Служба защиты прав потребителей

Тип губки Строение и жизнедеятельность. Общая характеристика Губки (Porifera или Spongia) тип беспозвоночных животных, включает четыре класса: обыкновенные. Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные








По типу питания губки – биофильтраторы. Питаются в основном взвешенными в воде остатками отмерших растений и животных, а также одноклеточными организмами Дышат растворенным в воде кислородом. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через устье У губок отсутствуют ткани и органы.
















Выводы к уроку Губки – это многоклеточные водные животные Ведут прикрепленный образ жизни Являются биофильтраторами Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл Отсутствуют ткани и органы Размножаются бесполым и половым путем Способны к регенерации Насчитывают 8000 видов


Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.


Домашнее задание Прочитайте текст учебника на стр (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».








По типу питания губки – биофильтраторы. Питаются в основном взвешенными в воде остатками отмерших растений и животных, а также одноклеточными организмами Дышат растворенным в воде кислородом. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через устье У губок отсутствуют ткани и органы.
















Выводы к уроку Губки – это многоклеточные водные животные Ведут прикрепленный образ жизни Являются биофильтраторами Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл Отсутствуют ткани и органы Размножаются бесполым и половым путем Способны к регенерации Насчитывают 8000 видов


Проверь свои знания Тест « Тип Губки Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений. 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы. 2. Все губки имеют ткани и органы. 3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет. 4. Губки обладают способностью к регенерации. 5. Все тело губки пронизано порами. 6. Вода в тело губки входит и выходит через поры. 7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы. 8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них. 9. Губки – это биофильтраторы. 10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.


Домашнее задание Прочитайте текст учебника на стр (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Презентация к уроку
« Губки. Классы:
Известковые, Стеклянные,
Обыкновенные»
Сафьянова Лидия Петровна,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
МОУ Лахденпохская средняя
школа
Сафьянова Л.П.

История открытия губок
Зоологи до сих пор не знают точно,
куда, в какое место животного царства
поместить губок. Статус животных
организмов губки получили только в
1825 г., а до этого их вместе с
Илья Мечников
некоторыми другими сидячими
животными относили к зоофитам –
полуживотным, полурастениям.
1. Теория Ильи Мечникова
2. Теория Эрнста Генриха Геккеля
Сафьянова Л.П.
Эрнст Геккель

Строение губки
1 - парагастральная
полость,
2 - устье,
3 - хоанаоциты
(воротничковые клетки
энтодермы),
4 - эктодерма,
5 - иглы минерального
скелета,
6 - канал.
Сафьянова Л.П.

Классификация губок
Тип Губки
Класс
известковые
губки
Класс
стеклянные
губки
Сафьянова Л.П.
Класс
обыкновенные губки

Процессы губок
Дыхание.
Питание
Выделение.
Кислород
Пища
Выделение
остатков
пищи
Углекислый
газ
Сафьянова Л.П.
Пищеварите
льная
вакуоль

Размножение губок
Личинка
Бесполое размножение
наружным
почкованием
Сперматозоиды выходят в
воду и проникают в тело
других губок, где
оплодотворяют яйцеклетки..
Сафьянова Л.П.

Выживаемость губок
Замечательна способность пресноводных губок к
перенесению неблагоприятных условий существования. Их
геммулы очень хорошо сохраняются даже в течение
нескольких лет. При полном высыхании водоема,
например, они могут самым различным способом, в том
числе с помощью ветра или прикрепившись к ногам птиц,
переноситься в другие места. И если такие геммулы
попадают в воду, они дают начало новому поселению губок.
Геммула губки
Сафьянова Л.П.

Симбиоз губок
Рак-отшельник с пробковой
губкой
Два поколения козочек,
отцы и дети.
Бокоплавы.
Краб Dromia
использует губку
Змеехвостки (офиуры)
в губке.
Сафьянова Л.П.
Креветки спонгиколя
Живут в губках парами
Морской желудь,
Балянус

У губок очень хорошо развита способность к
регенерации тканей: даже если губку разрезать на
куски, то из каждого кусочка через некоторое
время вырастет новая губка.
Сафьянова Л.П.

Добыча губок
Для поиска губок на дне использовали цилиндрический
объект со стеклянным дном. Как только находилась
губка - ныряльщик доставал её со дна. Срезать ножом
губки нельзя, чтобы не повредить, и потому их просто
срывали со скал руками.
Обычно ныряльщик нёс на себе 15 кг плоский камень,
известный как «скандалопетра», чтобы быстро достать
до дна. Собранную губку собирали в специальные сети.
Здесь с них снимали верхние оболочки и, при помощи
специальной машины, выдавливали внутренний
студенистый слой. Затем губки развешивали на мачтах
корабля для сушки. После этого их пропускали через ряд
ванночек с кислотами и марганцовкой, и губки
становились беленькими и мягкими.
В 1868 г. Флот ныряльщиков за губками составлял:
300 кораблей с ныряльщиками(от 6 до 15 ныряльщиков
на каждом корабле) 70 кораблей которые добывали
губки гарпунами..
Сафьянова Л.П.

Интересные факты
Ученые расшифровали геном морской
губки Amphimedon queenslandica –
существа, появившегося на планете более
600 миллионов лет назад и не
являющегося полноценным
многоклеточным животным. Руководила
командой биологов Манси Шривастава
(Mansi Srivastava) из Массачусетского
технологического института (MIT). .
Исследователи оценили, что в геноме губки содержится от 18
до 30 тысяч генов (для сравнения, в геноме человека около 30
тысяч генов). Ученые выделили 4670 семейств генов, которые
являются общими для всех животных. Четверть из них – а
точнее, 1286 семейств – так или иначе необходимы для
поддержания многоклеточности.
Сафьянова Л.П.

Технология будущего
Губка использует множество слоев стекла, которые
удерживаются органическим клеем, что делает структуру
чрезвычайно стойкой к разломам и трещинам.
Ученые надеются скопировать биологические процессы
губки для производства усовершенствованных волокон и
систем, но при этом признают, что «современные
технологии пока не могут конкурировать с изощренными
оптическими системами организмов».
Морская губка может научить инженеров и архитекторов
тому, как строить удивительно прочные структуры из
хрупкого материала.
Сафьянова Л.П.

Применение губок
Туалетная губка
С глубокой древности люди
применяли губки как средство
гигиены. Они ныряли и доставали ее
со дна, мяли ногами, сушили. Губка
сгнивала, оставался лишь мягкий
скелет. Им и мылись древние греки и
римляне, а кроме того, использовали
его, как сейчас используют
туалетную бумагу. Оттого слово
«губка» у греков и римлян считалось
Сафьянова Л.П.
даже не совсем приличным.
Маленький частный туалет в
банном комплексе на римской
вилле
Продажа губок

Опережающее домашнее задание:
повторить § 5, найти интересные
факты по типу «Кишечнополостные».
Сафьянова Л.П.


ТИП ГУБКИ

Губки – наиболее примитивные многоклеточные беспозвоночные животные. Зоологи предполагают, что они произошли от колониальных жгутиковых. Современная фауна включает более 5 тыс. видов. Губки – главным образом морские животные, прикреплённые ко дну и подводным предметам. Часто образуют колонии. Органы и ткани у них отсутствуют. Почти все представители этого типа имеют минеральный или органический скелет.

Форма тела губок напоминает бокал или мешок. Всё тело губки пронизано порами. Сквозь них в губку проникает вода с растворённым кислородом и плавающими мелкими организмами, которые губка использует как пищу. Вода выходит из губки через выводное отверстие – устье, расположенное на свободном конце тела.



Класс Известковые губки (Calcispongia) Имеют известковый скелет, обитают только в морях, обычно на мелководьях. Губки небольших размеров. Класс Стеклянные губки (Hyalospongia) Относительно крупные, глубоководные морские губки, обычно одиночные. Имеют кремниевый скелет из игл разнообразной формы, которые, спаиваясь, образуют решетку. Класс Обыкновенные губки (Demospongia) Скелет кремниевый или органический, чаще образован сочетанием того и другого. Сюда относятся туалетные губки и пресноводные губки - бадяги. Имеют крупные размеры, обитают на разных глубинах.



Наружный слой эктодерма – состоит из плоских поверхностных клеток. Внутренний слой энтодерма – построен из жгутиковых клеток, подобных клеткам колониальных жгутиковых. Эти клетки захватывают пищу, которая затем переваривается у них внутри. Кроме того, специальные подвижные амёбовидные клетки внутреннего слоя также захватывают пищу и переваривают её. Пищеварение у губок внутриклеточное , пищеварительной системы ещё нет. Между наружным и внутренним слоями клеток находится студенистое вещество – мезоглея. В ней разбросаны разные по функциям клетки: амёбовидные, которые служат для пищеварения, зрелые и незрелые гаметы, скелетобласты, т. е. клетки, образующие скелет. Последний у представителей различных видов построен из органического вещества либо из одно-, трёх– или четырёхосных известковых и кремнёвых иголочек, расположенных в мезоглее.


Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путём. У них хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений.



В природе губки играют существенную роль как биофильтраторы. Давно замечено, что в водоёмах со значительным органическим загрязнением развиваются многочисленные колонии губок, участвующих в биологической очистке воды. Практическое значение губок невелико. Ряд морских губок, получивших название туалетных, с древнейших времён добывают со дна моря и после высушивания применяют для мытья. В наших пресных водах встречается губка бодяга, образующая наросты на подводных предметах. Её используют в народной медицине как наружное противоревматическое средство и для отбеливания и очищения кожи. Такое действие губок основано на раздражающем действии продуктов жизнедеятельности и механическом воздействии на ткани скелетных образований губок.



Вопросы и задания 1. К какому типу относят наиболее примитивные многоклеточные организмы? 2. От каких организмов и когда произошли губки? 3. Где обитают губки? Как вы считаете, почему губки не вышли на сушу вместе с риниофитами? 4. Расскажите о внешнем виде и внутреннем строении губок. 5. Какой скелет имеют губки? Что такое мезоглея? Перечислите химические вещества, образующие скелет губок. 6. Как осуществляется питание и пищеварение у губок? 7. Какова роль губок в природе? Как человек использует губки? 8. Почему возможности одноклеточных в освоении новых сред обитания и источников питания ограничены? 9. Как вы думаете, чем клетки многоклеточных организмов отличаются от клеток одноклеточных организмов? Почему?

Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации представителей типа Губки.

  • Образовательные: рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности; показать их роль в природе и жизни человека.
  • Развивающие:
  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в учебных ситуациях.
  • Воспитательные:
  • формировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов животных;содействовать воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, иллюстрации с изображением губок, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.

План урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие
  • Подготовка класса к работе
  • Наличие учащихся

2. Постановка целей и задач.

От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные создания природы – губки. Их вид и строение так необычны, что долгое время ученые не могли решить: растения они или животные. Латинское название губок переводится как “пористые животные”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром губок, узнаем особенности их внешнего и внутреннего строения, рассмотрим их многообразие и роль в природе и жизни человека (Презентация. Слайд 2 ).

3. Изучение нового материала.

Форма тела губок чрезвычайно разнообразна. Часто они имеют вид корковых, подушковидных, или комкообразных обрастаний и наростов на камнях, раковинах моллюсков или на каком-нибудь другом субстрате. Нередко среди них встречаются также более или менее правильные шаровидные, бокаловидные, воронковидные, цилиндрические, стебельчатые, кустистые и иные формы. Губки не передвигаются, не реагируют на самые сильные раздражители. И все-таки губки – особый тип царства животных (Слайд 3 ).

Своей формой губки напоминают двуслойный мешок или бокал (Слайд 4 ), внешний слой которого (эктодерма) состоит из плоских поверхностных клеток, а внутренний (энтодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи и воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют.

Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов (Слайд 5 ).

Процессы жизнедеятельности:

1. Дыхание. (Слайд 6 ). Как и большинство животных, обитающих в водной среде, губки используют для дыхания растворенный в воде кислород. Ток воды, проникающий во все полости и каналы губки, снабжает близлежащие клетки и мезоглею кислородом и уносит выделяемую ими углекислоту. Таким образом, газовый обмен с наружной средой осуществляется у губок непосредственно каждой клеткой или через мезоглею.

2. Питание. Губки питаются главным образом взвешенными в воде остатками отмерших животных и растений, а также мелкими одноклеточными организмами.

3. Выделение. Непереваренные остатки пищи выбрасываются в мезоглею и постепенно скапливаются около отводящих каналов, а затем поступают в просветы каналов и выводятся наружу.

Следовательно, основные жизненные отправления губок осуществляются крайне примитивным способом. При отсутствии специальных органов процессы дыхания, питания и выделения протекают у них внутриклеточно, за счет деятельности отдельных клеток.

4. Размножение. (Слайд 7) . Размножаются губки бесполым (почкование) и половым путем.

5. Регенерация. (Слайд 8 ). Хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений.

Тип Губки подразделяется на три класса. (Слайд 9 )

Тип Губки.

  1. Класс Известковые губки.
  2. класс Обыкновенные губки.
  3. класс Стеклянные губки.

Класс Известковые губки. (Слайд 10 )

Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату.

Класс Обыкновенные губки. (Слайд 11 )

К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скелет кремниевый. Обитают как в морской так и в пресной воде.

Класс Стеклянные губки. (Слайд 12 )

Стеклянные губки – своеобразные морские, преимущественно глубоководные, губки, достигающие 50 см в высоту и более. Тело их чаще всего бокаловидное, мешковидное или трубчатое, мягкое и легко рвущееся наподобие непрочного войлока, или при более значительном развитии скелета – довольно твердое и ломкое. Цвет серый, коричневый, белый или желтоватый. Обычно одиночные, реже колониальные организмы.

Значение Губок. (Слайд 13 )

Выводы к уроку. (слайд 14 )

  • Губки – это многоклеточные водные животные.
  • Ведут прикрепленный образ жизни.
  • Являются биофильтраторами.
  • Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл.
  • Отсутствуют ткани и органы.
  • Размножаются бесполым и половым путем.
  • Способны к регенерации.
  • Насчитывают 8000 видов.

4. Закрепление изученного материала.

Тест “ Тип Губки”. (Слайд 15 )

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.

  1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
  2. Все губки имеют ткани и органы.
  3. Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
  4. Губки обладают способностью к регенерации.
  5. Все тело губки пронизано порами.
  6. Вода в тело губки входит и выходит через поры.
  7. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
  8. Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
  9. Губки – это биофильтраторы.
  10. Мезоглея – это слой поверхностных клеток.

5. Домашнее задание. (Слайд 16 )

Прочитайте текст учебника на стр. 99–100 (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”.

Список используемой литературы.

  1. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина / авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006
  2. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2008. – 141 с.
  3. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс” / Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 254 с.
  4. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1994.
  5. Энциклопедия для детей. Биология. Т2. М.: Аванта+, 2001.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!