Служба защиты прав потребителей

Обработка жанровой фотографии. Стили в современной фотографии. Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа

29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть - что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, - рассказал Сергей Шандин. - У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, - всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента - вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других -нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии - форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм - мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф - Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» - один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж - это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку - это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография - это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий - вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

Фотография сегодня - это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок - это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Попытки получения снимков были зафиксированы еще в XVII веке. Но назвать их успешными нельзя. Художественная фотография берет свое начало с 1839 года. Французскому ученому Луи Дагеру впервые удалось получить отчетливое изображение человека. При этом время экспозиции не превышало и минуты. С тех пор фотография совершенствовалась множество раз. Сегодня мы имеем возможность создавать настоящие шедевры при минимальных затратах времени.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым "Зенитом" или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет - это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост - это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Отдельно стоит отметить студийную съемку. Этот вид портретной фотографии является относительно молодым. Ранее таким образом снимали звезд для модных журналов. Сегодня же фотосессией в студии может порадовать себя каждый. Художественная фотография при этом заключается в правильном подборе фона и организации освещения.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия - это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Новичку сложно освоить с первых же дней пейзаж. Фотографии ландшафта сможет сделать каждый. Но суть не в том, чтобы запечатлеть момент. Через изображение должно передаваться состояние души фотографа. Усложняться процесс поиска удачного кадра может различными природными явлениями. В отличие от студии, на улице работе могут мешать яркое солнце, осадки или сильный ветер. Иногда фотографу приходится работать неделями, чтобы получить действительно стоящий снимок.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Архитектура является одним из наиболее сложных жанров. Поиск нужной позиции часто усложняется уличным движением и погодным условиями. Кроме того, через объектив фотокамеры не всегда удается передать детали. Для съемки архитектуры нужна дорогостоящая техника.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников - это и есть репортаж.

Считается, что фотограф просто снимает то или иное событие. На самом деле репортаж - это возможность передать не только суть тех или иных действий, но и отношение к ним. Если рассматривать различные жанры фотографии, то репортаж наиболее точно передает характер фотографа, его эмоциональное состояние и профессионализм. Если проводится съемка протеста, к примеру, в силах фотографа показать в положительном свете как одну, так и другую сторону. Объективный взгляд на вещи - одно из важнейших черт характера, которой должен обладать настоящий фоторепортер.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Ракурс имеет огромное значение в портретной съемке. От правильно выбранной точки зависит, как будет выглядеть комната на снимке. Кроме того, один элемент позволяет украсить все пространство. Поэтому наиболее выгодным деталям интерьера фотограф должен уделять особое внимание.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография - это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм - это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Авангард не имеет каких-то определенных черт, как другие жанры фотографии. Поэтому профессионализм снимка часто отследить достаточно сложно. Фотографом может изображаться «вторая действительность», которая никак не связана с настоящим миром. Объектом съемки при этом могут быть люди, животные, предметы быта и растения. А изображены они будут в непривычном для окружающих виде.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.

Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути.

Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал — люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» — быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.

Жанровая фотография может быть :

постановочная — режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства
репортаж — съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку

Постановочная

Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни.

Репортаж

Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на снимок.

Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.

Композиция

Если уж кадр является рассказом, то он имеет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных взаимоотношениях между собой. Это взаимоотношение — композиция. Применительно к жанровой фотографии можно говорить о двух типах композиции: изобразительной и действенной (от слова «действие»).

Изобразительная (пластическая) композиция — перекличка линий, тональных и красочных пятен. К примеру, экспрессия фотографии вверху достигается не только тем, что фотограф запечатлел яркий момент движения, но и цветовым решением кадра: ярко-синий цвет венков в руках девушек перекликается с голубизной неба, белизна одежды — с облаками, а красный цвет обуви и узоров на костюмах находит отголосок в башне на заднем плане. Действенная композиция — связи между предметами выражаются через некое действие, жест или взаимодействие, движение.

Здесь, кстати, не требуется живописной отточенности. К примеру, классик жанровой фотографии Картье-Брессон редко пользовался установившимися правилами композиции. Ему важнее донести в снимках непосредственность пойманного мгновения, нежели произвести «картинный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд: «Фотохудожник уже не избегает, как смертного греха, случайного жеста или случайных деталей. С творчески осмысленной позиции он подстерегает их, выжидает тот неповторимый момент, когда их можно и нужно включить в кадр… Композиция, теряя традиционную гладкость, счастливо приобретает взамен динамическую «взъерошенность», приближающую зрителя к полноте ощущения подлинности показанного ему момента жизни».

Задачи фотографа-жанриста

Случайность… Довольно часто именно случайности бывают обязаны авторы редких снимков, неожиданно полученных в удачно сложившихся условиях. Очевидно, однако, что в арсенал фотографа-жанриста входит способность сознательно или интуитивно предвидеть вероятность ситуаций, интересных для съемки, и умение запечатлеть эти уникальные мгновения жизни. Одним словом, нужно подчинить себе случайность.


А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества:

знание техники и технологии съемки:
умение вовремя нажать кнопку спуска;
наблюдательность;
композиционное видение;
незаметность.

Если человек, которого снимают, замечает на себе «взгляд объектива», то моментально теряет естественность и принимает другую позу и выражение лица — делается таким, каким хочет выглядеть.

Есть 3 способа сделать камеру незаметной:

воспользоваться телеобъективом;
снимать внезапно;
фотографировать тогда, когда человек привыкнет к камере и перестанет обращать на нее внимание.

Художественность и документальность

Фотография имеет дело с настоящим, однако по прошествии времени она становится достоянием истории, так как заключает в себе важнейшие документальные сведения. Если жанровая фотография отражает некое важное историческое событие и при этом не лишена выразительности, то это тот удачный и редкий момент, когда художественное и документальное начала прекрасно дополняют друг друга. Такие работы всегда проходят проверку времени.

Что же определяет художественность, а что документальность в фотографии? Стигнеев выделяет следующие критерии и характеристики: ?

Документальность: ЧТО снято, — факт, действительность, реальность, фиксация жизни, регистрация текущих событий, сырой материал, бесформенность, «жизнь, как она есть»

Художественность: КАК снято, — образ, вымысел, художественно информированный факт, выразительность, оформленность, организованная реальность, «жизнь, как она кажется»

Как бы ни был красив документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста. Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих жанровых снимков необходим комментарий — когда, где и при каких условиях был сделан снимок. К примеру, работа военного фотографа Бориса Смирнова «Набережная Невы». С художественной точки зрения фотография безупречна: отточенная композиция, гармоничное тональное решение — все это радует глаз.


Однако снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история. Эта работа была сделана в период блокады Ленинграда на набережной Невы в пик голода и страшнейших морозов. Непроницаемое снежное поле, накренившийся, полузатонувший крейсер на заднем плане и маленькая фигура спешащего человека в правом нижнем углу — это аллегория войны, которая стремится уничтожить всех и каждого.

Микеланжело как-то спросили: как вы добиваетесь такой экспрессии в своих скульптурах? «Это очень просто! - ответил скульптор. — Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее!» Подобную работу проделывает и фотограф. Работая над темой, он компонует снимок, отсекает рамкой кадра все лишнее и оставляет в поле зрения объектива лишь то, что необходимо для раскрытия замысла. Вырывая камерой какой-то сюжет из жизни, он тем самым заставляет его по-новому звучать. Только снимки, в которых сюжет передает типическое, иногда в сочетании с неповторимыми чертами индивидуального, снимки, в которых образно рассказывается о явлении, могут быть названы жанровыми фотографиями.

Анна ЛЕМЕШ

Источник → журнал

Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель попало то, что наиболее ярко выражает какое-то явление действительности… Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых обычных фактах мир, который нас окружает.

Анри КАРТЬЕ-БРЕССОН

Жанровая фотография

Жанровая фотография - понятие сложное и неоднозначное, очень часто вызывает недоразумение со стороны как зрителей, так и самих фотографов. Возможно, проблема заключается не в самом понятии, а в термине, который зачастую приводит к путанице. Чтобы отличить жанр как искусствоведческое понятие (пейзаж, натюрморт, портрет) от «жанра» - изображения состояний и действий людей, - термин в дальнейшем будем брать в кавычки.
Очевидно, что истоки понятия восходят к живописи. Поэтому специфика «жанра» в фотографии во многом с ней схожа. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века шумели веселые семейные праздники, кружились в танце крестьяне, бушевали пьяные драки в тавернах. Эти яркие многолюдные сцены были полны кипучей энергии. Под понятием «жанра» в фотографии также подразумевается изображение состояния и действия людей. Но, обогащаясь традициями изобразительных искусств, она вместе с тем ищет свои, особые пути.
Темой «жанровых» снимков преимущественно служит социальная и бытовая среда, а изобразительный материал - люди. И та как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, то можно сказать, что главный жанровый принцип «жанра» - быть «зеркалом мира». Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, - это необходимое условие «жанрового» снимка.
В этом «жанр» очень схож с кино, но, в отличие от кинематографа, «жанр» выражает только одну стадию процесса. Жанровый снимок иногда имеет признаки портрета, так как в обоих случаях общий изобразительный материал - люди. Однако здесь есть принципиальное различие: в портрете главный источник выразительных элементов - изображаемый человек, а в «жанре» - процесс, в котором он задействован. Если «жанр» - это «зеркало мира», то портрет - «зеркало души».

Жанровая фотография может быть:

1. Постановочная - режиссура кадра, введение героя в придуманные обстоятельства.

2. Репортаж - съемка событий, не предполагающих режиссуру и постановку.

Постановочная

Жанровый снимок может быть получен в результате известных режиссерских усилий. Осуществляя свой замысел, фотограф выбирает соответствующую обстановку, продумывает композицию будущего снимка, ставит освещение, подсказывает фотографируемым жест, позу, действие. Однако это должно быть сделано так, чтобы зритель не догадался, что все было продуманно заранее. Режиссура требует от фотографа особой чуткости, вкуса и чувства меры, иначе картинка выходит искусственной, лишенной непосредственного обаяния жизни.

Репортаж


Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными ансамблями, а цель фотографа - обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» - с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок - это перенесенные фотографом события мира на снимок.
Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы - постановочного или репортажного - жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.



Композиция

Если уж кадр является рассказом, то он имеет сюжет. Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных взаимоотношениях между собой. Это взаимоотношение - композиция. Применительно к жанровой фотографии можно говорить о двух типах композиции: изобразительной и действенной (от слова «действие»).


Изобразительная (пластическая) композиция - перекличка линий, тональных и красочных пятен. К примеру, экспрессия фотографии вверху достигается не только тем, что фотограф запечатлел яркий момент движения, но и цветовым решением кадра: ярко-синий цвет венков в руках девушек перекликается с голубизной неба, белизна одежды - с облаками, а красный цвет обуви и узоров на костюмах находит отголосок в башне на заднем плане. Действенная композиция - связи между предметами выражаются через некое действие, жест или взаимодействие, движение.
Здесь, кстати, не требуется живописной отточенности. К примеру, классик жанровой фотографии Картье-Брессон редко пользовался установившимися правилами композиции. Ему важнее донести в снимках непосредственность пойманного мгновения, нежели произвести «картинный» эффект. О том же говорит и С. Фридлянд: «Фотохудожник уже не избегает, как смертного греха, случайного жеста или случайных деталей. С творчески осмысленной позиции он подстерегает их, выжидает тот неповторимый момент, когда их можно и нужно включить в кадр… Композиция, теряя традиционную гладкость, счастливо приобретает взамен динамическую «взъерошенность», приближающую зрителя к полноте ощущения подлинности показанного ему момента жизни».



Задачи фотографа-жанриста

Случайность… Довольно часто именно случайности бывают обязаны авторы редких снимков, неожиданно полученных в удачно сложившихся условиях. Очевидно, однако, что в арсенал фотографа-жанриста входит способность сознательно или интуитивно предвидеть вероятность ситуаций, интересных для съемки, и умение запечатлеть эти уникальные мгновения жизни. Одним словом, нужно подчинить себе случайность.


А для этого необходимы следующие навыки и профессиональные качества:

    знание техники и технологии съемки:

    умение вовремя нажать кнопку спуска;

    наблюдательность;

    композиционное видение;

    незаметность.

Если человек, которого снимают, замечает на себе «взгляд объектива», то моментально теряет естественность и принимает другую позу и выражение лица - делается таким, каким хочет выглядеть. Есть 3 способа сделать камеру незаметной:

    воспользоваться телеобъективом;

    снимать внезапно;

    фотографировать тогда, когда человек привыкнет к камере и перестанет обращать на нее внимание.

Художественность и документальность

Фотография имеет дело с настоящим, однако по прошествии времени она становится достоянием истории, так как заключает в себе важнейшие документальные сведения. Если жанровая фотография отражает некое важное историческое событие и при этом не лишена выразительности, то это тот удачный и редкий момент, когда художественное и документальное начала прекрасно дополняют друг друга. Такие работы всегда проходят проверку времени.
Что же определяет художественность, а что документальность в фотографии? Стигнеев выделяет следующие критерии и характеристики: ?

Как бы ни был красив документальный снимок, он не будет представлять никакой исторической ценности в отрыве от временного и пространственного контекста. Зритель должен хорошо представлять, где и когда произошло то, что он видит на фотографии, иначе информация, которой «насыщено» изображение, не будет прочитана целостно. В таком случае фотография оценивается зрителем чисто эстетически, а важная документальная составляющая ускользает. Поэтому для многих жанровых снимков необходим комментарий - когда, где и при каких условиях был сделан снимок. К примеру, работа военного фотографа Бориса Смирнова «Набережная Невы». С художественной точки зрения фотография безупречна: отточенная композиция, гармоничное тональное решение - все это радует глаз.


Однако снимок приобретает дополнительное значение, когда становится известна его история. Эта работа была сделана в период блокады Ленинграда на набережной Невы в пик голода и страшнейших морозов. Непроницаемое снежное поле, накренившийся, полузатонувший крейсер на заднем плане и маленькая фигура спешащего человека в правом нижнем углу - это аллегория войны, которая стремится уничтожить всех и каждого.
Микеланжело как-то спросили: как вы добиваетесь такой экспрессии в своих скульптурах? «Это очень просто! - ответил скульптор. - Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее!» Подобную работу проделывает и фотограф. Работая над темой, он компонует снимок, отсекает рамкой кадра все лишнее и оставляет в поле зрения объектива лишь то, что необходимо для раскрытия замысла. Вырывая камерой какой-то сюжет из жизни, он тем самым заставляет его по-новому звучать. Только снимки, в которых сюжет передает типическое, иногда в сочетании с неповторимыми чертами индивидуального, снимки, в которых образно рассказывается о явлении, могут быть названы жанровыми фотографиями.

Сегодня одним из самых сильных, самых влиятельных визуальных средств в мире является фотография. А точнее, фотоискусство. Фотография при помощи возможностей, данных ей, способна оказать на человека колоссальное влияние. Фотографию используют как для визуализации печатной и вербальной информации, так и как в качестве оригинального показа, рассказа о каком-нибудь происшествии или событии без помощи слова. Все, наверное, слышали популярный афоризм: одна фотография стоит тысячи слов.

Искусство фотографии - доступный, гибкий, живой и поэтому ставший популярным сегодня в народе вид творчества. Главное его преимущество перед другими видами изобразительного искусства - относительная моментальность создания произведения. В багаже человека, серьезно занимающегося искусством фотографии, широчайшее поле для творчества, для поиска, для работы. Фотография по своей природе несет в себе великое множество визуальных инструментов, техник, эффектов, помогающих автору проникнуть в самые потаенные уголки сознания зрителя. Причем зрителя любого возраста, национальности, менталитета, типа мышления.

Специалисты-искусствоведы фотографию как вид деятельности классифицируют на три вида, три основных, главных направления: коммерческая, художественная и техническая. Наряду со всей этой классификацией фотографию как искусство можно разделить на множество жанров.

Каждый их этих жанров в фотографии живет и работает по своим оригинальным, внутренним законам. Сегодня мы хотим вам рассказать об десяти основных жанрах фотографии как искусства, представить, так сказать, Топ 10 их по популярности и значимости.

Откровенная социальная фотография

Это, наверное, наиболее сложный и драматичный жанр искусства фотографии. Его без преувеличения можно смело назвать самым эмоциональным и конфликтным. Кадры в этом жанре почти всегда делаются «скрытой камерой», то есть человек, оказавшийся в поле зрения фотографа, обычно не знает, что его фотографируют. Он не смотрит в объектив фотокамеры, не обращает на фотографа своего внимания. Социальные фотографии можно увидеть в основном в газетах, журналах, книгах, сегодня - на новостных Интернет-порталах и так далее. Естественность выражения предмета съемки - вот отличительная черта этого жанра фотографического искусства. В этих снимках зачастую полностью отсутствуют какая-либо игра, постановка, режиссура. Социальную фотографию можно назвать основой, базой фотожурналистики. Снимки, сделанные в этом жанре, естественно и натурально отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции изображенных на них персонажай. Они без особых украшательств показывают и транслируют в сознание зрителя эмоции и чувства людей, находящихся в кадре. Происходит это, как мы уже сказали, по причине того, что фотографируемый не видит фотографирующего. Или по каким-то другим причинам просто не обращает на него внимания.

В некоторых случаях эмоциональное воздействие таких фотографий на зрителя столь велико, что издатели не рискуют печатать их в средствах массовой информации.

Вот несколько имен фотографов, которые работали или работают сегодня в сфере социальной фотографии: Иван Шагин, Анри Картье-Брессон, Беки Депуртер, Алекс Маси, Инге Мор, Доротея Ланж, Кристофера Андерсон, Роберт Капа, Якоб Август Риис, Даршан Рагубира, Александр Гляделов, Хирои Кубато, Джордж Роджер, Ляля Кузнецова, Георгий Пинхасов, Кристина Гарсия Роберо, Льюис Хайн, Дэвид Сеймур, Тина Модотти, Арно Фишер.

Фотография дикой природы

Жизнь дикой природы фотографировать очень и очень тяжело. Фотографы, связавшие свое творчество с этим жанром фотоискусства, добровольно обрекают себя на значительные трудности. Порой их работа даже несет серьезную опасность для жизни. Мастерам этого жанра просто необходима хорошая и дорогостоящая аппаратура, мощные длиннофокусные объективы, при помощи которых можно снимать животных на безопасном для самого себя расстоянии. Оригинальные снимки животных, сделанные в среде их естественного обитания, всегда дороги не только в эмоциональном плане, но и чисто в материальном. И это естественно: далеко не каждый из нас готов предпринять подобного рода экспедицию как физически, так в денежном эквиваленте: как мы уже сказали, аппаратура, необходимая для такой съемки, обычно очень дорога.

Фотографией дикой природы в основном занимаются специальные издательства. Самые известные из них - Animal Planet и National Geographic.

Помимо наличия дорогостоящей и совершенной фотоаппаратуры, фотограф, занимающийся этим жанром фотографии, должен обладать определенными чертами характера. Ему должен быть привычным риск, нипочем холод и жара, он должен быть внимательным и терпеливым. Должен знать повадки животных, их жизнь.

Самым известным фотографом, работающем в этом жанре, можно назвать Марио Герта.

Уличная фотография

Жанр уличной фотографии не менее интересен и увлекателен, чем два описанных выше. И, к тому же, он не менее сложен, чем они. Уличная фотография - это, прежде всего, документальная фотография. Она близка по своей сути к жанру социальной фотографии. Но ее спектр несколько шире. Уличная фотография - это далеко не просто фотографирование улиц различных городов. Это документирование повседневной жизни, быта обыкновенного человека, его обыденности, жизнедеятельности в своей привычной среде. Хороший снимок, сделанный в этом жанре, обычно отражает душу улицы, предает зрителю ее настроение, показывает ее жизнь естественно, без прикрас, без какого-нибудь внешнего вмешательства автора фотографии. Уличную фотографию в какой-то мере можно отнести к фотожурналистике.

Этим видом фотографического искусства известны в основном информационные агентства. Самое популярное из них сегодня - «Magnum».

Прославили уличную фотографию такие мастера, как Александр Родченко, Хо Фань, Элиот Эрвитт, Альфред Эйзенштадт, Эрнст Хаас, Стюарт Д. Гальперин, Дайдо Морияма, Ринко Каваучи, Трент Парк, Эли Рид, Тай Кэй Чин, Зое Штраус, Сибилла Бергеманн, Диана Арбус, Ева Арнольд, Андре Кертес, Роберт Франк,

Пейзаж

Без преувеличения можно сказать, что жанр пейзажа в фотографии - самый популярный из всех ее жанров. В то же время, пейзаж - самый благодарный жанр. Дело тут в том, что фотографу зачастую нет никакой нужды выдумывать что-то. Окружающий мир, природа любого из многочисленных уголков нашей величественной планеты Земля красивы сами по себе. Творец сам позаботился об этой красоте и гармонии. Очень многие фотографы различных стран посвящают пейзажу всё свое творчество без остатка, занимаются им всю жизнь.

Жанр пейзажа в фотографии, точно так же, как и фотографирование дикой природы, требует от занимающегося им огромного внимания и терпения. Для того, чтобы иметь хороший результат, великолепный снимок, достойный внимания самого строгого критика - зрителя, его автору нужно потратить огромное количество времени и сил, как физических, так и моральных. Например, для того чтобы сделать красивый снимок рассвета, на съемку нужно выходить задолго до того, как солнце покажется над горизонтом в нужном фотографу месте. А чтобы снять потрясающий своими красками закат, нужно очень долго его дожидаться. А порой можно и вообще не дождаться того, что хочет фотограф. Жанр пейзажа не терпит никакой суеты, никакой спешки. Точно так же как не терпит этого сама природа. Природа открывается во всей своей красе и величии только тем, кто ее любит, кто понимает ее.

Популярность фотографического пейзажа связана так же еще и с тем, что этим жанром может заниматься практически каждый, имеющий фотоаппарат, даже самый простой. Пейзаж доступен каждому, и поэтому многие им занимаются. Для многих это не более чем просто хобби, для других - отчет для друзей и родных о путешествиях в дальние стран или о поездках в лес в выходные. Но внешняя доступность фотографирования пейзажей не означает простоту этого дела. Сделать хороший пейзаж удается далеко не каждому мастеру фотографии. И зависит это даже не от того, что именно фотографирует фотограф, а как он это делает, как он видит окружающий мир, какими изобразительными средствами пользуется в своем творчестве.

Лидером в мировой пейзажной фотографии можно назвать Ансела Адамса, посвятившему пейзажу всю свою жизнь. Своими работами в этом жанре известны так же Дэйв Хакер, Алекс Маклин, Дон Хонг-Оай, Уильям Абранович, Брайан Кософф, Майкл Левин.

Городской, или архитектурный пейзаж

Если говорить в общем, в широком смысле, архитектурный городской пейзаж - это прежде всего фотографирование города, его эстетики, красоты, культуры. Фотографирование зданий и сооружений, существующих в городской среде, живущих в ней своей собственной жизнью. Городской пейзаж немного схож с жанром уличной фотографии. Различие двух этих жанров фотографического искусства прежде всего в том, что пейзаж подчеркивает красоту улиц, а не то что на них происходит.

Сложность и интерес этого жанра в том, что при своей работе фотограф вынужден использовать тот свет, который имеет место быть в конкретном месте в конкретный момент. В отличие от студийной или репортажной съемки, при съемке городского пейзажа невозможно использовать дополнительные осветительные приборы. Днем это обычно всего один источник света - солнце. В ночном городе число источников света измеряется сотнями, если не тысячами. Это и огни рекламы, и фары автомобилей, и свет из окон домов, и уличные светильники различных форм и систем… Порой свою роль может сыграть даже огонек сигареты курящего прохожего. А луна? Это тоже великолепный источник света. Про нее никак нельзя забывать.

Современная техника и опыт творческой работы в жанре городского пейзажа позволяют современным мастерам фотографии создавать великолепные по своей красоте и глубокие по содержанию работы. Они умеют работать со светом и тенью, с композицией, ставят всевозможные эксперименты…

Вот имена известных фотографов, которые занимаются городским пейзажем: Йозеф Судек, Дэйв Хакер, Сюзан Барнштейн, Стюарт Д. Гальперин, Джозеф Заруб, Хо Фань, Уильям Абранович.

Фотографирование растений

С того дня, как считающаяся первой в мире женщиной фотографом Анна Аткинс сделала первые же в мире фотографии отдельных растений, прошло больше чем сто лет (трудно поверить, что родилась она более двухсот лет назад, за два месяца до Пушкина, в марте далекого 1799!). И с тех пор фотографированию растений посвятило свое творчество множество мастеров фотографии. В этом жанре фотоискусства раскрыли себя сотни и сотни фотографов разных стран. В истории фотографии были даже такие мастера, которые снимали исключительно овощи, фрукты и цветы. Этот жанр искусства фотографии включает в себя не только съемку еды и продуктов питания в целом. Тут предмет, который фотографирует фотограф, не просто объект съемки. Растение в этом случае выступает как объект для постановки фотографических опытов, как предмет искусства. Фотография, созданная в этом жанре, должна не просто документально передать внешний вид объекта, а показать его красоту, совершенство. Фотографирование отдельных растений - это один из видов минимализма в фотоискусстве. Это очень интересный жанр. Непосвященному в тонкости фотомастерства обывателю на первый взгляд может показаться, что для того, чтобы сфотографировать, скажем, яблоко, картофелину или бутон розы совсем необязательно обладать какими-то знаниями и опытом. Но это в корне неверное мнение. Фотографу, занимающемуся подобного рода творчеством, нужно обладать не только мастерством, знанием техники, законов композиции и многого другого. Ему необходимо иметь особое чувство стиля, такта в искусстве.

Великолепные снимки растений делали уже упомянутая нами сегодня Анна Аткинс, а так же Денис Брихат и Джойс Теннесон.

Портрет

Жанр портрета весьма широко распространен во всех видах и жанрах изобразительного искусства. И фотография тут, конечно же, далеко не исключение. Точно так же, как и в пейзаже, популярность, внешняя простота и доступность этого жанра не говорят о том, что он доступен каждому, кто взял в руки фотоаппарат. Присмотритесь внимательно к фотографическим портретам, сделанным великими мастерами этого жанра. Портрет - это не просто фотография человека, на которой он похож сам на себя внешне. Хороший, настоящий портрет передает характер человека, его внутренний мир. Для того, чтобы создать по-настоящему хороший фотопортрет, нужно обладать огромным опытом, знанием человека, его психологии, умением понимать портретируемого. Кроме всего прочего, нужно знать и понимать свет, уметь правильно его организовать… Портрет можно и даже нужно назвать самым сложным жанром из всех жанров фотографии.

Самыми лучшими фотопортретистами мира можно назвать Моисея Наппельбаума и Юсуфа Карша. Так же жанр портрета своим творчеством и свои имена в нем прославили и прославляют Александр Родченко, Лилиан Басман, Синди Шерман, Марио Герт, Диана Арбус, Виктория Уилл, Ева Арнольд, Берт Штерн и множество других великолепных мастеров фотографии.

Модная фотография

Жанр модной фотографии получил развитие в мире вместе с развитием модной промышленности. Фотография моды - это особый жанр фотографического творчества, он совершенно не похож на другие жанры фотоискусства. Модная фотография разнообразна и широка. Она включает в себя и студийную съемку, и съемку на натуре, на природе, на улице, на фоне различных архитектурных объектов, съемку на показах мод и многое другое.

Называть имена фотографов, которые работают сегодня в модной индустрии, нет никакого смысла. Это неблагодарное дело и по отношению к ним самим, и к нам, зрителям. Но, тем не менее, мы рискнем привести несколько имен. Эти фотографы внесли в развитие модной фотографии много нового, своего, неизвестного до них ранее. Вот эти имена: Синди Шерман, Фабрицио Ферри, Энни Лейбовиц, Корин Дэй, Лилиан Басман, Слим Ааронс, Дебора Тюбервиль.

Эротическое фото

Жанр эротики в фотоискусстве, так же, как и некоторые другие, включает в себя элементы нескольких жанров. Что-то он заимствует из модной фотографии, что-то из портрета, а порой и из пейзажа и репортажа. По большому счету, эротическая фотография - это фотография обнаженного тела человека. Степень эротичности, обнаженности зависит тут целиком от фотографа, от его замысла, от самой идеи снимка. От того, какие цели и задачи ставит перед собой автор.

Вот имена самых известных мастеров эротической фотографии: Игорь Мухин, Александр Гринберг, Ньютон Хельмут, Ирина Ионеску, Нобуёси Араки, Берт Штерн, Франтишек Дртикола, Брассай, Роберт Мэпплторп, Жозефина Сакабо.

Экспериментальная фотография

В наше время, в век фотошопа и других современных чудес, фотография получила множество возможностей, которых она не имела еще несколько десятилетий назад. Но, тем не менее, «фотошоп» в некотором роде существовал и раньше. Комбинированные фотографии методом наложения одного негатива на другой печатали еще в позапрошлом, 19 веке. Впервые такую технику применил в своей работе в 1858 году Генри Робисан. С тех пор многие фотографы стали реализовывать свои идеи путем различных опытов и экспериментов в фотографической технике, как в технике съемки, так и в технике обработки. Сегодня же для достижения своих целей у современного фотографа гораздо больше возможностей, чем у его предшественников. Создать на фотографии свой неповторимый мир, вымышленный мир своих грез, своих эмоций, своих снов стало во много раз проще. И это удается все большему и большему числу мастеров фотографии. Экспериментальная фотография набирает популярность с каждым годом, с каждым днем.

Вот имена лучших фотографов, которые работали и работают в этом жанре: Фёдор Маркушевич, Дэйв Хакер, Йозеф Судек, Франческа Вудман, Франтишек Дртикол, Синди Шерман, Пеп Вентос, Сюзан Бернштейн, Джерси Уелсмен, Жозефина Сакабо.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!