Служба защиты прав потребителей

Профессиональная деятельность и ее характеристика. Издательский дом «Питер» — Электронный каталог Или иной профессиональной деятельности

Для реального выполнения профессиональной деятельности каждый человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества. Так, профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта - соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

· абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

· относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких ("наднормативных") количественных и качественных показателей деятельности ("ПВК мастерства");

· мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

· анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно .

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора "мотив-цель", планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов важнейшим условием формирования ПВК является правильно организованная еще в школе, а затем -- в учреждениях начального и среднего профессионального образования профессиональная ориентация.

Основными направлениями профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация. Каждое из этих направлений в той или иной степени предполагает изучение профессионально важных свойств личности. Так, профессиональная информация знакомит различные группы населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности.

Сегодня приходится констатировать, что усилия педагогических коллективов в профориентационной работе, к сожалению, не дают желаемых результатов. Заметно упал интерес учащихся к некогда считавшимся престижными профессиям станочника, строителя, электромонтажника и др. Причины здесь разные, но не последнюю роль играют недостатки в совместной профориентационной работе школы, профессиональных учебных заведений, лицеев и производства, а также слабый учет психофизиологических особенностей учащихся. Один из недостатков -- рекламный, зазывающий характер многих из проводимых в общеобразовательной школе и профессиональном лицее мероприятий. Зачастую эти мероприятия ограничиваются агитацией за профессию, показом привлекательных сторон тех или иных специальностей. При этом многие вопросы профориентационной консультации остаются без ответа. В чем заключается сложность той или иной профессии? Каковы психофизические требования, предъявляемые к ней? В чем заключаются требования к общим и специальным способностям человека, избравшего ту или иную специальность? Ведь часто бывает, что в профессиональном лицее новичок либо разочаровывается в своей профессии из-за несовпадения своих представлений о ней с фактическим характером и содержанием труда, либо психофизические данные и состояние здоровья молодого рабочего оказываются противопоказанными избранной профессии или специальности. На практике это, как правило, ведет к смене профессии, в результате чего и молодые люди, и общество в целом несут моральные и материальные издержки. Устранить эти недостатки можно в первую очередь с помощью правильно поставленной профессиональной консультации.

Консультация имеет рекомендательный характер. В процессе ее фиксируется соответствие состояния здоровья молодых людей профессиональным требованиям, уровню психологической готовности индивида к освоению этой профессии. С целью учета профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор и профессиональный подбор.

Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями.

Различают четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков. Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Профессиональный подбор - это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности.

В профессиональных учебных заведениях профессиональный отбор и профессиональный подбор выступают в качестве особой формы трудовой экспертизы. Следует иметь в виду, что для качественного проведения как первой, так и второй формы экспертизы основными задачами являются:

· предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);

· отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;

· определить, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.

Если в профессиональном отборе в основном решаются первые две задачи, а третья задача выполняется в интересах двух первых, то при профессиональном подборе основной задачей является третья из указанных выше.

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий:

· наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);

· наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, требующий специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);

· наличие разработанной и апробированной системы отбора ("батареи" диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости);

· наличие специалистов, подготовленных к проведению профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора.

Важной целью проведения профориентационных мероприятий является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Профессиональная, производственная и социальная адаптация - это система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.

Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов - объективных и субъективных. Объективный фактор - это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Следует отметить, что основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально.

Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Таким образом, анализ литературы показывает, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК, которая является их закономерно организованной системой. Система ПВК выступает как определенная совокупность субъектных свойств, специфичная для той или иной деятельности. Она не задана в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.

Профессиональная мораль как свод нравственных требований, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, возникает вместе с дифференциацией профессий, вследствие общественного разделения труда. Как отмечал Ф. Энгельс, каждая профессия имеет собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности.

Профессиональная мораль является составной частью морали общества, а собственно мораль, или, по выражению Ю.В. Рождественского, духовная мораль, представляет собой один из самых древних регуляторов поведения и действий людей. Как отмечают современные исследователи, уже на стадии родоплеменного строя, в связи с развитием и усложнением социальных отношений появляется необходимость в осознанной нравственной регламентации поведения, в моральном закреплении определенных социальных отношений, регулировании зарождающихся общественных противоречий. Так начинаются процессы дифференциации форм общественного сознания, происходит становление морали как оценочно-императивного способа освоения действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения противоположности добра и зла.

В различные исторические эпохи существовали разные структуры нравственного сознания человека и групп людей. Особый уклад жизни вызывал у человека и особый склад нравственного сознания, в котором выражалось его отношение к социальной среде, самому себе, ко всему миру. Различным типам личности, выражавшим своеобразные социальные отношения своего времени, были присущи свои нормы, запреты, идеалы специфически морального содержания. Различия в содержании нравственного сознания обусловливали и различия в его построении, в способах регулирования поведения людей.

С развитием процессов общественного разделения труда, с появлением и дифференциацией профессиональной деятельности возникает потребность в регулировании отношений людей в трудовой и профессиональной сфере. В процессе профессиональной деятельности перед специалистами встает множество трудных проблем, влекущих возникновение не всегда просто и однозначно разрешимых конфликтных ситуаций. Они могут вызываться как неявными нарушениями моральных норм, так и необходимостью определения в вопросе о моральной ответственности за профессиональную деятельность. Отношения людей в процессе их профессиональной деятельности регулируются профессиональной моралью.

В отличие от общих требований нравственности, профессиональные моральные нормы большей частью не складывались стихийно, а создавались под непосредственным воздействием профессиональных корпораций. Одновременно с созданием профессиональных моральных кодексов возникает профессиональная этика как рациональное обоснование свода моральных требований, обращенных к той или иной профессии. Объектом изучения профессиональной этики как философской науки становится профессиональная мораль. Профессиональная мораль - это моральные кодексы, свод правил, представляющих собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида профессиональной деятельности.

В современной исследовательской литературе часто отмечается, что профессиональная мораль является полноправной частью общественных моральных требований. Так, Ю.В. Рождественский в своем общеобразовательном словаре моральных терминов предложил весьма интересную структуру морального сознания. С его точки зрения, общественная мораль включает в себя следующие элементы:

- народная (практическая) мораль - совокупность правил поведения людей по отношению к миру, друг к другу и самим себе, направленных на общее и личное благо, обобщенно выраженных в фольклоре, закрепленных жизненной практикой в обычаях и формах поведения данного народа; практическая мораль управляет, как правило, поступками людей;

- духовная мораль - правила отношения людей к миру и друг к другу, специально разработанные основателями мировых религий и требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая; духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяя людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества;

Духовная мораль управляет не только поступками, но и желаниями, чувствами и помыслами человека;

- профессиональная мораль - кодексы поведения, которые обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием; профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих; при этом требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое отношение к представителям подобных профессиональных сословий;

- мораль гражданского общества - совокупность моральных норм, обеспечивающих плодотворную совместную (общественную) жизнь людей разного уровня образования, принадлежащих к разным нациям и народностям, разным вероисповеданиям, разным занятиям и профессиям; мораль гражданского общества согласует в общих категориях практическую и духовную мораль и соотнесена с профессиональной моралью.

Профессиональная мораль тесно связана также с трудовой моралью общества. Практически во все профессиональные моральные кодексы включены требования добросовестного отношения к труду, указания на недопустимость безответственного отношения к своим профессиональным обязанностям. Труд оценивается как ведущая форма самовыражения людей, основной узел их социальных связей.

В современной исследовательской литературе существуют две основные точки зрения на соотношение трудовой и профессиональной морали в современном обществе. Первая позиция предполагает постулирование тесной взаимосвязи трудовой и профессиональной этики, причем профессиональная этика рассматривается как структурное подразделение трудовой. Согласно этой точке зрения, профессиональные этические нормы представляют собой конкретизацию как общеморальных норм, так и норм трудовой морали применительно к конкретной профессиональной деятельности.

Другая точка зрения состоит в четком различении трудовой и профессиональной морали, каждая из которых является специфическим механизмом регулирования определенных социальных отношений в обществе . Согласно этому подходу, профессиональная мораль возникает в процессе общественного разделения труда как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества, в то время как трудовая мораль направлена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду независимо от рода его деятельности, на основе моральной установки, несущей в себе общий нравственный закон и обеспечивающий его выполнение.

Таким образом, если в рамках первого подхода к данной проблеме профессиональная мораль рассматривается как составная часть не только общественной морали в целом, но и трудовой морали, то согласно второму подходу - трудовая и профессиональная мораль представляют собой равнозначные направления общей моральной установки, отличающиеся предметом своего регулирования.

Обе приведенные точки зрения на соотношение трудовой и профессиональной морали являются оправданными и аргументированными. В то же время первый подход представляется более методологически обоснованным. Сторонники второй точки зрения утверждают, что в основе различия трудовой и профессиональной морали лежит различение типов социальных отношений, становящихся предметом регулирования трудовой и профессиональной морали. Действительно, основным носителем трудового сознания выступает моральный индивид, а профессионального сознания - профессиональная группа. Но, ориентируя трудовое поведение специалистов на некие стандарты личностных и групповых проявлений в ходе профессиональной деятельности, профессиональная мораль также обращена к индивиду. Профессиональная деятельность человека индивидуальна и представляет собой разновидность трудовой деятельности по реализации ценностных установок, зафиксированных профессиональным сознанием. Среди этих ценностных установок важное место занимают отношение к труду и норма, требующая честного и добросовестного труда. Поэтому более правильным представляется рассмотрение профессиональной морали как части не только общей моральной установки в обществе, но и трудовой морали как конкретизации трудовых нравственных ориентиров применительно к той или иной профессиональной деятельности.

В современном обществе под воздействием научно-технического прогресса совершенствуются условия и характер труда, функциональные роли человека в процессе его трудовой деятельности. Это влияет и на нравственные отношения, поскольку нравственно-психологические качества специалиста становятся не менее важными, чем его профессиональный опыт, навыки, умения и знания.

Динамика социальных процессов в современном обществе, возрастание их сложности и высокие темпы протекания требуют от специалиста-профессионала не только таких качеств, как добросовестность, честность, ответственность, способность к самоконтролю, но и "моральной надежности", т.е. умения оперативно реагировать на нестандартные ситуации. Кроме того, специалисту необходимо также постоянно совершенствовать свою деятельность путем расширения кругозора, повышения общей и профессиональной культуры, компетентности, готовности не только усваивать новый опыт, но и передавать его другим. Все эти требования трудовой морали, наряду со специфическими, обращенными к конкретной профессии, требованиями включены в систему современной профессиональной морали.

Основой профессиональной морали является профессиональное нравственное сознание человека, представляющее собой совокупность основных нравственных норм, требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общеморальными нормами.

Таким образом, понятием "профессиональное сознание" обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда. Профессиональное сознание общества является специализированным, т.е. реально существует как некоторое множество отличающихся друг от друга специфически профессиональных срезов. Различные срезы профессионального сознания отражают специфику определенной профессии и различаются в зависимости от профессиональной принадлежности группы или индивида.

Тем не менее, все аспекты профессионального сознания едины как в силу своей общей функции - отражать и обусловливать жизнедеятельность профессиональной группы, так и вследствие общей природы: все они образуются путем конкретизации общих моральных норм применительно к взаимодействию данной профессиональной группы с обществом в ходе выполнения членами этой группы своих профессиональных обязанностей.

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты. Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующих отношения специалистов между собой.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду, и собственное видение профессиональных обязанностей.

Иными словами, в структуре профессионального сознания присутствует как общетеоретический нормативный аспект, представляющий собой должное в профессиональной морали, так и реальные нравы специалистов-профессионалов, т.е. сущее в профессиональной морали, или профессиональная нравственность.

Многие современные авторы отмечают, что предписания профессиональной морали отличаются менее императивным характером, чем общие моральные нормы. Профессиональная мораль формулирует для индивида не жесткие требования, а рекомендации, ориентиры, способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор. Причем степень этой регуляции зависит как от общей нравственной установки индивида, так и от достигнутого уровня профессионализма и реальных условий деятельности.

В том случае, когда нравственная установка человека обусловливает его профессиональное поведение, соответствующее требованиям профессиональной морали, можно говорить о развитом профессиональном сознании индивида. Бели профессионально-нравственная мотивация поведения стала частью мировоззренческого облика личности, то для этой личности рекомендации профессиональной морали приобрели императивную силу.

Специфика профессионального сознания, наличие в нем определенных групп элементов зависит от содержания профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии. /Для развитого профессионального сознания социолога, например, характерно наличие перечисленных ниже компонентов.

Гносеологический компонент - теоретические и исторические знания основ социологической науки, усвоенные членами профессионального сообщества, представления о предмете социологии, ее месте в обществе, о функциях и принципах социологического знания. При этом гносеологический компонент профессионального сознания социолога предусматривает не механическое усвоение некоторой суммы знаний о социологической науке, а включение этих знаний в мировоззренческий облик специалиста. Особенно важно в этой связи знание истории социологической мысли. Каждый социолог, претендующий в наши дни на-высокий профессионализм в своей области, обязан не просто обладать историко-социологической эрудицией, но и иметь глубоко личностное, осмысленное отношение к историческому пути развития социологической науки, свободно ориентируясь при этом в различных направлениях социологии.

Практический компонент - практические умения и навыки, правила и нормы профессиональной деятельности, отражающие особенности процесса работы социолога - как теоретика, так и практика. Практический компонент профессионального сознания складывается в процессе осуществления профессиональной деятельности и является своего рода опытом работы. В него включены также методы академических и прикладных социологических исследований, их инструментарий в виде определенных алгоритмов деятельности. Практический компонент профессионального сознания тесно связан с уровнем развития общественного знания и научно-техническим прогрессом. Невозможно, например, представить современного социолога, не владеющего новейшими технологиями сбора и обработки социологической информации.

Аксиологический компонент - фундамент профессиональной морали социолога, включает профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, являющиеся результатом выбора специалистом-социологом такого варианта профессионального поведения, в котором могут реализоваться побуждения и моральные установки индивида как члена профессионального сообщества. Аксиологический компонент профессионального сознания социолога складывается стихийно и представляет интуитивное обобщение профессионально-нравственного опыта практической и теоретической деятельности социолога. Однако на его формирование оказывает влияние профессиональная этика как нормативно-документальное выражение морали профессиональной группы.

В процессе трудовой деятельности профессиональное сознание объективируется в профессиональную деятельность. Нравственным аспектом профессиональной деятельности является поведение специалиста в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей. Ценностные ориентиры, которыми руководствуется профессионал в процессе своей деятельности, а также реальные отношения, возникающие в ходе этой деятельности, являются основным критерием оценки цельности профессионального сознания.

При этом профессиональное сознание, объективируясь в профессиональную деятельность, включает в себя не столько стремление к некоему нравственному идеалу, сколько ориентацию специалиста-профессионала на честное исполнение своих обязанностей. Профессиональное поведение, следовательно, заключается в порядочности специалиста, его добросовестном отношении к труду и, главным образом, в соответствии его поведения нравственному стандарту, канону, который "расписан" в незримом кодексе данной профессиональной группы или организации, а подчас - и во вполне зримом этико-правовом кодексе, воплощающем общекультурный и профессиональный ценностный минимум.

Профессиональное поведение предусматривает также профессионально-коллегиальные и партнерские отношения в профессиональных группах и организациях. Они заключаются в солидарной взаимопомощи, определенной степени доверия специалистов-коллег друг другу. Такие отношения строятся на принципах верности, уважения, доверия, доброжелательности, взаимной полезности. Современные исследователи-этики отмечают, что хотя в подобных отношениях не воплощены высшие моральные ценности, но вместе с тем присутствуют механизмы профессиональной ответственности и чести, профессионального долга и совести.

Контрольные вопросы

1. Как и почему возникает профессиональная мораль? Как соотносятся общая система моральных норм в обществе и профессиональные моральные нормы?

2. Что такое трудовая мораль? Как соотносятся нормы трудовой и профессиональной морали?

3. Как происходит формирование норм профессиональной морали? В чем состоит специфика их формирования в отличие от норм общей морали?

4. Как соотносятся профессиональная мораль и профессиональная этика? Почему можно считать профессиональную мораль объектом профессиональной этики? Каково место профессиональной морали в социальной структуре общества?

5. Какова структура профессиональной морали?

6. Как формируется профессиональное нравственное сознание человека? В чем состоит нормативный аспект профессионального сознания?

7. Как соотносятся профессиональная идеология и профессиональная психология в структуре профессионального сознания?

8. Какие основные компоненты включены в структуру развитого профессионального сознания?

9. Как происходит объективация профессионального сознания в профессиональную деятельность?

10. Почему возрастает роль профессиональной морали на современном этапе развития общества?

    Виды профессиональной деятельности

    Деятельность по трудовому договору (трудовая деятельность)

    Профессиональная деятельность в рамках гражданско-правовых отношений

    Профессиональная предпринимательская деятельность

    Профессиональная служебная деятельность

1. Понятие профессиональной деятельности

1.1. Законодательное регулирование профессиональной деятельности

        Основные понятия профессиональной деятельности

В законодательстве Российской Федерации нет легального определения понятия «профессиональная деятельность», хотя этот термин используется довольно широко. Так, в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляется право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Это право включает самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории страны.

Данный термин встречается в избирательном законодательстве, согласно которому, предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

В Федеральных законах, регулирующих государственную службу, говорится о профессиональной служебной деятельности, а в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» о профессиональной деятельности по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таким образом, термин «профессиональная деятельность» встречается в законах, регламентирующих трудовые, конституционные и административные отношения. При этом единого содержания он не имеет. Более того, в законодательстве допускаются его различные трактовки. Так, из избирательного законодательства следует, что профессиональная деятельность - это сугубо трудовая деятельность, не совпадающая со служебной. Для административного законодательства понятие «профессиональная служебная деятельность» - это единая категория.

В теории права под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета.

Профессиональная деятельность это являющийся основным источником дохода вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Наличие у человека определенной профессии является свидетельством того, что он может квалифицированно выполнять данный вид работ. Многие профессии подразделяются на специальности.

В российском законодательстве «Профессиональная деятельность» получает правовую регламентацию по видам деятельности различных специальностей, а субъекты профессиональной деятельности – это физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую российскими законами.

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация профессиональной деятельности, требующая конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение более узких профессиональных задач. Лица, владеющие определенной специальностью, подразделяются по квалификациям.

Квалификация работника - это уровень профессиональной подготовленности, зависящий от объема имеющихся у него знаний, умений, опыта и навыков, необходимых для выполнения определенной работы с наибольшей эффективностью и качеством.

Должность - это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль работника в той или иной организации.

Занятие профессиональной деятельностью возможно только после соответствующего оформления, а по отдельным видам деятельности необходима государственная регистрация и (или) лицензирование. В противном случае, могут наступить самые неблагоприятные последствия. Например, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения, если такая деятельность причинила крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст.171 УК РФ).

        Субъекты профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность может осуществляться лицом в качестве специалиста, руководителя (менеджера), представителя власти либо в качестве должностного лица.

Специалист – это лицо, обладающее специальными познаниями, навыками в определенной сфере деятельности.

Специалист, занимающийся управленческими функциями, является руководителем (менеджером).

Руководителем организации (менеджером) признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Большинство руководителей организаций, по трудовому законодательству, являются работниками - наемными менеджерами. Но правовое положение руководителя в области трудовых отношений определяется не только трудовым договором, но и законами, иными нормативными правовыми актами о труде, а также учредительными документами. Данные акты определяют как права руководителей, так и их обязанности.

С одной стороны, на руководителя как наемного работника распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, обязанности обеспечивать которые лежит на его контрагенте по трудовому договору - работодателе. С другой стороны, руководитель - наемный менеджер в своей деятельности по управлению трудом и капиталом, осуществляемой от имени собственника организации, должен руководствоваться положениями не только трудового, но и гражданского, налогового, административного и иного законодательства, что представляет собой неотъемлемую часть его трудовой функции. В связи с этим можно констатировать, что руководитель является специальным субъектом административного правонарушения и уголовного преступления. При этом к административной и уголовной ответственности руководитель как работник привлекается именно за неисполнение своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Так, за нарушение законодательства об охране труда руководитель может быть привлечен к административной (ст. 5.27 КоАП) или уголовной (ст. 143 УК) ответственности. Специально для стимулирования добросовестного исполнения руководителями своих трудовых обязанностей в КоАП сформулирована норма об ответственности за ненадлежащее управление юридическим лицом (см. ст. 14.21 КоАП).

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

    Виды профессиональной деятельности

    1. Сфера реализации профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность может быть реализована в различных организационно-правовых формах. Лицо, обладающее специальными знаниями в какой-либо области общественных отношений, может реализовать себя в трудовых отношениях с работодателем либо в гражданско-правовых отношениях при выполнении определенных договором работ и услуг. Законодательством РФ допускается совмещение этих форм деятельности. Особую специфику имеет профессиональная служебная деятельность, реализуемая в сфере государственного и муниципального управления. Лица, являющиеся государственными и муниципальными служащими, как правило, не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности.

Наряду с профессиональной деятельностью, выделяется предпринимательская деятельность. При этом профессиональная деятельность и индивидуальная предпринимательская деятельность в российском законодательстве рассматриваются как однопорядковые. Это позволяет выделить четвертый вид профессиональной деятельности – предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе имеющихся специальных (профессиональных) знаний.

Таким образом, лицо, обладающее специальными (профессиональными) знаниями, вправе осуществлять свою деятельность с целью получения дохода, в четырех формах:

Трудовая деятельность (на основании трудового договора);

Деятельность на основании гражданско-правового договора;

Служебная деятельность (государственная или муниципальная служба);

Предпринимательская деятельность (в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2.2.Законодательные виды профессиональной деятельности

В российском праве в последние годы получили детальную регламентацию отдельные виды специальной (профессиональной) деятельности. По каждому из них принят специальный закон, регулирующий режим осуществления этой деятельности. В частности, выделены следующие виды профессиональной деятельности:

Журналистская профессиональная деятельность;

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская, управление ценными бумагами, клиринг, депозитарная деятельность, ведение реестра владельцев ценных бумаг, организация торговли на рынке ценных бумаг)

Профессиональная деятельность страховщиков;

Профессиональная физкультурно-спортивная деятельность;

Деятельность адвокатов, нотариусов;

Таможенная деятельность;

Спасательная деятельность (по спасению);

Профессиональная деятельность судьи, следователя, прокурора, депутата и т.д.

Аудиторская деятельность;

Банковская деятельность;

Оценочная деятельность и т.д.

1

Кутугина В.И.

В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии.

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества постепенно восполняется «пробел» в области трудовой мотивации, который был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни России начала - 90-х годов. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях .

К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. .

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»...При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека)

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции...

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные различия в сроках социального взросления - одни определяются с выбором профессии еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности .

Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека .

Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость.

Профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности .

В силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Так как, на современном этапе, проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2004.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация. - М.,2005.
  5. Психологический словарь./Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.,1983.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д,2000.

Библиографическая ссылка

Кутугина В.И. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=270 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мир профессий весьма многообразен, а кроме того, динамичен. Согласно отечественным и зарубежным справочникам, насчитывается до тридцати пяти тысяч видов профессиональной деятельности и их наименований. В области психологии в целях решения научно-практических задач, таких как, например, профориентация, требуется систематизация человеческой деятельности, ее распределение, а также сравнение по каким-либо признакам: сложности, опасности, величине нагрузки, напряженности и так далее.

Отсутствие единой классификации

Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.

Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.

Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.

Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину

В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
  • Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
  • Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
  • Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
  • Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.

Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.

Итак, Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:

  • Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
  • Второй тип - это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
  • Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.

Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.

В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.

Современная классификация профессий

В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:

  • "Человек - Природа".
  • "Человек - Человек".
  • "Человек - Техника".
  • "Человек - Знаковые системы".
  • "Человек - Художественный образ".

Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.

К профессиям категории "Человек - Природа" относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.

Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.

Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.

В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.

Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.

В категории "Человек - Техника" главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек - Техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее. Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:

  • Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
  • Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
  • Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
  • Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
  • Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
  • Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
  • Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
  • Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
  • Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.

В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.

В случае категории "Человек - Человек" главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:

  • Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
  • Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
  • Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
  • Профессии, направленные на информационное обслуживание.
  • Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
  • Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.

Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - Человек»:

  • Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
  • Большая потребность в общении.
  • Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
  • Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
  • Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.

Ведущий предмет труда классификации "Человек - Знаковые системы" - это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.

Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:

  • Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
  • Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
  • Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.

Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.

Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности "Человек - Художественный образ" является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек - Художественный образ» следующие:

  • Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
  • Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
  • Профессии актерско-сценической направленности.

Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.

Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда

В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:

  • Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
  • Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
  • Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.

Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:

  • Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
  • Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
  • Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
  • Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.

Классификация по признаку условий деятельности

В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:

  • Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
  • Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
  • Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
  • Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.

Виды познавательной деятельности

Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:

  • Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
  • Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
  • Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
  • Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.

Классификация духовной деятельности

К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.

Виды хозяйственной деятельности общества

Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.

Классификация информационной деятельности

Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.

Виды психической деятельности

Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.

Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!