Служба защиты прав потребителей

Рисунок на тему жар птица. Аппликация "сказочная птица". Просмотр содержимого документа «Конспект урока ИЗО. Сказочный образ жар-птицы. »

Цели:

  1. Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве. Закрепить знания о жанре анималистки, о холодных и теплых цветах.
  2. Формировать навыки декоративного рисования карандашом, фломастерами. Развивать зрительную память, творческое мышление
  3. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Оборудование урока: для учащихся – карандаши цветные, фломастеры, лист бумаги, конвертики с цветными квадратиками (холодные и теплые цвета).

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц, сувениры, игрушки. Произведения М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”.

Литературный ряд: загадки.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

1. Создать комфортную обстановку для работы на уроке.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

Проверка готовности к уроку.

Только учитель начал сообщать тему урока как послышался стук, непонятный шум, появляется кукла-птица Каркуша (перчаточная кукла).

Ох, как я вовремя! Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы птиц умеете рисовать, вот и принесла я вам большой привет от всех птиц наших и просьбу большую: нарисовать птиц необычных, сказочных. Хотим выставку рисунков у себя в лесу открыть на “Праздник птиц”, да с фантазией у нас что-то плохо, ничего нового придумать сами не можем, решили к вам с такой просьбой обратиться. Помогите нам, пожалуйста!

Ну что, ребята, поможем?

Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”.

Кукла “Каркуша”:

А я вам еще и загадки про птиц принесла, вот послушайте и отгадайте

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)

По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)

Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)

Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)

У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись... (Дятел)

Ох, и молодцы, все загадки отгадали!

Не только отгадки знаем, но и рисовать этих птиц умеем. Правда, ребята? (Да!) А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц? (Анималистический)

Итак, тема нашего урока “Сказочная птица”. Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы (дети называют: Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках и т.д.)

А сейчас мы с вами посмотрим изображение птицы в разных видах искусства.

Демонстрация слайдов: “Образ птицы искусстве”

В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской ит.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. Ребята, обратите внимание на элементы росписи в народных игрушках. Какие элементы росписи используют народные мастера? (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи и т.д.). А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.

Можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру? (Изображение сказочной птицы можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).

2. Этап проверки понимания учащимися материала.

При работе над заданием нам надо будет вспомнить о теплых и холодных цветах, о контрасте. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра в паре “Подбери цвет”

Задача:

1. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах.

2. Уметь подбирать разные сочетания цветов и оттенков.

На столе у ребят квадратики теплых и холодных цветов, а так же оттенки.

Задание: подобрать из двух цветов.

1 - контрастное цветовое сочетание (холодное-теплое)

2 - нежное цветовое сочетание (холодные и теплые пастельные сочетания)

3 - злое цветовое сочетание, печальное (холодные цвета)

Наиболее удачные варианты ребята показывают всему классу.

Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)

А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)

Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Геплые, яркие)

Дя злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)

При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки (можно показать это на доске, чтобы ребята смелее фантазировали, а не повторяли увиденные образы).

В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)

Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге.

3. Работа над заданием.

По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд.

Уборка рабочих мест.

4. Подведение итогов урока.

На стенде представлены работы ребят

Каркуша хвалит всех ребят, восхищается их работами, отмечает самые необычные работы, оригинальные, отличающиеся именно своей сказочностью. Каркуша благодарит ребят за то, что они откликнулись на ее просьбу - выполнить рисунки сказочной птицы для лесной выставки, и пригласила всех ребят к ним на праздник.

5. Рефлексия.

А сейчас мы с вами вернемся к нашим цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

6. Домашнее задание.

Каркуша просит ребят дома, вместе с родителями придумать небольшой кроссворд о птицахдля лесной газеты.

Вот и подошел к концу наш урок. Каркуша очень довольна вашими рисунками, а я очень довольна вами. Вы сегодня здорово поработали и у вас получились замечательные рисунки. Спасибо вам. Урок закончен.

Тема урока : Жар-птица

Цель урока : знакомство с образом сказочной жар-птицы в искусстве.

Задачи урока :

Предметные: закрепить знания о цветовом круге, об основных и составных, холодных и теплых цветах; формировать представления о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Метапредметные: продолжать способствовать развитию фантазии и умению стилизовать формы животного мира в декоративные, развитию творческого воображение и фантазии в процессе выполнения коллективноготворческого задания.

Личностные: развивать интерес и любовь к русскому народному фольклору; воспитывать чувство красоты и бережного отношения к птицам; расширение кругозора.

Тип урока : урок-фантазия.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: слайды, рисунки, картина В. Васнецова «Ковёр-самолёт», незаконченное изображение сказочной Жар-птицы.

Для учителя: шаблоны перьев, листы бумаги, краски, кисточки, клей, салфетки, презентация.

Для учащихся : краски, кисточки, салфетки.

Музыкальный ряд: голоса птиц.

Задание: расписать перья и наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы (коллективная творческая работа).

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о цветовом круге. Это нам очень пригодится на сегодняшнем уроке.

Как называются главные цвета цветового круга?

Какие в нём есть цвета, а каких нет?

На какие две группы делятся цвета?

Назовите эти цвета по группам.

Как можно получить составной цвет, если есть только три основных цвета?

Если картина или рисунок выполнены холодными цветами, какое настроение у зрителя они могут вызвать?

А если тёплыми?

3. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня я пришла к вам за помощью. Долго думала, к кому же мне обратиться за ней и решила, что только вы мне можете помочь.

Какая же тема сегодняшнего урока? На этот вопрос вы сможете ответить, отгадав загадку. Дослушайте ее до конца и будьте внимательны.

В замечательной стране.

На Земле, иль на Луне

Поселилась чудо-птица -

Настоящая царица.

Удивляют красотой

Перья, хвостик золотой.

Светом радужным искрится.

А зовут ее - (дети хором отвечают) Жар-птица.

Молодцы! Именно над образом этой удивительной птицы и будем работать сегодня на уроке.

Птичка эта не простая, она на своих крыльях нам тепло приносит.

Народные мастера любили изображать птиц, ведь прилёт птиц весной всегда радует человека, птицы - гонцы весны, они предвещают начало сельских работ, наступление тепла.

В народных сказках и поверьях птицы - символ света, радости, счастья, удачи.

Зарю в устном народном творчестве нередко сравнивали с златокрылой птицей, несущей каждый день по золотому яйцу - солнцу.

Сказочные птицы - очень красивые, умные и добрые.

4. Работа над новым материалом.

Любите ли вы сказки? Я тоже их люблю. А в каких сказках встречалась вам Жар-птица?
(«Конек - Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна»).

Говорят, что тот, кто найдет ее перо , у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи.

Жар-птица живет в тридесятом царстве, в райском саду. Её перья блистают как золото на солнце или как яркое пламя, глаза ее напоминают драгоценные камни, питается она золотыми яблоками.

Красоту и лучезарность эту запечатлели художники и мастера прикладного искусства.

Встречается она на изделиях хохломской и гжельской росписи,

на жостовских подносах и шкатулках,

в городецкой росписи и дымковской игрушке,

в резьбе по дереву и вышивке,

делают её из соломки, лозы, щепы,

металла и бумаги.

Этот образ настолько любим в народе, что его изображение можно увидеть даже в вязаных изделиях.

Ну и, конечно, в картинах художников. Виктор Васнецов в картине «Ковёр-самолёт», Иван Билибин и Виктор Корольков в иллюстрациях к сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок».

Какая она получается у всех художников? (красивая, волшебная, сказочная, яркая)

Она создавалась народным воображением как небесный огонь-пламя, и сияние ее также слепит глаза, как солнце.

Какая она красавица Жар-птица! Недаром в народе она была воплощением лучезарного бога солнца, красоты и светлой мечты.

Вот и мнезахотелось нарисовать Жар-птицу.

Вдохновение тотчас же пришло комне, но, к сожалению, так же быстро оно меня и покинуло.

Я осталась у незаконченного шедевра. И птица у меня совсем не живая.

(учитель показывает птицу без пёрышек)

Вот тут как раз и нужна ваша помощь.

Давайте вместе оживим нашу волшебную птицу.

Красота и сказочность ее будет зависеть от вас.

И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая.

Перед вами лежат шаблоны перышек.

Обратите внимание, что не у всех они одинаковые. У кого-то маленькие, у кого-то чуть больше, а у некоторых еще больше. Думаю, что каждый из вас справится с задачей.

Какова нашазадача? (раскрасить эти перышки, украсить их красивыми узорами)

После того как будут готовы перышки что мы сделаем? (будем ими украшать птицу)

А какие цвета нам понадобятся для того, чтобы раскрасить перья Жар-птицы?

(Тёплые: красный, желтый, оранжевый…)

Почему? (потому что она похожа на огонь, солнце)

Конечно же, за сходство с огнем, пламенем.

Какого цвета язычок пламени?(жёлтый, оранжевый, красный)

Давайте сравним настоящий огонь и Жар-птицу.

Чем они схожи? (больше всего на пламя огонька похожи перышки хвоста)

Но прежде, чем приступим перышки расписывать, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

5. Физкультминутка.

Птицы летят,

(ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).

Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)

Прогнулись над землей, Качают головой. (Поворот головы.)

прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину- проверить осанку, пауза 3-4 с.)

И очень бесшумно (Руки вниз - потянуться вверх.)

На место садятся. (Сесть на место, держаться прямо)

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

Тонкой кисточкой очень аккуратно наносите узоры.

(выполнение задания)

Кто уже выполнил, подходите к птице и крепите перышки.

Ах, какая красота! Что за прелесть!

Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания.

Не только от красоты, но и от теплоты ваших рук она ожила.

6. Рефлексия.

Ребята, чем вы помогли Жар-птице?

А что нового вы узнали с ее помощью?

Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

За всю вашу фантазию, за ваше богатое воображение благодарю вас!

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали: Добрее сердцем и теплее душой.

Молодцы! Наш урок окончен.

В центре композиции возвышается фигурка золотой птицы. Она восседает на ветке, усеянной золотыми яблоками. Образ такой чудесной птицы есть в сказках большинства народов мира. В русском фольклоре поиск жар-птицы всегда сопряжен с большими трудностями, которые герой должен преодолеть с помощью своих помощников. Воплощение огня и света, она одним своим пером способна рассеять тьму, а крылья ее - как языки обжигающего пламени. Поэтому не так-то просто поймать ее, когда она клюет в волшебном саду золотые яблоки, дающие молодость, красоту и бессмертие. Единственный способ изловить ее - сделать ловушку из золотой клетки, подложив в нее волшебные яблоки.

Во многих сюжетах повторяется один и тот же мотив: неуловимая жар-птица теряет одно-единственное перышко, которое еще долгое время светится и отдает тепло. Нашедший его герой теряет покой. Ему так хочется завладеть чудесной птицей, что он готов на любые вызовы. Легенды приписывают ей целительные свойства: слепым птица возвращает зрение, пение ее излечивает больных. Золотые яблоки, за которыми она выбирается ночью из своей золотой клетки, дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие.

Столь яркий, овеянный романтическим ореолом образ не мог остаться без внимания поэтов и художников. Перестав быть исключительно сказочным персонажем, жар-птица превратилась в символ чего-то страстно желаемого, таинственного, вожделенного, но в то же время трудно достижимого, недоступного. Богатство, благополучие, счастье, любовь - с жар-птицей постоянно связаны самые глубинные чаяния народа. Но не так-то просто поймать жар-птицу: она живет за тридевять земель, в золотой клетке. И охраняют ее добрые молодцы - богатыри-герои.

В этой композиции три воина оберегают покой жар-птицы. Пожилой, зрелый и совсем молодой - они воплощают преемственность поколений в сохранении самого ценного. Аллегорическое иносказание позволяет усилить эффект: старый и зрелый воины, уставшие, уснули прямо на посту, тогда как самый молодой бодрствует и всегда готов встать на защиту сокровенной тайны. Тем самым мастера демонстрируют готовность молодого поколения перенять эту благородную ответственность и сохранить национальные ценности, чаяния и надежды в безопасности.

Из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич. Стал он ходить около яблони, даже присесть боится, кабы не заснуть. Караулит час, караулит другой и третий. Спать захочется - глаза росой промоет. Прошла половина ночи, и вдруг что-то засветилось вдалеке. Свет летел прямо на него, и стало в саду светло, как днем. Это прилетела Жар-птица, села на яблоню и начала щипать золотые яблочки. Иван-царевич притаился, подкрался, изловчился и ухватил ее за хвост. А Жар-птица стала так рваться, что, как ни крепко держал ее Иван-царевич, все же вырвалась и улетела, оставив у него в руке лишь одно перо из хвоста.

Поутру, лишь только царь проснулся, Иван-царевич пошел к нему, рассказал, какой вор к ним повадился, и показал перо Жар-птицы. Царь обрадовался, что меньшему сыну удалось хоть перо достать, и спрятал его в своих покоях. С тех пор Жар-птица в сад не летала, и царь начал и есть, и пить, и спать. Но он любовался на перышко, думал да думал о Жар-птице и надумал послать сыновей за нею. Позвал он их к себе и сказал:

Вот что, сынки мои милые! Взнуздали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, отыскали бы Жар-птицу да привезли бы ее ко мне, а то она опять затеет к нам летать да яблоки красть.

Старшие сыновья отцу поклонились, в путь-дорогу собрались, оседлали своих добрых коней, надели доспехи богатырские и выехали в чистое поле искать Жар-птицу, а Ивана-царевича царь по младости его от себя не отпустил. Стал слезно упрашивать его Иван-царевич и умолил наконец. Садится он на богатырского коня и едет, долго ли, коротко ли, - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец доехал он до росстани, а от росстани три дороги идут, и стоит там каменный столб, а на том столбе написано:

«Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив».

Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решиться ехать, наконец, поехал в правую сторону, чтобы самому живым остаться.

Долго ли, коротко ли, приезжают они к каменной стене. Волк остановился и говорит:

Ну, Иван-царевич! Перелезь через эту стену. Тут за стеной сад, а в том саду Жар-птица в золотой клетке. Часовые все спят, ты Жар-птицу возьми, а золотую клетку смотри не трогай, а то беда будет.

Выслушал Иван-царевич Серого Волка, перелез через каменную стену, спустился в сад и увидел Жар-птицу в золотой клетке. Вынул птицу из клетки и пошел было назад, да потом и раздумался: «Зачем я взял Жар-птицу без клетки, что я ее за пазухой повезу? Да и клеточка-то дорогая, вся алмазами усыпана». Забыл он, что говорил ему Серый Волк, воротился и лишь схватился за золотую клетку - как вдруг пошел стук и звон по всему саду. От клетки той проведены были потайные струны со всякими бубенчиками и погремушками.

Сторожа пробудились, прибежали в сад, схватили Ивана-царевича, скрутили ему руки и привели к своему царю Афрону.

Кнарик Мурадян

Цель : учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

Образовательные задачи : Закреплять технику вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников, таким образом, преобразовывая одни фигура в другие.

Развивающие задачи : Развивать внимание, зрительный контроль действия рук, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.

Воспитатель :

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит чудо в каждый дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с чудом и весельем

К нам приходит волшебство

Осторожно-осторожно,

Не спугнуть бы нам его…

Рассказ воспитателя :

«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!» Ребята как вы думайте, что за птица? И интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте закрываем глаза, пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.

Воспитатель достает перо павлина.

– Открывайте глаза. Что у меня в руках? (ответ детей)

– Чьё это перо? (ответ детей)

– У какой птицы в наше время можно встретить такое перо? (ответ детей)

– В какой сказке встречается? (ответ детей)

– Почему в народе называют “Жар-птица” ? (ответ детей)

Жар-птица – красивейшая из птиц, благодаря своему яркому оперению. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Там, где появлялась она, все расцветало и от этого становилось солнечно и красиво.

(Показываю детям портрет Жар-птицы .) Вот как выглядела птица раньше. Какой у нее был красивый и яркий хвост.

Воспитатель :- Ребята, а какую сказку мы читали, в которой говорится о Жар-птице ?

Дети :- «Царь-девица» «Конек-горбунок»

(Рассматривание Жар-птицы ) Хорошо. Посмотрите на эту Жар-птицу . Почему птицу в сказках называют Жар-птица ?

Дети : - Потому что она яркая, а хвост ее похож на пламя…

Воспитатель : - Да, птица эта красочная, у нее необычные крылья, хвост, хохолок.

Она похожа на обычную птицу?

Дети : -Да

Воспитатель : - Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела. Какие части тела есть у птиц?

Дети : - туловище, крылья, хвост, голова, шея, лапки, клюв.

Я предлагаю вас пофантазировать и создать образ Жар-птицы такой , какой вы себе представляйте. Но прежде чем мы приступим к работе, мы с вами поиграем.

Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» .)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Теперь садимся за столы. Что вы видите перед собой?

(ответ детей - цветные бумаги красного и жёлтого цвета, клей, ножницы, лист бумаги, карандаши и так далее)

Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение) .

В конце занятия устроить выставку картин о Жар-птице - птице Счастья .

Ребята, вы не забыли, для чего мы создали таких красивых Жар-птиц ? Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив? Молодцы, все проявили фантазию, постарались .

Публикации по теме:

Сказка «Жар-птица» В неком царстве-государстве. Яркий праздник. Ждут гостей. Принесли подарков разных Для царя на юбилей. Во дворце готовят пир, Чтоб свести.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию и рисованию в старшей группе «Жар-птица, лес ты освети!» Программное содержание: Закреплять знакомство детей с народным творчеством. Учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной.

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в старшей группе «Птица счастья» Цель: изготовление птицы как символ счастья, принятый в народной культуре России. Задачи: Расширить представления о русской народной культуре;.

Конспект оздоровительного занятия в старшей группе по сказке В. Сутеева «Что это за птица»? Конспект оздоровительного занятия по мотивам сказки В. Сутеева «Это что за птица?» Задачи: Сохранять и укреплять здоровье детей;.

Нашему садику день рождение,и вот в связи с этим знаменательным днем,я решила сделать жар птицу из оригами Делаем модули из бумаги разных.

Горохова Татьяна Мастер-класс "Жар-птица" Уважаемые коллеги, позвольте представить вам детский мастер-класс под названием "Жар-птица",который.

Конспект занятия

по художественной литературе и аппликации с элементами рисования на тему: « Жар-птица » в подготовительной группе

Программное содержание:

  • Познакомить детей с приёмом штриховки и тушёвки цветными карандашами и фломастерами;
  • учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные и художественные элементы;
  • учить детей передавать характерные черты сказочной птицы.
  • продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации;
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми;
  • вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие;
  • способствовать развитию эстетические чувства;
  • воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу;
  • развивать творчество, воображение;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительная работа:
- рассматривание: перьев павлина; иллюстраций павлина «Птиц счастья», иллюстраций к сказке «Жар – птица», сказочных птиц, иллюстраций к книге С.Я. Маршака «Старик – годовик» Васнецова В.М.; беседа о сказочных птицах; чтение русских народных сказок; просмотр мультфильма «Конёк - Горбунок» Ершова П.П.

Материалы и оборудование:

  • листы бумаги формата А 4; для фона тонированный лист А3; ножницы,

клей, кисточки для клея, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, перья павлина; текст стихотворения В. Набокова «Перо»; текст отрывка сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица»;

Ход организованной образовательной деятельности.

1 часть.

(Дети стоят полукругом)
Воспитатель читает детям стихотворение В. Набокова «Перо»:

Зелёненьким юрким внучатам
Наказывал Леший в бору:
По чёрным ветвям, по зубчатым,
Жар – птица порхнёт ввечеру;

Поймаете её, лешенёчки,
И клетку из лунных лучей
Возьмите у ключницы ночки,
Да так, чтоб не видел Кощей.

Далече от чащи брусничной
Умчите добычу свою,
Найдите вы домик кирпичный
В заморском туманном краю.

Оставьте её на пороге:
Там кроткий изгнанник живёт,-
Любил он лесные дороги
И вольный зелёный народ».

Так дедушка – леший на ели
Шушукал, и вот ввечеру,
Как струны, стволы зазвенели,
И что – то мелькнуло в бору.

Маячило, билось, блестело.
Заохал, нахохлился дед…
«Родимые, знать улетела
Жар – птица из пёстрых тенёт».

Но утром, как пламя живое,
На пыльном пороге моём
Лежало перо огневое
С цветным удлинённым глазком.

Дети, посмотрите на это перо. Как вы думаете, чьё оно? (павлина, экзотической птицы)
- Правильно, ребята! Какую сказочную птицу вам напоминает павлин?
(Жар – птицу)
– А вы знаете, почему её в народе называют “Жар-птица”?
(потому что она красивая, яркая, её перья горят, как огонь)

Все правильно, а теперь послушайте мой рассказ о сказочной Жар-птице.

«Жар-птица - сказочная птица , персонаж русских сказок. Перья Жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом.

Живёт Жар-птица в райском саду, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.»
«Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.»

А какую сказку мы с вами недавно читали про жар- птицу?
- О ком в сказке рассказывалось? (про царевну Марьяну)
- А как в сказке появилась Жар – птица? (молния в синичку угодила)
Вот послушайте внимательно, как в сказке о превращении говорится.

Воспитатель читает отрывок из сказки «Царевна Марьяна и Жар – птица».
Взвилась птичка в небо, а туча еще выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией - бах! Перевернулась птичка, посыпались с нее кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост. Пошел от птицы яркий свет по всему лесу. Зашумели деревья, проснулись птицы. Ночные русалки с берега в воду попрыгали.
И закричали звери на разные голоса:
- Жар-птица, Жар-птица!!!

Все дети любят сказки и цветные сны. давайте, ребята сделаем с вами свою Жар – птицу. Посмотрите, какие разные бывают Жар- птицы, каждый художник изобразил ее по своему. А что общего у них, давайте посмотрим? (у всех красивые, разноцветные хвосты). Мы с вами будем делать Жар-птицу из наших ладошек. Перед вами лежит все необходимое для нашей работы. Сначала нам надо перерисовать свои ладошки на лист бумаги, вырезать их, красиво, ярко раскрасить- это будут перья нашей Жар-птицы, когда все перья будут готовы мы соберем их в красивый хвост. а теперь я предлагаю вам начать работу.

2 часть.

Индивидуальная работа с детьми:

а) инд. показ на материале педагога;

б) дополнительное рассматривание;

в) советы, напоминания, уточнения

- Ребята, я вижу все закончили работу с перьями-ладошками, давайте немного отдохнем.

Физкультурная минутка:

В одной из сказок жар-птица научила султана играть в игру «Море волнуется». Давайте и мы поиграем в эту игру.

Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, замри.

Мы немного отдохнули, а теперь доделаем начатую работу.

(делаем коллективную аппликацию: собираем ладошки в сказочную Жар-птицу)
3 часть.

Ребята, давайте повесим нашу сказочную птицу на мальберт и посмотрим, какая красивая у нас получилась Жар-птица.
(Помещаем работу на выставочный мальберт).
Посмотрите, как будто к нам прилетела настоящая Жар – птица из сказки. теперь она будет жить у нас в группе, дарить нам свои песни, рассказывать сказки. И тогда дети в нашем детском саду, как и царевна Марьяна, больше не будут плакать, потому что каждый сон час будет прилетать к ним Жар-птица, садиться на кровать, рассказывать сказки, а детям будут сниться красивые, сказочные сны.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!