Служба защиты прав потребителей

Религиозным организациям хотят разрешить исключать лидеров. Религиозные организации – это что такое? Виды религиозных организаций В религиозной организации не меняются учредители

1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. 2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. Пункты 1-2 I. Порядок создания религиозной организации различается в зависимости от того, какая создается религиозная организация - местная или централизованная (п. 3 и 4 ст. 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях). В п. I комментируемой статьи законодатель установил требования к учредителям местной религиозной организации. Создать местную религиозную организацию могут не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу. Итак, учредителями местной религиозной организации, во-первых, могут стать граждане, принадлежащие к определенному вероучению (конфессии), объединенные в религиозную группу. Данное требование находится в соответствии с предписанием ст. 6 комментируемого закона, в котором одним из признаков религиозного объединения названо наличие вероисповедания. Во-вторых, число граждан, принадлежащих к одной религиозной группе и изъявивших желание учредить местную религиозную организацию, должно быть не менее 10 (для сравнения: по законодательству СССР для организации местной религиозной организации было необходимо наличие 20 учредителей). Отметим при этом, что к гражданам, решившим создать религиозную группу, законодательство РФ не устанавливает никаких дополнительных требований и ограничений - ни по численности, ни по возрастному цензу, ни по наличию гражданства Российской Федерации и т.д. (ст. 7 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях). Религиозная группа, решившая трансформироваться в местную религиозную организацию, приступая к процедуре государственной регистрации, должна иметь в своем составе не менее 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (п. 3 ст. 8 комментируемого закона). Следует обратить внимание на то, что согласно п. I ст. 6 и п. I ст. 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях участниками религиозного объединения, в том числе религиозной организации, наряду с гражданами Российской Федерации могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в Российской Федерации. Под «иными лицами» понимаются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в Российской Федерации. В то же время в соответствии с п. I ст. 9 комментируемого закона учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации. Разъяснения требует и вопрос о возрастном цензе учредителей местной религиозной организации. Непосредственно из текста ст. 9, в которой содержится исчерпывающий перечень требований к учредителям, не следует, что законодатель исключил возможность участия в качестве учредителей религиозной организации граждан моложе 18 лет. Тем более что само федеральное законодательство содержит примеры, допускающие участие несовершеннолетних лиц в качестве учредителей некоммерческих организаций (так, в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста). Указание на возраст участников религиозной организации, содержащееся в п. 3 ст. 8 комментируемого закона («...местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет...»), не устраняет пробел, образовавшийся в правовом регулировании отношений по созданию религиозной организации в части применения к ее учредителям возрастного ценза. Неоднозначность соответствующего правового предписания требует его скорейшего устранения законодателем. 2. О недопустимости устранения любого пробела и иного недостатка в законодательном регулировании отношений по созданию религиозной организации через применение норм по аналогии свидетельствует практика неправомерного применения к учредителям местных религиозных организаций требований, установленных для членов местных религиозных организаций. Положение п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в котором содержится требование, обращенное к участникам местной религиозной организации, проживать «в одной местности либо в одном городском или сельском поселении» органы государственной регистрации нередко переносят на учредителей местной религиозной организации. Так, Управление Минюста России по Камчатской области и Корякскому автономному округу обратилось в суд с заявлением о ликвидации духовного управления мусульман азиатской части России «Религиозное объединение мусульман Камчатской области», ссылаясь на то, что при создании упомянутой религиозной организации «были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер». В частности, указывалось на то, что учредители местной религиозной организации не проживают в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, как того требует п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях. Решением Камчатского областного суда заявление было оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе Управления Минюста России по Камчатской области и Корякскому автономному округу был поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с «грубым нарушением норм материального права». Верховный Суд РФ решение Камчатского областного суда оставил без изменения, а кассационную жалобу органа юстиции без удовлетворения. В определении Верховного Суда РФ от 06.02.2004 № 60-Г04-3 указывается, что суд сделал правильный вывод о том, что «все учредители организации проживают в одной местности (Камчатской области), т.е. на одной части территории, характеризующейся общностью природных, исторических, культурных и других признаков». Верховный Суд РФ указал также, что Закон о свободе совести и о религиозных объединениях, в отличие от Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не устанавливает условия, в соответствии с которыми деятельность местной религиозной организации ограничивается территорией одного муниципального образования. 3. Помимо прокомментированного требования к учредителям местной религиозной организации - не менее 10 граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу - законодатель установил еще одно требование, выполнение которого необходимо для создания религиозной организации. Учредители должны подтвердить, что религиозная группа, членами которой они являются, существует на данной территории на протяжении не менее 15 лет, либо предоставить подтверждение о ее вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Закон не регламентирует порядок постановки религиозных групп на учет в органах местного самоуправления, выдачи требуемого подтверждения и форму этого документа. В связи с этим, как отмечается в п. 2 Методических рекомендаций Минюста России, целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным правовым актом субъекта РФ. Доказательства сроков существования религиозной группы, по рекомендации Минюста России, должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при Совете Министров СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства (письмо Минюста России от 24.12.1997 № 08- 18-257-97).

Еще по теме Статья 9. Создание религиозных организаций:

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

Конституция, как основной закон страны, гарантирует гражданам, всем без исключения, права и свободы. Их перечень не зависит от отношения к религии. Пропагандировать превосходство одной веры над другой недопустимо. Поэтому правила регистрации религиозной организации едины для любой конфессии. В статье расскажем, как происходит регистрация религиозной организации, какие следует подготовить документы, почему можно получить отказ.

Религиозные организации и их отличительные критерии

Религиозные организации (РО) – это объединения, созданные для служения и продвижения веры добровольно. Они отличаются такими характерными чертами:

  • вероисповедание – конкретная религия;
  • проведение служений, разнообразных обрядов и церемоний;
  • обучение основам религии и проповедование;
  • формирование сторонников и приверженцев на основе религиозности.

РО свойственны отличительные черты:

  • Территория, которую охватывает деятельность. Чтобы МРО была признанной, количество членов общины – минимум 10 человек. Имеет значение и возраст – 18 лет и старше. Все они должны проживать в одном поселении. В составе ЦРО находится три и больше местных.
  • Учредить МРО имеют право десять (не меньше) граждан РФ – членов общины. Они опираются на поддержку ЦРО с тем же вероисповеданием, подтверждающей наличие указанных прихожан в своем составе. Читайте также статью: → “».

Важно! Чтобы общину зарегистрировать как РО, не нужно подтверждать ее фактическое наличие на протяжении 15 лет. Это требование отменили.

Ограничения для местных религиозных организаций

Если МРО существует вне структуры ЦРО аналогичного вероисповедания, ее деятельность ограничивается. Целых 10 лет, прошедших после государственной регистрации, МРО лишена права на:

  • образование структурных подразделений образовательной сферы;
  • представительство иностранной РО;
  • выпуск СМИ;
  • приглашение лиц из других стран для проповедования;
  • МРО не позволено проводить религиозные обряды в больницах, других лечебных и профилактических учреждениях, интернатах для инвалидов и престарелых, тюрьмах.

Документы для регистрации будущей религиозной организации

После проведения в будущей РО учредительного собрания и подготовки всех документов, можно обращаться за регистрацией в соответствующий орган, расположенный на той же территории. Пакет необходимых документов состоит из:

  1. Устава религиозной организации.
  2. Протокола собрания учредителей.
  3. Перечня участников РО. Кроме ФИО каждого следует указать гражданство, дату рождения и место проживания.
  4. Сведений о том, где находится руководящий орган РО.
  5. Квитанции об уплате госпошлины.
  6. Заявления.

Важной составной является информация о вероучении и применении его на практике. Необходимо описать историю того, как возникло данное направление религии. Также нужно предоставить информацию о том:

  • какими способами и приемами пользуется в своей работе РО;
  • каково отношение организации к образовательным вопросам, семье, брачным узам;
  • существуют ли какие-нибудь условия касательно поддержания здоровья у тех, кто исповедует данную религию;
  • ограничиваются ли гражданские права и обязанности для прихожан РО.

Когда руководящий орган РО размещен за границей, в пакете представленных для регистрации документов должен присутствовать устав иностранной РО, удостоверенный госорганом соответствующей страны. Вместо него допускается иной документ (основополагающий) центральной РО. Заявление на регистрацию рассматривается месяц. Позволено продлить время на его рассмотрение до полугода, если нужно провести религиоведческую экспертизу.

Деятельность уже зарегистрированной РО могут запретить, если она, к примеру, экстремистская, или наносит ущерб здоровью.

Пример 1. В Ростовской области проходил судебный процесс, в ходе которого прокурор требовал запретить деятельность МРО «Свидетели Иеговы Таганрог». Одно из оснований – склонение прихожан к отказу от медицинской помощи. Кроме того, в РО поощряли действия, которые приводят к разрушению семьи, возбуждению межрелигиозной вражды. Разбирательства продолжались несколько лет. МРО то запрещали, то разрешали. В результате несколько человек осуждены, регистрацию РО аннулировали.

Правила по принятию решений о государственной регистрации религиозной организации

Правила разработаны с учетом ФЗ и правительственных постановлений. Они призваны регулировать время на:

  • рассмотрение поданных документов;
  • принятие решения касательно регистрации РО.

Вердикт выносит Минюст, его территориальные органы. В соответствии с ним сведения о создании РО вносятся в ЕГРЮЛ. Произойти это должно в течение 5 рабочих дней.

Орган госрегистрации не позже трех дней (рабочих) после получения данных о внесение в ЕГРЮЛ, должен выдать заявителю официальный документ, подтверждающий факт осуществления указанной выше записи.

Как регистрируется религиозная организация: пошаговая инструкция

Необходимость регистрации РО закреплена в законодательном порядке. Чтобы она прошла успешно, нужно соблюдать такую последовательность:

Шаги Описание
первый Разработать устав, учитывая все требования законодательства
второй Провести учредительное собрание
третий Подготовить пакет необходимых документов
четвертый Заплатить государственную пошлину
пятый Представить подготовленные документы в соответствующий территориальный орган госрегистрации

Когда возможно получить отказ в регистрации

Перечень причин, служащих основанием для того, чтобы РО отказали в государственной регистрации:

  1. Цели, которые РО определяет для своей работы, ее деятельность, вступают в противоречие с законодательством страны. Здесь чиновник обязан указать ссылку на конкретные статьи законов.
  2. Организация не отвечает отличительным признакам, присущим религиозной.
  3. В уставе и остальных бумагах указана недостоверная информация.
  4. Наименование РО не оригинальное. В ЕГРЮЛ уже присутствует организация с тем же названием.
  5. Составление представленных документов не отвечает законодательным требованиям (по форме либо содержанию).
  6. Учредители не являются правомочными создавать РО.

Заявителям направляется официальный отказ, в котором четко расписаны его основания. Документ можно обжаловать, обратившись в суд. Такой мотив отказа, как нецелесообразность, не допустим.

Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета

РО влились в хозяйственные процессы и стали их полноправными участниками. Они занимаются производством и реализуют товары, владеют землей, недвижимостью, движимым имуществом, организовывают собственные предприятия. А это означает, что на РО должны распространяться все требования, которые предъявляются к иным юридическим лицам.

  • РО ведут бухучет и платят налоги, хотя располагают многими льготами.
  • В соответствующих регистрах отмечаются все доходы, которые получает РО, ее расходы. Учет проводится в хронологическом порядке.
  • Использование счетов и двойной записи является обязательным. Читайте также статью: → “ ».

Уставная деятельность РО финансируется такими поступлениями:

  • пожертвования, передаваемые гражданами и различными учреждениями добровольно;
  • доходы от распространенной религиозной литературы, иных предметов, том числе, аудио и видеозаписей;
  • выручка от продвижения отдельных товаров;
  • бюджетные и внебюджетные поступления.

Вот некоторые бухгалтерские проводки:

Такими записями фиксируется гуманитарная помощь и пожертвования:

Если РО использует ОСН, она является плательщиком НДС, налогов на прибыль, имущество и транспорт (при его наличии).

Налог на прибыль не распространяется на доходы, полученные от продажи предметов, без которых не обойтись при совершении культа, и доходы от непосредственно культовой деятельности. РО платит НДС только тогда, когда занимается предпринимательством. Им не облагаются услуги по:

  • проведению обрядов и церемоний;
  • продажи предметов религиозного назначения, когда это не содержит элементов коммерции.

Содержание устава религиозной организации

Свод правил и положений, который устанавливает порядок деятельности РО и именуется «уставом», разрабатывается с учетом требований гражданского законодательства страны. В нем обязательно прописывается:

  1. Название РО, ее адрес, вид и вероисповедание.
  2. Цели, перечень задач и способы деятельности.
  3. В каком порядке организация создается и прекращает свою деятельность.
  4. Информация об органах управления, порядке их формирования и вопросах, которые они вправе решать.
  5. Структура.
  6. Откуда происходит поступление денег, и каковы источники имущества.
  7. Как ими распорядиться, если РО прекратит деятельность.
  8. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в устав.

В наименовании РО обязательно должна присутствовать информация о том, к какому вероисповедания она принадлежит. Нередко РО регистрируется как общественная организация. Под ее прикрытием проводится религиозная пропаганда. Да, РО – также общественная организация. Но законодательство однозначно определяет отличительные особенности РО. Прежде всего, это касается целей формирования.

Регистрация организации как религиозной, накладывает ряд ограничений на поле ее деятельности. Например, занятия в школах они могут проводить, только получив согласие родителей. Общественным организациям этого не требуется. Вот периодически и возникают конфликты, которые разрешаются в судебном порядке.

Пример 2. В одной из местностей действовала РО «Новое поколение». Ее прихожане одновременно имели членство в общественной организации «Центр творческой молодежи». На основании этого они проводили в школах мероприятия против распространения и употребления наркотиков. Они сопровождались фильмами религиозного направления.

Некоторые родители пожаловались в отдел образования. После проведенной проверки общественную организацию официально предупредили о том, что такой род деятельности неправомерен. «Центр творческой молодежи» подал в суд и выиграл его. После кассационной жалобы дело рассматривалось в областном суде. Претензии к общественной организации были признаны, как обоснованные, влияние РО через нее прекратилось.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Можно ли использовать в названии РО такие слова, как «российская», «Россия»?

Подобные слова и их производные позволено вставлять в наименование, если структуры организации законно осуществляют деятельность в стране 50 лет и более.

Вопрос №2. Каков размер пошлины, которую следует уплатить за право использования указанных в предыдущем вопросе, слов?

Госпошлина отсутствует, о чем прописано в Налоговом кодексе (Ст. 333.35, п. 1).

Вопрос №3. В уставе РО записывается и ее полное наименование, и сокращенное?

Ответ. Законодательством установлен запрет на то, чтобы сокращенное наименование фигурировало в уставе.

Вопрос №4. Можно ли уменьшить базу налогообложения на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

Нельзя, поскольку подобные расходы не относятся к деятельности, направленной на то, чтобы получить доход.

Вопрос №5 . Где используется сокращенное наименование РО?

Его можно указывать при проведении различных хозяйственных отношений, в частности в договорах гражданско-правового характера. В преамбуле записывается полное наименование, а дальше – сокращенное.

Российское законодательство и правоприменительная практика постепенно унифицируют общие принципы юридической ответственности за возможные нарушения правовых норм по поводу регистрации всех юридических лиц и в частности, РО. Чтобы этот процесс был успешным и беспроблемным, требуется более совершенная законодательная база и механизмы регулирования правоотношений.

Вопросы практического применения современного законодательства о государственной регистрации религиозных организаций относятся к компетенции, прежде всего, руководителей данных юридических лиц (епархиальных архиереев, настоятелей монастырей и храмов, ректоров духовных учебных заведений, председателей братств и сестричеств), а также их сотрудников, в обязанности которых входят оформление соответствующей документации и контакты с уполномоченными государственными органами. Руководителям и ответственным сотрудникам православных религиозных организаций важно разбираться в действующих правовых нормах в сфере регистрации религиозных организаций при их создании и связанной с ними практике взаимодействия Московской епархии и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области.

Государственная регистрация религиозных организаций при их создании

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях), который в настоящее время имеет наибольшее практическое значение в вопросах государственной регистрации религиозных организаций, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Кто же на практике вносит такую запись? Каковы процедуры оформления необходимых документов?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственной регистрацией юридического лица является акт федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице в соответствии с Законом. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба.

Закон о некоммерческих организациях был дополнен 10 января 2006 г. (Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») ст. 13.1. Данной нормой предусмотрено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций 1 .

Согласно указанному порядку, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерством юстиции РФ), или его территориальным органом (региональным управлением Министерства юстиции РФ). В тексте Закона Министерство юстиции РФ кратко называется уполномоченным органом 2 .

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании некоммерческой организации осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Для краткости в тексте Закона Федеральная налоговая служба именуется регистрирующим органом 3 .

В статье 13.1. Закона о некоммерческих организациях определены перечень представляемых для государственной регистрации документов и основания для отказа в государственной регистрации 4 .

В соответствии с п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, для государственной регистрации некоммерческой (в т. ч. религиозной) организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган (т. е. в органы Министерства юстиции РФ) представляются следующие документы (приводим сокращенный перечень, актуальный для религиозной организации):

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Рассмотрим данные документы в контексте процесса создания религиозной организации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации 5 .

Постановлением Правительства РФ № 212 от 15 апреля 2006 г. были утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (приложение № 1 Постановления). Данное приложение имеет строго формализованный вид и включает формы документов, необходимых для государственной регистрации всех некоммерческой организации, поэтому некоторые пункты не имеют непосредственного отношения к регистрируемым религиозным организациям и поэтому не заполняются. Образцы заполнения форм по указанному приложению разработаны в Московском епархиальном управлении и разосланы благочинным Московской епархии как приложение к циркуляру Управляющего епархией № 2107 от 4 августа 2006 г.

Создание местной религиозной организации

Список документов, указанный в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, конкретизируется для местной религиозной организации в п. 5 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон о свободе совести), согласно которому для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

1) заявление о регистрации;

2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

3) устав религиозной организации;

4) протокол учредительного собрания;

5) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

6) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

7) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

8) документ об уплате государственной пошлины.

Действующее российское законодательство не определяет понятие «учредитель», хотя устанавливает его права и обязанности по созданию юридического лица. Учредители принимают устав юридического лица, избирают руководящие органы, совершают иные фактические и юридические действия, необходимые для государственной регистрации юридического лица и обеспечения его нормального функционирования (ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

После государственной регистрации юридического лица его учредители автоматически становятся участниками (членами) данной организации, приобретая все права и обязанности, возникающие из этого участия (членства). Дальнейшие перемены в составе участников организации не означают, что новых членов следует рассматривать как ее учредителей, ибо к моменту их принятия юридическое лицо уже было создано (зарегистрировано).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в тесном смысле слова учредителями являются только субъекты, которые были указаны в качестве учредителей в документах юридического лица на момент его первичной государственной регистрации в ЕГРЮЛ 6 .

В связи с вышеизложенным следует отметить, что сведения о прихожанах, явившихся учредителями местной религиозной организации православного прихода, навсегда остаются в информации об этой религиозной организации, содержащейся в ЕГРЮЛ, даже в случаях прекращения их деятельности в составе прихода. Новые участники (члены) данной организации принимаются в качестве таковых в соответствии с действующим уставом, но сведения о них уже не вносятся в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане. В соответствии с п. 1.2. ст. 15 того же Закона, не может быть учредителем некоммерческой организации, в частности:

1) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от

7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», — физическое лицо, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

2) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

3) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести, местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, категорично определяется круг возможных учредителей по территориальному признаку и устанавливается возрастной ценз для них.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом 7 . В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Понятие «список лиц, создающих религиозную организацию», упомянутое в п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести, подразумевает наличие данного списка учредителей в протоколе учредительного собрания местной религиозной организации, а также заполнение формы № РН0001 (лист Б) на каждого учредителя (по приложению № 1 Постановления № 212). Лист Б данной формы содержит следующие сведения об учредителе — физическом лице: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, указание на гражданство РФ, паспортные данные, адрес постоянного места жительства, контактный телефон. Адрес места жительства по постоянной регистрации должен подтверждать постоянное проживание в данной местности, согласно п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести.

Особенностью форм приложения № 1 является необходимость подписания каждой из них заявителем — лицом, которое от имени религиозной группы (учредителей) вносит данные в упомянутые формы. При этом заявителем должен быть, по смыслу Закона о свободе совести, один из учредителей. Как правило, при регистрации местной религиозной организации заявителем выступает настоятель храма, назначенный указом епархиального архиерея.

Именно заявитель подписывает в присутствии нотариуса, в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», где указываются: организационно-правовая форма и полное наименование местной религиозной организации, вероисповедание и принадлежность к централизованной религиозной организации, адрес (место нахождения) местной религиозной организации, которым является адрес постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности, и контактный телефон. Кроме того, в заявлении прописываются: дата принятия решения о создании организации, т. е. дата протокола учредительного собрания, количество учредителей, соответствующее числу указанному в протоколе и числу листов Б формы № РН0001, заполненных на каждого учредителя.

Также в заявлении указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (полная информация о таком лице помещается в листе Е формы № РН0001). В практике той части Московской епархии 8 , которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, как правило, такое лицо — одно, это настоятель прихода (он же, в соответствии с типовым уставом прихода от 10 октября 2009 года, является председателем приходского совета), сведения о котором вносятся в лист Е.

В пункт 8 заявления вносится информация о количестве видов экономической деятельности, которой занимается приход (данным сведениям, вносимым в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», посвящён лист Ж формы № РН0001). В практике Московской епархии указывается один вид экономической деятельности, который присущ всем религиозным организациям, — «деятельность религиозных организаций».

Пункт 9 заявления посвящен непосредственно сведениям о заявителе, как правило, настоятеле прихода. В практике взаимодействия Московского епархиального управления и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области обстоятельством, препятствующим тому, чтобы настоятель выступал заявителем при создании прихода, является отсутствие у настоятеля постоянной регистрации в органах Федеральной миграционной службы на территории Московской области. Это обусловлено невозможностью для настоятеля в данном случае быть учредителем местной религиозной организации 9 . Подпункты пункта 9 заявления сообщают об имени, отчестве, фамилии, ИНН, паспортных данных, месте жительства и контактном телефоне заявителя.

Обговорим специфику оформления устава местной религиозной организации. Вопросы государственной регистрации юридических лиц и общие требования к их уставам содержатся в ст. 51 и 52 Гражданского кодекса РФ. Устав является учредительным документом. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о свободе совести, религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 2. указанной статьи, в уставе религиозной организации указываются:

1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

2) цели, задачи и основные формы деятельности;

3) порядок создания и прекращения деятельности;

4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;

7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

8) другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести, наименование религиозной организации должно включать в себя сведения о ее принадлежности к определенному вероисповеданию. Местом нахождения религиозной организации является ее фактический адрес (адрес нахождения постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности). Устав должен отражать цели, задачи и основные формы деятельности религиозной организации, регулируемые внутренними установлениями. Их изложение должно быть развернутым настолько, чтобы имелась возможность оценить их соответствие требованиям, установленным Законом. Порядок создания и прекращения деятельности организации тоже указывается в уставе. Должна быть освещена и внутренняя структура данной религиозной организации. Необходимо указать методы принятия решений в организации, которые касаются гражданско-правовых отношений. Кроме того, в устав необходимо включать порядок внесения изменений и дополнений в устав, порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности 10 .

Ныне действующий типовой устав местной религиозной организации православного прихода принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года На практике необходимо лишь внести в текст устава регистрируемого прихода его полное наименование и место нахождения, а также год образования прихода и его воссоздания, если храм закрывался в атеистическую эпоху гонений. Титульный лист устава предусматривает указание на дату учредительного собрания прихода, совпадающую с датой протокола этого собрания, а также заверение подписью руководителя централизованной религиозной организации — епархии, т. е. епархиального архиерея.

В соответствии с п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 г. № 455 (далее — Административный регламент), устав религиозной организации представляется в трех подлинных экземплярах (один хранится в управлении Минюста России, один — в управлении Федеральной налоговой службы и один — на приходе). Согласно п. 41 Административного регламента, страницы устава должны быть пронумерованы и прошиты.

Согласно п. 45 Административного регламента, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

В соответствии с п. 42 Административного регламента, протокол учредительного собрания местной религиозной организации, содержащий решение о ее создании, должен содержать:

1) дату и место проведения собрания;

2) список учредителей — участников собрания;

3) сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

4) существо принятых решений и результаты голосования по ним;

5) сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

6) фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола.

Московским епархиальным управлением разработан примерный образец протокола учредительного собрания прихода, отражающий специфику требований типового устава прихода.

Важен п. 4 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, где говорится, что документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Это означает, что со дня проведения учредительного собрания (даты протокола учредительного собрания) прихода и до дня сдачи всех документов на регистрацию в управление Минюста должно пройти не более трех месяцев.

В списке необходимых документов, находящемся в п. 5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, присутствует и «документ, …подтверждающий ее (религиозной группы) вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром». В практике Московского епархиального управления этот документ — официальное письмо Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, оформленное на бланке и заверенное печатью.

«Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей» 11 представляются при создании местной религиозной организации в виде приложения к уставам православных религиозных организаций Русской Православной Церкви при их государственной регистрации и перерегистрации в качестве юридических лиц под названием «Основы вероучения и практики православных религиозных организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.33. ч. 2 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается в размере 4000 рублей.

Согласно п. 44 Административного регламента, платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию религиозной организации представляется в подлиннике.

Административный регламент в п. 39 предусматривает, что все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 41 Административного регламента, все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Интересен п. 38 Административного регламента, который гласит: «При предоставлении государственной услуги не допускается:

— истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

— истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций».

В соответствии с п. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, территориальный орган федерального органа государственной регистрации (Министерства юстиции РФ) после принятия решения о государственной регистрации местной религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого территориальным органом Министерства юстиции РФ решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных им необходимых сведений и документов территориальное управление Федеральной налоговой службы в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации 12 .

Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от территориального управления Федеральной налоговой службы информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц 13 .

С другой стороны, Закон № 18-ФЗ от 10.01.2006 г. , которым был дополнен Закон о некоммерческих организациях, предусматривает увеличение срока рассмотрения документов, представленных на регистрацию некоммерческой организации. Если раньше процедура регистрации некоммерческих организаций занимала пять рабочих дней с момента подачи документов, то после вступления Закона № 18-ФЗ в силу максимальный срок рассмотрения документов может составить 23 рабочих дня 14 .

В частности, согласно п. 8 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, территориальный орган Министерства юстиции РФ при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом (территориальным управлением Министерства юстиции РФ) сведений и документов регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (территориальное управление Министерства юстиции РФ), не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации 15 .

Таким образом, сталкиваемся с коллизией между специальным законом в сфере деятельности религиозных организаций — Законом о свободе совести и Законом о некоммерческих организациях. П. 10 ст. 11 Закона о свободе совести, изложенный в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, не приведён в соответствие с более поздним Законом от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ.

Свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое заявителю территориальным управлением Министерства юстиции РФ, оформляется в соответствии с Приказом Минюста России от 3 августа 2009 г. № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона о свободе совести, в случае несоблюдения заявителем требований, указанных в данной статье и связанных с предоставлением необходимых документов, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.

Ст. 12 Закона о свободе совести посвещена случаям отказа в государственной регистрации религиозной организации. Согласно п. 1 данной статьи, религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;

2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4) в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

5) учредитель (учредители) неправомочен.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о свободе совести, в случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием оснований отказа. Согласно этому пункту, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Создание религиозной организации,
образуемой централизованной религиозной организацией

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона о свободе совести, решения о государст-венной регистрации религиозных орга-низаций, образуемых централизованной религиозной организацией, принимаются органом, принявшим решение о госу-дарственной регистрации соответствую-щей централизованной религиозной орга-низации. В случае, если организация (например, какое-либо общецерковное учреждение) создается централизованной, зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ (Русской Православной Церковью), она будет также зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона о свободе совести, для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

В соответствии со ст. 19 указанного Закона, религиозные организации имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Религиозные организации вправе осу-ществлять, например, благотворительную деятельность путем учреждения благотвори-тельных организаций. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает перечень видов деятельности, признаваемой благотворительной (ст. 2).

Однако наиболее распространенной и актуальной является регистрация ставро-пигиальных и епархиальных монастырей, патриарших, архиерейских и монастырских подворий.

Отметим документальные особенности государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями (Русской Православной Церковью, епархиями).

В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона о свободе совести, основаниями для государственной регистрации организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

1) заявление о регистрации;

2) список учредителей религиозной организации;

3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

4) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

5) нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

7) документ об уплате государственной пошлины.

Требования по оформлению и представлению документов для государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованной религиозной организацией, подобны требованиям, установленным для регистрации местных религиозных организаций.

Учредителем епархиальных монастырей и монастырских подворий в той части Московской епархии, которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, является Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви. Нотариально оформляемое заявление о регистрации епархиального монастыря или монастырского подворья при создании подписывается Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Решением о создании епархиального монастыря является соответствующее постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, а монастырского подворья — указ епархиального архиерея.

Согласно п. 8 ст. 11 Закона о свободе совести, заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных документов.

Процедуры взаимодействия уполномоченного и регистрирующего государственных органов при регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, аналогичны процессу работы этих органов при регистрации местной религиозной организации. Решение об отказе в государственной регистрации таких религиозных организаций выносится по тем же причинам, что и в случаях с местными религиозными организациями.

Иеромонах Лазарь (Беломоин),
референт Московского епархиального управления

  1. Мкртумян А. Р. Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
  2. П. 2 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. П. 3 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  4. Гладилин С. В. Консультация эксперта, ФНС РФ, 2006 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
  5. П. 3 ст. 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  6. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. «Статут», 2005 // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Комментарии законодательства».
  7. П. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».
  8. Согласно Уставу Русской Православной Церкви (п. 9 гл. IV) и Уставу Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви (п. 1), каноническая территория Московской епархии включает город Москву и Московскую область, «…в пределах Московской области на правах Епархиального архиерея управляет митрополит Крутицкий и Коломенский» (п. 23 Устава Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви).
  9. См. п. 3 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  10. Себенцов А. Комментарий к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». М., 1997. С. 35.
  11. См. п. 5 ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  12. См. п. 10 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  13. Лапшина Д. В. Комментарий к ФЗ от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2006. № 5 (опубл. в правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации»).
  14. Мкртумян А. Р. Указ. соч. // Правов. сист. «КонсультантПлюс», разд. «Финансовые консультации».
>

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

(см. текст в предыдущей редакции)

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

Документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

(см. текст в предыдущей редакции)

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).


Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

Религиозных групп и
- религиозных организаций

Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на

Местные и
- централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая

Не менее чем из десяти участников,
- достигших возраста восемнадцати лет и
- постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, поскольку Российская Федерация – светское государство. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:

а) Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

б) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

в) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

а) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

б) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

в) не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!