Служба защиты прав потребителей

Легендарные электроклавиши. Hammond Organ. Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам Патент на орган Хаммонда и торговая марка

Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле . Широко распространился орган Хаммонда и в военных ансамблях США во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В акустической науке орган Хаммонда (в том числе в СССР начала 1960-х гг.) использовался для изучения специфики музыкального тембра .

В настоящее время (2017) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и называется Hammond Suzuki Co., Ltd.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Технология будущего: искусственный электрический орган

Субтитры

Электрический угорь – это обладатель одной из самых поразительных способностей в животном мире. У этих рыб имеются электрические органы, используемые для нападения на добычу, для защиты от врагов, а также для навигации. Способность электрического угря генерировать электроразряды завораживала учёных на протяжении веков, и теперь они стремятся сымитировать её в попытках создания поистине футуристической технологии – гибкой био-батареи, которую можно было бы носить на наших телах и даже внутри наших тел. Чтобы создать устройство, вдохновлённое электрическим угрём, первое, что нужно понять, – это то, как угри генерируют электричество. Данные рыбы используют для этого специализированные клетки, называемые электроцитами. Электроциты имеют мембраны со специальными каналами, по которым из клетки выкачиваются ионы натрия, а в клетку закачиваются ионы калия. Клетка при этом остаётся нейтрально заряженной. Когда угорь готовится ударить током, каналы с одной стороны мембраны открываются, ионы натрия снова поступают в клетки и генеруется электроразряд, парализующий ничего не подозревающую добычу. Каждая клетка электрического органа даёт напряжение всего лишь около 150 милливольт, но крупные угри имеют многие тысячи таких клеток, действующих вместе как батарея. Нервная система угря устроена таким образом, что позволяет ему активировать все электроциты одновременно и наносить мощный удар током. Учёные из Университета Фрайбурга, Швейцария, сымитировали этот процесс, создав искусственный электрический орган. Они использовали капли гидрогеля для имитации каждой части электроцита – жёлтые и зелёные капли действуют как избирательно пропускающие мембраны, а красные и синие капли содержат разные ионы. Как и в клетках электрического органа угря, необходимо пропустить определённые ионы через мембраны, чтобы генерировать ток. Каждая связка из четырёх капель может создавать примерно такое же напряжение, как электроцит электрического угря. Далее учёные поставили себе цель увеличить напряжение, собрав созданные ими искусственные клетки в единую систему и сымитировав тем самым электрический орган угря. Но как это сделать? С помощью 3D-печати. Когда эти два листа с каплями гидрогеля лежат один поверх другого, они образуют единую длинную линию из искусственных клеток. Таким способом можно генерировать напряжение около ста вольт. Но есть один важный момент: угорь одновременно активирует все свои электроциты, чтобы получить максимальное напряжение. Учёные должны сделать то же самое. Все капли гидрогеля должны контактировать друг с другом одновременно. Листы обеспечивали быстрое соединение, но для по-настоящему синхронного взаимодействия исследователи использовали другой принцип: складывание. Это позволило всем искусственным клеткам почти одновременно контактировать друг с другом. Угорь может заряжать электрический орган прямо в своём теле, с помощью биологических процессов, тогда как искусственный электрический орган должен быть подключён к источнику питания. Исследователи планируют использовать свою разработку для создания контактных линз со встроенными дисплеями, биологических датчиков и переносных технических устройств, и надеются, что найдут способ заряжать их при помощи биологических процессов. В конце концов, если угорь может это делать, то почему бы не научиться и нам?

Устройство

Для имитации звуков традиционного духового органа , имеющего ряды труб во множестве регистров, в органе Хаммонда был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда (с некоторыми допущениями, см. ниже).

Принцип действия его напоминает более ранний электромеханический инструмент - «Телармониум » Тадеуша Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался «фоническим колесом», зубчатым или перфорированным стальным диском, вращающимся возле собственной электромагнитной головки-звукоснимателя. Соотношением количества зубцов (от 2 для басовых колёс до сотен для верхних нот) и частоты вращения определяется высота тона . Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как первичное колебание создаётся не электронным генератором , а электромеханическим генератором переменного напряжения - «фоническим колесом».

Все колёса вращались от общего синхронного электродвигателя через систему передач, гарантировавшую жёсткое соотношение генерируемых тонов, то есть цельность строя. Так как частота вращения двигателя и, соответственно, базовые частоты тонов задавались электросетью, устройство сдвига частоты («питч-шифтер») и вибрато в тех моделях, где оно имелось, было выполнено отдельным электромеханическим блоком на базе устройства, известного среди пользователей «хаммонда» как «сканер» . Принцип действия его подобен вращающемуся трансформатору , только не с индуктивной, а с ёмкостной связью. Лёгкий ротор, вращаемый отдельным мотором, раздавал сигнал по пластинам статора, всё суммировалось электронной схемой - и в итоге позволяло варьировать фазу звукового сигнала со скоростью вращения ротора .

Внешней особенностью органа Хаммонда были небольшие выдвигающиеся ручки-«язычки» - регуляторы, с помощью которых можно было нужным образом подмешивать гармоники в основные тона, формируя новые тембры.

Характерный «щелчок» при нажатии клавиши, который начально считался недостатком конструкции, быстро стал восприниматься как часть фирменного звука инструмента. Звучание имеет и другие примечательные черты, которые при формальном подходе были бы только техническими недостатками. В частности, при формировании тембра вместо целочисленных гармоник основного тона используются ближайшие подходящие основные частоты других тон-колёс, подмешиваемые к взятому тону . В результате для настройки инструмента гарантированно чистым заявляется только тон Ля 440Гц. Другая особенность - слышимые наводки с частотами не взятых нот: тесно расположенные тон-колёса воздействуют на звукосниматели друг друга. Музыканты вполне освоились со столь своеобразно окрашенным звуком, и «недостатки» превратились в «особенности системы», ценимые поклонникаим соответствующих жанров. Впоследствии подобные нюансы усложнили качественную имитацию звука электромеханического «Хаммонда» чисто электронными средствами; выпущенные самой фирмой компактные органы с электронными тон-генераторами звучат менее интересно, а сколь-нибудь качественные имитации начали появляться лишь с развитием мощной аппаратной базы цифрового синтеза.

В органах Хаммонда широко использовались динамики Лесли , хотя изначально детище фирмы «Leslie» было отвергнуто самим изобретателем органа. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент (рупор или заслонку) для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «дрожащий», «плавающий» звук со сложной пространственной панорамой.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

  1. полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
  2. компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд-органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Не все «Хаммонд-органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с регуляторами-«язычками» и «фоническими колёсами» считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Однако у этих моделей нет оригинального и характерного звука «колёсных» органов «Хаммонд».

Современные технологии цифровой обработки сигналов и семплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд-орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд-органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.

Виртуозы органа Хаммонда

  • Рэй Манзарек (1939-2013) - один из основателей и клавишник группы The Doors с 1965 по 1973 года.

Дата Выпуска: 09.2019
Версия: 1.3
Разработчик: Adam Monroe Music
Сайт разработчика: adammonroemusic.com/organ-vst/am-organ-vst-plugin.html
Формат: VSTi, AAX, AUi
Разрядность: 32bit, 64bit
Таблэтка: вылечено
Системные требования: 32 or 64 Bit Windows Vista or higher/OS X 10.8+
(64 Bit Windows 7/8/10 or OS X 10.9+ recommended)
4 Gigabytes of Ram
(8 Gigabytes recommended)
Intel Core 2 DUO @ 3GHZ or higher recommended.
Firewire or PCI-based Audio Interface recommended
Protools 11/12
Размер: 2.22 GB

Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Leslie внутри плагина VST / AU / AAX. Каждый регистр на каждой ноте сэмплировался индивидуально через встроенный динамик органа микрофоном Neumann TLM 102.
Сигнал был пропущен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 комбинирует последние две гармоники в один регистр, эта нота была опущена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.
Диапазон органа был расширен, чтобы быть похожим на тот Hammond B3. Это было достигнуто с помощью характера педалей органа, чтобы добавить ноты нижней октавы.
Чтобы имитировать настоящий динамик Leslie, была разработана его эмуляция. Сигнал разделяется на виртуальный нижний ротор и виртуальный верхний ротор с частотой около 600 Гц. Вибрато, хорус и обработка панорамирования используются для имитации вращения роторов. Верхний ротор вращается между 48/409 об / мин, а нижний ротор вращается между 40/354 об / мин. Вращение нижнего ротора можно отключить. Симуляцию Leslie также может обойти.
Эффекты B3, которые также моделируются в цифровом виде и включают в себя перкуссию, вибрато и звук клавиш. Вибрато похоже на B3 и включает в себя собственно вибрато, а также вибрато + хор. Нажатие клавиши имитировалось путем добавления случайных шумов к атаке и релизу сэмплов. В исходных сэмплах слышен некоторый щелчок, но эффект был преувеличен. Перкуссия была смоделирована в VST, как и в реальной жизни: более высокая амплитуда, ударный затухающий звук добавляется в инструмент через 2-ю или 3-ю гармонику. Плагин также включает в себя everb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting и переключение пресетов.
Инструмент был обработан эквалайзером, чтобы звучать немного более агрессивно, чем типичный орган Хаммонда, и, следовательно, будет выделяться в миксе. Это можно отрегулировать с помощью ручки «сглаживания», которая ослабит некоторые из более высоких частот

Уникальный инструмент, изобретенный более 65 лет назад, по-прежнему вызывает священный трепет у музыкантов по всему миру. Сменяются стили, приходят и уходят направления, но Hammoпd остается - вне моды и вне конкуренции. Итак, немного истории…

Были времена, когда уважающая себя рок-группа просто не могла появиться на сцене без Hammond С3 или B3. Многие джазовые и рок-музыканты влюбились в этот инструмент и популяризировали его, среди них - Джон Лорд из «Dеер Purple», Кит Эмерсон из «ELP» и другие. Многие и до сих пор не мыслят себя без этого инструмента, несмотря на то, что орган и колонка Лесли довольно громоздки, а для переноски их требуется не менее четырех человек.

Немаловажный факт: к органам Hammond до сих пор можно купить запчасти! В наше время, когда каждая модель синтезатора выпускается всего пару лет, после чего ее сменяет следующая, трудно представить себе, что любая современная модель Korg или Yamaha через (хотя бы!) двадцать или тридцать лет сможет похвастаться тем же.

Исторически электроорганы Hammond были изобретены для того, чтобы заменить собой церковные органы. Каждый мануал состоит из 61 клавиши, внизу находится 25 педалей (концертные модели имели 32). Переключатели регистров (drawbars) маркированы в соответствии с длинами органных труб. Если смотреть на переключатели регистров слева направо, то видно, что длина соответствующих «труб» уменьшается. Выведение самого нижнего переключателя дает низкий звук, соответствующий самой длинной трубе настоящего органа.

Переключатели регистров управляют уровнем гармоник или субгармоник в звуке и работают почти так же, как фейдеры в графическом эквалайзере. Изменяя положение фейдеров на эквалайзере, мы изменяем тембр звука, а на органе при помощи переключателей регистров мы создаем тембры, увеличивая или уменьшая уровни определенных гармоник. Например, если выдвинут только самый крайний слева переключатель регистров, то будет звучать низкочастотная синусоида.

Эра органов Hammond началась в 1933 г., когда Лоренс Хаммонд из чикагской фирмы The Hammond Clock Соmраnу заинтересовался инструментом «телармониум», изобретенным в конце 19-го века и предназначенным для передачи музыки по телефонной линии. «Телармониум» не пошел дальше экспериментальных образцов: виной всему была сложность конструкции и размеры инструмента (он занимал несколько комнат). Однако в его конструкции была применена оригинальная идея: для создания звуков различной высоты использовались генераторы, вращавшиеся с различной скоростью.

Мы вовсе не случайно упомянули о The Наmmоnd Clock Соmpany: поскольку Лоренс Хаммонд имел непосредственное отношение к производству часов, то однажды (возможно, вращая в руках какую-нибудь шестеренку) он обратил внимание, что форма зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны - синусоиды. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука.


На схеме (вверху) изображен принцип работы механизма генерации звука: зубчатое колесо вращается в магнитном поле. А вот так (фото внизу) оно выглядит в реальности.

На основе идеи вращающихся в магнитном поле зубчатых колес Лоренс Хаммонд создал портативный (для своего времени, конечно) орган. Модель под названием Model А была выпущена в апреле 1935 года. Ее изготовление патронировалось не кем иным, как Генри Фордом (он же и стал первым покупателем). Вторая модель была подарена Франклину Рузвельту, в то время президенту США. Среди первых покупателей был также Джордж Гершвин. Далее последовали модели B, B3, C3, M100/L 100/Т100 и многие другие.

Общим элементом конструкции всех электроорганов Hammond является электродвигатель, приводящий в движение валы с зубчатыми колесами (tоnеwhееls) - в моделях C3/B3 их было 96, в остальных меньше. Каждое зубчатое колесо имеет диаметр порядка 30 мм; в зависимости от количества зубцов и скорости вращения получается один из звуков шкалы равномерного темперированного строя.

Hammond Percussion не имеет ни малейшего отношения к перкуссии, а является запатентованным изобретением, которое изменяет характеристики атаки звука путем добавления в него дополнительного «перкуссивного» тона (второй или третьей гармоники). Огибающая этого сигнала может регулироваться, приобретая те или иные характеристики затухания. Перкуссия создает характерное «звяканье» в начале ноты, причем слышна она только при игре стаккато (то есть перед нажатием следующей клавиши предыдущая должна быть отпущена).

Эффекты

Практически все модели снабжены эффектами вибрато и хорус, причем последний на моделях BЗ и СЗ применяется довольно часто. В некоторых моделях (например, в T100) имелся пружинный ревербератор. Вообще говоря, этот ревербератор был изобретен специально для «церковных» моделей органов (с большим цельным корпусом), но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять ее в гитарных усилителях.

Эффекты Лесли

Многие модели органов не были оборудованы собственными громкоговорителями, вместо них применялся акустический кабинет Лесли, созданный Доном Лесли практически в то же время, когда был изобретен орган Hammond. Основное назначение данного акустического кабинета - изменение звука, а не высококачественная его передача (все инструменты, кроме органа и электрогитары, звучат через эффект Лесли просто отвратительно),

В конструкции колонки Лесли (см. рис.) имеется монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, пассивный кроссовер с частотой раздела 800 Гц, низкочастотный громкоговоритель и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (рупоров на самом деле было два, но «рабочим» был только один, а второй выполнял функцию противовеса). В моделях 145, 147 и 122 имелся также вращающийся в противоположном направлении относительно рупора ротор для низкочастотного громкоговорителя. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора может получаться два разных эффекта: хорал (chorale - медленное вращение, эффект напоминает хорус) и тремоло (tremolo - быстрое вращение). Существует более 20 моделей эффекта Лесли.

Большие и маленькие

Классическими считаются модели С3 и B3, которые представляют собой инструменты с большим корпусом. B3 - американская версия С3, имеет 4 ножки вместо цельного корпуса. Именно эта модель, разработанная в 1955 г., и стала широко применяться джазовыми музыкантами.

К маленьким относятся органы типа spinet (портативные электроорганы для домашнего применения: модели L100, М100). По звуку эти инструменты нисколько не уступают большим концертным инструментам, разве что возможности регулировки тембра у них поскромнее. Большие органы для облегчения транспортировки могли разделяться на две части.

Звук

Каждый исполнитель, играющий на «Хаммонде», старается найти свой звук. Например, известный джазовый органист Джимми Смит добивался своего классического тембра, выдвинув первые три переключателя регистров и установив регулятор перкуссии в положение Soft (третья гармоника, быстрое затухание). Практически те же установки применял Брукер Т (Brooker Т) при записи другого классического трека «Green Onions», но дополнительно он выдвинул и четвертый переключатель.

Каждый орган Hammond звучит по-своему, это относится даже к инструментам из одной серии.

Звук органов Hammond, выпущенных после 1968 г., является более ярким, чем у их предшественников. Это связано с применением в конструкции конденсаторов другого типа. Хотя разницу в звуке сможет заметить только тот, кто давно играет на Hammond.

Настройка

Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети выключения инструмента не вызывает, однако он начинает завышать строй.

Имитация

Выпуск С3 и других моделей электроорганов с зубчатыми колесами был прекращен в 1974 г. Это было связано с большими затратами на их сборку. В наше время их выпуск был бы экономически не оправдан, так как все органы собирались вручную.

Попытки имитации звука Hammond’а производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с обьективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счет вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сзмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. Эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора практически невозможно сымитировать.

Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, а также новая модель СХ3, которой в этом номере журнала посвящена отдельная статья. Первые СХ3 и ВХ3 были специально разработаны в конце 70-х годов в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта. Однако настоящие органы Hammond очень надежны, в них могут разве что сгореть лампы.

Фирма Oberheim выпускала органы OB3, в которой имелось три независимых звуковых генератора, управляемых по МIDI, для каждого мануала и для нижнего ряда педалей.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одним мануалом), ХB3 (двойной мануал) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

А знаете ли вы, что…

Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшеrо: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми «ушами» Лоренса стали машинистка Луиза Бенке (Louise Benke), принятая на работу в 1933 г. не сколько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и казначей компании Уильям Лэйхи (William Lahey), до этого занимавший пост штатного органиста в церкви Св. Кристофера в Оук Парк, штат Иллинойс. А большинству звуковых нововведений мы обязаны инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту (John Hanert), отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Лоренс Хаммонд считал, что звук акустических кабинетов Лесли «существенно ухудшает звук электрооргана». «Я никогда не хотел, чтобы мои органы звучали так», «грязный звук», - вот лишь некоторые отзывы самого изобретателя о громкоговорителях Лесли. Возможно, причиной таких заявлений стало отсутствие музыкального слуха: ведь первые органы Hammond рекламировались как «дешевая альтернатива церковным органам», для которых фазовые и тональные вариации (с успехом имитируемые эффектом Лесли) - неотъемлемый элемент звучания. И несмотря на многочисленные заверения музыкантов, что с кабинетом Лесли злектроорган звучит более натурально, сам Хаммонд так и не признал этого.

Лоренс Хаммонд (Laurens Hammond) родился в Эванстоне, Иллинойс, 11 января 1895 года. Его отец, Уильям Хаммонд, в 1898 году покончил с собой, по слухам - из-за финансовых разногласий с правлением Первого Национального банка, который он сам же и основал. После смерти мужа, Идея Луиза Стронг-Хаммонд вместе с сыном перебирается во Францию, там Лоренс получает начальное образование, изучает языки и начинает заниматься изобретательством: по словам матери в 14 лет он уже проектировал систему автомобильной автоматической коробки передач, и, якобы представил свои проекты инженерам Рено, впрочем, эти проекты были отклонены. Семья вернулась в Штаты, Лоренс изучал механику в Корнелльском университете и получил высшее образование и степень бакалавра в 1916 году. Во время Первой мировой войны Хаммонд служил во Франции в 16-м инженерном полку в составе американских экспедиционных сил. После демобилизации он переезжает в Детройт и работает главным инженером Gray Motor Company, фирмы-производителя корабельных двигателей. В 1919 году Лоренс изобретает часы с бесшумным пружинным подзаводом, и это изобретение принесло Хаммонду достаточно средств для того, чтобы открыть собственное дело в Нью-Йорке.

В 1922 году Хаммонд вместе с Уильямом Кэссиди изобрели систему Teleview - красно-зеленые очки для просмотра трёхмерного изображения. Однако эту систему закупил всего-навсего один кинотеатр - нью-йоркский Selwyn Theater. А фильм "Radio-Mania", с успехом запущенный в прокат в декабре того же года, вошёл в историю, как единственный, снятый для Teleview: слишком уж высока была стоимость монтажного и демонстрационного оборудования. В то время никто и предположить не мог, что именно эта технология цветного кодирования окажется наиболее жизнеспособной и станет прототипом современного 3D.

В 1928 году Хаммонд, вдохновлённый изобретением Генри Уорреном синхронного часового механизма, основал фирму Hammond Clock Company и открыл небольшой заводик на Западной Авеню в Чикаго. Часы Хаммонда (речь идёт о напольных часах) славились своей бесшумностью и точностью хода, чем и заслужили всенародную любовь. На этот счёт имеет место следующая версия: точность хаммондовских часов обеспечивала не какая-то сверхсложная электромеханика, а... люди. А именно - инженеры электростанций. Дело в том, что двигатель часов, запрятанный в звукоизолирующий корпус, синхронизировался с частотой переменного тока в бытовых электросетях. Если частота менялась, то часы начинали спешить или отставать. Компания Хаммонда решила этот вопрос так: каждому работнику каждой электростанции, в обязанности которого входила поддержка постоянной частоты тока, подарили по таким вот часам, намекнув при этом, что точность хода зависит от неизменности частоты. В общем, эти инженеры сами стали следить за постоянством частоты, чтобы их часы работали безукоризненно...

Бизнес Хаммонда столкнулся с трудностями во время Великой депрессии в начале 1930-х годов, рынок часов умер, и Лоренс изо всех сил стремился спасти своё детище, пытаясь внедрить некоторые свои изобретения и наработки в конечные продукты, такие, как электрический стол, автоматически смешивающий колоды карт для игры в бридж. В 1933 году Хаммонду поступил заказ на конструкцию электрооргана, которым можно было бы оборудовать те сельские церкви, где не хватало средств на традиционный орган.

Надо заметить, что к моменту, когда Хаммонд, вооружившись клавиатурой от подержанного фортепиано, принялся экспериментировать со звуком, уже были изобретены электронные лампы (Джон Флеминг, 1905 год, – диод, и Ли де Форест, 1906 год, – триод), ставшие основными элементами электронного усилителя, а идеи использования генераторов для создания звуков различной частоты, были воплощены Кэхиллом в Телармониуме, впрочем, как мы помним, без особого успеха. Таким образом, в распоряжении часового мастера Хаммонда уже были ламповые усилители, и, следовательно, для получения электрических колебаний достаточно было очень слабых токов, которые потом можно было усилить (вдобавок, уже существовали и динамики, так что проблемы преобразования электрических колебаний в механические тоже не было). Однажды, возможно, вращая в руках какую-нибудь шестёренку от часового механизма, Хаммонд обратил внимание на то, что форма её зубцов поразительно напоминает форму простейшей звуковой волны - синусоиду. Отсюда и родилась гениальная идея: использовать вращающиеся в магнитном поле зубчатые колеса для генерации звука. Орган Хаммонда получился значительно легче и надёжнее Телармониума - в нём использовался схожий принцип генерирования звуков, сердцем которого был колёсный тон-генератор (tonewheel generator) – сквозной вращающийся вал с дисками, диаметр которых приблизительно соответствовал диаметру однодолларовой монеты (примерно 30 мм). Вал приводился в действие синхронным электромотором, частота вращения которого задавалась частотой питающей электросети. Содержал орган не менее 91 тон-диска с нанесёнными по периметру зубцами-выступами. Количество зубцов в сочетании со скоростью вращения определяло высоту тона генерируемого диском звука. Когда мимо магнита проходит вершина зубца, в обмотке возникает наибольший ток. Когда против магнита оказывается середина между зубцами, ток падает к нулю. В итоге получается ток синусоидальной формы - такой же, как конфигурация зубцов (в отличие от тока прямоугольной формы, генерировавшегося валами Телармониума). И если колесо имело, скажем, шестнадцать зубцов и вращалось со скоростью пять оборотов в секунду, то восемьдесят раз в секунду в катушке возбуждался электрический импульс и получались колебания с частотой 80 герц. Понятно, что можно было, как угодно варьируя число зубцов на колёсах и число оборотов колёс, получать колебания с любой частотой, а значит, и звуки любой высоты.

В какой-то момент такой аппарат собрали... но его размеры - это была просто беда: в одной конструкции было сразу столько колёсных тон-генераторов, переключателей и проводов, что хватило бы на целый склад. А Хаммонду нужно было совсем другое - относительно недорогой прочный инструмент, не требующий особого ухода и, если получится, достаточно маленький, "чтобы возить его на заднем сидении такси". Пригодилась та самая выломанная фортепианная клавиатура с простыми переключателями, которые соединяли каждую клавишу с двумя проводами. Провода эти шли через всю комнату к замысловатой электросхеме, соединённой с тон-генераторами. Хаммонд понял, что, прикрепляя по нескольку проводов к одной клавише, и подсоединяя их к различным тон-генераторам, можно создавать комплексные звуки с весьма интересными тембрами.

В первых моделях органа использовалось 96 тон-дисков диаметром примерно 30 мм, из них рабочими были 91, а пять были "пустышками" и нужны лишь для того, чтобы сбалансировать вал тон-генератора. Полученный электрический сигнал подавался на ламповый усилитель и затем на громкоговоритель. Музыкальные тоны различного тембра производились с помощью, используя современные термины, "аддитивного" (суммирующего) синтеза, для чего к каждой клавише с помощью специальной системы переключений на механических тягах подключалось несколько генераторных колес. Это позволяло, смешивая синусоидальные звуки в разных комбинациях, получать различные тембры звучания, имитирующие звуки духового органа. Чтобы колёса вращались с различной скоростью, было разработано специальное устройство, трансформирующее скорость вращения для каждого колеса. В результате в первых электроорганах было по 1500 переключателей и почти девять километров проводов различной толщины. Каждая клавиша приводила в действие переключатели, соединенные с различными регистровыми движками , или ползунками.

Каждый из движков позволяет исполнителю смешивать основной тон с обертонами; при этом девятипозиционное положение каждого движка с цифровыми отметками, от 0 до 8, контролирует громкость каждой составляющей из результирующей звуковой палитры. Многие выдающиеся клавишники создали свое характерное звучание именно с помощью уникальных комбинаций положений движков.

В левой части обеих клавиатур расположены окрашенные в контраст клавиши предустановок-пресетов. Крайняя левая отключает все пресеты, и орган молчит, две крайние правые активируют движки педалей, оставшиеся - включают установки регистровых движков, заданные заводским мастером.

Помимо того, в последующих разработках инструмента использовались специальные регуляторы для создания таких эффектов как вибрато (периодическое изменение частоты-тембра), тремоло (пульсирующее изменение амплитуды-громкости сигнала), хорус (имитация хорового звучания; реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд), а также применялся пружинный ревербератор (дающий эффект многократного звукового отражения), позднее широко используемый в гитарных усилителях (этот ревербератор был изобретен Хаммондом специально для больших "церковных" моделей органов с цельным корпусом, но его конструкция была настолько удачной, что Лео Фендер купил эту идею и стал применять её в гитарных усилителях).

Наконец, следует отметить так называемые перкуссионные эффекты - когда при нажатии и отпускании клавиш слышны характерные щелчки, придающие особый шарм звуку наряду с шумами, вызываемыми наводками от соседних колёс. Можно по-разному относиться к этим призвукам, но именно они придают голосу Hammond Organ своеобразный колорит и делают его звучание аутентичным и брэндовым.

Две ручные пяти-октавные клавиатуры (по 61 клавише каждая; нижняя клавиатура получила название Great, верхняя - Swell), 25-клавишная педальная ножная клавиатура, "старомодная" деревянная отделка, резные ножки, стилизация под ренессанс, клавиши цвета топлёного молока - вот визуальные атрибуты Hammond Organ.

Несмотря на то, что в этот факт сложно поверить, он абсолютно достоверен: Лоренс Хаммонд не умел играть ни на одном музыкальном инструменте, включая собственное изобретение. Да и музыкальный слух его, мягко говоря, оставлял желать лучшего: по его собственному признанию, он не мог запомнить и воспроизвести даже простенькую мелодию. Именно поэтому изобретатель старался нанимать на работу людей с музыкальным образованием: первыми "ушами" Лоренса стали машинистка Луиза Бенке, принятая на работу в 1933 г. не столько из-за способностей к машинописи и стенографии, сколько из-за умения играть на органе, и помощник бухгалтера компании Уильям Лэйхи, занимавший пост штатного органиста в церкви Святого Кристофера в пригороде Чикаго. А большинству звуковых нововведений изобретение обязано инженеру компании, прекрасному органисту Джону Хэнерту, отдавшему почти 30 лет жизни (с 1934 по 1962 г.) разработке и усовершенствованию электроорганов.

Пока шли всевозможные усовершенствования, тучи вновь сгустились над головой Хаммонда: компания закончила 1933 финансовый год с четвертьмиллионным убытком. Больше медлить было нельзя, и Хаммонд с сотрудниками, подхватив свой "сундук", бросились в Патентное бюро США в Вашингтоне. Ответственные лица в Патентном бюро были, на сей раз, куда внимательней, чем обычно. Хаммонд был не первый, кто заявлял о попытках создать электроорган, а чиновники патентного ведомства были крайне озабочены созданием в стране новых рабочих мест, и стремились как можно скорее запустить тот или иной продукт в серийное производство.

19 января 1934 года Луиза Бенке села играть… Патент на орган Хаммонда выдали с рекордной скоростью: прошло всего лишь три месяца, и 24 апреля 1934 года мистер Лоренс Хаммонд получил патентное свидетельство.

Слава пришла гораздо раньше, чем полагал Хаммонд. Как гласит легенда, Генри Форд озадачил двух инженеров своей компании Ford Motors постройкой электрооргана, а те, в свою очередь, обнаружили в Патентном Бюро заявку с описанием инструмента, полностью отвечающего запросам их босса. На дворе стоял февраль, а в планы Хаммонда не входило продавать орган до его официального дебюта 15 апреля 1934 года на Выставке Промышленных Искусств (Industrial Arts Exposition). Через несколько дней мистер Форд прислал персональное предложение привезти ему орган "когда тот будет готов". Хаммонд не стал дожидаться выставки, и в самом начале апреля орган модели А отправился к Форду. Посмотрев и послушав, Форд заявил, что через двадцать лет такой инструмент должен стоять в каждом доме, а услышав цену 1250 $, он немедленно купил шесть органов. В первый же год компании Хаммонда удалось продать 1400 органов.

В основном они приобретались церковными общинами и государственными учреждениями, однако среди покупателей было много частных лиц. В частности, Джордж Гершвин, по слухам, купил Hammond, едва увидев и услышав его. Весьма символично и то, что приобрёл инструмент и президент Рузвельт.

Инструмент был дорог, но, тем не менее, быстро обрёл бешеную популярность. Доходы компании в 1936 и 1937 годах исчислялись сотнями тысяч, по нынешним ценам - миллионами долларов.

И это далеко не всем понравилось. Этими "не всеми" оказались производители обычных, духовых органов. Более лёгкие и в десятки и сотни раз более дешёвые "Хаммонды" перебежали им дорогу и перебежали сильно. Всё в том же 1936 году компания Хаммонда заработала 228 393$, - в основном, на торговле с церквями. А один духовой орган стоил от 75000$ до 250000$. И производители духовых органов не нашли ничего лучше, как подать жалобу в федеральную Торговую комиссию с требованием лишить Хаммонда права называть свою продукцию органом, аргументируя это тем, что "указанный инструмент не в состоянии производить весь диапазон музыкальных оттенков" и "весь диапазон гармоник, который наличествует у духового органа". Это, в общем-то, было правдой. Или, по крайней мере, очень походило на неё - просто потому, что степень детерминированности звучания у электронного инструмента неизбежно выше, чем у инструмента "живого". Однако для чиновников Торговой комиссии это не было столь уж очевидным фактом. И потому был назначен поединок между духовым органом и творением Хаммонда. В часовню университета Чикаго, где был установлен орган Скиннера (Skinner Pipe) стоимостью 75000$, привезли орган Хаммонда. Его тон-кабинеты (собственно, то, через что выводился звук, некое подобие динамиков), были спрятаны среди труб духового органа, клавиатуры обоих органов скрыты за ширмами.

Жюри, состоявшее из двух групп, и собравшееся для того, чтобы решить, можно ли называть орган Хаммонда "органом", не могло видеть, на чём играют в данный момент. В первую группу входили обычные студенты, во вторую - именитые музыканты (в том числе, органисты) и дирижёры. Им сыграли более тридцати различных пьес, причём каждый раз члены жюри должны были помечать на бумажке, на чём, по их мнению, играют в данный момент. Студенты угадывали, в среднем, лишь в половине случаев, иначе говоря, они именно угадывали, а не определяли источник звука. У музыкантов дела обстояли немногим лучше. Кое-кто из них попадал девять раз из десяти, а кто-то - лишь один раз из десяти. В общем, почувствовать разницу толком не сумел никто. Компания Хаммонда, осмелев, начала давить на федеральную Торговую комиссию, дескать, сами послушайте и решите. На что председатель комиссии Гарланд Фергюсон резонно заявил, что ФТК представляет собой судебный орган, а не компанию музыкальных критиков. В конце концов, 12 июля 1938 года федеральная Торговая комиссия постановила, что орган Хаммонда имеет полное право называться органом. Но в то же самое время, чиновники предписали Хаммонду отказаться от утверждения, что электрический орган может выдавать бесконечное количество звуков и указывать точную цифру: 253 миллиона...

Типичный, сверлящий и рычащий звук органа Hammond тесно связан с эффектом, производимым устройством под названием кабинет Leslie . Этот эффект ещё называется эффектом вращающегося динамика, хотя в устройстве вращаются не сами динамики, а рупор (иначе – горн) для высокочастотного динамика и отражатель (заслонка) - для низкочастотного. В результате получается комплексное изменение звука, выражающееся в амплитудной модуляции, частотной модуляции, тембральном смещении и кажущемся движении звука.

Дон Лесли (Donald James Leslie) родился 13 апреля 1911 года в Дэнвилле, Иллинойс. В 1913 году его родители перебираются в Глендейл, Калифорния. Дон, получив в 1929 году образование в Glendale Union High School, начинает заниматься механикой, радиоэлектроникой, меняет множество мест работы, большей частью – в радиоремонтных мастерских. Во время Второй мировой войны - сотрудник Военно-морской исследовательской лаборатории в Вашингтоне.

В 1936 году в некоторых районах Калифорнии начался переход с 50-герцевого тока на новый стандарт в 60 Гц, и многим органам Хаммонда пришлось заменить тон-генераторы, в противном случае они начинали звучать гораздо выше. Именно этим Дон Лесли некоторое время и занимался, работая в местной электроэнергетической компании, имевшей контракт с фирмой Хаммонда. В 1937 году Лесли сам приобрёл орган Хаммонда, однако был разочарован тем, как тот звучит в комнате в сравнении с большим демонстрационным залом. Дон принялся конструировать собственный громкоговоритель, или, как говорили в те годы, – акустический кабинет. Перепробовав множество вариантов, Лесли остановился на принципе действия, основанном на эффекте Доплера, связанного с изменением регистрируемой приёмником (в т.ч. человеческим ухом) частоты волны, которое вызвано либо движением источника волн, либо движением приёмника. Первоначальное устройство Лесли, "вибратон", представляло собой большой деревянный корпус с отверстиями вверху и внизу. В корпусе размещались монофонический ламповый усилитель мощностью 40 Вт, низкочастотный динамик и высокочастотный громкоговоритель, направленный на вращающийся рупор (горн). На самом деле рупоров было два, но рабочим был только один, а второй выполнял функцию противовеса. В последующих моделях Лесли добавил также вращающийся в противоположном направлении ротор для заслонок низкочастотного динамика. В зависимости от скорости вращения рупора и ротора могли возникать, имитирующие для слушателя то приближение, то удаление от источника сигнала, акустические эффекты типа хорус или фейзер (при медленном вращении, 1-5 об/с) и тремоло (при быстром вращении, 7-8 об/с).

В 1940 году Лесли решил, что его опытный образец вполне готов для рынка и отправился в Hammond Organ Company, чтобы продемонстрировать его работу, однако Лоренса Хаммонда не сильно впечатлили попытки Лесли внести изменения в дизайн и звучание его детища. Утверждают, что между компаниями Хаммонда и Лесли возникла стойкая корпоративная вражда: на людях подчинённые Хаммонда регулярно "вытирали ноги" о продукцию Лесли, но в то же время – большинство из них втихую использовали у себя дома громкоговорители LeslieToneCabinets, причём в это большинство входил и сам Хаммонд. Лесли никогда не рекламировал свою продукцию, она приобрела популярность лишь благодаря своему высокому качеству, а её название вплоть до 1949 года неоднократно менялось: первоначально –LeslieVibratone, позже – Brittain Speakers (по имени партнёра Лесли Лу Бриттэна), затем – Hollywood Speakers, CrawfordSpeakers (органист Джесси Кроуфорд занимался распространением акустики Лесли в Нью-Йорке). Название Vibratone с 1967 по 1972 год использовал Лео Фендер для звуковой аппаратуры с вращающимися динамиками, предназначенной для гитар и производимой FenderGuitarCompany; список музыкантов, использовавших её в студии - огромен, от Хендрикса и битлов, до Кобейна и Korn.

Кабинеты Leslie, вернее сказать, звуки органа, пропущенные через них, получили широкую известность благодаря штатному органисту лос-анджелесской радиостанции KFI, Бобу Митчеллу (Митчелл был настолько впечатлён изобретением, что даже попытался получить на него патент), игравшему на Hammond с кабинетами Лесли в популярных шоу-программах. Реакция слушателей была однозначной: профессионалы и любители органной музыки во что бы то ни стало пожелали иметь "тот самый звук". Большая заслуга в популяризации Leslie среди джазменов и рок-н-рольщиков принадлежит великому Джимми Смиту. В конце концов, Дон Лесли сделал предложение руководству Hammond Organs о продаже своей фирмы, Electro Music, однако, не дождавшись от него никакого ответа, в 1965 году заключил сделку с CBS. Примечательно, что в 1980 году Hammondвсё-таки выкупила у CBS торговую марку LeslieSpeakers вместе с производством: знаменитый бренд – до сих пор хорошо продаётся.

За 40 лет было выпущено несколько серий Hammond Organ, очень часто последующие модели органа не меняли внутреннего устройства, а лишь получали новый корпус, однако случались и заметные нововведения. Модели с колёсным тон-генератором можно разделить на два класса: полноразмерные (консольные) инструменты с большим корпусом и двумя 61-клавишными клавиатурами, или, как ещё говорят, мануалами, – для концертного применения, и портативные органы с двумя клавиатурами по 44 клавиши, - для домашнего музицирования.

Модель B была разработана в декабре 1936 года, ещё до того, как компания Hammond Clock Company сменила название на Hammond Instrument Company, и оборудовалась генератором эффекта хорус, включавшим в себя дополнительный набор звуковых колёс, немного отличавшийся по настройке от основного набора. Серии BV и CV, производившиеся с 1942 по 1949 год, получили устройства для эффекта вибрато. Считающиеся классическими модели B -3 и C -3 , с характерными для Hammond Оrgan перкуссионными эффектами, производились с 1955 по 1974 год, именно эти органы стали широко применяться джазовыми музыкантами, а с конца 60-х годов - огромным числом рок-исполнителей.

Несмотря на довольно крупные габариты инструмента, а также солидный вес – около 190 кг, клавишники рок-групп и в гастрольных турах не расставались со своими любимцами, благо конструкция позволяла разделить орган на две части для удобства транспортировки, ну, разве что большинство их традиционно отказывалось от педального блока AGO. Различия между B-3 и C-3 – косметические: В-3 установлен на четыре ножки, а С-3 предназначался для церквей и исполнительниц-женщин: требовалось, чтобы ноги музыкантов, и особенно - органисток в юбках, были прикрыты с трёх сторон сплошными панелями.

Стоимость Hammond B-3 с корпусом в ореховом исполнении составляла 2750 $, в вишнёвом – 2835 $. Звучание джазовых групп и органных трио, классический хард-рок Deep Purple, Rainbow, Whitesnake, Steppenwolf, Atomic Rooster, Grand FunkRailroad, прогрессив Yes, ELP, Pink Floyd, Camel, Kansas, блюз-рок The Allman Brothers Band, Tom Petty and theHeartbreakers, поп-рок Three Dog Night, Spencer Davis Group, арт-рок Colosseum: революционное для популярной музыки десятилетие с середины 60-х до середины 70-х годов невозможно вообразить без плотного, мерцающего, сверлящего звука органа Лоренса Хаммонда.

Прогрессивный рок начала 70-х, с его "концептуальными" альбомами, вызывает противоречивые эмоции: для его поклонников этот стиль означает отход от прямолинейной схемы "куплет-припев-бридж-куплет-припев", источник наслаждения от художественных экспериментов и творческая вершина рок-поэзии. Для тех, кто его терпеть не может, прог являет собой торжество помпезности и необузданности, музыку, создаваемую ботаниками и буржуинами из частных школ для себе подобных. Ко всему прочему, что – немаловажно, "девушкам это не нравится – слишком много нот!" Орган Хаммонда с его неповторимой полифонией стал одним из главных инструментов прогрессивного рока.

В послевоенное время началась разработка новых моделей хаммонд-органа, предназначенных не только для пианистов, но и для начинающих исполнителей. Была разработана серия М (производилась с 1948 по 1968 год) со встроенным усилителем, динамиками и ревербератором. Этот инструмент получил широкое распространение в домашнем музицировании и в небольших церквях, и выдержал конкуренцию с многочисленными компактными органами, появившимися на рынке в то время.

На М-100 играл Джон Пол Джонс на двух дебютных альбомах Led Zeppelin, на М-102 – Мэтью Фишер из Procol Harum, им же пользовался Рик Райт с 1970 по 1972 годы, прежде чем перейти на С-3.

В 1939 году Лоренс Хаммонд создал Новахорд (Hammond Novachord), один из предшественников современных синтезаторов, работавший по принципу частотных делителей, и благодаря этому имевший полифонию в 72 голоса. Новахорд имитировал звуки, подобные струнным, хорам, а также схожие с клавесинами и фортепиано. Первый экземпляр получил в качестве подарка на день рождения президент США Франклин Рузвельт в 1940 году. Инструмент остался непонятым современниками, так как требовал не только навыков игры, но и технических знаний для создания звуков. Да и наступившие военные годы сделали свое дело – коммерчески Новахорд оказался не особо успешным. Позднее его иногда задействовали при оформлении художественных фильмов в жанрах ужасов и фантастики, а также в телепередачах.

В 1940 году был создан Соловокс (Hammond Solovox), трехоктавный компактный одноголосный электронный инструмент, который производил широкий спектр звуковых эффектов. В период с 1940 по 1948 год были разработаны три модели Соловокса, после чего производство их было прекращено.

Во время Второй мировой войны Хаммонд проектировал средства управления ракетным и бомбовым вооружением и получил патенты на инфракрасные и световые сенсоры для предшественника сегодняшних управляемых ракет, а также на новый тип гироскопа. В 1955 году Хаммонд ушёл с поста президента компании для того, чтобы больше времени заниматься своими инженерными разработками, а 12 февраля 1960 года, в возрасте 65 лет, он совсем удалился от дел. К этому моменту на его счету было около 90 патентов, ещё 20 патентных заявок были удовлетворены уже после его смерти, 3 июля 1973 года.

Очередная серия, HammondL, орган для начинающих, или, как говорил про модель Кит Эмерсон, "орган для бедных", производилась с 1961 по 1972 годы. Инженеры компании внесли ряд изменений в электрическую цепочку с целью избавиться от слабого, но слышимого щелчка при нажатии клавиши, своеобразного и неповторимого эффекта, столь любимого джазовыми исполнителями. Однако сами инженеры и церковные органисты полагали щелчок помехой, поскольку в духовых органах этот характерный для Hammond звук отсутствует. Слабым местом L были эффекты вибрато и хоруса: их было или чересчур много, или слишком мало.

Самый известный пользователь – Кит Эмерсон, для которого в группе The Nice его купленный в рассрочку L-100 был главным студийным инструментом. Позже, с 1968 года, основным органом Эмерсона стал классический C-3, тем не менее, Кит не отказывался от L-100, используя его для получения звуковых эффектов обратной связи, а также войдя во вкус в деле опрокидывания и швыряния органа во время концертов и шоу, после которых сцена частенько оставалась в живописных руинах. Этой же моделью пользовался Тийс ван Леер из Focus, Тони Бэнкс изGenesis играл на L-111 в 1969-70, а в 1971-73 – на L-122.

Полупроводниковый транзистор, изобретенный в 1947 году сотрудниками Bell Labs Бардином, Браттейном и Шокли, в 50-х годах стал постепенно вытеснять "лампу", а малые размеры и стабильные характеристики транзисторных устройств, по сравнению с капризным ламповым оборудованием, произвели в мире электроники настоящую "транзисторную революцию". В 1957 году фирма-производитель домашних органов и пианино Gulbransen Company выпустила первый в мире коммерческий орган с транзисторным тон-генератором, Модель В (Модель 1100), правда, в нём всё ещё применялись лампы в блоке усилителя, а годом позже компания Rodgers Instruments Corporation из Орегона произвела первый полностью транзисторный большой церковный орган, Opus 1 (Модель 38), устройство которого стало стандартом для всей индустрии электронных клавишных инструментов. Фирма Хаммонда довольно долго отказывалась от внесения технологических инноваций в принципиальную схему своего детища: последней серией инструментов с колёсным тон-генератором стала серия T , выпускавшаяся с 1968 по 1975 год, в этих органах ламповое усиление окончательно сменили транзисторные технологии, а тремя годами раньше, в мае 1965 года началось производство модели Х-66 , сыгравшей роль своего рода промежуточного звена на пути к полному отказу Hammond Organ Company от движущихся механизмов и ламповой схемотехники.

В Х-66 тембральная окраска звука достигалась с помощью транзисторных октавных делителей-фильтров, позволявших добавлять к основному тону до восьми дополнительных гармоник-обертонов. Новшество имело место и в дизайне инструмента: органная консоль нетипично для фирмы устанавливалась на массивных металлических опорах.

Орган Хаммонда мощно, широко и блистательно прозвучал под пальцами музыкантов золотого века рока, середины 60-х - середины 70-х годов (можно назвать, пожалуй, единственного клавишника-виртуоза в джазе, блюзе и рок-н-ролле тех лет, Гарта Хадсона, упорно обходившего Hammond стороной и предпочитавший ему Lowrey), однако, в силу ряда причин он постепенно начал сходить с рок-сцены. Одной из этих причин являлась необходимость в тщательном и профессиональном уходе, обслуживании и ремонте. Обилие вращающихся деталей, ламповая начинка и километры коммутационных кабелей обязывают его обладателей регулярно проводить их чистку, смазку и юстировку, причём обязательно у квалифицированного мастера. Орган ламповый, поэтому особенно не любит перепадов температуры и высокой влажности. Владельцы В-3 иногда жалуются, что инструмент потерял прежние яркость и пышность звука за годы эксплуатации. Обычно основная причина этого - старение фильтрующих конденсаторов, входящих в состав генератора. Замена их на новые и высокостабильные типы возвращает звучанию плотность, "мерцание" на высоких частотах и общее качество тембра. После процедуры замены любых деталей генератора требуется калибровка его по методикам, описанным ещё в оригинальном патенте Хаммонда. Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети не приводит к выключению инструмента, однако он начинает завышать строй. В 1974 году выпуск классики HammondB-3 был прекращён. Разумеется, это вовсе не означало, что звук хаммонда исчез из музыкальной палитры джаза, блюза и рок-н-ролла. В первую очередь это, конечно, относится к консервативным в своих предпочтениях джазменам и органным трио.

Производство легендарных органов было прекращено ещё по одной банальной причине - его вытеснили более лёгкие и дешёвые электронные конкуренты, перевозить и обслуживать которые стало гораздо проще, несмотря на то, что звучание их было достаточно бледным подобием В-3. Робкие шаги синтезатора на заре 70-х годов были лишь предвестником научно-технического прогресса в производстве электронных инструментов и музыкальных компьютеров. Появление более совершенных синтезаторов, секвенсоров, ритм-машин, тембр-блоков и звуковых процессоров, простых в обращении и при этом сравнительно недорогих, совпало с процессом становления новой, пост-панковской культуры, с профессионализацией множества полу-самодеятельных групп. 80-е годы стали десятилетием, когда электроника и компьютерная техника перестали быть диковинкой и стали достоянием не только сугубых профессионалов, а и обычных пользователей без специальной подготовки. В этих условиях сформировался и выдвинулся на передний план новый тип музыканта, представляющего собой, скорее, оркестровщика-программиста, чем импровизатора-композитора, как это было в джазе или в прогрессив-роке.

И, наконец, в середине 70-х годов произошёл серьёзный спад интереса к концептуальной рок-музыке, новое поколение слушателей и покупателей пластинок оказалось сориентированным уже на иные формы, не выходящие за рамки развлекательной музыки и песен танцевального характера. Формат записи – от трёх с половиной до четырёх минут на одну песню – предопределил дальнейшую судьбу инструментального исполнительства в рок-культуре. Умение хорошо играть, не говоря уже об умении импровизировать, постепенно оказалось ненужным широкой массе, последующие поколения слушателей перестали воспринимать людей с инструментами, находящихся позади певца, как нечто самоценное, музыканты стали фоном для вокалистов. В поп-музыке тех лет господствовали два совершенно разных по своему социальному содержанию и даже антагонистичных по отношению друг к другу направления. Несмотря на явную несовместимость, их сближает то, что оба они появились по одной и той же причине – как антиподы по отношению к рок-музыке. Речь идёт о массовом увлечением музыкой диско, начавшемся в середине семидесятых годов, сравнимым по масштабам лишь с лихорадкой твиста, и – о грянувшей панк-революции 1977 года. Прошло совсем немного времени, и имидж панка незаметно превратился из вызывающего опознавательного знака в разновидность молодежной моды, и, как следствие, а отчасти, как симбиоз музыки панков и диско, возникло широкое и многообразное течение под названием newwave. Эти катаклизмы, плюс ко всему – металлическое нашествие середины 80-х, серьёзно перекроили музыкальный рынок рок-н-ролла, упростив инструментальное наполнение и вынудив клавишные в группе служить подложкой, одним из элементов общего фона, или "галó", по образному выражению Джона Лорда.

Попытки имитации звука Hammond Organ производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с объективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счёт вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сэмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. К тому же, практически невозможно сымитировать эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора. Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, специально разработанные в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одной клавиатурой), ХB3 (двойная клавиатура) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

В 2007 году Suzuki выпустила New Hammond B-3, имеющий отдельное название Ultimo. Его дизайн принадлежит голландскому художнику-конструктору Мартину Хакстину. Внешний вид органа выполнен не в ретростиле (коричневое лакированное дерево, как в классических хаммондах 30-50-х годов), а в модерновом черно-серебристом тоне, причем полированные черные детали корпуса крыты рояльным лаком, а серебристые части - это настоящие металлические конструкции. Инструмент солидный, его вес - 132 кг. Орган имеет две пятиоктавные клавиатуры и двухоктавную педальную. Генерация звука в органе происходит цифровым способом, но метод синтеза максимально приближен к принципу формирования звука в классическом хаммонде - генератор (т.н. "цифровое звуковое колесо") создает чистую синусоидальную волну без гармоник, а звучание ноты образуется за счет комбинирования сигналов от нескольких "колес".

Всего в инструменте 96 генераторов. Нажатие на клавишу производит замыкание десяти контактов, связанных с генераторами и регистровыми движками, традиционно обозначенными в футах. Положение регистров влияет на уровни сигналов отдельных генераторов в итоговом миксе. Звучит инструмент превосходно - тепло, ярко, как говорят музыканты, "жирно", со всеми характерными для хаммонда тембровыми оттенками. Веяния времени нашли применение в новом Hammond - пресетные установки могут храниться на флэш-карте, для чего имеется соответствующий слот, а для удобства контроля на верхней панели органа находится небольшой жидкокристаллический дисплей. Интересно, нужно ли это кому-нибудь сегодня?

За 40 лет было выпущено несколько серий Hammond Organ , очень часто последующие модели органа не меняли внутреннего устройства, а лишь получали новый корпус, однако случались и заметные нововведения. Модели с колёсным тон-генератором можно разделить на два класса: полноразмерные (консольные) инструменты с большим корпусом и двумя 61-клавишными клавиатурами, или, как ещё говорят, мануалами, – для концертного применения, и портативные органы с двумя клавиатурами по 44 клавиши, - для домашнего музицирования.

Hammond A-102

Модель B была разработана в декабре 1936 года, ещё до того, как компания Hammond Clock Company сменила название на Hammond Instrument Company, и оборудовалась генератором эффекта хорус, включавшим в себя дополнительный набор звуковых колёс, немного отличавшийся по настройке от основного набора. Серии BV и CV , производившиеся с 1942 по 1949 год, получили устройства для эффекта вибрато. Считающиеся классическими модели B -3 и C -3 , с характерными для Hammond Оrgan перкуссионными эффектами, производились с 1955 по 1974 год, именно эти органы стали широко применяться джазовыми музыкантами, а с конца 60-х годов - огромным числом рок-исполнителей.


Hammond B-3

Несмотря на довольно крупные габариты инструмента, а также солидный вес – около 190 кг, клавишники рок-групп и в гастрольных турах не расставались со своими любимцами, благо конструкция позволяла разделить орган на две части для удобства транспортировки, ну, разве что большинство их традиционно отказывалось от педального блока AGO. Различия между B -3 и C -3 – косметические: В-3 установлен на четыре ножки, а С-3 предназначался для церквей и исполнительниц-женщин: требовалось, чтобы ноги музыкантов, и особенно - органисток в юбках, были прикрыты с трёх сторон сплошными панелями.


Hammond C-3

Стоимость Hammond B -3 с корпусом в ореховом исполнении составляла 2750 $, в вишнёвом – 2835 $. Звучание джазовых групп и органных трио, классический хард-рок Deep Purple , Rainbow , Whitesnake , Steppenwolf , Atomic Rooster , Grand Funk Railroad , прогрессив Yes , ELP , Pink Floyd , Camel , Kansas , блюз-рок The Allman Brothers Band , Tom Petty and the Heartbreakers , поп-рок Three Dog Night , Spencer Davis Group , арт-рок Colosseum : революционное для популярной музыки десятилетие с середины 60-х до середины 70-х годов невозможно вообразить без плотного, мерцающего, сверлящего звука органа Лоренса Хаммонда.


BOB DYLAN Like A Rolling Stone (Bob Dylan) 1965

Во время записи Диланом своей эпохальной песни в нью-йоркской студии Columbia Records случайно оказался Эл Купер ( Al Kooper , Alan Peter Kuperschmidt , 05.02.1944), сессионный гитарист, никогда прежде не игравший на органе, и даже не умевший его включать. На второй день тяжёлых и беспорядочных сессий, воспользовавшись тем, что продюсер Том Уилсон вышел из студии, Купер решился предложить Дилану простой, но запоминающийся органный рифф. Вернувшись в комнату контроля, Уилсон удивился, увидев Купера за хаммондом, но, несмотря на это, позволил ему сыграть. После первого дубля продюсер посоветовал Дилану вырезать партию органа из песни, однако тот, несмотря на протесты, лишь попросил сделать её погромче, и эта тема стала одной из самых знаменитых в рок-музыке. В том же году Купер вошел в состав группы Боба Дилана, но не в качестве гитариста, а как органист. Во время последнего выступления в туре 1966 года Дилан прямо перед тем, как они начали играть эту песню, кто-то из пуристов, ждавших от своего кумира слепого следования устоявшимся традициям фолка, прокричал " Иуды! " Дилан ответил: " Я не верю тебе, ты лжёшь " . После этого он повернулся к группе и приказал им: " " target="_blank">сыграйте охеренно громко! "

Помимо Дилана, Купер в качестве приглашённого клавишника принимал участие в записях альбомов Джими Хендрикса, The Rolling Stones и др. Он также основал собственный рекорд-лейбл Sounds Of The Sounds , который впоследствии помог добиться известности группе Lynyrd Skynyrd , организовал группы The Blues Project и Blood , Sweat And Tears .

RHODA SCOTT Moanin" (Bobby Timmons) 1972


Старшая дочь в семье странствующего проповедника, Рода Скотт ( Rhoda Scott , 03.07.1938) выросла, постоянно переезжая, в атмосфере негритянских церковных общин. С восьми лет пела спиричуэлс и госпел на богослужениях, и уже тогда открылось её музыкальное призвание, все отмечали вокальные данные Роды и редкое чутьё как инструменталиста. Она поступила в известную " Manhattan School of Music " в Нью-Йорке, которую закончила с отличием. Дебютировала в составе Count Basie в Гарлеме, и сразу была принята в круг мэтров. Вскоре Рода переехала во Францию, где продолжила учебу, изучая контрапункт и гармонию у знаменитого педагога Нади Буланже. Музыкальный талант Роды настолько разносторонен, что она одинаково виртуозна как в классике, так и в джазовой и блюзовой музыке. Блестяще владеет ножной техникой, легко играя на ножной клавиатуре быстрые синкопированные басовые фигуры джаз-рока — по всем двум педальным октавам не хуже бас-гитаристов. Одарённая исключительной музыкальной памятью, она знает наизусть более тысячи музыкальных произведений, много сочиняет и сама. Кроме того, Рода никогда не составляет заранее программу выступления, а всегда играет, ориентируясь на вдохновение, атмосферу места и момента и реакцию публики.


BILLY PRESTON Summertime (George Gershwin) 1935/1974


Один из тех, кого вездесущая пресса награждала титулом "пятого битла", Билли Престон (William Everett Preston, 02.09.1946 — 06.06.2006), в три года, сидя у матери на коленках, начал играть на пианино, и считался вундеркиндом от музыки: в 10 лет участвовал в местном симфоническом оркестре, и (!) был дирижёром церковного хора. В первой половине 60-х Престон легко, будто бы играючи, забирается на музыкальный Олимп. Теперь его партнёрами по сцене становятся Литтл Ричард и Рэй Чарльз. Престон был уже достаточно популярным в Америке артистом, однако мировую славу ему принесло участие в одном не очень профильном, на первый взгляд, проекте. The Beatles во время записи альбома Let It Be переживали не лучшие времена: работа над пластинкой сопровождалась серьёзными ссорами, и в результате одной из них Джордж Харрисон ушёл из студии и отправился на концерт Рэя Чарльза, которому тогда и аккомпанировал на органе Билли Престон. В студию Харрисон вернулся уже в обществе Престона, и, возможно, гениальная непосредственность и жизнерадостность американского органиста передались и участникам ливерпульской четверки, ненадолго продлив ей жизнь. Чуть позже Престон помогал The Rolling Stones (альбом Sticky Fingers и знаменитое соло в песне I Got The Blues). Он также написал вместе с Деннисом Уилсоном из Beach Boys знаменитую песню You Are So Beautiful для Джо Кокера. Трогательный эпизод произошёл уже на закате жизни Билли Престона: запись с Red Hot Chili Peppers. В то время он уже лежал в больнице, мучился печенью, "перцы" привезли ему демо-запись песни Warlocks для их альбома Stadium Arcadium, и пригласили на сессию. Престону песня понравилась, и он просто встал с постели, поехал в студию, и с первого дубля записал её. Пластинка вышла через три дня после смерти Билли Престона .


STEPPENWOLF Born to be wild (Mars Bonfire) 1968


I like smoke and lightning

Heavy metal thunder

Racing in the wind

And the feeling that I"m under

Мне по нраву дым и пламень,

Грохот Heavy metal

И, соперничающий с нами,

Дикий, буйный – ветер.

Летом 1968 года в американский хит-парад стремительно врывается песня никому не известных исполнителей, очень эффектной компании молодых людей, одним из центров которой был клавишник Голди Макджон ( Goldy McJohn , John Raymond Goadsby , 02.05.1945) – человек с пиратской внешностью, бородатый, с огромной копной жестких курчавых волос, символ дикости Steppenwolf. Напористость, резкий звук, сходящий с ума электроорган - такова была визитная карточка этой песни. Критики выделили из песни словосочетание " Heavy Metal Thunder " (само по себе оно обозначало рёв мотора мотоцикла и пришла из книги Уильяма Бэрроуза "Голый завтрак"), и окрестили стиль группы как хэви-метал. После включения их хита в саундтрек культового байкеровского фильма Easy Rider ("Беспечный ездок"), песня стала гимном, а Steppenwolf — любимой группой байкеров всего мира.

BLIND FAITH Can"t Find My Way Home (Steve Winwood) 1969


К сожалению, единственный альбом супер-группы Blind Faith (Клэптон-Бейкер-Уинвуд) навсегда останется "тем самым, на котором одиннадцатилетняя девчонка (Мариора Гошен, попросившая лошадь в качестве гонорара, но получившая 40 £) сфотографирована топлесс". Скверный менеджмент не позволил в полной мере развернуться композиторскому дарованию участников команды, не исключая Стива Уинвуда ( Stephen Lawrence Winwood , 12.05.1948), который позже, как и Клэптон, смог выстроить свою успешную сольную карьеру.


URIAH HEEP July Morning (David Byron/Ken Hensley) 1971


Кен Хенсли ( Kenneth William David Hensley , 24.08.1945): "Я не очень хороший клавишник, и поэтому стараюсь избегать чёрных клавиш. На белых значительно проще играть, вот на них я и концентрируюсь. А ещё у меня - очень длинные пальцы, и если я буду всё время нажимать чёрные клавиши, пальцы могут застрять между ними. На самом деле, и на гитаре, и на клавишных я стал играть лишь потому, что мне нужно было превращать мою поэзию в музыку. В процессе создания музыки я сочинял какие-то аккорды, которые были неправильными, нетрадиционными. Именно поэтому моя техника считается уникальной. Я не могу играть как Джон Лорд, Кит Эмерсон и клавишники их уровня. Но я свободно перемещаюсь по клавиатуре и владею несколькими трюками, и мне кажется, что это у меня неплохо получается". Uriah Heep, со своим узнаваемым сочетанием растянутого звучания клавишных, гитарных акцентов и многоступенчатых вокальных партий, удалось занять прочную позицию в рядах хард-рок-элиты 70-х, несмотря на открытую враждебность со стороны прессы, в основном – из-за эклектичности их музыкального материала. Группа была, возможно, популярней в СССР, чем у себя на родине, за что и удостоилась отдельной разгромной рецензии: "Сутью эстетики, выработанной "Урия Хип" и другими представителями "тяжёлого рока", была безнадёжность. Тексты композиций, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, над которой витал форсированный до предела, но бедный нюансами вокал Дэвида Байрона, как бы утверждали бессмысленность существования человека в капиталистическом мире, бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться: что бы ты ни делал, ты никогда не победишь...» (В.Лишбергов, "Московский комсомолец". 7 декабря 1979 г.)


RARE BIRD Beautiful Scarlet (Mark Ashton/Graham Field/Steve Gould/Dave Kaffinetti) 1970


Почти совсем позабытые в наши дни, Rare Bird способны удивить своей особенной фишкой: мрачным хард-роком без гитары, заменённой дуэлью двух клавишников. Грэм Филд (Graham Field, 03.05.1940) на Hammond В-3 и Дэйв Каффинетти на электропиано, мощный мелодраматичный вокал и яростные барабанные сбивки – более сорока лет назад, в пик популярности, Billboard magazine признавал Rare Bird одной из десяти лучших новых команд.

FRUMPY How The Gypsy Was Born (J. J. Kravetz/I. Rumpf)1971

Музыка Frumpy представляла собой уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, психоделии, с привкусом классической европейской музыки. Базовым инструментом саунда Frumpy были фирменный "мужской" вокал Инги Румпф и яркие и продолжительные органные пассажи француза Жан-Жака Кравеца ( Jean - Jacques Kravetz , 23.05.1947), которые были новаторскими для немецкой рок-сцены того периода. Группа просуществовала недолго и в год своего распада удостоилась некролога от музыкальной прессы Германии: "После трёх альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трёх лет в августе 1972 года".

Прогрессивный рок начала 70-х, с его "концептуальными" альбомами, вызывает противоречивые эмоции: для его поклонников этот стиль означает отход от прямолинейной схемы "куплет-припев-бридж-куплет-припев", источник наслаждения от художественных экспериментов и творческая вершина рок-поэзии. Для тех, кто его терпеть не может, прог являет собой торжество помпезности и необузданности, музыку, создаваемую ботаниками и буржуинами из частных школ для себе подобных. Ко всему прочему, что – немаловажно, "девушкам это не нравится – слишком много нот!" Орган Хаммонда с его неповторимой полифонией стал одним из главных инструментов прогрессивного рока.


ATOMIC ROOSTER Vug (Vincent Crane) 1970/1972


Талантливый пианист-самоучка Винсент Крейн (Vincent Rodney Cheesman, 21.05.1943 – 14.02.1989), в конце 60-х подружился с харизматичным певцом Артуром Брауном и организовал вместе с ним легендарную группу Crazy World Of Arthur Brown, своего рода предтечу Элиса Купера, Kiss , Мерлина Мэнсона, King Diamond ; первый же альбом команды произвёл фурор в "свингующем Лондоне" и теперь считается одним из образцовых в раннем прогрессиве, а песня Fire стала одним из главных рок-хитов 1968 года по обе стороны Атлантики. Позже Крейн сформировал свою группу Atomic Rooster, которой суждено будет стать одной из легенд британской рок-сцены. История AR во многом стоила Крейну здоровья, в первую очередь - душевного. Он стал жертвой маниакально-депрессивного психоза, который неоднократно приводил его на больничную койку в специализированных клиниках. Родня Винсента не желает пускать посторонних в тайну его смерти, к тому же психика Крейна была в таком расшатанном состоянии, что факт его самоубийства не удивил, судя по всему, никого.


YES Close to the Edge: The Solid Time of Change/Total Mass Retain/I Get Up, I Get Down (Jon Anderson/Steve Howe) 1972


Рик Уэйкман ( Richard Christopher Wakeman , 18.05.1949), получивший прекрасное классическое образование клавишник-виртуоз, игравший у Дэвида Боуи, Лу Рида, Элтона Джона, Кэта Стивенса, Black Sabbath , автор сотни сольников, проданных тиражом более 50 млн. копий, говорит о начале 70-х годов в рок-музыке: "Это было счастливое время, потрясающая эпоха". Оркестровкой Рик увлекся еще в стенах консерватории, когда изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. С тех пор Сергей Прокофьев стал, по словам Уэйкмана, его героем, причём до такой степени, что даже в машине он постоянно держит записи прокофьевского шедевра "Любовь к трём апельсинам". Свои альбомы музыкант никогда не слушает - классическая музыка для него стократ интереснее. На вопрос о том, как родилась идея носить на сцене серебристый плащ и почему именно плащ, Уэйкман смеётся: "Это всё из-за одной ранней рецензии, в которой писалось о том, что играю я здорово, но похож при этом на безумного паука, с расставленными вокруг вытянутыми руками и ногами. Мы как-то выступали в штате Коннектикут, и нас представлял местный ди-джей. На нём был этот самый плащ. Я только глянул на него и сразу понял, что вот он, ответ на мои мечты. Я предложил ему свой недельный заработок (около 200 $) за этот плащ. Немного поторговавшись, он продал мне его. Я его сразу надел и так вышел на сцену. Этот плащ и сегодня у меня, их было много, сейчас осталось четыре или пять. Остальные были проданы на благотворительных аукционах". (ролик очень длинный, соло Уэйкмана на C -3 - на отметке 12:57 – 13:46)

COLOSSEUM Valentyne Suite (Pete Brown/Dave Greenslade /Dick Heckstall-Smith/Jon Hiseman/ James Litherland/ Tony Reeves) 1969


Группа Colosseum состояла из интеллигентных, скромных, не стремящихся к популярности, замкнутых в себе и повёрнутых внутрь своей музыки людей, а музыкальных составляющих у этого коллектива имелось, возможно, больше, чем у кого бы то ни было: рок, джаз, блюз, отформатированные органной псевдоклассикой Дэйва Гринслейда ( Dave Greenslade , 18.01.1943); арт-джаз-симфо-рок-группа - так порой критики классифицируют эту непохожую ни на что, беспрецедентную музыкальную команду.


ARGENT Hold your Head Up (Rod Argent/ Chris White) 1972


Технически совершенный и изящный арт-рок группы Рода Арджента (Rodney Terence Argent, 14.06.1945) был близок своими эфирными мелодиями и квазибарочными клавишными пассажами к музыке ELP, Genesis и Yes, сохраняя при этом минор и мелодическую свежесть баллад Zombies. К сожалению, участники группы вслед за быстрым успехом довольно скоро стали заострять внимание не на творчестве, а на своих амбициях, играя длинные сольные фрагменты.

В послевоенное время началась разработка новых моделей хаммонд-органа, предназначенных не только для пианистов, но и для начинающих исполнителей. Была разработана серия М (производилась с 1948 по 1968 год) со встроенным усилителем, динамиками и ревербератором. Этот инструмент получил широкое распространение в домашнем музицировании и в небольших церквях, и выдержал конкуренцию с многочисленными компактными органами, появившимися на рынке в то время.


Hammond M-102

На М-100 играл Джон Пол Джонс на двух дебютных альбомах Led Zeppelin , на М-102 – Мэтью Фишер из Procol Harum , им же пользовался Рик Райт с 1970 по 1972 годы, прежде чем перейти на С-3.


PINK FLOYD A Saucerful of Secrets (David Gilmour/Nick Mason/Roger Waters/Richard Wright) 1968/1972

Дэвид Гилмор о Ричарде Райте ( Richard William Wright , 28.07.1943 – 15.09.2008): "В потоках аргументов о том, кто или что такое Pink Floyd , громадный вклад Рика часто был забыт. Он был благородным, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd . Я никогда не играл ни с кем, даже похожим на него. На мой взгляд, все лучшие моменты Pink Floyd – это те, где он проявил себя в полной мере. В конце концов, без “Us And Them” и “The Great Gig In The Sky”, которые он написал, какой бы была “The Dark Side Of The Moon”? Без его тихих прикосновений альбом “ Wish You Were Here ” не был бы всецело завершен. В наши средние годы он в силу разных причин потерял ненадолго свой путь, но в начале девяностых его живость, искра и юмор вернулись к нему, реакция публики на его появление в туре 2006-го года была очень радостной, и в этом - знак его скромности, что те стоячие овации стали огромным сюрпризом для него (но не для нас) ”. (ролик длинный, соло Райта на М-102 – с отметки 5:20)

(Окончание следует. Focus и Boston , Тони Монако и Дон Эйри, The Stranglers и The Black Crowes , Джои Де Франческо и Барбара Деннерлайн)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!