Служба защиты прав потребителей

1265 "Яхонт". Базовый тральщик пр.1265 "Яхонт" Происшествия с кораблями

Базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» явился, по сути, дальнейшим развитием базового тральщика проекта 257ДМ. Потребность в новом проекте базового тральщика была обусловлена так же тем, что тральщики проекта 1252 с стеклопластиковыми корпусами, планируемые к серийной постройки после серии тральщиков проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 60-х годов оборудования и их крупносерийное производство не было оправданным. В результате этого в 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А - 1277) ТТЗ на разработку нового проекта базового тральщика проекта 1265 в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом (пр. 1265П), считавшийся основным, и с деревянным корпусом (1265Д, рассматриваемый как резервный. Первоначально разработкой проекта руководил главный конструктор Д.И. Рудаков, затем его сменил В.И. Немудров. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.М. Шелевахо, затем его сменил полковник А.Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса. К строительству же был утверждён проект с деревянным корпусом, для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности оклеиваемый стеклопластиковым покрытием. Это было обусловлено тем, что в это время хотя стеклопластик и являлся более предпочтительным материалом, так как имел сравнительно небольшую удельную массу, являлся диэлектриком, не коррозировал и не подвергался гниению и разрушению древоточцами, но всё же был ещё не достаточно освоен промышленностью. Кроме того полученные в результате проектирования основные размерения затрудняли его постройку на Средне-Невском ССЗ, где в то время был единственный цех стеклопластикового судостроения, и не возможно было организовать строительство крупной серии, так как это потребовало бы строительства дополнительных цехов, освоения технологии и т.д. на Владивостокском ССЗ и ССЗ «Авангард». Не готова была и химическая промышленность к поставке необходимого количества компонентов для изготовления корпусов. Забегая вперёд, следует отметить, что применяемая для изготовления стеклопластика смола была токсична, поэтому требовалось выполнить достаточно большое количество мероприятий, обеспечивающих на корабле нормальных условий обитаемости экипажей, в частности такие, как усиление вентиляции и обеспечение её непрерывной работы, создания герметичных хранилищ для пищевых продуктов и т.д. В процессе эксплуатации уже построенных кораблей с корпусами из стеклопластика были выявлены недостатки, затрудняющие эксплуатацию технических средств, ремонтопригодность и т.п. Так что с точки зрения обитаемости и сохранения здоровья экипажа, эксплуатации деревянный корпус был предпочтительнее.
В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 1265.

В результате стремления к улучшению тактико-технических характеристик при проектировании водоизмещение и главные размерения корабля по сравнению с бтщ проекта 257ДМ существенно выросли. Полное водоизмещение корабля достигло 460 тонн, длина - 49 метров. Таким образом, корабль оказался на 100 тонн меньше по водоизмещению, короче по длине на 3,1 метра, чем морской тральщик проекта 266. Тем не менее, по классификации того времени корабль относился к кораблям 4 ранга. Забегая вперёд, следует отметить, что в начале 90-х годов в соответствии с новой классификацией, введённой приказом ГК ВМФ, корабли проекта 1265 были отнесены к кораблям 3 ранга.
По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ. Имел такой же удлинённый полубак, упрощенные обводы, и примерно такое же отношение длины к ширине. При этом внешний вид корабля с изменением линий надстройки, установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата, по сравнению с бтщ проекта 257ДМ, стал более привлекательным и эстетичным. Для корпуса использовалась также древесина из сосны. На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа. Они были практически не сравнимы даже с мтщ проекта 266М, не говоря уже о бтщ проекта 257ДМ. Высота подволока в офицерских каютах просто поражала. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата,
На корабле проекта удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Как и у проектов 266, 266М, 257ДМ использовались в формировании корпуса маломагнитная сталь Ю3, а также лёгкие алюминиево-магниевые сплавы (АМГ). Было применено усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля было применено кроме уже обычных к тому времени мероприятий, как: звукоизоляция с помощью амортизаторов, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), - ещё и установка винтов в насадки, к которым подводился воздух.
На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые обеспечивали поиск, обнаружение и уничтожение мин и миноподобных предметов по курсу корабля. Такое техническое средство получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Помимо КИУ на корабле предусматривалось четыре разновремённых варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ - 69 «Лань») и донных мин (МГ - 79 «Мезень»). Средства самообороны по сравнению с проектом 257ДМ были усилены установкой дополнительно к одному спаренному 30 мм автомату АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемому от ПУС «Колонка» одного спаренных 25 мм автомата 2М-3М. На корабле устанавливались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. При этом была использована возможность размещения дополнительных средств связи по сравнению с проектом 257ДМ. Следует отметить, что строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического вооружения и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля. В частности устанавливался переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3», на последних по постройке кораблях артустановка АК - 306 (3 х 30 мм), новый тип искателя-уничтожителя мин, более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин, новый авторулевой «Аист», система ГГС «Лиственница» и т.д.
Тральные и палубные механизмы имели также как и на предыдущем проекте бтщ гидравлические приводы. Вместе с тем устанавливались более мощные по тяговому усилию и грузоподъёмности, более совершенные механизмы, как лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШЭГ- ?). При этом вьюшка из состава тральных механизмов была исключена. Система гидравлики была также усовершенствована. Обеспечение работы тральных и палубных механизмов потребовало более мощных гидравлических насосов. Устанавливалось три наоса типа IIД10, приводимых во вращение от валов отбора мощности двух дизельгенераторов ДГ-100 (7Д6), расположенных в дизельгенераторном отделении, и специального дизельгенератора (К266), расположенного в машинном отделении. Рулевая машина также переведена на гидравлический привод. Устанавливалась рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11», предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления. Устанавливались два пера руля.
Главная энергетическая установка по своему составу и расположению от предыдущего проекта отличалась незначительно. Вместе с тем была внедрена высокая степень автоматизации работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем. ГЭУ двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели - дизель-редукторные агрегаты ДРА - 210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага ВР 1265, расположенные в насадках. Следует отметить, что при водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях чем у проекта 257ДМ скорость полного хода осталась практически неизменной - 14 узлов. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Система была идентичной исполненной на проекте 257ДМ. Устанавливалась электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Пассат», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из поста энергетики и живучести, машинного отделения (только управление ГДГД) и главного командного пункта. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала три дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 300 кВт (3х100 кВт с дизелями 7Д6). Один ДГ располагался в МО, два других в ДГО. Устанавливалась система автоматического и дистанционного управления ЭЭСК «Березина». Дизельгенераторы также имели дистанционно-автоматическое управление. Устанавливалась также и система дистанционного управления вспомогательными механизмами и системами «Эльтон». Количество вспомогательных механизмов было по сравнению с проектом 257ДМ несколько увеличено. Так устанавливалось большое количество пожарных насосов (три вместо двух), компрессоров (три вместо двух) и т.д. Устанавливались автоматизированные компрессоры. Впервые на корабле предусматривалась система сбора льяльных и загрязнённых вод.
Были увеличены запасы топлива и воды по сравнению с бтщ проекта 257ДМ. Автономность по продовольствию возросла до 15 суток.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

Продольный разрез

1 отсек с 0 - 5 шпангоут - форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая;
2 отсек с 5 - 12 шпангоут - тамбур № 1, 2, 3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии, электромеханическая кладовая;
3 отсек с 12 - 28 шпангоут - тамбур № 2, 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, тамбур;
4 отсек с 28 - 38 шпангоут - коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка, каюта гластаршин;
5 отсек с 38 - 52 шпангоут - коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия, вентиляционнаявыгородка;
6 отсек с 52 - 64 шпангоут - коридор № 4, тамбуры № 6,7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и
живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник
команды, пост дегазации и дезактивации, вентиляционная выгородка;
7 отсек с 64 - 72 шпангоут - кубрик № 2 на 22 человека;
8 отсек с 72 - 80 шпангоут - топливный отсек;
9 отсек с 80 - 86 шпангоут - помещение трального боезапаса и тральная кладовая;
10 отсек с 86 - 94 шпангоут - румпельное отделение;

Основные проектные тактико-технические элементы


Водоизмещение: стандартное - 427 тонн, полное - 460 тонн.

Главные размерения: длина наибольшая-49,0 м, ширина наибольшая-9,2 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,45 м..

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412), 1 000 л.с. каждый,

Номинальная частота вращения ГД -1 550 об/мин, валопровода-374 об/мин,

Винты регулируемого шага ВР-1265.

Электроэнергетическая система:

3хДГ (7Д6),100 кВт, суммарная мощность 300 кВт. Для обеспечения работы
электромагнитного трала специальный дизель- генератор (дизель К266) с

Генератором постоянного тока (50кВт).

Скорость: полного свободного хода - 14 узлов; с тралами - ? узлов;
боевая экономическая - 10 узлов.

Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.

Запасы: топливо - ? тонны;
масло моторное - 2,0 тонны;
вода питьевая - ? тонны;
вода котельная - ? тонны.

Автономность: 15 суток.


Вооружение.
Штурманское: Гирокомпас «?», магнитные компасы «УКП - М1» и «УКП - М3», лаг
МГЛ - ?, эхолот НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р.


Артиллерийское: 1х2 30мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230

С дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 1х2 25мм спаренная

Турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.


Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»(устанавливался

На кораблях более поздней постройки, а также на кораблях в период ремонтов

И модернизаций).


Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4,
акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1(КИУ-2-2М),
шнуровые заряды.


Средства связи: Коротковолновый передатчик, приёмник Р - 657К, станция УКВ Р - 619,
аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна - 2К», ГГС «Каштан»
(«Лиственница»).


Радиотехническое: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания

«Нихром» инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

Электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).


Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 - 4шт.

Экипаж: 45 человека (в том числе по проекту 5 офицеров, на самом деле практически

Всегда было 4 офицера, и небольшой период 80-х годов вводился в штат зам.

Командира по политической части).

Директивный срок службы кораблей проекта 1265 - 15 лет;
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
Междоковый срок - 1 год.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 70-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ ТТЗ на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корусами). В обоих случая разработка проекта велась под руководством главного конструктора В.И. Немудрова. Опять же в обоих случаях дело заканчивалось разработкой, а затем корректировкой технических проектов с последующим решением продолжения постройки бтщ проекта 1265 из-за неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения, хотя строительство проекта предусматривалось утверждённым в 1980 г. десятилетним Планом военного судостроения на 1981 - 1990 г.г.
Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск), корабли после постройки на котором поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, корабли после постройки на котором поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 г. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ - 347», заводской № 901, сданный флоту в 1973 г.. Всего по проекту до 1994 г. было построено около 70 единиц кораблей. Из них на на Владивостокском ССЗ - 22 единицы. Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 г. .). Владивостокским ССЗ было построено 31 % кораблей пр. 1265.
Базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» стал самым многочисленным типом базовых тральщиков послевоенной постройки.
Для ТОФ ВСЗ в период с 1973 по 1991 г построены и сданы по проекту 1265:
«БТ-347», заводской № 901 (1973 г.), «БТ-325», заводской № 902 (1974 г.), «БТ-327», заводской № 903 (1975 г.), «БТ-266», заводской № 904 (1976 г.), «БТ-267», заводской № 905 (1978 г.), «БТ-734», заводской № 906 (1977 г.), «БТ-438», заводской № 907 (1978 г.), «БТ-470», заводской № 908 (1978 г.), «БТ -78», заводской № 909 (1979 г.), «БТ- 121», заводской № 910 (1979 г.), «БТ-132», заводской № 911 (1981 г.), БТ «Сахалинский комсомолец (с 1992 г. «БТ- 38»), заводской № 912 (1982 г.), «БТ-56», заводской № 913 (1983 г.), «БТ-96», заводской № 914 (1983 г.), «БТ-100», заводской № 915 (1985 г.), БТ «Бурятский комсомолец» (с 1992 г. «БТ-325»), заводской № 916 (1986 г.), «БТ-51», заводской № 917 (1986 г.), «БТ-114», заводской № 918 (1987 г.), «БТ-232», заводской № 919 (1989 г.), «БТ-245», заводской № 920 (1990 г.), «БТ-256», заводской № 921 (1990 г.), «БТ-215», заводской № 922 (1991 г.).
Практически Владивостокский ССЗ сдавал флоту по 1 единице кораблей проекта в год, в отдельные периоды по 2 единицы в год.
ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э.
Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.
Первые бтщ проекта 1265 ТОФ входили в состав 81 днтщ ВМБ Стрелок (позже 81 днтщ 7 бртщ). В дальнейшем корабли проекта зачислялись в состав 142 днтщ 114 брковр (г. Петропавловск - Камчатский, б. Завойко), 13 днтщ 33 брковр (п. Корсаков, о. Сахалин), 646 днтщ 45 брковр (п. Тимофеевка, залив Владимира), 196 брнк, позже в 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная). После расформирования в 1990 г. 7 бртщ, бтщ проекта 1265 "Яхонт" были зачислены в состав 187 днтщ. Позже, в 1994 г. в состав 81 днтщ 47 брковр. Бтщ проекта после расформирования 45 брковр в 1990 г. были зачислены в 169 днковр, после его расформирования в 1994 г. также вошли в состав 81 днтщ 47 брковр.
Ряд бтщ проекта 1265 Тихоокеанского флота привлекались к выполнению задач боевой службы в составе 17 опэск в районах Южно - Китайского моря (17 опэск, п. Камрань, Вьетнам).
«БТ-325» приказом ГК ВМФ исключен из боевого состава Тихоокеанского флота в 1989 г., БТ-327, - 266 - приказом ГК ВМФ - в 1993 г., «БТ-734» - приказом ГК ВМФ в 1994 г., БТ-347, -438 - приказом ГК ВМФ - в 1995 г., «БТ-267» - приказом ГК ВМФ - в 1996 г., БТ-56, - 470, - 121 - приказом ГК ВМФ - в 1997 г., «БТ-38» - приказом ГК ВМФ - в 1998 г., «БТ-96» - приказом ГК ВМФ - в 2000 г., «БТ-78» - приказом ГК ВМФ - в 2001 г., «БТ-132» - приказом ГК ВМФ - в 200? г., «БТ-51» - приказом ГК ВМФ - в 200? г..
Бтщ проекта 1265, входящие в состав ТОФ, полностью выслужили свои директивные сроки службы (15 лет). 7 единиц кораблей проекта, входящих в состав ТОФ, до настоящего времени находятся в строю и продолжают нести службу. В составе 11днковр 165 брнк (Владивосток, б. Улисс) находятся БТ - 100, - 114, - 232, в составе 117 днковр 114 брковр (Петропавловск - Камчатский, б. Завойко) - «БТ-325», в составе 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная) - БТ-215, - 245, - 256.
Большая часть кораблей прослужили 20 лет и более. Наибольший срок службы на настоящее время, 24 года, у «БТ-100», наименьший, 15 лет, был у «БТ-325». Современная тенденция такова, что замена на флоте бтщ проекта нет, и вполне возможно, что срок службы оставшихся в строю кораблей достигнет 30 лет и более. Это лишний раз свидетельствует о высоком потенциале, заложенном в корабли при проектировании, качестве постройки на отечественных судостроительных заводах советского периода. Следует заметить, что единственный корабль проекта из состава ТОФ, прослуживший всего 15, был исключен из боевого состава в результате полученных повреждений в результате пожара, устранение которых было признано не целесообразным.

В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества. Корабли отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов, в том числе и кораблями других классов. Вместе с тем корабли проекта не избежали аварий, приведших к их из боевого состава флота, и даже гибели. На Тихоокеанском флоте имели место быть следующие аварийные случаи с кораблями проекта:

29.06.1984 г. На бтщ - 325 81 днтщ, 7 бртщ, Приморской флотилии разнородных сил, находящегося в море на ходу, в машинном отделении возник пожар. Борьба за живучесть организована должным образом не была. Время тушения пожара было упущено. Станция объёмного химического тушения была ошибочно включена на топливный отсек вместо машинного отделения. Фреон, таким образом, был израсходован полностью. Корабль был обесточен и потерял возможность использовать другие средства тушения. Пожар получил дальнейшее развитие. Пожар был потушен только с привлечением аварийно-спасательных служб флотилии. Корабль в результате пожара получил значительные повреждения, машинное отделение выгорело полностью. Восстановление корабля было признано нецелесообразным, и он после нескольких лет отстоя в 1989 г. был исключён из состава флота. В 1989 г. его корпус был сожжён в бухте Парис.

10-11 октября 2003 г. На бтщ - 51 (11 днковр, 165 брнк Приморской флотилии разнородных сил), стоящего на якоре и швартовах в б. Улисс, 10.10. после 23.00 в районе душевой офицерского состава возник пожар. Причиной пожара явилось не выключение после использование нагревательных элементов сауны, сделанной личным составом самостоятельно. Проектом сауна не предусмотрена. Вследствие низкой организации службы борьба за живучесть должным образом организована не была. Время тушения пожара было упущено. Пожар получил дальнейшее развитие. Прибывшие для тушения силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей г. Владивостока предпринять что-либо не смогли, так как пожар распространился на подбашенное отделение носовой артустановки и начал рваться боезапас. В дальнейшем тушение пожара производилось обильной подачи воды. Корабль принял порядка 200т воды, крен на левый борт достиг почти 20 градусов, дифферент на нос - 2 метров. Корабль был отбуксирован на отмель кормой к берегу, где просто «догорел» и дальнейшему восстановлению не подлежал.

Литература:

Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-
1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подборку материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Дополнил капитан 2 ранга запаса Камардин А. И.

Являлся дальнейшим развитием базового тральщика проекта 257ДМ. В 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А - 1277) ТТЗ на разработку нового базового тральщика проекта 1265 в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом пр. 1265П, считавшийся основным, и с деревянным корпусом 1265Д, рассматриваемый как резервный.
Первоначально разработкой проекта руководил главный конструктор Д.И. Рудаков, затем его сменил В.И. Немудров. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.М. Шелевахо, затем его сменил полковник А.Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.
В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 1265.

    Базовые тральщики пр.1265П
- со стеклопластиковым корпусом, хотя и являлся более предпочтительным, так как имел сравнительно небольшую удельную массу, являлся диэлектриком, не коррозировал и не подвергался гниению и разрушению древоточцами, но всё же был ещё не достаточно освоен промышленностью. Кроме того полученные в результате проектирования основные размерения затрудняли его постройку на Средне-Невском ССЗ, где в то время был единственный цех стеклопластикового судостроения, и не возможно было организовать строительство крупной серии, так как это потребовало бы строительства дополнительных цехов, освоения технологии и т.д. на Владивостокском ССЗ и ССЗ "Авангард". Не готова была и химическая промышленность к поставке необходимого количества компонентов для изготовления корпусов.

    Базовые тральщики пр.1265Д
- с деревянным корпусом, утверждены к серийному строительству, для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности оклеиваемый стеклопластиковым покрытием.

Корпус корабля деревянный, с упрощенными обводами, использовалась древесина из сосны, проходящая предварительную обработку и сушку, однако без защитной пропитки древесины антисептическими растворами, предназначенными для предотвращения разрушения корпусных конструкций дереворазрушающими грибами и морскими древоточцами, особенно распространёнными в прибрежных водах Чёрного и Японского морей. Корпуса, надстройки и палубы оклеивались в несколько слоёв стеклопластиковым покрытием (стеклоткань, пропитанная эпоксидными смолами) для увеличения долговечности корпуса и обеспечения лучшей его герметичности. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Фундаменты, механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались из маломагнитной стали Ю3. Тральщик имел протяжённый полубак занимавший 2/3 корпуса корабля и верхнюю палубу в корме. При этом внешний вид корабля с изменением линий надстройки, установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата стал более привлекательным и эстетичным. На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа, в том числе появилась столовая для команды и система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов с установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

  1. Форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовые;
  2. Тамбур № 1,2, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, мокрая кладовая и электромеханическая кладовая;
  3. Тамбур № 3,4, коридор № 1, офицерские и мичманские каюты, гальюн и душевая офицеров, кают-компания, отсек ГАС, шахта ПОУ;
  4. Коридор № 2, тамбур № 5, кубрик № 1 на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, радиорубка, пост ГАС, каюта мичманов;
  5. Коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная часть, вентиляционная выгородка;
  6. Коридор № 4, тамбуры № 6,7, дизель-генераторное отделение, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник, пост дегазации и дезактивации, вентиляционная выгородка;
  7. Кубрик № 2 на 22 человека;
  8. Топливный отсек;
  9. Тральная кладовая;
  10. Румпельное отделение;
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, сохраняя в наихудшем случае положительную остойчивость и высоту надводного борта не менее 0,5 м (Ннад.б. > 0,5 м). Гибель корабля могла наступить при затоплении более трёх смежных отсеков. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате).
Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире.

Тральные и палубные механизмы (лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШГ-3) имели гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от трёх насосов Д-10, приводимых во вращение от валов отбора мощности трёх дизель-генераторов.

Рулевая машина с гидравлическим приводом РГС-1 с системой управления "Альбатрос 21-11, предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления и два пера руля.

Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели два дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б с дизелями М412 мощностью по 1 000 л.с. каждый, работали на винты регулируемого шага ВР1265, расположенные в насадках. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Предусматривалось дистанционное управление из машинного отделения и поста энергетики и живучести, а также с ГКП. Дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ обеспечивала Электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГД и ВРШ «Пассат» (пульт системы распологался в ПЭЖе за пультом ЭЭСК "Березина"), как с ГКП корабля, так и из поста энергетики и живучести (ПЭЖ). Из машинного отделения производилось управление только главными агрегатами (ГД) корабля.
Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел. Предусматривалось автоматическое дистанционное управление всеми вспомогательными механизмами и трюмными системами, а так же сбором льяльных и загрязнённых вод от Системы управления ВМТС "Эльтон" (пульт системы распологался в ПЭЖе за пультом ЭПДАС ГД и ВРШ "Пассат").

Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала три дизель-генератора мощностью по 100 кВт, один ДГ-100 распологался в машинном отделении и два ДГ-100 - в дизельгенераторном отделении. Для обеспечения работы электромагнитного трала установлен специальный дизель- генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока мощностью 50кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя. Предусматривалось автоматическое дистанционное управление всей электроэнергетической системой корабля от Системы управления ЭЭСК "Березина" (пульт системы распологался в ПЭЖе у ГРЩ-1).

  1. Из 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка".
  2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного в корме у среза полубака. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки "2М-3" состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммом механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям.Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 360°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
  3. Из 2 счетверённых ПУ для ПЗРК "Стрела-2М", располагавшихся побортно на корме у среза полубака. Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К32М составляет 630 м/с, дальность стрельбы от 800 метров до 4,2 км, потолок - от 50 метров до 2,3 км при скорости цели до 260 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 15 кг.
  4. Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-1, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания донных мин впереди по курсу МГ-79 "Мезень", буксируемый гидролокатор бокового обзора "Игла" с полосой поиска до 100 метров, обеспечивающий обнаружение и обозначение маяком-приемоответчиком донных мин на глубинах до 150 метров при скоростях буксировки до 10 узлов и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-1, который под управлением собственной системы наведения выходит на маяк - приемоответчик или действует по данным МГ-79, производит до поиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы, при необходимости - укладку на него заряда-уничтожителя, и возвращается к кораблю.
  5. Первый вариант:
  6. Второй вариант:

      1 комплект акустического трала АТ-5.
      2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
  7. Из 5 мин.

На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", ГАС миноискания якорных мин МГ-69 "Лань" и ГАС миноискания донных мин МГ-79 "Мезень", ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста".

РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 92,6 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.

ГАС миноискания МГ-69 "Лань", предназначалась для поиска якорных мин впереди по курсу корабля. Антенна ГАС, располагалась в подъёмно-опускном устройстве ПОУ. Станция имела дальность обнаружения якорных мин 800 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 200 метров при секторе обзора от 30° до 180°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 4 метров и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

ГАС миноискания МГ-79 "Мезень", предназначалась для поиска донных мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция имела дальность обнаружения донных мин 600 метров, а затонувших объектов 1000 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 180 метров при секторе обзора от 60° до 240°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 15% и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" принята на вооружение в 1960 году. ГАС обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

Строительство тральщиков проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(37) и на заводе №602 в г. Владивостоке(19).

Головной тральщик БТ - 123 сдан ВМФ в декабре 1972 г.


Тактико-технические данные БТЩ пр.1265 "Яхонт" Водоизмещение: стандартное 427 тонн, полное 460 тонн Длина наибольшая: 49,0 метра
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Осадка: 2,45 метра
Силовая установка:
3 ДГ по 100 кВт, переменный ток 380 В,
1 ДГ 50 кВт постоянного тока
Скорость хода:
траления 6-12 узлов
Дальность плавания: 1700 миль при 10 узлах
Автономность: 8 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское:
1х2 25-мм автомат 2М-3М
зенитно-ракетное: 2х4 тумбовые ПУ для ПЗРК "Стрела-2М"
противоминное: 1 комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1,

1 акустический трал АТ-2, 2 шнуровых заряда ШЗ-200,
минное: 5 мин
гидроакустическое: 1 ГАС миноискания МГ-69 "Лань",
1 ГАС миноискания МГ-79 "Мезень",
1 ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста"
радиотехническое:

навигационное: 1 НРЛС "Дон", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
химическое:

Экипаж:

Всего построено тральщиков с 1972 г. по 1988 г. - 56 единиц.

    Базовые тральщики пр.1265М
- модернизированный с улучшенным противоминым и артиллерийским вооружением.
Незначительная модернизация основного проекта позволила получить улучшенный современный тральщик.

Вооружение тральщиков состояло:

  1. Из 2 шестствольных 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенных одна на баке и одна на корме у среза полубака. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Лазурь".
  2. Из 2 счетверённых ПУ для ПЗРК "Стрела-3", располагавшихся побортно на корме у среза полубака. Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
  3. Из 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-89 "Серна" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным ГАС миноискания осуществлял до поиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путём укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.
  4. Первый вариант:
      1 комплект глубоководного морского контактного трала ГКТ-2. Трал включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-2), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы трала автоматически удерживают заданное углубление, что улучшило его технические характеристики. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 280 м, заглубление от 10 до 200 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 250 метров.

      2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
  5. Второй вариант:
      1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного - 330 метров. Вес трала в сборе - 4 950 кг.
      1 комплект акустического трала АТ-6.
      2 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
  6. Из 5 мин

На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Миус", ГАС миноискания якорных и донных мин МГ-89 "Серна", ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль".

РЛС навигации "Миус" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач, работала в круговом и секторном обзоре, позволяя определять дальность до воздушной цели до 130 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1970 году.

ГАС миноискания МГ-89 "Серна", предназначалась для поиска якорных, донных мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Станция имела дальность обнаружения якорных мин до 1200 метров, донных мин 800 метров, а затонувших объектов 1800 метров и обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 300 метров при секторе обзора от 60° до 240°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности 3 метра и по курсовому углу до 1°, при скорости поиска до 8 узлов при волнении моря до 4 баллов.

ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль" обеспечивает опознавание и определение дистанции до подводных лодок, а так же связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.
Станция имеет дальность связи в телефонно-телеграфном режиме:

  1. Между надводным кораблём и ПЛ на низкой частоте (НЧ) - 20 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 20 км.
  2. Между надводными кораблями на низкой частоте (НЧ) - 16 км, на высокой частоте (ВЧ) - 10 км, измерение дистанции - 16 км.
  3. Между подводными лодками (ПЛ) на низкой частоте (НЧ) - 36 км, на высокой частоте (ВЧ) - 17 км, измерение дистанции - 36 км.
Скорость передачи информации в телефонном режиме составляет 40 слов/мин., а в телеграфном - 20-30 знаков/мин. Энергопотребление в дежурном режиме 1кВА, а в режиме излучения - 6 кВА. Масса станции - 510 кг.

Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(9) и на заводе №602 в г. Владивостоке(3).


Тактико-технические данные БТЩ пр.1265М Водоизмещение: стандартное 427 тонны, полное 460 тонн. Длина наибольшая: 49,0 метра
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Осадка: 2,45 метра
Силовая установка: 2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля
Электроэнергетическая система:
Скорость хода: полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
траления 8-12 узлов
Дальность плавания: 1700 миль при 10 узлах
Автономность: 8 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 2х6 30-мм автомат АК-306М с ПУС "Лазурь"
зенитно-ракетное: 2х4 тумбовые ПУ для ПЗРК "Стрела-3"
противоминное: 1 комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-2,
1 трал ГКТ-2, 1 петлевой эл-магнитный трал ПЭМТ-4,
1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200,
минное: 5 мин
гидроакустическое:
радиотехническое: 1 РЛС госопознавания "Нихром",
инфракрасная ночного видения «Хмель»,
электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
навигационное: 1 НРЛС "Миус", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое: 1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
для аварийной партий противогазы ИП-46
Экипаж: 45 человек (4 офицера, 4 мичмана)

Всего построено тральщиков с 1989 г. по 1994 - 12 единиц.

    Базовые тральщики пр.1265Э
- экспортный для ВМС иностранных государств.
Корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества.

Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал 2 года.

  1. Директивный срок службы кораблей проекта 1265 "Яхонт" - 15 лет;
  2. Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
  3. Междоковый срок – 1 год.

Строительство проводилось на заводе №789 в г. Петрозаводске(13)

Головной тральщик БТ-737 сдан флоту в июне 1980 г.


Тактико-технические данные БТЩ пр.1265Э Водоизмещение: стандартное 401 тонна, полное 420 тонн Длина наибольшая: 49,0 метра
Ширина наибольшая: 9,2 метра
Осадка: 2,4 метра
Силовая установка: 2 дизель-редукторных агрегата ДРА-210Б (М412) по 1000 л.с.,
2 винта регулируемого шага ВР-1265, 2 руля
Электроэнергетическая система: 3 ДГ по 100 кВт ~ 380V, 50 Гц,
1 ДГ 50 кВт постоянного тока для электромагнитного трала
Скорость хода: полный 14 узлов, экономический 10 узлов,
траления 6-12 узлов
Дальность плавания: 1700 миль при 10 узлах
Автономность: 8 суток
Мореходность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка",
1х2 25-мм автомат 2М-3М с ручным управлением
противоминное: 1 трал ГКТ-2, 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4,
1 акустический трал АТ-2, 1 телеискатель ИТ-3
минное: 5 мин
гидроакустическое: 1 ГАС миноискания МГ-89 "Серна",
1 ГАС звукоподводной связи МГ-35 "Штиль"
радиотехническое: инфракрасная ночного видения «Хмель»,
электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
навигационное: 1 НРЛС "Дон-2", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5
2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
химическое: 1 прибор химической разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2,
ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
для аварийной партий противогазы ИП-46
Экипаж: 45 человек (4 офицера)

Всего построено тральщиков с 1980 г. по 1991 - 13 единиц.

Тральщики проекта 1265

Тральщики проекта 1265
Тральщики проекта 1265 «Яхонт» / Sonya class minesweeper
Проект
Страна
Изготовители Западное ПКБ
Операторы Военно-морской флот СССР
Годы постройки (первый)
В строю некоторые корабли в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 427 т (стандартное)
460 т (полное)
Длина 49 м
Ширина 8,8 м
Осадка 2,45 м
Двигатели 2 дизеля ДРА-210А (или ДРА-210Б), 3 дизельных генератора ДГРА-100/1500, дизельный генератор ДГРА-50/1500
Мощность 2000-2200 л.с. (дизели) и 350 кВт (генераторы)
Скорость хода 14 узлов
Дальность плавания 1500 миль (при 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 45 человек (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • НРЛС «Миус», «Дон-2» (или МР-212/201 «Вайгач-У»)
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» и МГ-7
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Артиллерия сдвоенные артустановки 30-мм АК-230 М и 25-мм 2М-3М, 2 x 6 30-мм артустановки АК-306
Ракетное вооружение 2 x 4 ЗРК 9К34 «Стрела-3 » (ракета 9М36)
Минно-торпедное вооружение 6 мин
Противоминное вооружение:
  • Глубоководный контактный трал ГКТ-2
  • Акустический трал АТ-6
  • или петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4
  • или соленоидный электромагнитный трал СТ-2
  • или поверхностный сетевой трал ТС-1
  • или искатель-уничтожитель КИУ-1
  • или шнуровые заряды 2х200 м

Разработка

Служба

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265 . Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет. Так, сейчас в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126); в ВМС Азербайджана служат три тральщика БТ-116 (ныне «Магомед Гаджиев»), БТ-55 и БТ-103; в болгарском флоте таких тральщиков четыре; ещё четыре тральщика во флотах Вьетнама и Кубы, два во флоте Сирии. Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году. В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (24 года) отслужил тральщик «БТ-100», а меньше всего (15 лет) - тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

Литература

  • Буров В.Н. «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории». СПб, «Судостроение», 1995 г.
  • Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-морской флот СССР 1945-1991». СПб, Историческое морское общество, 1996 г.
  • «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-1991 гг.» СПб, «Судостроение», 1996 г.
Отечественные противоминные корабли (1910-1990) Скороход Юрий Всеволодович

Базовый тральщик пр. 1265 (шифр "Яхонт")

Проектант Западное ПКБ

Главный конструктор Д. И Рудаков. В. И. Немудров

Главный наблюдающий ВМФ И М. Шелевахо

Заводи-строители "Авангард"

и Владивостокский СЗ

Годы сдачи 1972-1997

Число кораблей в серии, сл. 69

Водоизмещение, т.

стандартное 427

нормальное 444

полное 460

Главные размерения, м:

длина наибольшая 49.0 (по КВЛ – 46.0)

ширина наибольшая 8.8 (по КВЛ – 8.35)

осадка при Dn 2.45

Главная энергетическая установка:

тип дизельная (дизели ДРА-21()Ь)

число и мощность дизелей, л.с 2x1000 (работают на ВРШ в насадке)

Электроэнергетическая установка:

тип дизель-генераторов ДГРА 100/1500 мм и ДГРА 50/1500 мм

число и мощность дизель-генераторов, кВт 3x100+1x50

Скорость хода, уз:

экономическая 10

Дальность плавания при 10 уз. мили 1500

Автономность по запасам провизии, сут 10

Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 45 (5)

Материал корпуса дерево

Вооружение:

артиллерийское АК-230М (1х2-30-мм) и 2М-ЗМ-Б (1х2-25-мм) и ЗКБР "Стрела-З"

противоминное тралы ГКТ-2, ГС-1, АТ-6 и ПЭМТ-4, буксируемый КИУ-2-2М; предусмотрена возможность буксировки СТ-2 или буксировщиков ШЗ (2x200 м)

минное (в перегрузку) до 6 мин

радиолокационное РЛС МР-212/201

гидроакустическое МГ-89 и МГ-35

Проектируемый корабль являлся дальнейшим развитием БТЩ пр. 1252. Однако согласно ТТЗ он должен был проектироваться не по катерным нормам (как корабль пр. 1252), а по новым нормам кораблей базовой зоны. Кроме того, на нем оговаривалась установка новых образцов вооружения и оборудования, реализация дополнительных мероприятий по снижению физических полей и дальнейшее увеличение объема автоматики и дистанционного управления. Все это привело к настолько существенному увеличению водоизмещения нового БТЩ, что сделано невозможным строительство его на нрежних стапельных местах и привело к необходимости постройки первых новых БТЩ с деревянными корпусами. Так как это решение рассматривалось как временное, то при постройке новых деревянных БТЩ не были приняты специальные меры по защите их корпусов, срок службы которых без таких мер ограничивался 10-15 годами. Головной корабль был построен и сдан в 1972 году на СЗ "Авангард", в течение 1972-1995 годов на этом заводе и на Владивостокском СЗ по этому проекту было построено около 70 кораблей. Кроме того, по экспортной модификации (пр. 1265Э) было построено еще 13 кораблей (по четыре передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и один – Сирии).

Рис. 56. Базовый тральщик пр. 1265:

а – вид сбоку; б – продольный разрез; в – план палубы

Из книги Шифры советской разведки автора Синельников Андрей Владимирович

Шифр Рамзая Рихарду Зорге в истории нашей Родины суждено было занять особое место. Волею судьбы и благодаря своим исключительным человеческим качествам он поднялся на самую вершину Олимпа, под названием Советская разведка. Десятки книг, сотни статей, документальные и

Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

Химический шифр наследственности Если вам когда-нибудь скажут, что у кошки вместо котят родились щенята, а у лошади - слоненок, вы улыбнетесь и, конечно, не поверите такому чуду. И будете правы. Жизнь приучила нас к тому, что орел - от орла, а не от страуса. Ио не часто мы

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Быстроходный базовый тральщик пр. 263 Проектант ЦКБ-17Главный конструктор А.И.МасловГлавный наблюдающий ВМФ И.С.СавицкийЗавод-строитель намечался № 370Годы проектирования 1942-1944Водоизмещение, т:стандартное 620нормальное 675полное 730Главные размерения, м:длина наибольшая 66,7

Из книги автора

Из книги автора

Базовый тральщик типа MMS-126 (126-футовик) 3* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное 260Главные размерения, м:длина наибольшая 38,4 (по КВЛ – 36,2)ширина по KBЛ 6,7осадка при Dn (2,15Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность

Из книги автора

Базовый тральщик типа МMS-136 (136-футовик) 4* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное около 400Главные размерения, м:длина 44.5ширина 7,5осадка 2.5Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность дизелей, л.с 2x300Скорость хода,

Из книги автора

Базовый тральщик типа AM ("Адмирэбл") Проектант американская фирма "Вестингаус"Годы постройки 1942-1945Число кораблей в серии, ел около 240. СССР в 1943-1945 гг. передано 34Водоизмещение, т:стандартное 725нормальное 835полное 945Главные размерения. м:длина наибольшая 56.1ширина наибольшая

Из книги автора

Трофейные и репарационные корабли Базовый тральшик типа М-35 Заводы-строители в Штеттине, Гамбурге, Ростоке, Любеке (Германия)Годы строительства 1937-1942Гол получения ВМФ 1946Число кораблей в серии, ед получено 14Водоизмещение, т:стандартное 716полное 890Главные размерения.

Из книги автора

Базовый тральщик типа М-40 Заводы-строители германские (Бремен, Росток, Штеттин, Любек, Эльбинг, Бремерхавен и Кениксберг), нидерландские (Роттердам, Амстердам, Схидам, Флиссинген, Сиккервеер, Болнес) и литовский (Клайпеда)годы строительства 1941-1945Год поступления в ВМФ

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 266 Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.ПеговГлавный наблюдающий ВМФ В.Т.КузьминЗаводы-строители Средне-Невский СЗ и Хабаровский СЗГоды сдачи 1963- 1971Число кораблей в серии, ел 41Водоизмещение, т:стандартное 519нормальное 540полное 560Главные размерения,

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 1252 (шифр "Изумруд") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В.П.ВилунасГлавный наблюдающий ВМФ А.П.МуратовЗавод-строитель Средне-Невский СЗГоды сдач и 1966- 1969Число кораблей в серии, сд 3Водоизмещение, т:стандартное 300нормальное 310полное 320Главные

Из книги автора

Из книги автора

Прорыватели минных заграждений пр. 322, 1254 (шифр "Базальт") и 1267 (шифр "Диабаз") Из перечисленных до стадии технического проекта доведен только пр.322. ТТХ которого приведены ниже.Проектант ЦК Б-363Главный конструктор А. Г. СоколовГлавный наблюдающий ВМФ И. М. Хохлов, А. И.

Из книги автора

Тралыцик-шнуроукладчик пр. 1253 (шифр " Алмаз"), 1253А * (шифр "Алмаз-А") и 1253.1 (шифр "Алмаз-1") * TTX приведены для пр 1253А.Проектант пр. 1253 – ЦКБ-19, 1253А, 1253.1 – Западное ПКБГлавный конструктор пр. 1253 – В. В. Сидоров, пр. 1253A – В. И. Блинов, пр. 1253.1 – В. И. НемудройЗавод-строитель СЗ "Авангард",

Из книги автора

Корабль-водитель тралыдиков-шнуроукладчиков пр. 1253В (шифр "Аметист") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В. И. НемудровГлавный наблюдающий ВМФ Л. Т. ИльичевЗавод-строитель СЗ "Авангард", г.ПетрозаводскГоды сдачи 1971 – 1972Число кораблей в серии, ед 2Водоизмещение,

Из книги автора

Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр "Гранат") Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.МишинГлавный наблюдающий ВМФ. И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.ДымыкинЗавод-строитель планировался СЗ "Янтарь"Годы проектирования 1972-1979Водоизмещение, т:стандартное

BASIC TRAWLER PROJECT 1265 «YAHONT»

26.12.2007
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» В 2007 ГОДУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫПОЛНИЛ ГОСОБОРОНЗАКАЗ

30-го ноября судостроительный завод «Авангард» сдал заказ ВМС России – базовый минный тральщик «Полярный» Северного флота проекта 12650 типа «Яхонт», предназначенный для обеспечения развёртывания стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования, сообщили в пресс-службе предприятия.
На тральщике производилась обвязка дизель-генератора, погрузка-разгрузка дизелей, ремонт водно-отливной системы, пожарной системы, гидравлики палубных механизмов и ремонт корпуса корабля.
28-го ноября корабль успешно прошёл ходовые испытания. Приёмная комиссия Северного флота во главе с председателем капитаном 3-го ранга Зубковым С. В. высоко оценила работу, проделанную коллективом «Авангарда».
Ранее, 14 ноября, заводом был сдан тральщик «Алексей Лебедев». Приёмной комиссией Балтийского флота работы по ремонту данного корабля были оценены положительно, как соответствующие техническим характеристикам.
«Подводя итоги года, можно смело сказать, что завод полностью выполнил программу 2007 г. по выполнению Гособоронзаказа перед Минобороны РФ: сдача в срок двух тральщиков Северному и Балтийскому флотам – яркое тому подтверждение», — комментирует руководитель ОАО «Авангард», председатель Совета директоров Александр Костюнин.
Портал машиностроения

11.09.2008
«АВАНГАРД» СТАЛ ЕДИНСТВЕННЫМ В РОССИИ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ЗАКАЗОВ ПО РЕМОНТУ БАЗОВЫХ ТРАЛЬЩИКОВ

Министерство обороны РФ, на основании заключений ЦНИИ ТС и Федерального агентства по промышленности, приняло решение назначить ОАО «Судостроительный завод «Авангард» единственным в стране исполнителем заказов по ремонту кораблей проекта 12650 (базовый тральщик).
ОАО «Авангард» с 1971г. строит, а в последние время ремонтирует базовые тральщики проекта 12650.
Как сообщили КАРЕЛИНФОРМ в пресс-службе ОАО «Авангард», решение было принято после срыва в 2007г. Гособоронзаказа по ремонту тральщиков. Тогда конкурс на выполнение работ выиграл не «Авангард», а другое предприятие, предложившее цену в 2 раза ниже расчётной, но не имеющее опыта подобных работ.
Данный случай послужил предметом разбирательства на федеральном уровне, как следствие, Правительством Российской Федерации было принято решение «О ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
Karelinform.ru

25.12.2017


Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Виктора Королева базовому тральщику БТ-212 проекта 12650Э Балтийского флота присвоено наименование города Новочебоксарск Чувашской Республики и приказано именовать базовым тральщиком «Новочебоксарск».
В торжественной церемонии приняли участие представители командования Балтийским флотом, Государственного Совета Чувашской Республики, Новочебоксарского городского Собрания депутатов и администрации города Новочебоксарск, командование и личный состав бригады кораблей ОВР, родственники моряков-балтийцев.
Договорённость о переименовании достигнута между командованием Балтийского флота и администрацией Чувашской Республики в рамках соглашения о шефских связях республики и соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы. Присвоение именного названия послужит дальнейшему развитию шефских связей, повышению уровня военно-патриотического воспитания среди допризывной молодежи, сохранению и приумножению флотских традиций военных моряков. По старой традиции команду для подшефного корабля станут формировать из матросов, призванных из этой республики.
В настоящее время на Балтийском флоте, помимо базового тральщика «Новочебоксарск», есть более 10 боевых кораблей, носящих название городов и республик Российской Федерации.
Пресс-служба Западного военного округа


БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 1265 «ЯХОНТ»



Необходимость создания нового БТЩ была обусловлена тем, что корабли проекта 1252 проектировались на базе устаревшего к 1970-м годам оборудования и их крупносерийное строительство было бы нецелесообразным. ТТЗ на проектирование нового корабля (проект 1265 «Яхонт») было выдано Западному ПКБ (гл. конструктор Д.И.Рудаков, затем В.И.Немудров) в 1965 году. Выполненные проектные проработки показали, что выполнение всех требований ТТЗ привело к увеличению водоизмещения корабля до величины, затрудняющей постройку корабля в имеющемся цехе стеклопластикового судостроения, что вынудило к решению о «временном строительстве кораблей с деревянными корпусами». Головной корабль был сдан на СЗ «Авангард» в 1972 году, после чего на нем и на Владивостокском СЗ началось серийное строительство кораблей по этому проекту.

ТТЗ на проектироание нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 70-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 12155 и 12651) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265Д и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265.
ТТЗ на проектирование нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 1970-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 1265П и 12651 «Яхонт-1», гл. конструктор В.И.Немудров) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265 и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265. В ходе их серийного строительства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых.
В ходе их серийного строитеьства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых. В 1972-1994 годах на СЗ «Авангард» и на Владивостокском СЗ было построено около 70 кораблей по этому проекту, а в 1979-1990 годах 13 экспортных кораблей (проект 1265Э).
Кроме кораблей для отечественного ВМФ в 1979-1991 годах на СЗ «Авангард» было построено 13 кораблей по экспортной модификации проекта (пр 1265Э, главный конструктор В.И.Немудров, затем А.А.Форст); по четыре единицы передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и одна — Сирии. С середины 80-х годов корабли планомерно выводятся из состав ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние имеется 46 кораблей
Проектант Западное ПКБ
Гл.конструктор Д.И.Рудаков
(затем В.И.Немудров)
Завод-строитель СЗ «Авангард», Владивостокский СЗ
Годы сдачи 1972-1995
Число кораблей в серии 69

Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
— стандартное 427
— нормальное 444
— полное 460
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 49,0 (46,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 8,8 (8,35)
— осадка при полн.водоизм. 2,45
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная ДР4-210Б
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1000
(работают на ВРШ в насадках)
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер. ДГРА100/1500ММ и ДГР50/1500ПМ
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 3 х 100 + 1 х 50
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 (10)
Автономность по зап. провиз., сут.
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 45 (5)
Материал корпуса дерево

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетно-артиллерийское:
— число и тип
артустановок 1 х 2 30 мм АК-230М
1 х 2 25 мм 2М-3М-Б
— ПЗРК «Стрела-3»
Противоминное:
— контактный трал ГКТ-2, сетевой
трал ТС-1, акустический трал АТ-6, электромагнитный трал ПЭМТ-4, буксируемый искатель-уничтожиель КИУ—2М. Предусмотрена возможность буксировки соленоидного трала СТ-2 или шнуровых зарядов (2 х200 м)
Минное:
— до 6 мин (в перегузку)
Радиолокационное:
— РЛС МР-212/201
Гидроакустическое:
— МГ-89, МГ-35

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!