтверждения страны происхождения). Данная работа будет направлена на урегулирование ситуации с реэкспортом российских налогооблагаемых товаров через территорию государств-членов Таможенного союза, а также постепенное сближение позиций в Таможенном союзе по вопросу установления единых вывозных таможенных пошлин в развитие Соглашения Таможенного союза о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а также двусторонних соглашений по нефти и нефтепродуктам с Белоруссией и Казахстаном. Поскольку вывозные таможенные пошлины играют важную роль в формировании федерального бюджета, основным вопросом при унификации является необходимость полного и своевременного перечисления вывозных пошлин в страну происхождения экспортируемых товаров.

Необходимо учитывать также процессы присоединения Казахстана и Белоруссии к ВТО, в рамках которых могут быть приняты дополнительные обязательства по экспортным пошлинам. В связи с этим унификация перечней товаров может быть отложена до окончательного оформления таких договоренностей с членами ВТО и оценки экономических последствий от исполнения обязательств Республики Казахстана в данной части для экономики России в случае введения единого экспортного тарифа Таможенного союза. Кроме этого, вопрос формирования единой экспортной политики трех стран будет зависеть от процессов сближения параметров систем внутреннего налогообложения, например в нефтяной отрасли.

В области регулирования экспорта нефти, нефтепродуктов и газа обязательствами в ВТО предусмотрено применение особой формулы расчета ставок на нефть и нефтепродукты, что допускает возможность их небольшого повышения (не более 5-7%) по сравнению с действующими вывозными таможенными пошлинами. На природный газ (а также сжиженный углеводородный газ) зафиксирована предельная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости, на сжиженный природный газ - на уровне 21%, но не более 40 евро за 1 т без обязательств по ее снижению.

В среднесрочной перспективе основой системы налогообложения экспорта в нефтяной отрасли станут параметры введенного в 2011 году режима "60-66", предполагающего создание стимулирующих условий для развития добычи нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье), ускоренного инвестирования в процессы вторичной переработки нефти вместо развития выпуска продуктов первичного передела - мазута, нефти и битумов. Реализация такого сценария должна стать подготовкой к внесению изменений в систему налогообложения отрасли.

Учитывая задачи поддержания уровня добычи нефтяного сырья на стабильном уровне, а также развития шельфовой добычи, в ближайшие годы предусматривается либерализация налогового режима для реализации новых проектов по освоению морских месторождений нефти через введение беспошлинного режима их экспорта. Будет сохранен в течение всего прогнозируемого периода льготный режим в размере 10% от действующей ставки на нефть при налогообложении нефти с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 мПас. С момента предполагаемого запуска в 2016 году проекта по освоению газовых месторождений полуострова Ямал будет практически реализован режим беспошлинного экспорта сжиженного природного газа с возможностью применения схожих мер регулирования для других регионов.

С целью поддержания сложных нефтедобывающих проектов предполагается сохранить в перспективе практику дифференциации таможенно-тарифного режима для нефти, добываемой на месторождениях, характеризующиеся сложными геолого-экономическими и природно-климатическими условиями. Указанная работа будет проводиться с 2013 года в рамках транспарентной процедуры оценки и анализа технико-экономических параметров каждого проекта.

В части регулирования экспорта нефтепродуктов в среднесрочной перспективе останутся неизменными параметры ранее введенного таможенно-тарифного режима "60-66", в частности, для мазута будет установлена ставка вывозной пошлины на уровне сырой нефти с 2015 года при сохранении единой пошлины на прочие нефтепродукты (за исключением бензинов) на уровне 66% от пошлины на нефть.

В отношении ставок пошлины для бензинов в среднесрочной перспективе (после 2015 года) будет рассмотрена целесообразность принятия решения (дифференцированно на товарные бензины) о снижении до уровня менее 90% от пошлины на нефть, но не ниже уровня пошлин на "светлые" нефтепродукты. При этом решение об изменении ставок пошлин для бензинов будет осуществлено с учетом хода фактической реализации программ модернизации российской нефтепереработки.

В краткосрочной перспективе в целях восполнения возможного дефицита бензинов будет рассмотрена целесообразность повышения ставок вывозных таможенных пошлин на октаноповышающие добавки.

В течение 2013-2014 годов на постоянной основе будет проводиться мониторинг производства, экспорта и потребления нефтяного кокса для подготовки предложений по оптимизации таможенно-тарифного режима в отношении экспорта некальцинированного нефтяного кокса в случае наличия дисбаланса на внутреннем рынке.

К 2015-2016 годам в отношении экспорта сжиженных углеводородных газов по мере реализации проектов нефтехимических предприятий по запуску пиролизных мощностей и в целях обеспечения преимущественной поставки сырья на внутренний рынок планируется пересмотреть механизм и уровень ставки вывозной пошлины. Конкретные параметры изменений будут определены с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.

Одним из направлений работы станет углубление сотрудничества с партнерами по Таможенному союзу в области урегулирования вопросов по поставке нефти и нефтепродуктов. С учетом Соглашения Таможенного союза о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. планируется оптимизировать соответствующие механизмы двусторонних отношений. Указанная работа будет касаться продления срока действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации "Об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза" от 9 декабря 2010 г., а также уточнения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан.

При экспорте углеводородов в СНГ, включая Киргизию и Таджикистан, планируется предоставлять беспошлинный режим вывоза российской нефти и нефтепродуктов при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении экспорта российских товаров. В краткосрочной перспективе ожидается подписание двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере поставки нефти и нефтепродуктов, предусматривающих беспошлинный режим поставок в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка указанных государств.

В области регулирования экспорта металлургического сырья планируется сохранить действующий порядок установления экспортных пошлин на медь рафинированную и никель нелегированный. В случае возникновения дисбалансов внутреннего рынка будут рассмотрены варианты введения пошлин на иные металлы.

В лесопромышленном комплексе будут сохранены экспортные тарифные квоты на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород с целью создания стимулирующих условий для развития отечественной лесопереработки с обеспечением достаточным объемом сырья зарубежных покупателей. Указанный режим будет осуществляться в рамках постановления Правительства Российской Федерации "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" от 30 июля 2012 г. № 779.


Заключение


Таможенно-тарифное регулирование призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование внешней экономической деятельности в современных условиях.

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства необходимо выделить следующие:

а) содействие диверсификации российской экономики

б) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО.

в) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза

г) совершенствование таможенного администрирования

д) заключение соглашений о преференциальной торговле.

е) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей.

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза;

В начале курсового проекта я обозначил цель "изучение направления развития таможенно-тарифной политики Российской Федерации". Решив поставленные задачи, указанные в введении, я полностью справился с целью.

Список использованной литературы


1. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и марк. 2008

Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М. 2007

А.Г. Трофимов Таможенно-тарифное регулирование. изд. М 2006

А.Н. Игошин Ценообразование и денежное обращение. М. 2005

. "О таможенном тарифе". Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.8

Журнал. Финансовые известия, 5.7.2009

А.П. Коженков Таможенные органы РФ. изд.М. 2008

П.Н. Трошин Правохран. органы РФ. изд. Ростов 2007

К.Я. Соколов Таможенное регулирование в России. изд.М. 2007

Н.Н. Соболева Таможенное дело. изд.С. - Петерб. 2001 г. 2 ч.

А.Г. Никитин Экономика в усл. становл. рын. отношен. М. 2009

В.П. Белов Таможен.-тарифн. регулир. М. 2008

А.С. Петров Конституц. право РФ. М. 2006

К.Я. Малушин Таможен. право изд. Минск. 2007

А.П. Чистяков. Экономика. изд. Саратов. 2006

Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. М: РИО РТА, 2007 г.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Ищенко. - М.: Экономика, 2004.

Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. - М.: изд-во "Международные отношения", 2009 г.

Кзырин А.Н. Государственно - правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 2000.

Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России // Государство и право 2002. № 10.

Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России // Государство и право 2008. № 11.

Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. / Под ред.Н.М. Блинова. М., 2009 г.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2004 г.

Мировая экономика и международные экономические отношения, №8, 2008 статья, автор - профессор экон. наук. Руденко Л.В.

. #"justify">. #"justify">. #"justify">. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, научное пособие 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главные направления Таможенно-Тарифной политики были подготовлены во исполнение постановления правительства РФ. От 29.12.2007 «О порядке составления Ф.Б. гос. Внебюджетных фондов РФ». Особый интерес к формированию направлений вовлечен развитием структуризации стратегических целей экономического развития страны в целом. Направление в таможенной политике достаточно большой и неотъемлемой задачей для решения вопросов связанных с отечественным рынком. Необходимо развитие Российской экономики, чтобы страна встала в путь инновационного развития, диверсификации и повышения конкурентоспособности в мировом масштабе.

Необходимая задача - увеличить роль технических средств таможенного контроля для экономики РФ за счет доступа отечественных организаций к инновационным технологиям. Таможенная политика должна привлекать основные стимулы для привлечения капитала в производство. Необходимо использование таможенных режимов более активно.

На данный момент, таможенно-тарифная политика, является ключевым элементом в РФ. Выступает, как главный фактор, как внутренней, так и внешней политики страны. Благодаря этому фактору, таможенно-тарифная политика является системой политико-правовых, экономических, организационных организаций, вектор развития направлен на реализацию и защиту внутри и внешне - экономических интересов страны. В целом, таможенную политику можно охарактеризовать и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с импортом и экспортом товаров .

Таможенно-тарифная политика - это основной элемент внешне экономической политики .

Инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Насчитывается 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство . Основу таможенной политики составляют именно эти два тарифа, так как влияют на экономическую стабильность страны.

Протекционизм - это мера, направленная на защиту отечественного товара, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика устанавливает высокое таможенное обложение товаров, ввозимых на территорию страны. Благодаря этому иностранные товары вовлечены в невыгодную сторону.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

Однозначно, необходимо развитие таможенно-тарифной политики РФ. Вот несколько задач: На данный момент экономического развития оценивается не только в стране, так же на нее влияет положение на мировой арене. С помощью дипломатии, ставится задача создания благоприятных условий для отечественных производителей, скреплению внешнеэкономических связей. Благодаря этим задачам, на ряду с работой с внешнеэкономической политикой страны, выявляются следующие факторы:

  • - Состояние в ВТО, тенденция мировой экономики
  • - Социально - экономическое развитие в стране
  • - Привлечение трудового населения для увеличения сельского хозяйства, разделение международного труда с ВТО.

Принципы таможенной политики: Соблюдение поставленных задач для достижения целей - Защита интересов РФ, интересов стран независимых государств и мирового сообщества в целом, - Сочетание интересов государства, отдельных участников внешнеэкономической деятельности, - защита границ таможенной территории ЕАЭС продовольственной, технологической, валютно-финансовой и экологической, - Улучшение импорта и экспорта товаров, - контроль над незаконным перемещением капитала.

В 2012 году в отношении большинства товаров с точки зрения роста инвестиционной привлекательности отечественной экономики, развития конкуренции и подавления инфляции можно говорить об оптимальном уровне тарифной защиты.

Справочно: в таможенно-тарифной политике на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов были установлены средневзвешенные ставки в 2012 году – 9,5 %, в 2013 –9,33%, в 2014 – 9,1 процента.

В сентябре 2012 года таможенно-тарифная политика претерпела изменения, что связано с присоединением России к ВТО и имплементацией взятых тарифных обязательств. В рамках Евразийской экономической комиссии утвержден и вступил в действие новый уровень ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа (далее – ЕТТ) и новая редакция Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

После сентября 2012 года и до сентября 2013 года (следующий этап имплементации обязательств перед ВТО) величина средневзвешенной ввозной пошлины составит 7,36 процента.Изменение ставок будут учитывать только договоренности по начальному уровню связывания на момент присоединения к ВТО, которые, по сути, сводятся к следующему.

На момент присоединения России к ВТО более чем по 90% тарифных линий ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин не снижаются :

На наиболее важные виды производимой в России сельскохозяйственной продукции (молочная группа, мясная группа, зерно, масличные семена и плоды, жиры и масла животного и растительного происхождения, сахар и кондитерские изделия из сахара, готовые продукты из зерна хлебных злаков, мучные кондитерские изделия и др.) уровень тарифной защиты рынка с момента присоединения к ВТО не снижается;

- на промышленные товары гормоны, простагландины (инсулин, стероиды), органические соединения, антибиотики, фото и кино-товары (фотопленка), шерсть, пряжа, специальные ткани, некоторые виды обуви, реакторы, котельное оборудование, турбины, двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, электродвигатели, различные виды машин и оборудования (гр. 84) и другие.

Вместе с тем по некоторым чувствительным товарным позициям с момента присоединения ставки должны быть понижены до начальных уровней связывания.Это касается, прежде всего, сухого молока и сливок (с 25% до 20%), автомобилей, некоторых видов бумаги и картона (с 15% до 5%), риса (с 0,12 евро/кг до 15%, но не менее 0,045 евро/кг), живых свиней (с 40% до 5%), зерноуборочных комбайнов (с 15% до 5%), некоторых видов одежды и обуви (с 10%, но не менее 4 евро/кг до 20%, но не менее 2,5 евро/кг), холодильников (с 20%, но не менее 0,24 евро/л до 20% и в дальнейшем до 10-12%) и других товаров.

Неизменной остается запретительная пошлина на спирт, на старые (старше 7 лет) легковые автомобили (1,4-3,2 евро/см3), грузовые автомобили (1 евро за 1 см3 объема двигателя), автобусы 15-25%, либо 3 евро за 1 см3 объема двигателя.

Скорректированные с учетом обязательств по ВТО (с сентября ставка снижается до 7,36%) выпадающие доходы от ввозных таможенных пошлин в 2012 году по сравнению планировавшимися поступлениями в течение всего 2012 года по ставке 9,5% (т.е. выпадающие от снижения прогнозных ставок ввозных таможенных пошлин до уровня обязательств ВТО за 2012 год) составят 48,3 млрд. рублей.

Впоследствии выпадающие доходы бюджета от снижения ввозных пошлин до уровня ВТО от планировавшихся составят в 2013 году 187,7 млрд. рублей, в 2014 году – 256,8 млрд. рублей.

Параметры таможенно-тарифного регулирования в 2013-2015 годах

В сентябре 2013 года (через 12 месяцев после официального присоединения к ВТО)предусматривается следующий этап корректировки ставок ввозных таможенных пошлин в рамках имплементации обязательств перед ВТО.

Для значительного числа тарифных линий 2014-2015 годы будут являться годами окончания периода имплементации.

По сравнению с начальным уровнем связывания к 2015 году будут снижены ставки пошлины до 6,5-3 % на шерсть, рыбу, спирт, полиамиды, с 20 до 15 % – на шины, покрышки, шинные протекторы, с 20 до 10 % – на предметы одежды из натурального меха, электронные игры, с 20 до 7-12 % – на часы наручные, с 10 до 0 – на некоторые приборы.

К 2015 году будут существенно снижены (в 3 раза) экспортные пошлины на отходы и лом из нелегированного никеля и никелевых сплавов, на отходы и лом циркония, на семена рапса.

В отношении экспортных позиций со сроками имплементации 3 и более лет в 2015 году будут снижены вывозные пошлины на шкуры крупного рогатого скота и овец, на отходы и лом литейного чугуна, отходы и лом из коррозионно-стойкой и прочей стали, на отходы и лом медные.

Учитывая, что шаг снижения таможенного тарифа в рамках ВТО составляет 1 год, уровни средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин, рассчитанные по объемам импорта 2011 года с учетом тарифных обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО, в 2014 и 2015 годах с учетом льгот и преференций составят 6,93% (1.09.2013-1.09.2014) и 5,94% (с 1.09.2014 и на весь 2015 год).

(факт)
ОНТТП-2011 9,64 9,5 9,33 9,15 -
ОНТТП 1 -2012 с учетом ВТО 9,68 9,5/7,36 7,36/6,93 2 6,93/ 5,94 2 5,94

Произойдет дальнейшая либерализация торговой политики Таможенного союза и подстройка Единого таможенного тарифа, что будет связано с имплементацией обязательств Республики Казахстан, принятых ею в ходе переговорного процесса с ВТО.

Обязательства в рамках ВТО по экспортным пошлинам

В части экспортных пошлинобязательствами перед ВТО предусмотрено их снижение или отмена по истечении переходного периода (1-5 лет) на все товары, облагаемые вывозными пошлинами в настоящее время (рыба, семена масличных, карбонат магния, руды и концентраты молибденовые, кожевенное сырье, древесина, драгоценные камни и металлы, отходы и лом черных и цветных металлов, медь, никель, титан, алюминиевые сплавы, бывшие в употреблении рельсы, оси железнодорожных вагонов), за исключением природного газа, нефти и нефтепродуктов. Пошлины на эти товары будут применяться в том же виде, как в настоящее время.

В отношении экспортных пошлин на лес с момента присоединения России к ВТО договоренностями предусмотрено установление на ежегодной основе экспортных тарифных квот на вывоз лесоматериалов необработанных из ели обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390) с внутриквотными ставками 13% и 15% соответственно.

Объем квот устанавливается как средний в период 2005-2006 гг.

Квоты на экспорт лесоматериалов из ели:

всего – 6246, 5 тыс. куб. м

для ЕС – 5960,6 тыс. куб. м

для других стран – 285,9 тыс. куб. м.

Квоты на экспорт лесоматериалов из сосны:

всего – 16 038,2 тыс. куб. м

для ЕС – 3645,9 тыс. куб. м

для других стран – 12 392,3 тыс. куб. м.

По уровням ставок внеквотных пошлин обязательство не принимается.

В регулировании импорта возрастет роль таможенных процедур и мер таможенного администрирования. Среди них – таможенные процедуры временного ввоза, переработки на таможенной территории для целей импортозамещения, таможенная процедура свободной таможенной зоны для целей осуществления операций по переработке и изготовлению экспортно-ориентированных товаров.

В целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей в условиях членства в ВТО необходимо принять меры по упрощению порядка таможенного оформления и контроля с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий высокотехнологичных товаров, научных и коммерческих образцов, биологических материалов, изделий для проведения испытаний и лабораторных исследований. Необходимо также продолжить совершенствование таможенных и административных процедур для экспорта наукоемкой и инновационной продукции, создать так называемый «зеленый коридор».

Введение вышеуказанных ограничительных мер будет регламентироваться, с одной стороны, правилами ВТО, соблюдение которых является обязательством Российской Федерации. А с другой, в условиях функционирования Единого экономического пространства и создания к 2015 году Евразийского экономического союза все эти решения будут приниматься на наднациональном уровне с учетом требований защиты и регулирования общего рынка России, Казахстана и Белоруссии и обеспечения интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

Бюджетная политика

Развитие бюджетной системы в среднесрочной перспективе будет характеризоваться:

относительно стабильным уровнем доходов (в процентах к ВВП), так как сокращение нефтегазовых доходов и поступлений в большей части будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов;

значительными изменениями в структуре расходов бюджетной системы, обусловленными финансированием дополнительных обязательств согласно указам Президента Российской Федерации;

поддержанием устойчивости бюджетной системы за счет введения бюджетного правила и ограничения в рамках него уровня расходов федерального бюджета;

сохранением низкого уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию;

увеличением объемов нефтегазовых фондов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда) при возможности вовлечения части средств Фонда национального благосостояния в инвестиции внутри и вовне страны для реализации долгосрочных капиталоемких стратегических проектов;

ростом доходов региональных бюджетов, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов регионов в среднесрочной перспективе. При этом в обоих сценариях учтено повышение заработных плат бюджетникам в сферах здравоохранения, образования, культуры. Ожидается, что с учетом дополнительных обязательств объем дефицита региональных бюджетов не превысит 0,8% ВВП к 2015 году. Вместе с тем у региональных бюджетов имеется значительный потенциал, связанный с оптимизацией и повышением эффективности расходования средств. Среди основных направлений – бюджетные субсидии и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

незначительным увеличением доходов государственных (территориальных) внебюджетных фондов. Вместе с этим, в условиях действующих параметров пенсионной системы ее дисбаланс будет постепенно увеличиваться. Реформирование пенсионной системы является не только важнейшим приоритетом долгосрочного социально-экономического развития, но и первоочередным условием достижения среднесрочной сбалансированности федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!