Служба защиты прав потребителей

Лимит расчета наличными между юридическими лицами. Нужно ли предпринимателю соблюдать лимит расчетов наличными деньгами Договор не более 100 тысяч

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

"Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб".

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

"Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС", — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие "электронного магазина", где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. "Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков", — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт "траншами" в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. "44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС", — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.

Не всегда удобно расплачиваться по «безналу», особенно если вы частный предприниматель или учредитель небольшого ООО. Наличный же расчёт – дело тонкое. Напомним, что в середине прошлого года законодатель установил целый ряд новых ограничений по таким расчётам. Давайте разберёмся, что к чему, и как действовать, чтобы ненароком не нарушить закон.

Нормативная база

Порядок денежных расчётов в России регулируется Центробанком. В 2013 году эта организация опубликовала Указание «Об осуществлении наличных расчётов», которое и вступило в законную силу 1 июля 2014 года. Состоит данный акт из семи пунктов.

Сразу следует отметить, что нормы Указания касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На любые наличные денежные операции между обычными гражданами они не распространяются. Кроме того, эти правила не действуют ещё в трёх случаях:

  • при любых расчётах с участием Центробанка;
  • при проведении банковских операций;
  • при внесении таможенных платежей.

Указание ЦБ содержит две категории ограничений при расчёте наличными для ИП и ООО: по целям и по сумме.

Ограничения по целям

Организации и ИП могут тратить деньги из кассы только в следующих целях:

  • выплата заработной платы и социальных отчислений (предусмотренных в Трудовом кодексе);
  • выдача денег сотрудникам под отчёт (например, для разовой оплаты услуг рабочих);
  • выплата страховых возмещений гражданам, заключившим соответствующий договор и уплатившим страховые премии наличными;
  • расходы на какие-либо личные нужды предпринимателя, не связанные непосредственно с его коммерческой деятельностью;
  • оплата товаров, услуг, проведённых подрядчиками работ (за исключением покупки ценных бумаг, которые нельзя оплачивать наличными средствами «из кассы»);
  • moneyback – возврат средств за товары ненадлежащего качества, невыполненные работы и не оказанные (либо оказанные некачественно) услуги;
  • выдача денег при проведении операций банковским платёжным агентом (в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе»).

Обратите внимание: ограничения не распространяются на кредитные (в том числе микрофинансовые) организации. Они вправе тратить наличные из кассы на любые цели.

В Указании законодатель ввёл ещё одно важное правило. Теперь ИП и юр. лица для некоторых «наличных» расчетов могут использовать только те деньги, которые были внесены в кассу после снятия с банковского счёта. К таким расчётам относятся:

  • платежи по выдаче или возврату займов (либо процентов по займам);
  • по внутриорганизационной деятельности;
  • по проведению азартных игр.

Что это означает на практике? Предположим, вам понадобилось выдать заём одному из своих работников. Просто достать деньги из кассы и выдать их сотруднику на руки нельзя – придётся пойти кружным путём. Наличную выручку нужно будет сдать в банк, а затем получить в том же банке сумму займа наличными (по чеку). Только после этого полученную сумму можно будет отдать сотруднику. Естественно, какой-то процент при этом «уйдёт» банку в качестве комиссии. Долго, неудобно и невыгодно – то есть вполне в стиле ЦБ.

Предельная сумма расчётов

Максимальная сумма наличных расчётов не изменилась. Сейчас, как и до 2014 года, она ограничена 100 тыс. рублей в рамках одного договора. Однако в новом Указании Центробанка содержится важное уточнение: данное ограничение по сумме актуально теперь не только в период действия договора, но и после окончания срока действия этого договора.

Представим, что в договоре чётко определён срок его действия. Этот срок благополучно истёк, но у покупателя осталась непогашенная кредиторская задолженность. Если раньше оплатить её можно было сразу в полном объёме (вне зависимости от суммы), то теперь это получится сделать только в случае, если сумма не превышает 100 тыс. рублей. Иначе придётся «разбивать» платежи по нескольким договорам.

Нужно упомянуть ещё несколько важных частных моментов.


Есть и ещё один нюанс, который стоит выделить отдельно. Ограничение по сумме применяется только к договорам, обеими сторонами которых являются юридические лица или ИП. Если же одна сторона – предприниматель или ООО, а другая – обычный гражданин (физическое лицо), то ограничение действовать не будет.

Вернёмся к примеру с договором аренды. Если вы арендовали помещение под свой офис у организации, то сможете расплатиться «наличкой» только при условии, что общая сумма аренды не превышает 100 тыс. рублей. Если же арендодатель – физическое лицо, то сумма может быть любой. Закон позволяет вам выплатить ему наличными хоть сто, хоть двести тысяч. Кстати, расчёт возможен не только в российской, но в иностранной валюте.

«Наличка» и ИП

Чаще всего расплачиваться наличными приходится именно предпринимателям. Мы выяснили, какие есть ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО, а теперь подведём итоги и составим цельную картину.

  1. Предприниматели могут осуществлять расчёты наличными и с гражданами, и с юридическими лицами, и с другими ИП. При этом в расчётах с фирмами и ИП предприниматели не должны превышать отметку в 100 тыс. рублей по одному договору.
  2. Если вы ИП, то закон даёт вам право без ограничений уплачивать таможенные платежи, выдавать своим работникам зарплату или деньги под отчет. Оплату наличными от населения, разумеется, тоже можно принимать без учёта каких бы то ни было лимитов.
  3. Поскольку индивидуальный предприниматель — это физ. лицо, вся его выручка (в том числе наличные деньги) автоматически переходит в разряд личных денежных средств. Этими средствами ИП может распоряжаться по собственному усмотрению. Цель их использования не обязательно должна быть связана с коммерческой деятельностью и нуждами бизнеса.

Предварительно сдавать выручку в банк нет надобности. Кстати, если ИП проводит расчёты в пределах 100 тысяч на один договор, счёт в банке можно вообще не открывать.

Штраф за несоблюдение ограничений

Превышение максимума в 100 тыс. рублей наличными по одному договору карается в административном порядке. За нарушение порядка работы с наличными денежными средствами предусмотрен штраф в соответствии с КоАП. Этот штраф налагается как на всю фирму в целом, так и на конкретное должностное лицо (ответственного работника) в частности.

  • размер штрафа, налагаемого на организацию – 40–50 тыс. рублей;
  • с ответственного работника взыскивается сумма в 4–5 тыс. рублей.

ИП в данном случае классифицируется как ответственный работник.

Привлечь к ответственности организацию можно только в течение двух месяцев со дня нарушения. Кстати, в некоторых случаях ответственность несёт не только фирма (или ИП), производящая неправомерный платёж наличными, но и то юр. лицо, которое принимает деньги. В законе чётко не регламентируется порядок распределения ответственности, поэтому решение зависит исключительно от суда.

Что в итоге?

Итак, при расчёте наличными предприниматель или руководитель фирмы должен:

  • следить за тем, чтобы итоговая сумма по договору (и доп. соглашениям, если они есть) не превышала 100 тыс. рублей;
  • помнить, что при расчётах с физическими лицами ограничения по сумме не действуют;
  • знать, в каких конкретных случаях расчёт наличными вообще допускается.

Учитывайте также и те не вполне очевидные нюансы, которые приведены в списках выше. Согласитесь, будет обидно получить штраф за пустяковое нарушение при проведении денежных расчётов.

Подборка наиболее важных документов по запросу Лимит расчета наличными между юридическими лицами (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты

В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" под предельным размером наличных расчетов понимают наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, в размере не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

6. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Лимит расчета наличными между юридическими лицами

Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У установлен предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами - 100 000 руб. На практике возникает вопрос о доказанности факта оплаты работ заказчиком в случае, если денежные средства переданы подрядчику с нарушением правил безналичных расчетов.

Правило о предельном размере наличных расчетов может быть применено к ситуации, когда стороны в один день заключают несколько договоров поставки и в тот же день производят оплату по ним наличными средствами в сумме свыше 100 000 руб. В данном случае суд может указать, что формальное подписание нескольких договоров не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение самостоятельных соглашений. Фактически стороны осуществили одну сделку на сумму, превышающую установленный предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2008 по делу N А72-3587/2008).

Учреждение планирует заключить с единственным поставщиком контракты на общую сумму 400 тыс. руб., разбив их на четыре контракта - до 100 тыс. руб. каждый. Правомерно ли это с точки зрения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Обязательно ли проводить конкурсные процедуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование вывода:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из названной нормы, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.

Закон N 44-ФЗ не содержит понятия одноименности товаров, работ и услуг и не ограничивает возможность заключения с одним и тем же поставщиком нескольких договоров на приобретение одних и тех же товаров по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение какого-либо календарного периода времени. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.

Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ.

Однако необходимо учитывать и вероятность иного подхода. Поскольку закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, вполне возможно, что приведенная в вопросе ситуация может оцениваться с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11. Эта позиция предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо. Хотя эта позиция была сформулирована применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в настоящее время утратившего силу, она, как мы полагаем, может сохранять актуальность и в настоящее время, поскольку п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ связывает возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленным в этой норме суммовым ограничением, фактическое превышение которого в результате искусственного дробления одного объекта закупки также может рассматриваться как уклонение от проведения конкурентных процедур, иначе говоря, избрание ненадлежащего способа закупки*(1). При таком подходе указанные в вопросе контракты, заключенные одновременно либо в пределах непродолжительного периода времени с одним поставщиком на поставку одних и тех же товаров, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие сделку, направленную на приобретение общего количества товаров (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать упомянутые в вопросе закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщика, что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

На практике государственные закупщики заключают различные сделки, в том числе в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В данной сфере есть определение такой сделки. Однако нужно понимать, что прямые закупки ВЭД и прямые контракты по 44-ФЗ не имеют ничего общего. Прямой контракт ВЭД — это соглашение, которое заключено российским импортнером и непосредственным производителем товара. Соответственно, является предметом, скорее, таможенного законодательства, а не контрактной системы.

Прямые закупки по 44 ФЗ — это ни что иное, как заказ у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Такой процесс регулируется . При этом предусмотрено два вида соглашений:

  • до 100 000 руб.;
  • до 400 000 руб.

Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным. Однако заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

С 01.03.2019 заработал для закупок малого объема и госзакупок лекарств по решению врачебной комиссии.Название этой платформы — ЕАТ «Березка» На ней заключают прямые контракты органы исполнительной власти федерального уровня, в том числе и казенные учреждения, которые находятся в их ведении. Что же касается силовых ведомств, то они попали под исключения и проводят закупки по-старому.

Региональные и муниципальные заказчики обязаны использовать агрегатор, если это предписано специальными актами регионального или местного уровней.

«Березку» посадили на сайт agregatoreat.ru . Наряду с контрактыми до 100 000 — в рамках ч. 4 ст. 93, до 400 000 — по ч. 5 ст. 93 на Березку перенесли закупки лекарств до 200 000 рублей — по ч. 28 ст. 93.

Прямые контракты до 100 000 рублей

Соглашение на сумму до 100 000 рублей допускается в том случае, если по этому основанию не превышает 2 млн.руб. или не превышает 5% от СГОЗ и составляет не более 50 млн.руб. Указанные ограничения годового объема не действительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Важной деталью заключения контракта до 100 000 рублей является включение в него основания, согласно которому госзаказчик осуществляет заказ, в данном случае это будет п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.Прямые контракты до 400 000 рублей

Такие госзакупки могут осуществлять заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93. При этом сумма договора не должна превышать 400 000 рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 50% от СГОЗ и составлять более 20 млн. руб.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!