Служба защиты прав потребителей

Особенности человеческого общения. Основные характеристики общения Характерные свойства и черты общения

Кто такая авторитарная личность? Вы думаете это своевольный деспот, который руководствуется только своим мнением и никогда не думает об окружающих? Не стоит путать авторитарных людей и тиранов. Первая личность не отличается деспотией, ей свойственен деловой подход к любому начинанию и хорошее планирование каждого своего поступка.

Определение

Теория авторитарной личности, разработанная Э. Фроммом, говорит о том, что авторитарная персона - это приверженец консервативного взгляда на мир и ненавистник существующей системы правления. Руководство тяготит человека, и он считает своим долгом сменить правящую верхушку. Это не значит, что персона будет баллотироваться в президенты и менять уклад всей страны. Это значит, что человек будет проворачивать небольшие революции в своем кругу общения. Например, персона сможет возглавить завод, на котором она работала долгие годы в качестве менеджера. Авторитарная личность испытывает разочарование от жизни и думает, что подобное состояние знакомо всем окружающим. Именно поэтому она стремится к власти, чтобы заполнить пустоту работой. Личность считает, что чувство одиночества возникает из-за наличия большого количества свободного времени, которым большинство людей не умеют распоряжаться.

Стереотипы

  • Человек, который стремится к власти, незнаком ни с какими нравственными ценностями. Такая персона низка сама по себе и если ей хочется руководить, значит, она стремится возвысить свое эго и стать деспотом.
  • Подобным людям приписывают ограниченность ума. Но если посмотреть на исторические примеры, то становится понятно, что люди авторитарного склада характера не только умны, но еще и прозорливы. А губят их не собственное легкомыслие, а неудовлетворенные амбиции.
  • Такой человек всегда слишком многого требует от окружающих. Это отчасти правда. Но следует иметь в виду, что в первую очередь персона требует хороших показателей от себя. Человек работает не покладая рук и вполне логично, что того же личность будет требовать от других.
  • Дисциплина. Авторитетный человек любит, когда все идет по его плану и никакие обстоятельства не нарушают достижения целей. Дисциплина помогает быстрее добиваться поставленных задач, так как люди будут сосредотачиваться на результате, а не распылять энергию на малозначимые действия.

Что делает человека авторитарным?

Формирование любого человека происходит в детстве. Вполне логично, что авторитарная личность - это продукт неправильного воспитания. Что же может вызвать в ребенке перемену сознания и обретение ложных ценностей?

Тревога. Человек, который будет бояться всего на свете, будет стремиться всегда и везде взять ситуацию под контроль. Чаще всего подобные чувства в ребенке зарождают матери, которые слишком сильно опекают свое чадо. Мама не разрешает ребенку делать что-либо без спроса и всегда запугивает малыша. Тревога запечатывается на подсознании ребенка и поэтому он неосознанно стремится взять любую ситуацию под контроль.

Несамостоятельность. Такая черта характера тоже является результатом гиперопеки. Если родители с детства не заставляют ребенка работать и все решения принимают сами, то малыш вырастет слишком заносчивым и самодовольным. Свою неспособность принимать решения человек будет маскировать под уверенность. Персона начнет эксплуатировать других для достижения своих интересов.

Привычка к подчинению. Если в детстве отец заставлял малыша подчиняться любому его требованию, то вырастая, ребенок может затаить обиду и изливать ее в более взрослом возрасте на окружающих. Человек будет заставлять окружающих плясать под свою дудку.

Черты характера

Чтобы было проще определить такую личность среди своих знакомых, следует понять, кто Какими чертами характера обладает персона, какие у нее предпочтения и система ценностей:

  • Консерватизм. Человек не любит что-то новое, и свои небольшие революции будет совершать на основе давно проверенных методов. Новаторство пугает человека, так как новые технологии кажутся ненадежными и непроверенными. Уверенность в технике и в способах действий очень важны для такого человека.
  • Раболепие. Еще одной чертой авторитаризма является стремление лидера к порабощению сознания своих подчиненных. Для своих «подданных» авторитарный человек хочет быть чуть ли не богом, ну, по крайней мере, кумиром.
  • Культ силы. Человек верит, что всего на свете можно добиться путем принуждения. Но это не значит, что для достижения своих целей он будет использовать кулаки. Человек не остановится ни перед чем, чтобы воплотить свои желания в жизнь.
  • Цинизм. Человек, который является авторитарной персоной, будет презрительно относиться ко всем окружающим. А так как презрение на лице - это не лучшая маска, то персона будет маскировать свои истинные эмоции под цинизм и сарказм.

Семья

Авторитарный человек - это персона, которая получила неправильное воспитание. Родители недоглядели за ребенком и поэтому у него начали развиваться различные фобии и странные предпочтения, которые противоречат нормальным общественным устоям. Какие семьи способствуют развитию авторитарной личности? Семья с одним родителем, семья, в которой отец пьет и семья, которая слишком опекает ребенка. Именно крайности формируют нездоровое чадо. Человек должен с детства расти в атмосфере любви и нежности. Если он недополучает внимания от родителей, то вырастет озлобленным и будет всех ненавидеть. Если же мать слишком много тряслась над ребенком, ей удастся вырастить эгоистичное существо, которое будет без зазрения совести манипулировать окружающими. Поэтому именно на родителей возлагается задача правильно развить свое чадо. Нет надобности сваливать свои ошибки на плохих учителей или же дурное влияние улицы. Хорошая семья никогда не воспитает асоциального типа.

Сложная ситуация

Что значит авторитарный человек? Это персона, которая своей главной целью будет ставить стремление к власти. Человек будет страстно желать доминировать везде: в семье, на работе, среди друзей. Что же влияет на желание персоны руководить окружающими? Сложная политическая или экономическая ситуация, в которой формируется сознание ребенка, накладывает отпечаток на жизнь взрослого человека. Если малыш с детства понимал, что руководители не справляются со своими задачами, то он начал настраивать себя на то, что его задача - нормализовать ситуацию в стране и добиться лучшей жизни для каждого. Несмотря на все свое желание руководить, человек всегда имеет благие намерения. Он не хочет власти ради власти. Он хочет принести пользу миру и помочь всем страждущим.

Образование

Авторитарный тип человека протестует против каких-то правил и стандартов. Он не против учиться, но ему интересны только те знания и навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Чаще всего подобные личности выбирают технические, а не гуманитарные профессии. Авторитарный человек пытается усовершенствовать свое видение мира, но он ограничен возможностью смотреть только с одной точки зрения. Он не может входить в положение других людей. Поэтому точные науки человеку даются лучше. Знания такая личность получает с удовольствием и никогда не отказывается от прохождения каких-либо курсов. Свое обучение человек продолжает даже после окончания учебного заведения. Ведь чтобы быть хорошим и компетентным специалистом в какой-либо области нужно постоянно самосовершенствоваться.

Профессия

Профессия, как и образование, накладывает отпечаток на человека. Персона, которая работает в силовых структурах, больше расположена к авторитарности. А вот личность, которая занимается философской деятельностью, искусством или же другой творческой деятельностью вряд ли станет разрабатывать планы по захвату мира. Те, кто благодаря своей профессии, обладают властью над окружающими, могут использовать свои силы совсем не в благородных целях. Например, у офицера намного больше шансов и возможностей проявить свою авторитарную натуру по сравнению с обычным солдатом. А человек, который всю жизнь служил по контракту в подчинении, будет раболепствовать не только на работе, но и в семье. Привычка подчиняться, так же как и привычка командовать, распространяется на всю жизнь человека.

Общение

  • Человек будет разговаривать с вами так, как будто вы ему что-то должны. Он намеренно будет принижать ваше достоинство и морально давить на вас, чтобы возвысить свой статус. Если вы не поддадитесь на подобные манипуляции, то персона перейдет к активной агрессии.
  • Такая личность всегда будет отдавать приказы. Человек не будет спрашивать мнение собеседника. Он сам решит, что оппоненту нужно и будет уверен в своей правоте даже тогда, когда собеседник постарается сказать обратное.
  • Человек будет придерживаться своего мнения, даже если поймет, что оно в корне неверно. Он вряд ли сможет признать, что была неправа, и принять свое поражение.

Хорошо или плохо

Авторитарное поведение можно осуждать только в том случае, когда человек имеет недобрые намерения. Он будет стремиться к своей главной цели, которая будет заключаться в улучшении этого мира. Последователями умного авторитарного человека будут свободолюбивые и адекватные персоны. Они не станут слепо подчиняться своему кумиру. Их повиновение будет оправдано. Лидер поможет своим последователям стать лучше, а также покажет дорогу, по которой следует идти, чтобы не наступать на подводные камни.

Но ситуация меняется, когда к власти приходит авторитарная личность с психологическими проблемами. В этом случае диктатор будет творить то, что он хочет. Отдавать кому-то отчет в своих действиях такая персона не станет. Но личность будет требовать от своих подчиненных слепого и мгновенного подчинения.

Репутация человека

Как авторитарный тип личности воспринимают окружающие? Люди боятся тиранов. Раболепство и уважение больше похожи на страх. Подобная ситуация авторитарную личность вполне устраивает. Близких друзей у нее нет, и поэтому человек наслаждается уважением, исходящим от его свиты. В широких кругах персона всегда известна. Она имеет репутацию хорошего специалиста и хорошего руководителя. Ничего плохого о человеке сказать нельзя. Но работать с ним иногда просто невозможно. Личность старается переделать всех подчиненных под свои стандарты, которые со стороны могут казаться дикими.

Тест

Вы увлекаетесь соционикой? Тест на определение типа личности вам придется по вкусу. Ответив на вопросы, вы сможете понять, насколько ваше мировоззрение схоже или же расходится с авторитарными людьми. Отвечать нужно да или нет. Ниже представлена часть вопросов из теста F-шкала:

  • Нужно ли приучать детей к уважению и послушанию раньше, чем ко всему остальному?
  • Может ли человек без хороших манер нормально существовать в приличном обществе?
  • Человек только тогда добьется успеха, когда будет усердно работать?
  • Промышленники, менеджеры и продавцы важнее художников и писателей?
  • Наша вселенная непознаваема, и человек никогда не сможет постичь все ее тайны.
  • Человек - игрушка в руках сверхъестественной силы?
  • Либеральная личность с возрастом станет консерватором?
  • Законы не так важны государству, как умный лидер, который покажет людям путь к счастью?

Вы верите в соционику? Тест на определение типа личности должен показать вам, насколько в вашей душе развит авторитаризм. Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то это значит, что в душе вы прирожденный диктатор.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения . Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция , т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

1. Общение ‑ это деятельность, носящая активно-процессуальный характер.

2. Суть этой деятельности ‑ в установлении отношения одного человека к другому.

3. Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты.

4. Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой.

5. Творчески-импровизационный характер общения, выявляющий глубинные качества субъекта ‑ его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение ‑ это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке.

Каковы же слагаемые общения ? Чтобы общение состоялось, необходимо:

Наличие субъектов;

Предмет разговора;

Общий язык.

Нравственный смысл общения тесно связан с его ценностными ориентирами ‑ морально значимыми факторами, определяющими его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо от таких высших моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении ‑ это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека.

Искусство общения состоит в том, чтобы видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность личности не должна зависеть от ее отдельных свойств.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Принято выделять следующие «ролевые» функции общения .

1. Общение как условие формирования и существования человека. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокого уровня цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

2. Общение как способ самовыражения человеческого «Я». Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

3. Общение ‑ основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем творческий характер общения;

в) в обмене идеями.

4. Общение выступает основным средством управления ‑ средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни ‑ как в негативном, так и в позитивном плане. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.



5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Виды общения . Существуют различные подходы к классификации видов общения. Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение , то есть общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды .

1. Контактное ‑ дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени).

2. Непосредственное ‑ опосредованное (общение с помощью технических средств: радио, телефон, почта, Интернет).

3. Устное ‑ письменное.

4. Диалогическое ‑ монологическое.

5. Межличностное ‑ массовое.

В жизни большинства людей преобладает бытовое общение . Оно наиболее распространено. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в транспорте мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?



Условия эффективности общения. Одно из необходимых условий эффективности разговора ‑ обоюдное желание вести разговор. Не надо навязываться с разговором. Если чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Еще одно необходимое условие ‑ умение найти общий язык. А для этого надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

Культура общения. В обеспечении значимости общения важную роль играет культура межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения , которые:

а) соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

б) приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;

в) не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

г) предполагают готовность и умение личности соблюдать эти нормы.

Наиболее тесно уровень культуры общения связан с нравственной культурой ‑ нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами, которые определяют уровень морального сознания личности, особенности ее нравственных отношений с окружающими, отличительные черты поведения и общения.

Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника .

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности

На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает . Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Как все зарождалось?

Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе , привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия

То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных , характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, или недоверие. А вот – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь , будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения .

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения , информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации); регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности); перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу); аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения - установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации - естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования -- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения- использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства - это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.

3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!