Служба защиты прав потребителей

Интересные факты о гжели для детей. Гжель из истории промысла. Особенности росписи под гжель

Миронов Федор, Вазикова Мария

Представлено исследование развития гжельской росписи на современном этапе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских, проектных, творческих работ учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ерновская средняя общеобразовательная школа

Зарайского района Московской области

Адрес: 140620 Московская область, Зарайский район, д.Ерново

Образовательная область: искусство

Секция: Изобразительное искусство

Тема:

«ГЖЕЛЬ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Руководитель: Кащеева Валентина Ивановна

Должность: учитель изобразительного искусства

2008 г.

ПЛАН

Введение

История возникновения промысла

Гжельская роспись на современном этапе ее развития

Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи

Беседа с мастерами завода

Выводы Литература Приложение

Введение

Ни одна из существующих на данный момент программ изобразительного искусства не позволяет глубокого изучения народного промысла и кистевой росписи «Гжель». Вот уже на протяжении двух лет в МОУ Ерновской средней общеобразовательной школе организована работа кружка «Мир изобразительного искусства», где одним из направлений которого является работа в технике «Гжель».

В нашей школе отсутствуют возможности и техническое оборудование для изготовления изделий из фарфоровой массы с последующим обжигом и росписью, поэтому мы ограничиваемся изучением росписи, а лепку заменяем изготовлением посуды из папье-маше.

Занятия гжельской росписью можно рассматривать как один из видов ознакомления с народным художественным творчеством.

Эти занятия открывают для учеников новые пути познания народного мастерства, обогащают их внутренний мир, воображение, помогают понять истоки народной кистевой живописи.

Приобщение школьников к народному искусству целесообразно лишь в Гжели, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки, однако опыт показывает, что смысл кружковой работы заключается не в профессиональной подготовке художника-мастера, а в воспитании нравственного начала, уважения труда художника, в развитии художественного вкуса. Раннее приобщение детей к народному искусству и овладение приемами художественной росписи способствуют воспитанию души, расширяют представление о мире. Занятия в кружке, а также в других местах, отдаленных от Гжели не могут иметь своей целью профессиональную подготовку мастеров-художников, так как у них нет возможности познать технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики.

Целью данного исследования является изучение особенностей развития декоративно-прикладного искусства «Гжель» с начала его появления и до сегодняшнего дня.

Цель определила следующие задачи исследования:

Изучить историческую, энциклопедическую, научную литературу по данному вопросу;

Изучить и описать опыт работы мастеров завода «Гжель»;

Познакомиться с историей русского народного художественного промысла, привить интерес к росписи «Гжель».

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования

как:

Теоретический анализ литературы;

Экскурсия по заводу «Гжель»;

Беседа с мастерами завода «Гжель».

Предмет: изучение декоративно-прикладного художественного промысла «Гжель».

Объект исследования: формирование знаний об история возникновения и развития Гжельской росписи.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучение декоративно-прикладного искусства «Гжель» играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.

Для написания данной работы была использована следующая литература:

Алексахин Н.Н. «Голубая сказка», в которой рассказывается о возникновении и развитии росписи «Гжель». Почему применяются только голубые тона. О мастерах, которые были у истоков возникновения росписи.

Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века», где повествуется о том, что такое керамика, какое значение она имела во времена ее зарождения и сейчас.

Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» в данной книге мы почерпнули материал о том, что такое декоративно- прикладное искусство и какое значение оно имеет для нас.

История промысла.

О Гжели как о районе керамического промысла заговорили в конце XVIII века. Первое упоминание о Гжели как местности относится к XIV веку: оно встречается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарьскому приказу в 1770 г. «для дела алхимической посуды», а М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... Которой нигде не видал я белизною превосходнее». Неплодородная земля, покрытая бескрайними лесами, имела в недрах богатейшие залежи глины и располагала крестьян к занятиям гончарством больше, чем к сельскому хозяйству. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся - глина здесь - золото». Не случайно именно здесь русские мастера создали художественные заводы, развивалась фарфоровая, фаянсовая и майоликовая крестьянская промышленность.

В одном из указов Мануфактур-коллегии 1724 г. специально отмечено широкое изготовление крестьянами посуды из белой глины в Гжели. Игрушечный промысел известен в деревне Володино с XVII века. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Население занималось изготовлением кирпича, труб, изразцов, глиняной посуды, плитки для ремонта церквей.

Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса. В их процессе гжельцы получили новый керамический материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом. Изделия из него имели белый черепок, но он все еще оставался толстым, пористым и непрочным. Сами гжельские крестьяне называли этот вид керамики простым фаянсом или полуфаянсом. Позже, в XIX веке, изделия из полуфаянса значительно усовершенствовались, они стали определять лицо гжельского промысла и вписали новую страницу в историю русского народного керамического искусства. В документах 1797-1800 гг. об изготовлении в Гжели простого фаянса называется девятнадцать гжельских керамических производств, семь из которых находились в деревне Речицы и производили расписные кувшины и кружки, белые умывальники и чаши, столовые сервизы, а в деревне Кузяево «упражнялись в делании посуды наподобие фаянсовой и фарфоровой» двенадцать крестьян. Таким образом, в последние годы XVIII века в Гжели научились изготовлять «посуду белую наподобие фаянсовой», новым компонентом в которой была белая глина, добываемая на месте.

В XVIII-XIX веках гжельские производства представляли собой семейную мастерскую с одним-тремя наемными рабочими. К 1810г. Гжельцы нашли необходимые компоненты, их количественное соотношение и температурный режим обжига полуфаянса. В 1812 г. газета «Северная почта» писала, что «гжельские крестьяне делают фаянсовую посуду из глины, приисканной в их волости». Полуфаянсовая посуда стала быстро входить в моду. Второе десятилетие XIX века стало важной вехой в развитии всех видов художественной керамики в Гжели - полуфаянса, фарфора и несколько позже - тонкого фаянса. Разорение многих заводов французами в войне 1812г., нехватка посуды и близость Москвы, наличие белых глин, приобретение опыта изготовления посуды - все это укрепило положение Гжели как ведущего центра керамики. В 1820-1824 гг. было основано более двадцати фабрик полуфаянса в деревнях Речицы, Кузяево, Ново-Харитоново, Жирово, а к 1827 г. посудой промышляли уже целые села. Промышленность Гжели была кустарной и существовала за счет дешевого сырья и дешевого топлива. Весь производственный процесс проходил вручную, основными орудиями труда до конца XIX века оставались мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод. С 50-х годов XIX века керамический район Гжели переживал состояние кризиса, не выдержав конкуренции с фирмами М.С. и И.Е. Кузнецовых. Народное искусство стало быстро вырождаться, на предприятиях выпускали обычную столовую посуду без декора. Самобытное творчество народных мастеров было забыто. Возрождение началось, когда появились артели и производственные кооперативы. В августе 1920 г. проблемами кустарей начало заниматься Главное управление кустарей и мелкой промышленности. В 1921 г. в деревне Ново- Харитоново была организована Гжельская керамическая профтехшкола, которая готовила квалифицированных специалистов для района. В 20-30-х годах основные производства Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технического фарфора. Первым объединением кустарей в Гжели была артель «Вперед, керамика», организованная в 1929 г. Делали игрушки из красной глины и расписывали эмалевыми красками. В 1930г. артель преобразовали в промколхоз, в который входили три деревни: Турыгино, Ново-Харитоново и Жирово. В Ново- Харитонове делали аптекарскую посуду и игрушки, в Турыгине и Жирове- глиняную игрушку. В 30-е годы возникли новые артели: «Путь Ленина», «Объединенный фарфорист», «Электрофарфор», Артель имени СМ. Кирова и др. В деревне Турыгино была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 г. Возник Гжельский керамический техникум, в настоящее время художественно- промышленный техникум. В 1935 г. был сооружен новый семиметровый горн и стали выпускать декоративные фарфоровые вазы, пепельницы, статуэтки, а в 1936 г. производство в Турыгине стало называться «Художественная керамика». Делали головки для кукол, красили их розовой краской, а глазки - голубой, кукол-голышей и ванночки для них, фигурки зверей и домашних животных. Перед войной 1941- 1945 гг. начали выпускать пепельницы, сахарницы, чайницы. В 1941 г. производство было законсервировано, но в 1942 г. кроме электротехнического фарфора стали делать простую цилиндрическую кружку. В это трудное время начинается работа по возрождению традиционного искусства Гжели. В 1944 г. Заведующий отделом керамики Государственного исторического музея, имеющий практический опыт по освоению производства майолики на заводе «Всекохудожник», основатель этого завода в Гжели Александр Борисович Салтыков организовал обследование артели «Художественная керамика». Четыре-пять мастериц писали на кружках с двух сторон цветок-василек или колокольчик, а когда им предложили выполнить другую роспись по вариантам НИИ художественных промыслов, то они исказили контур, обнаружив отсутствие технических навыков владения кистевыми приемами письма.

В 1946 г. в Гжели были организованы курсы художественной росписи по фарфору, которые способствовали приобретению теоретических знаний и практического опыта в овладении разнообразными приемами традиционной гжельской росписи. Занятия вела Наталья Ивановна Бессарабова, автор и

разработчик различных ваз, кумганов. Талантливая художница копировала росписи старинных изделий, добиваясь своеобразного движения кисти, тонального богатства широкого мазка, постигала красоту простых живописных приемов, изучая художественный опыт мастеров прошлых лет. От многократного копирования художница перешла к творческому созданию форм и мотивов росписи гжельских изделий. Она не только учила мастеров Гжели, но и сама училась у них. Это ей помогло глубже постичь художественные принципы работы старых мастеров, творчески их переосмыслить и внедрить новое в современный промысел в соответствии с требованием времени.

Среди многообразия художественных средств традиционного искусства она остановилась на подглазурной росписи кобальтом как наиболее доступной. Обучая мастеров, художники руководствовались методикой художественной росписи, разработанной А.Б. Салтыковым. Его «азбука мазков» помогла освоить разнообразные способы исполнения гжельской росписи. На изделиях, созданных Н.И. Бессарабовой, мастерицы повторяли роспись, постигая «азбуку мазков». Так в Гжели складывался творческий коллектив мастеров подглазурной кобальтовой росписи фарфора. В 1955 г. к артели «Художественная керамика» присоединили артель имени С.М. Кирова. В 60-е годы появляются многочисленные изделия, свидетельствующие о широте художественных интересов мастеров и своеобразии их почерка. Искусство Гжели было ориентировано на массовый выпуск недорогих изделий, где форма и роспись согласовывались с практическим назначением, в то же время создавались и уникальные произведения для музеев и выставок, в которых широко проявлялись творческие поиски художников. Возрождаются традиционные приемы украшения сосудов лепными орнаментами и скульптурой, от простых утилитарных форм переходят к пластике, новым тематическим решениям. Появляются новые мотивы цветочной росписи - гирлянды, сюжетные сцены и пейзажи, изображение цветка в орнаментальном обрамлении. Для гжельского письма характерен легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой кобальтом.

Гжельская роспись на современном этапе ее развития.

Знакомство и изучение основных элементов гжельской росписи.

Занятия в кружке способствуют эстетическому формированию личности. Художественное воспитание, сливаясь с производственным трудом, способствует воспитанию трудовых качеств, эстетическому обогащению внутреннего мира. Гжельская роспись очень красивая, но очень сложная, поэтому мы на занятиях учимся рисовать самые элементарные полоски и линии, для того чтобы в дальнейшем научиться рисовать более сложные элементы. Занятия наши строятся по принципу: от более простого, к более сложному. От занятия к занятию у нас появляется желание работать творчески и самостоятельно. В этом нам помогают образцы работ выдающихся гжельских мастеров.

Сплошная тонкая линия.

В начале работы мы проводим на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем сухой кистью.

Осматриваем кисть, промываем ее, затем аккуратно набираем краску с палитры, еще раз осматриваем ее кончик и уверенно проводим тонкую прямую линию.

Дальнейшее задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий. Проводим одну линию, параллельно ей - вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.

Это задание мы повторяем несколько раз.

Так проходит первое практическое занятие на проведение тонких сплошных линий.

Орнамент полосы из тонких линий.

Проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельской росписи часто применяют орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки. Любой орнамент полосы можно украсить точками, но очень важно научиться делать это правильно.

Руководитель нам показывает, как делать точки - аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом, ровно под углом 90 градусов поднести ее к листу и поставить отпечаток на бумаге.

Волнистая тонкая линия.

При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми.

Сначала проводим линии карандашом, а уже по карандашному следу - кистью. Когда сделаем 5-10 таких линий, то попытаемся работать только кистью. Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие - темными.

Широкие линии разной насыщенности.

Как проводить кистью широкие линии? Сначала - темную, затем - светлее и светлее, наконец, совсем светлую, линии делает разной толщины. Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый.

Это достигается за счет ого, что на большую кисть (№16-22) набирается краска только на одну сторону.

Кистевой мазок с тенями.

Одно из самых трудных заданий - мазок с тенями. Его особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик.

Мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, образуя тончайшие градации от тяжелого, почти черного до легкого, почти белого, сливающегося с фоном и как бы растворяющегося в нем.

На одном занятии мы отрабатываем мазок в одну сторону, а на следующем - в другую.

Бутон розы.

Один из самых сложных элементов росписи - бутон и цветок розы. Приступаем к изображению розы только после того как у всех отработан и усвоен кистевой мазок с тенями, т.к. роза выполняется таким мазком.

Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки.

Главное усвоить точность выполнения каждого элемента, особые наклоны, способствующие ритмическому уменьшению или увеличению элементов, равномерное расстояние между ними, правильный выбор насыщенности каждого элемента. Казалось бы, незначительная деталь - проведение росчерка или отводка. Но истинный художник тонко чувствует красоту этих нюансов.

Листики, веточки с листиками.

При рисовании веточек с листиками возникают трудности в распределении цветовых пятен на листе. Поэтому на этом этапе нужна тщательная карандашная подготовка.

Капелька.

Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Обучают рисовать капельку методом примакивания. Прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную.

Орнамент, узор, состоящий из капельки и других элементов.

Этот орнамент является самым распространенным. Его называют растительным, т.к. из капельки получаются изображения напоминающие цветы и листики.

Итоговая работа.

В качестве итоговой работы мы выполняем роспись бумажной тарелки (тарелки из папье-маше). Расписывается внутренняя часть тарелки букетом из роз, а бортик орнаментом.

Путешествие по заводу «Гжель»

Для того чтобы выяснить, как развивается Гжельская роспись сейчас, мы отправились в г. Гжель, чтобы встретиться с мастерами и воочию увидеть технологию производства посуды и ее роспись. На пороге завода нас встретила очень радушная девушка, которая в дальнейшем и познакомила нас с технологией производства посуды, а также ее росписи.

Мы посетили музей гжельской посуды, где на экспозиции были представлены самые разнообразные экспонаты, дошедшие до наших времен. Посуда поразила нас тем, что ни одна ваза, ни одна из фигур не повторялись ни по форме, ни по росписи. Это говорило лишь о том, что мастера в те далекие времена были самого наивысочайшего класса.

Дальнейшее наше путешествие по заводу переместилось в цех, где из глины изготавливают заготовки посуды. Сначала берут глину, кладут в специальную форму и закрепляют ее с боков и в таком виде оставляют на несколько недель, пока глина не высохнет и не примет нужную ей форму.

Но самое интересное - это изготовление посуды на гончарном круге. Мастеров такого дела на заводе не так уж и много, но те, которые работают, -это обязательно продолжатели дела своих отцов, дедов. Из беседы с мастером мы выяснили, что этому ремеслу его обучил дедушка, который сам много лет проработал на заводе, вкладывая свою любовь и душу в каждое изделие.

Следуя традициям народной керамики, гжельские мастера создают посуду со скульптурными дополнениями и декоративную жанровую скульптуру. Мы тоже попробовали поработать на гончарном круге, но у нас ничего не получилось, видимо, потому, что, это сложное ремесло, требующее многих лет труда и тренировок.

Далее мы перешли в следующий цех, где происходит роспись глиняных изделий. Каждый кувшин, ваза расписываются вручную, соблюдая технологию, которая передается из поколения в поколение уже несколько веков. В основном этой работой занимаются женщины. Хранительницы гжельского огня - женщины, и не оттого только, что они особо чувствуют хрупкость и нежность материала, но еще и потому, что, оставаясь одни в военное лихолетье, не дали ему погаснуть, не позволили уйти в небытие старинному искусству дедов и прадедов.

Сейчас верной помощницей в цехах объединения стала современная техника. Но машины машинами, а мастерство умельцев Гжели держит главенство. Используют они, как и в старину, в художественной росписи изделий традиционные рисунки. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что изделия Гжели пользуются большой любовью каждого из нас. Ведь творческую фантазию мастеров питает неиссякаемый источник многих поколений народных умельцев России.

Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни. Мы побеседовали с одной из мастериц. От нее мы узнали, что в ее

роду вот уже на протяжении нескольких поколений все женщины занимались и занимаются росписью посуды. Мастерица сказала, что расписывать посуду для нее самое интересное занятие, так как в роспись каждого кувшина или вазы она вкладывает свою душу, любовь и нежность. Она очень рада, что эта посуда для кого-то будет приятным сувениром или подарком.

Последний цех, который мы посетили в ходе нашей экскурсии - это обжиг глиняных горшков. Этой работой занимаются исключительно мужчины, так как это очень трудный и сложный процесс. Нам показали, как происходит закладка посуды в печь для ее дальнейшего обжига. Мы с нетерпением ждали, когда же мы увидим конечный результат, и вот настал тот момент. Кувшины достали из печи, и их красота и неповторимость нас поразила. Посуда была необыкновенно красива и оригинальна.

В конце нашего путешествия мы приняли участие в «мастер-классе», где нам было предложено из глины слепить любую фигурку, которую нам бы захотелось. Было очень приятно, когда подвели итоги наших работ, и одна из учениц нашей школы заняла второе место за самую оригинальную фигурку из глины, за что она получила памятный подарок и грамоту.

У экскурсовода мы поинтересовались, изменилась ли технология изготовления гжельской посуды на современном этапе ее развития и желает ли молодежь работать на заводе. На наш вопрос она ответила так.

Ассортимент включает в себя более 700 наименований изделий: сервизы - чайные, кофейные и столовые, вазы - от миниатюрных до напольных, сувениры - от мелкой пластики до больших скульптур, часы, штофы, менажницы, фруктовницы и другие изделия.

Технология изготовления изделий - традиционная для региона Гжель - шликерное литье из фарфоровой массы в гипсовые формы, сушка в естественных условиях, первый обжиг (утильный), фуксиновый контроль, нанесение товарного знака, декорирование подглазурными кобальтовыми красками, глазурование, второй (политой) обжиг, сортировка, упаковка.

В декорировании изделий используется техника подглазурной росписи кобальтовыми красками, которая в некоторых изделиях, сочетается с пестрением золотосодержащими красками.

Роспись выполнятся вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок» и роспись «одной кистью». Это основная особенность росписи Гжельских изделий. Орнамент растительный, геометрический, плоскостно- объемный. Его отличительной особенностью является живая экспрессия рисунка, упругость и динамика линий, красивый плавный силуэт. Отличительной особенностью росписи изделий на предприятии «Гжель» является также выразительность пейзажей, точно выписанные бордюры на настенных тарелках и панно, сочетание на расписанных изделиях традиционной гжельской розы с «выбеленной» ромашкой.

Особенность форм изделий: от мелкой пластики до крупных ваз, от декоративно- прикладного характера до утилитарного. Пластическая и конструктивно- технологическая проработка с использованием в формообразовании рельефного декора, включая лепку, контррельефа, максимальное применение принципа соединения посуды со стилизованной скульптурой, присутствие мягкой пластики на корпусе изделий - все это придает нашим изделиям самобытность и гармоничность.

Декоративность и художественная уникальность в росписи и в формах изделий во многом определяется организацией среды производства, его теплой атмосферой. Светлые, свободные, уютные цеха, часовня, зоопарк, зимний сад, спортивный корт, пруд на территории, парусник с синими парусами на реке Гжелка. Продуманные условия работы на предприятии «Гжель» определяют и особое отношение к ней. Красота вокруг - то и изделия выходят теплые, добрые: роспись легкая с настроением, каждая мастерица вносит в разработанный автором рисунок свое, и получается каждое изделие особенным, единственным, несущим идею автора, а также настрой и мастерство художника, выполняющего роспись. То есть метод творческого варьирования применяется на предприятии при изготовлении и росписи каждого изделия.

Живут и развиваются традиции Гжели, и об этом заботятся все люди, живущие в этом районе. А происходит это так: жители Гжели живут и работают по принципу «где родился, там и пригодился». А реализуется он по - своему. Дети с малых лет, пойдя в ясли, детский сад знакомятся с Гжелью, но не навязчиво, а очень аккуратно. Делается это так: они играют в гжельские игрушки, живут в «теремах», расписанных гжельскими мастерами и невольно у них появляется интерес самим также уметь расписывать и все знать о Гжели. Потом поступают они в художественную школу, связанную с производством, а далее в художественно- промышленный техникум, училище. Поэтому получается, что основная особенность сегодняшней творческой жизни промысла - большой приток молодежи. Работы юных мастеров постоянно демонстрируются на крупных выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.

Частые гости на нашем предприятии - его бывшие работники, жители села Гжель и окрестностей. Это те, кто в течение многих лет возрождал, хранил и создавал народный промысел Гжель. Это носители традиций земли гжельской, ее красоты и силы. Именно они своими рассказами, а порой показав или поправив что- то в работе художницы или исполнителя, дают нашим сотрудникам те знания, настрой, опыт, о которых не прочтешь ни в одной книге и которому не научат ни в одном самом высшем учебном заведении.

Именно изучение традиций земли Гжельской в сочетании с ограниченным выпуском количества изделий одного вида, идущих на отливку или роспись, открывают возможность избежать «протока», вала, позволяют творчески подойти к работе каждому участнику производства.

Удовлетворяя различные вкусы потребителей, наши мастера ориентированы на создание устойчиво традиционных изделий, вобравших в себя самобытность промысла, красоту, изящество, пластику форм. Работая в тесном контакте с мастерами-живописцами, авторы произведений создают и новые композиционные решения. Каждый художник-живописец вкладывает частичку своей души и тепла в сине-голубые мазки, собирая их в огромные букеты, украшает ювелирной графикой ромбических сеток, связывает все элементы декора в единую орнаментальную композицию.

Для ценителей и коллекционеров изделий промысла, художники оформляют свои произведения фамильными вензелями и семейными гербами, пишут портреты и пейзажи, подарочные надписи с символикой и логотипами, создавая гармоничные произведения по росписи и форме в традиционной для промысла манере.

На предприятии работает 95 человек, 54 из которых занимаются производством

фарфора.

Каждый месяц на производстве осваивается по 5 - 7 наименований новых видов изделий, тем самым обновляется ассортимент. На производстве трудятся профессиональные художники-живописцы и художники-модельщики, окончившие Гжельский художественно-промышленный колледж и другие учебные художественные заведения.

Ведущими художниками-живописцами являются: Нечаева Е.М., Миронова Т.А., Кононова Г.Н.- выпускники Гжельского колледжа.

На производстве создан постоянно действующий художественный совет, в состав которого входят: руководство предприятия, художники-модельщики и художники- живописцы, технологи, специалисты по маркетингу. Главная цель и задача этого совета - создавать и выпускать высокохудожественные изделия в традициях, характерных для Гжели, повышать художественный уровень изделий, определять художественную стратегию развития предприятия.

Предприятие «Гжель» успешно продолжает и приумножает, пропагандирует традиции Гжельского региона, способствует сохранению коллективной природы народного промысла, традиций и умений трудовых династий, раскрывает творческие способности молодежи. Ежедневно предприятие посещают от 100 до 150 туристов из разных городов России и зарубежья, которым специалисты рассказывают историю гжельского промысла, знакомят с процессом производства фарфора, традиционного для данного региона, демонстрируют приемы росписи и учат писать традиционную гжельскую розу при посещении «мастер-класса».

Предприятие «Гжель» впервые в феврале 2006 года представило свои изделия на экспертизу, проводимую специалистами Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам на предмет отнесения выпускаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов.

Предприятие «Гжель» активно ведет выставочную деятельность, принимая участие в международных, федеральных и межрегиональных выставках, представляя покупателю новизну и традиционность, высокое качество выпускаемой продукции. За участие в выставках предприятие отмечено Дипломами и грамотами.

В 2004 г. предприятие «Гжель» постановлением Президиума Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка награждено орденом Петра Великого II степени за выдающийся вклад в развитие и сохранение традиций народных художественных промыслов России.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

Гжельская роспись является одним из видов ознакомления с народным художественным творчеством;

Гжельская роспись дает необходимую основу для воспитания эстетических качеств современной молодежи;

Гжельская роспись прошла очень сложный исторический путь, но сохранила свою самобытность и неповторимость;

В преемственности поколений, бережно хранящих и приумножающих традиции, сочетающих их с современностью, нам видится надежный фундамент творческого будущего народного промысла.

Список используемой литературы

Алексахин Н.Н. «Голубая сказка» - М.: «Народное образование, 1996.

Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века» - М.: «Советский художник», 1980.

Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство» - М.: «Детская литература», 1980.

Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» - М.: «Просвещение», 1995.

Проспект Майолика Гжели -М., 1984.

Приложение

Фотографии посуды «Гжель» (сахарница, чайник, масленка, кружка)

Занятие «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие»

Работы учащихся (чайник, кувшин, чашка)

Фотографии с экскурсии на завод «Гжель»

ГЖЕЛЬ

Разговорное название керамики, произведенной в районе села Гжель Московской (см. ) области, и одного из известных русских народных художественных промыслов.


Гжель издавна - центр производства глиняной посуды из высококачественной местной глины. В XVII в. здесь появились первые кустарные мастерские, изготовлявшие посуду. Во второй половине XVIII в. начали выпускать майоликовые изделия. Миниатюрная посуда и мелкая декоративная скульптура (белые лошадки, всадники, птички, куклы) расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
В начале XIX в. в Гжели началось производство фарфора, фаянса и полуфаянса. Форма и роспись фарфоровых и фаянсовых изделий сохраняли характерные черты народной керамики. Со второй половины 20-х годов XIX в. изделия стали расписывать преимущественно синей краской.
В настоящее время предприятия «Объединения Гжель», находящегося в поселке Турыгино (рядом с Гжелью), выпускают фарфоровую посуду, декоративную скульптуру и т.д. Мастера Гжели продолжают традиции народного искусства. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Для современного гжельского фарфора и фаянса характерна синяя роспись по белому фону, богатство оттенков синего цвета. В росписи преобладают растительные узоры, изображения цветов. Посуда нередко украшена скульптурными элементами. Декоративная скульптура чаще всего представляет собой изображения животных, сценки народного быта.
Посуда. Гжель:




Декоративная скульптура. Гжель:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГЖЕЛЬ" в других словарях:

    ГЖЕЛЬ - и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел. * * * ГЖЕЛЬ ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов… … Энциклопедический словарь

    Гжель - село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в … Географическая энциклопедия

    ГЖЕЛЬ - ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Гжель - Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) … Русский орфографический словарь

    Гжель - ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ГЖЕЛЬ - ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… … Русская история

    гжель - сущ., кол во синонимов: 2 город (2765) керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гжель - Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в … Словарь "География России"

    Гжель - … Википедия

    гжель - и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] … Малый академический словарь

Книги

  • Гжель - российская жемчужина , М. Г. Аверьянова. На удалении 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорь­евского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сел и де­ревень. Гжель - название одного из…


ГЖЕЛЬ - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу?Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г. Именно тогда оно среди других поселений было отписано великим князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну. С того времени Гжель постоянно фигурирует в духовных грамотах. И неудивительно - гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами, "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.
В 1972 Объединение "Гжель", создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель"- современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ,

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Елена Улимова

Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

Животные и птицы невиданной красы

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье -Гжель .

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную,что сердцу так мила,

Кисть мастера на глину легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения!

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью , увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


Если кротом порыться в земле, узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий :

Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут - все в один голос :

О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

А. В. Перегудов «В те далекие годы»


Что такое Гжель .

Край фарфорового чуда,

А кругом него – леса…

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине -белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

Гжельская волость в к . 18в. в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


История промысла.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско -Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины , писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее». Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине -белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

Гжельская роза . «Азбука мазков» .

Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

* Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

*** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

* Н. И. Бессарабова

*** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»

Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!