Служба защиты прав потребителей

История стекла презентация для детей. Конспект занятия «Удивительный мир стекла. Ход совместной деятельности

Слайд 2

Из истории

Археологические находки свидетельствуют о том, что первое стекло было сделано на Среднем Востоке примерно в 3000 г. до н.э. Вначале производство стекла было медленным и дорогостоящим. Стекловаренные печи были очень маленькими и с трудом давали достаточное количество тепла для качественной варки стекла. В древние времена стекло было предметом роскоши, и лишь немногие могли себе его позволить. Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.

Слайд 3

Рукотворное стекло

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

Слайд 4

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца.

Слайд 5

Что же представляет стекло с точки зрения физики и химии?

  • Слайд 6

    Жидкость

    Среди твердых веществ неорганического происхождения (камень, металл) стекло занимает особое место. Строго говоря, отдельные свойства стекла сближают его с жидкостью. Большинство веществ в твердом и жидком состоянии ведут себя по-разному. Проще всего понаблюдать за водой и льдом. Вода находится в капельно-жидком виде. Ровно при 0°С чистая вода начинает кристаллизоваться. Температура затвердения сохраняется нулевой, пока вся вода не превратится в лед.

    Слайд 7

    Другое дело стекло. В нем не найти кристаллов. Не существует в нем и резкого перехода при какой-то определенной температуре от жидкого состояния к твердому (или обратно). Расплавленное стекло (стекломасса) в большом интервале температур остается твердым. Если мы примем вязкость воды за 1, то вязкость расплавленного стекла при 1400°С составляет 13 500. Если охладить стекло до 1000°С, оно станет тягучим и в 2 млн. раз более вязким, чем вода. (Например, нагруженная стеклянная трубка или лист со временем прогибаются.) При еще более низкой температуре стекло превращается в жидкость с бесконечно высокой вязкостью.

    Слайд 8

    Изделия из стекла

    В средние века, после развала Римской империи, перемещение технологий и секретов мастерства стеклодувов сильно замедлилось, поэтому восточная и западная стеклянная посуда постепенно приобретали все больше и больше индивидуальных отличий. Александрия так и оставалась центром производства стекла на Востоке, где делалась изящная стеклянная посуда.

    Слайд 9

    К концу первого тысячелетия, существенно изменились методы производства стекла в Европе. В первую очередь это коснулось состава сырья для производства. Учитывая трудности с доставкой такого компонента смеси как сода, его заменили на поташ, полученный в следствии сжигания дерева. Поэтому стекло, сделанное к северу от Альпийских гор, стало отличаться от изделий, произведенных в средиземноморских странах, например в Италии.

    Слайд 10

    В XI веке немецкие мастера, а в XIII веке – итальянские, освоили производство листового стекла. Они сперва выдували полый цилиндр, затем обрезали его дно, разрезали его и раскатывали в прямоугольный лист. Качество такого листа было не высоким, но практически полностью повторяло химический состав современных оконных стекол. Этими стеклами стеклили окна церквей и замков знатных вельмож. На этот же период приходится и расцвет изготовления витражных окон, в которых использовались кусочки цветного стекла.

    Слайд 11

    В конце Средневековья, центром европейского стекловарения становится Венеция. В тот исторический период венецианский торговый флот бороздил воды всего Средиземноморья, что способствовало быстрому перенесению новейших технологий (особенно с Востока) на благодатную венецианскую землю. Производство стеклянных изделий было важнейшим ремеслом в Венеции, о чем свидетельствует количество стеклодувов в этом городе - более 8000 человек. В 1271 году вышел специальный указ, которым узаконивались некоторые протекционистские меры по защите интересов стекловарения, запрещался импорт иностранного стекла, прием на работу иностранных мастеров и вывоз за границу сырья для изготовления стекла.

    Слайд 12

    В конце XIII века в Венеции насчитывалось уже более тысячи стекловаренных печей. Однако, частые пожары, вызываемые их круглосуточной работой, вынудили городские власти перенести производство на расположенный поблизости остров Мурано. Эта мера также давала некоторые гарантии в вопросе нераспространения технологии и сохранения тайны производства венецианского стекла, так как мастера не имели права покидать территорию острова.

    Слайд 13

    В XVII веке лидерство в развитии технологии производства стекла постепенно перешло к английским мастерам, в частности благодаря изобретению Джорджем Равенкрофтом в 1674 г. нового способа производства хрусталя. Он сумел получить более качественный состав стекломассы, чем итальянские мастера. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке.

    Слайд 14

    Но только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство. Одним из «отцов» современного стекольного производства можно назвать немецкого ученого Отто Шотта (1851 – 1935), который активно использовал научные методы для изучения влияния различных химических элементов на оптические и термальные свойства стекла. В области изучения оптических свойств стекла Шотт объединился с Эрнстом Эбби (1840 – 1905), профессором в Университете Йены и совладельцем фирмы Карла Цейса. Другой значительной фигурой, внесшей вклад в массовое производство стекла был Фридрих Симменс. Он изобрел новую печь, которая позволяла непрерывно производить намного большее количество стекломассы.

    Слайд 15

    В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс (1859 –1923) изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре и в Европе подобные машины получили широкое распространение. В 1905 году, бельгиец Фурко совершил еще один переворот в стекольной индустрии. Он изобрел метод вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна постоянной ширины. В 1914 году, его метод усовершенствовал другой бельгиец – Эмиль Бишеруа, который предложил вытягивать стеклянное полотно между двух роликов, что значительно упрощало процесс дальнейшей обработки стекла.

    Слайд 16

    В Америке подобный процесс вытягивания стеклянного полотна был разработан несколько позже. Затем технология была усовершенствована при поддержке американской фирмы "Либбей - Оуэнс" и начала использоваться для коммерческого производства в 1917 году. Флоат - метод был разработан в 1959 году фирмой "Пилкингтон". При этом процессе стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости в виде плоской ленты через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг. Преимуществами этого метода по сравнению со всеми предыдущими являются стабильная толщина стекла, высокое качество поверхности стекла, не требующее дальнейшей полировки, отсутствие оптических дефектов в стекле, высокая производительность процесса. Наибольший размер получаемого стекла, как правило, составляет 6м. на 3.21м., а толщина листа может быть от 2мм до 25мм. В настоящее время в мире производится около 16 500 миллионов тонн листового стекла в год.

    Слайд 17

    Подготовила:

    Серикова Елена Алексеевна учитель биологии МОУ,СОШ р.п.Озинки, Саратовской области

    Посмотреть все слайды

    Татьяна Хорунжая

    Конспект НОД

    по познавательному развитию в подготовительной группе

    «Все о стекле »

    Воспитатель высшей категории :

    Хорунжая Татьяна Андреевна

    Задачи и цели.

    1. Задачи :

    Познакомить детей с историей возникновения стекла ;

    расширять и систематизировать знания о производстве стекла

    и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды .

    2. Цель :

    Развить у детей познавательный интерес к предметному миру,

    Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах

    Развивать способности детей делать умозаключения,

    анализировать, сравнивать, классифицировать,

    Воспитывать в детях уважительное отношение к людям

    труда, бережное отношение ко всему стеклянному ,

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий

    из стекла .

    3. Материал и оборудование :

    Различные изделия из стекла , 3 чашки : стеклянная

    прозрачная, стеклянная цветная , керамическая, пласмасовая;

    прозрачный стакан, 4 фужера разной формы; трубочки,мультимедийная доска, сосуд с песком, сосуд с содой.

    4. Предварительная работа :

    Рассматривание изделий из стекла , чтение стихотворения

    Дж. Родари «Стеклянная » ;рассматривание выставки из

    стеклянных изделий , оказание помощи.

    Словарная работа : новые слова : хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое. Чтение стихов с выражением и по теме.

    Ход ЗАНЯТИЯ

    Занятие проходит в группе . Зайдя в группу , дети обнаруживают, что в группе темно .

    Воспитатель : Ребята, что случилось? Почему в группе стало

    Дети : Закрыли окна, не проникает свет….

    Воспитатель : А почему раньше было светло?

    Дети : Потому что через стекло проникает свет .

    Воспитатель : Вот сегодня мы с вами и поговорим о стекле . (дети садятся на стульчики)

    Да, ребята, через стекло проникает свет , потому что оно

    прозрачное. Давайте, скажем : «стекло прозрачное Скажи, Никита, какое стекло ?

    Никита : «Стекло прозрачное

    Воспитатель : Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом

    убедиться проведем опыт. Подойдите ко мне Аня и Ксюша. Вот у нас на столе две кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята, какого цвета шарик в этой кружке (из стекла ) правильно красный, а в этой кружке? Конечно не видно. Значит, какая кружка из стекла , скажи Данил?

    Даня : Прозрачная кружка из стекла .

    Воспитатель : Какой мы делаем вывод?

    Дети : Стекло прозрачное .

    Первое свойство стекла – прозрачность , стекло прозрачное .

    Воспитатель : Первое свойство стекла - прозрачность . Стекло прозрачное . Скажите, где используется это свойство стекла ?

    Дети : Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т . д.

    Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла .

    Дети : Стекло прозрачное .

    Воспитатель : У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан )

    Дети : Стеклянный стакан .

    Воспитатель : Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .

    Дети : Бумажный стакан.

    Воспитатель : Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

    Дети : Вода из бумажного стакана начинает течь.

    Воспитатель : Почему из бумажного стакана течет вода?

    Дети : Потому что бумажный стакан пропускает воду.

    Воспитатель : Почему из стеклянного стакана не течет вода?

    Дети : Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.

    Воспитатель : Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

    Дети : Стекло не пропускает воду .

    Воспитатель : Ну конечно, это и есть второе свойство стекла -водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду .

    Второе свойство стекла - водонепроницаемость, стекло не пропускает воду .

    У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая) .

    Дети : Все чашки стеклянные .

    Воспитатель : Давайте, проверим чашки используя свойства стекла .

    (Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные .)

    Воспитатель : Так что получается - все эти чашки стеклянные ?

    Дети : Да.

    Воспитатель : Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям

    Которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?

    Дети : Мелодичный звук, звук похожий на музыку.

    Воспитатель : А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем,фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет. Третье свойство стекла – мелодичность . Давайте, скажем, стекло

    мелодичное.

    Третье свойство стекла - мелодичность

    Воспитатель : А вот у меня на столе три чашки. Как вы

    думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Сейчас проверим.

    (Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают,что они стеклянные .)

    Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

    Воспитатель : Ребята, что делают из цветного стекла ?

    Дети : (ответы детей)

    Воспитатель : Давайте повторим четвертое свойство стекла .

    Дети : Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

    Воспитатель : Что произойдет если я упущу стеклянное изделие ?

    Дети : Разобьется.

    Воспитатель : Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,

    что стекло хрупкое .

    Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

    Воспитатель : Даша назови пятое свойство стекла .

    Даша : Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

    Воспитатель : Будем проводить опыт?

    Дети : нет.

    Воспитатель : Конечно, нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия . Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное ?

    Дети : ответы детей

    Воспитатель : Давайте еще раз повторим пятое свойство стекла .

    Дети : Стекло хрупкое

    Воспитатель : Как же надо обращаться со стеклянными изделиями .

    Дети : Изделия из стекла нельзя бросать , в стеклянное окно

    нельзя бросать камень, мяч.

    Воспитатель : Как надо собирать разбитое стекло ?

    Дети : Веником на совок смести, в перчатках собирать.

    Воспитатель : А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках ?

    Дети : Может пораниться глаз.

    Воспитатель : Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно

    обращаться очень осторожно. Поэтому, в садике не разрешают использовать стеклянные изделия

    Воспитатель : Давайте назовем все свойства стекла .

    Дети : - стекло прозрачное , прозрачность.

    - стекло не пропускает воду , водонепроницаемость.

    - стекло мелодичное

    - стекло окрашивается

    - стекло хрупкое

    Воспитатель : Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили

    свойства стекла . Зная свойства стекла можно загадать

    загадку :

    Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь.

    Дети : Стекло .

    Воспитатель : Теперь вы можете ответить на мой вопрос : что

    делают из стекла ?

    Дети : (ответы детей) . Из стекла делают посуду… .

    Физ. Минутка. «Отражение в стекле » (выполняется стоя)

    (Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.) (дети садятся)

    Воспитатель : Молодцы ребята,вы хорошо запомнили свойства стекла . Стекло очень широко применяется в жизни человека :

    -стекло применяется в пищевой промышленности

    - стекло применяется в медицине

    -стекло применяется в строительной промышленности

    -стекло применяется в парфюмерии

    Воспитатель : (показывает баночку с песком. Что это в баночке?

    Дети : Песок.

    Воспитатель : А зачем на нужен песок?

    Дети : ответы детей

    Воспитатель : Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок.

    «Всё о стекле » - презентация

    Воспитатель : Ну что ребята, теперь вы знаете зачем нужен песок?

    Дети : Из песка делают стекло .

    Воспитатель : А вот это сода, которую добавляют в песок для

    получения стекла . (воспитатель показывает соду)

    Воспитатель : Я знаю, что вы выучили стихи про стекло давайте

    расскажем их.

    Никита Давно уже не каменный мы век,

    Все лучшее для жизни изобретает человек.

    Дома он строит, города возводит,

    И новые технологии нам приводит.

    Аня Но без стекла никто не обойдется ,

    И несмотря, что часто оно бьется.

    Посуда нам нужна всегда и всем,

    И окна нам нужны, конечно, насовсем.

    Карина Если б не было б стекла бы ,

    Очень скучно жизнь текла бы,

    Без очков мы стали б слепы.

    Дом без стекол - стал бы склепом…

    Печально б очень время шло.

    Даша А. Какая б жизнь у нас была,

    Сегодня и представить сложно.

    Такое чувство, без стекла

    И жизнь была бы невозможна!

    Воспитатель : А я предлагаю рассмотреть

    Выставку стеклянных изделий . (пока дети рассматривают выставку воспитатель раскрывает окна.)

    Воспитатель : Ребята, что случилось, почему стало светло?

    Дети : Потому что стекло пропускает свет .

    Воспитатель : А почему стекло пропускает свет ?

    Дети : Потому что стекло прозрачное .

    Воспитатель : Молодцы, вы хорошо запомнили свойства стекла .


    Представьте себе, что возвращаетесь из школы, а в окнах вашей квартиры нет стёкол. Отсутствует в доме и стеклянная посуда.
    Вы хотите посмотреть на своё удивлённое лицо в зеркало, но в квартире нет и его. Да и многих других полезных вещей вы бы не обнаружили, не будь в своё время изобретено стекло. В этом рассказе я расскажу вам, как начиналась история стекла.

    А как же фамилия изобретателя стекла? А никак. Дело в том, что создано оно было самой природой. Давно-давно, за очень много миллионов лет до появления первого человека, стекло уже существовало. А образовалось оно из сначала раскалённой, а затем остывшей лавы, вырвавшейся на поверхность из вулканов.

    Это природное стекло называется сейчас обсидианом. Но остекленять, например, окна, им было нельзя не только потому, что окон тогда ещё не было, а ещё и потому, что природное стекло грязносерого цвета, через которое абсолютно ничего не видно.

    Так как же появилось стекло, годное для употребления? Может быть люди научились его отмывать? Увы, природное стекло грязное не снаружи, а изнутри, поэтому здесь не помогут никакие даже самые современные моющие средства.

    О том, как люди впервые сделали стекло, приближённое к современному, существует несколько легенд. Все они очень однообразны и говорят о том, что путешественники, не имея под рукой камней для очага, использовали вместо них куски природной соды. Причем, происходило это в пустыне или на берегу водоёма, там, где обязательно был песок. И вот под воздействием огня сода и песок плавились, образуя стекло. Люди долго в эти легенды верили. Но совсем недавно выяснилось, что всё это неправда, потому что жара от костра для такого сплава недостаточно.

    Производить стекло своими руками люди начали более 5000 лет назад, в Египте. Правда, и тогда оно прозрачным не было, а из-за того, что в песке попадались посторонние примеси, имело зелёный или синий оттенок. Постепенно на Востоке научились от него избавляться. Судя по раскопкам, первыми стеклянными изделиями стали бусы. Чуть позже стеклом стали покрывать посуду. А чтобы научиться делать её саму из стекла, понадобилось ещё 2000 лет.

    Для того, чтобы выяснить секрет производства стекла, правительство Венеции в начале ХIII века направило на восток специальных людей. Подкупами и угрозами венецианцы этот секрет раздобыли.

    Они наладили собственное производство и смогли сделать стекло ещё более прозрачным, догадавшись добавлять в его состав немного свинца.

    Сначала стекло изготавливалось в самой Венеции. Местные власти очень боялись, что кто-то узнает секрет производства, поэтому район, где эти мастерские располагались, был всегда оцеплён солдатами. Никто из рабочих не смел покинуть пределы города. За любую попытку это сделать к смертной казни приговаривался не только сам стеклодел, но и вся его семья.

    В конце концов было решено перенести мастерские на остров Мурано. Оттуда и сбежать было труднее, и попасть туда было сложно.

    В 1271 году венецианские шлифовщики научились делать из стекла линзы, которые сначала особым спросом не пользовались. Но в 1281 году догадались вставлять их в специально разработанные оправы.

    Так появились первые очки. Они стоили сначала настолько дорого, что являлись прекрасным подарком даже для королей и императоров.

    В конце XV века, когда в Венеции научились делать из стекла посуду, муранские изделия стали пользоваться во всём мире такой популярностью, что для их доставки пришлось строить дополнительные корабли.

    Но усовершенствование стекла продолжалось и позже. Пришло время, и люди придумали покрывать его специальным составом – амальгамой, так появились зеркала.

    В нашей стране производство стекла началось тысячу лет назад, в небольших мастерских. А в 1634 году под Москвой был построен первый стекольный завод.

    Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

    Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла.
    Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия - посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни - окна!
    Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.
    Но главное, за что ценили его люди с древних времен, - это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду - пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле.
    Но долгое время стекло - и стеклянные окна, и изделия из стекла - считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

    Это обыкновенное стекло

    Из истории стекла

    Стекло - это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают.
    Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

    Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней - ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать. А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

    Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

    В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

    Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

    Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

    Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны - за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло - материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости. Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор.
    И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

    Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

    Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

    Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

    Первый стекольный завод в России заложил Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

    Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

    Время хрусталя

    Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

    В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков. Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

    До этого встречались изделия из природного минерала - горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

    Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

    Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием - Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

    Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

    Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

    Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

    Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

    Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

    ЕСТЬ ИДЕЯ!

    Выставка «волшебных» стеклышек

    Организуйте с детьми выставку изделий из стекла. Можно локализовать задачу и собирать, к примеру, только стеклянные пузырьки и бутылочки разного размера, цвета и фактуры.

    Пусть дети в результате наблюдений попробуют сказать, что общего между всеми экспонатами на выставке и чем они отличаются; назовут различные свойства стекла: прозрачность, способность биться, удерживать жидкость и т.п. Имейте в виду, что первые два свойства распространяются не на все стеклянные изделия.

    Покажите детям соду. Расскажите, что это вещество не всегда было известно людям, но именно оно привело к открытию секрета производства стекла.

    Попробуйте составить список областей, в которых используются стеклянные предметы.

    Понаблюдайте, как преломляет свет изделие из хрусталя. Предложите детям нарисовать хрустальную вазу, «поймавшую солнечный луч».

    Публикация статьи произведена при поддержке компании «ГлавОкна», занимающейся остеклением квартир, коттеджей, балконов и лоджий. Пластиковые окна , производимые компанией рассчитаны на любой бюджет. На сайте вы можете заполнить форму для расчета цены пластиковых окон для вашего объекта. Широкий выбор качественных профилей, теплые стеклопакеты, ламинирование «под дерево». Компания гарантирует правильную установку, долгую и комфортную эксплуатацию окон ПВХ, предоставляет гарантию на 5 лет, а так же беспроцентную рассрочку.

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!