Поведение потребителей. Факторы, влияющие на их поведение. Курсовая работа внутренние факторы поведения потребителей их значение и специфика Три кита потребительского поведения
«Поведение потребителей»
Выберите один правильный ответ из нескольких вариантов / выполните задание.
1. Расставьте обозначения в схеме, определив взаимоотношения понятий:
а) потребитель; б) комплекс маркетинга; в) макро- и микросреда маркетинга
2. Заполните пустые уровни в пирамидах иерархии полномочий традиционной организации и организации, ориентированной на маркетинг, следующими понятиями:
а) главный управляющий;
б) менеджмент среднего уровня;
в) менеджмент передней линии фронта работы с потребителями;
г) занятые передней линии фронта работы с потребителем.
3. Расставьте наименования пропущенных фаз лестницы лояльности, использовав приведенные ниже:
а) клиент; б) сторонник; в) покупатель; г) потенциальный покупатель; д) кандидат в покупатели.
4. Заполните характеристики CRM и CMR , выбрав их из нижеперечисленных:
а) корпоративные базы данных;
б) персональные базы данных;
в) истории работы с клиентами;
г) будущие покупочные потребности;
д) потребители управляют отношениями с клиентами;
е) корпорации управляют отношениями с клиентами.
5. Предмет дисциплины «Поведение потребителей» составляют:
а) процесс принятия решения потребителем о покупке и маркетинговый комплекс;
б) процесс принятия решения потребителем о покупке и факторы, его определяющие;
в) маркетинговый комплекс и факторы потребительского поведения индивидуальных и организационных потребителей;
г) внутренние и внешние факторы влияния на жизненный/организационный стиль потребителей;
д) процесс покупки и потребления товаров, идей, услуг.
6. Поведение потребителей - это:
а) покупка товаров, идей, услуг;
б) процесс решения о покупке: осознание проблемы, информационный поиск , оценка и выбор альтернатив , покупка;
в) деятельность, составляющая обретение, потребление продуктов и избавление от них, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней;
г) покупка товаров и их использование индивидуумами и организациями;
д) потребление товаров.
7. Общая модель потребительского поведения включает:
а) внешние, или социальные, факторы поведения потребителей: культура нации/страны, социальный класс, субкультура, референтные группы, домохозяйство;
б) внутренние, или психологические, факторы потребительского поведения: восприятие, обучение, память, мотивация, личность, эмоции, персональные ценности, жизненный стиль, знание и отношение;
в) процесс решения потребителя о покупке и его жизненный стиль;
г) комплекс маркетинга, жизненный стиль и процесс решения о покупке;
д) - а), б) и в).
8. Внешние факторы потребительского поведения:
а) это факторы социального, общественного влияния на решение о покупке ;
б) это факторы психологического влияния на решение о покупке;
в) включают социальные группы различного размера и характера влияния;
г) - а) и в);
д) это внешние проявления процесса решения потребителя о покупке.
9. Расставьте наименования факторов группового влияния на потребителя-индивидуума, выбрав их из списка:
а) референтные группы; б) социальные классы/субкультуры; в) домохозяйство; г) культуры.
10. Внутренние факторы потребительского поведения
а) это факторы психологического влияния на решение о покупке;
б) - а), в) и г);
в) выявляются с помощью таких методов сбора информации, как опрос, наблюдение, эксперимент;
г) используются для психографической сегментации рынков;
д) выявляются в процессе SWOT -анализа.
11. Потребитель - член общества, с одной стороны, но при этом - индивидуален, поэтому:
а) исследуются социальные и психологические факторы его поведения;
б) социальные аспекты в его поведении всегда доминируют над психологическими;
в) маркетинговые решения должны учитывать в основном психологические мотивы его поведения;
г) комплекс маркетинга не может быть одинаковым для нескольких потребителей.
12. Социальные и психологические факторы потребительского поведения исследуются в маркетинге для:
а) использования их в формировании комплекса маркетинга;
б) разработки атрибутов продукта;
в) установления лучших цен;
г) формирования маркетинговых каналов;
13. Процесс решения потребителя о покупке включает следующую последовательность этапов:
а) информационный поиск, оценка и выбор альтернатив, покупка;
б) осознание проблемы, информационный поиск, оценка и выбор альтернатив, покупка, использование, послепокупочные процессы;
в) информационный поиск, оценка и выбор альтернатив, покупка, послепокупочные процессы, осознание проблемы;
г) покупка, послепокупочные процессы, информационный поиск, осознание проблемы, оценка и выбор альтернатив.
14. Определите последовательность эволюции концепций товаропроизводства XX-XXI вв.:
а) производственная, продуктная, продаж, комплексного маркетинга, социального маркетинга, маркетинга отношений;
б) продуктная, производственная, продаж, комплексного маркетинга, социального маркетинга;
в) продаж, продуктная, производственная, комплексного маркетинга, социального маркетинга;
г) комплексного маркетинга, производственная, продуктная, продаж, маркетинга отношений , социального маркетинга;
д) социального маркетинга, комплексного маркетинга, производственная, продуктная, продаж.
15. Заполните пустые клетки в схеме сравнения концепций маркетинга и концепции продаж следующими понятиями:
Точка отсчета |
Фокус |
Средства |
Цель |
Существующие продукты | |||
Концепция продаж |
|||
Потребности потребителей |
Концепция маркетинга
а) производство;
в) продажи и продвижение;
г) интегрированный маркетинг;
д) прибыль за счет объема продаж;
е) прибыль за счет удовлетворения потребителей.
16. Какие функции Интернета значимы для формирования и поддержки отношений с потребителем:
а) информационно-поисковая и коммуникационная;
б) коммуникационная и развлечений;
в) информационно-поисковая и трансакций;
г) ничто из названного;
д) все названные.
17. Клиент - это:
а) покупатель, совершивший хотя бы одну покупку;
б) потребитель, совершивший повторную покупку или более одной покупки;
в) потенциальный покупатель услуг;
г) деловой покупатель, склоняющийся к покупке товара в материальной форме и/или услуги;
д) целевой сегмент рынка, на который ориентируется комплекс маркетинга.
г) поток информации (маркетинговых стимулов) сужается по мере прохождения ею процесса обработки потребителем от стадии экспонирования к стадии запоминания;
д) поток информации (маркетинговых стимулов) расширяется по мере прохождения ею процесса обработки потребителем от стадии экспонирования к стадии запоминания.
24. Компания Intel (производитель процессоров для компьютеров) пригласила две тысячи своих потребителей на полуторачасовой доклад-презентацию, посвященный выпуску новой модели процессора. Какой метод обучения потребителей использован в качестве основного в данной ситуации:
а) классическая условная рефлексия;
б) метод проб и ошибок;
в) замещение/моделирование;
г) традиционное заучивание;
д) рассуждение.
25. Определите реальную и наихудшую из возможных оценку (в баллах) отношения потребителей сегмента А к сотовому телефону модели Z, используя мультиатрибутивную модель с «идеальной точкой» и метод семантического дифференциала, если даны «идеальные» (I) и воспринимаемые (X ) значения атрибутов продукта (наилучшая оценка атрибута -1, наихудшая - 5):
Удачный дизайн |
IX |
Неудачный дизайн |
||||
Высокая функциональность |
I |
X |
Низкая функциональность |
|||
Низкая цена |
I |
X |
Высокая цена |
|||
Надежный |
I |
X |
Ненадежный |
|||
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
а) 2 и 13; б) 3 и 12; в) 4 и 9; г) 1 и 11; д) 5 и 14.
26. 80% целевого рынка положительно относятся к услуге X . Вероятность наличия у первой половины из этих потенциальных потребителей ресурсов, необходимых для покупки, в планируемом периоде составляет 70%. Аналогичная величина для второй половины из них - 30%. Сколько потребителей способны купить продукт в планируемом периоде, если целевой рынок составляют 2 млн потребителей?
а) 1600 тыс.; б) 800 тыс.; в) 560 тыс. г) 240 тыс.; д) 120 тыс.
27. Определите методом взвешенного сложения предпочитаемый вариант (ы) потребительского выбора (поставки) из трех альтернатив X , Y и Z , если известны критерии потребительского выбора, их воспринимаемые потребителем значения и веса:
Критерий выбора |
Значения критериев для альтернатив |
Веса критериев |
||
X |
Y |
Z |
||
1. Цена |
4 |
3 |
5 |
4 |
2. Качество продукта |
4 |
5 |
3 |
3 |
3. Надежность поставщика |
3 |
4 |
3 |
3 |
где 0 - худшее значение, 5 - лучшее, а) X ; б) Г; в) X и Z; г) X и Y ; д) Z
28. Ситуационное влияние на процесс принятия решения о покупке определяется:
а) физическим и социальным окружением;
б) временем, целью покупки и предшествующими событиями ;
в) типом ситуации - коммуникационной, покупки и использования;
г) сочетанием типов ситуаций и ситуационных факторов, указанных выше;
д) индивидуальными характеристиками потребителя и маркетинговым комплексом.
498 Методические материалы
29. Потребитель выбирает компьютер на основе установленного им минимального уровня оценок по всем атрибутам. Какое правило решения он использует:
а) совместное правило решения;
б) раздельное правило решения;
в) элиминирование по аспектам;
г) лексиграфическое правило решения;
д) компенсационное правило решения.
30. Маркетинговая стратегия производителя акцентирует
эксклюзивность дистрибуции;
рекламу марки;
управление имиджем марки.
а) розничная точка, во-первых, марка, во-вторых;
б) марка, во-первых, розничная точка, во-вторых;
в) одновременно выбирается и розничная точка, и марка;
г) для импульсивных решений;
д) ни для одной из указанных последовательностей решений?
31. Консьюмеризм как общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей, включает:
а) общественные организации защиты прав потребителей;
б) государственные структуры, обеспечивающие права потребителей;
в) бизнес, посредством конкуренции и самоорганизации действующий в интересах потребителей;
д) а + б + в.
32. Компания «Альфа» занимает 10% рынка продукта S и тратит на работу с потребителями этого продукта N тысяч долларов в год. Определите методом конкурентного паритета величину бюджета на работу с потребителями компании «Бетта» на следующий год, если она хочет сохранить свою долю на этом рынке (5%), а рынок растет на 20% ежегодно.
a) N; б) 0,6 N; в) 0,5 N; г) 1,2 N ; д) 2 N.
Вопросы к экзамену/зачету по дисциплине
«Поведение потребителей» для студентов специальности
«Маркетинг»
Поведение потребителей и маркетинг: взаимосвязь областей знаний.
Роль поведения потребителей в принятии маркетинговых решений.
Потребительская ориентация организации: внешний и внутренний маркетинг.
Процесс принятия потребительского решения и его факторы.
Факторная модель потребительского поведения
Факторы глобализации рынков. Интернет-маркетинг и поведение потребителей.
Факторы внешнего влияния на потребительское поведение.
Демография и культура в потребительском поведении.
Ценностный компонент культуры потребительского сегмента.
Культурные вариации в потребительском поведении.
Особенности кросс-культурных и глобальных маркетинговых стратегий: потребительский аспект.
Интеррыночная сегментация: факторы и примеры использования.
Социальное положение потребителя и его маркетинговое значение.
Социальный статус потребителей: показатели и выбор шкалы оценки.
Типы групп влияния на потребительское поведение.
Формы влияния референтных групп на потребительский выбор.
Модели процессов персонального влияния; глобальные коммуникации.
Диффузия инноваций и классификация потребителей по скорости освоения инноваций.
Лица, влияющие на мнения: характеристика, мотивация влияния, использование в маркетинге.
Домохозяйство, его типы, структура, жизненный цикл в маркетинговых решениях.
Домохозяйство; ролевое поведение и социализация потребителя в маркетинговых решениях.
Внутренние факторы поведения потребителей и их использование в маркетинге.
Процесс обработки информации потребителем и его маркетинговое значение.
Восприятие, его компоненты и роль в обработке информации потребителем.
Стимульные факторы в восприятии маркетинговых сообщений.
Управление экспозицией и вниманием в процессе потребительского восприятия.
Факторы интерпретации маркетинговых сообщений.
Методы условной рефлексии в обучении потребителей.
Методы когнитивного обучения, метод моделирования и их использование в маркетинге.
Основные характеристики обучения потребителей и их использование для маркетинговых решений.
Память, ее виды и использование в маркетинговых сообщениях.
Схема мотивации. Мотивы поведения потребителей, их виды и использование в маркетинге.
Множество мотивов и мотивационный конфликт: использование в продвижении товара/услуги/идеи.
Личность и ее значение в потребительском поведении. Эмоции и их использование в маркетинге.
Жизненный стиль потребителей, его модели и их использование в маркетинговых решениях.
Ресурсы потребителей и их маркетинговое значение.
Формирование и измерение знания потребителя о продукте, его покупке и использовании.
Компоненты отношения потребителей к продукту, их взаимосвязь и значение в маркетинговых решениях.
Отношение потребителей к продукту, производителю, продавцу и методы его измерения.
Мультиатрибутивные модели отношения потребителей к продукту и их значение в маркетинге.
Изменение отношения потребителя к продукту по аффективному, поведенческому и когнитивному компонентам.
Роль и типы ситуационных факторов в принятии решения о покупке. Их значение в маркетинге.
Критерии классификации потребительских решений и их значение в маркетинге.
Активация осознания проблемы потребителем. Схема активации и ее использование в маркетинге.
Информационный поиск в потребительском решении: значение и характеристики.
Оценочные критерии в потребительском решении и их использование в маркетинге.
Правила принятия решений о выборе альтернатив: виды и значение в маркетинге.
Некомпенсационные правила решений: совместное и раздельное правила.
Некомпенсационные правила решений: «элиминирование по аспектам» и лексиграфическое.
Компенсационные правила решений: простое и взвешенное сложение.
Источник покупки: критерии выбора потребителем. Мотивы шоп-туров.
Маркетинг отношений; электронные средства и телекоммуникации. СЯМ и CMR .
Варианты использования покупок потребителем и их значение в маркетинге.
Послепокупочная оценка альтернатив; пути сохранения потребителей.
Типы деловых покупателей и решений о покупке; специфика маркетинга для каждого типа.
Деловое, в том числе организационное, покупательское поведение: особенности и модель.
Организационный стиль и его факторы. Покупающий центр. Типы решений.
Внешние факторы организационного покупательского поведения. Референтная инфраструктура организации-покупателя.
Консьюмеризм - история и глобальные перспективы. Права потребителей.
Права потребителей и госрегулирование. Реакция бизнеса на движение потребителей.
На поведение потребителей оказывает влияние целый ряд факторов. Эти факторы можно условно подразделить на внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы обычно подразделяются на факторы среды и маркетинга, а внутренние факторы подразделяются на психологические и личностные.
Остановимся более подробно на выделенных группах факторов.
Внешние факторы
Внешние факторы оказывают существенное влияние на поведение покупателей. К таким факторам относятся:
культура;
субкультура;
общественный класс;
референтные группы;
роли и статусы.
Степень влияния каждого из перечисленных факторов на потребителей не одинакова. Самое широкое воздействие оказывает культура, а самое сильное - семья, роли и статусы. Схематично это можно представить в виде перевернутой пирамиды (рис. 4), вверху которой указана культура, наиболее широко воздействующая на потребителей, и внизу приведены семья, роли и статусы, оказывающие наиболее сильное влияние на поведение потребителей.
Культура
Культура - широко признанные взгляды, нормы и ценности, определяющие поведение членов данного общества. Такие взгляды, нормы и ценности воспитываются в семье, школе, религией, другими общественными институтами. Немаловажное влияние на уровень культуры каждого человека оказывает его жизненный опыт.
Уровень культуры в обществе оказывает самое непосредственное воздействие на жизнь людей, С точки зрения маркетинга, это находит свое выражение в том, какие товары приобретаются, какое значение им придается в процессе потребления. Иными словами, уровень развития культуры имеет самое непосредственное отношение к поведению потребителей.
Следует иметь в виду, что для культуры характерны определенные сдвиги в ее развитии. Эти сдвиги должны постоянно анализироваться маркетологами, чтобы полнее учитывать меняющиеся нужды и запросы конкретных потребителей.
Субкультура
Субкультура, или как ее иногда называют, микрокультура является составной частью культуры данного общества. Она определяется набором взглядов, ценностей и норм поведения, трансформированных к некоторой группе людей, объединенных на национальной, религиозной, расовой, региональной или какой-нибудь другой основе.
Такие группы людей могут быть рассмотрены как отдельные сегменты рынка, для которых характерно покупательское поведение, имеющее свою специфику.
Общественный класс
Под общественным классом обычно понимается совокупность отдельных людей или семей, которые характеризуются схожими убеждениями, стилем жизни, интересами и поведением.
Обычно при выделении общественных классов учитываются такие характеристики, как профессия, доходы, ценностная ориентация, классовое сознание, богатство.
Что касается бывших стран социализма, то для них характерен процесс формирования общественных классов. Во многих других странах такие классы сформированы. Например, в США выделено семь общественных классов:
высший высший класс (1 % населения);
низкий высший класс (2 %);
средний высший класс (12 %);
средний класс (32 %);
рабочий класс (38 %);
высший низший класс (9 %);
низкий низший класс (7 %).
Для выделенных общественных классов характерны свои предпочтения к одежде, автомобилям, проведению досуга и др. Таким образом, каждый из общественных классов представляет собой определенную группу потребителей с примерно одинаковым поведением, обусловленным их экономическим положением на рынке. Это поведение должно быть изучено маркетолагами и использовано в деятельности соответствующих предпринимательских структур.
Референтные группы
Особенно существенное влияние на поведение потребителя и покупателя оказывают так называемые референтные группы. Под референтной группой обычно понимается некоторая совокупность людей, способных оказывать влияние на отношения и поведение человека.
Степень влияния в референтной группе зависит от ее формы. С учетом степени такого влияния наиболее часто рассматривают следующие типы референтных групп:
первичные и вторичные;
притягивающие и отталкивающие;
формальные и неформальные.
Наиболее высокий уровень влияния на поведение человека характерен для первичных групп. Такие группы образуют непосредственно окружающие данного человека люди, и прежде всего члены семьи, соседи, друзья, коллеги по работе. Во вторичных референтных группах влияние на мысли и поведение человека не является столь существенным и носит в основном эпизодический характер. К таким группам относятся различные общественные организации, профсоюзы, профессиональные ассоциации.
Для притягивающих референтных групп характерно наличие таких ценностей и такого поведения их членов, которые являются желательными для данного человека. Последний готов воспринимать сложившиеся нормы, ценности и поведение соответствующей совокупности людей и стремится ассоциировать себя с такой группой.
В реальной жизни могут встречаться и такие группы людей, ассоциаций с которыми данный человек стремится избежать. В этом случае говорят об отталкивающих референтных группах.
Наконец, формальные референтные группы характеризуются тем, что для них четко определен качественный состав, оговорены нормы и правила поведения. В отличие от формальных, в неформальных референтных группах нет четкой структуры организации, они образуются благодаря наличию общих интересов для данной совокупности людей.
Каждая из референтных групп оказывает определенное влияние на человека. Это влияние находит свое выражение в следующем:
изменяются стиль жизни и поведение человека;
меняются представления человека о себе и его отношение к жизни;
складывается определенное мнение индивидуума о конкретном товаре и его торговой марке.
Эти воздействия референтных групп следует учитывать маркетологам. При этом наиболее сильное влияние на покупательское поведение оказывают семья и домашнее хозяйство. Это обусловлено следующими причинами. Семьи и домохозяйства покупают и потребляют большое число различных товаров. Семья оказывает самое сильное влияние на отношения и поведение людей. Именно семья формирует нас как потребителей.
В семье ее члены играют разные роли в процессе покупки и потребления товаров и услуг. В свете сказанного обычно рассматривают:
инициаторов, членов семьи, от которых исходит инициатива в приобретении данного товара;
влияющих лиц, членов семьи, сознательно или подсознательно, словами и действиями оказывающих влияние на принятие решения о покупке товара или услуги и их потреблении;
лиц, принимающих решение о покупке;
покупателей, членов семьи, совершающих покупки;
потребителей, членов семьи, совершающих покупки;
потребителей, членов семьи, непосредственно пользующихся товарами или услугами.
Указанные роли отдельных членов семьи в процессе принятия решения о покупке и потреблении товаров и услуг имеют существенные различия для общественных классов и стран. Они также существенно зависят от этапа жизненного цикла семьи, причем в теории маркетинга обычно рассматриваются следующие стадии жизненного цикла семьи:
холостяки (молодые, неженатые люди, живущие отдельно от родителей);
молодая семья без детей;
молодая супружеская пара с детьми до 6 лет;
супружеские пары с детьми (младшему ребенку 6 и более лет);
зрелая супружеская пара с взрослыми детьми;
пожилые супружеские пары, живущие без детей;
престарелые одиночки.
На каждом из этапов жизненного цикла семья имеет свои определенные потребности. Молодые супружеские пары с детьми значительные средства тратят на приобретение товаров детского ассортимента, то пожилые супружеские пары придают первостепенное значение своему здоровью, уделяя особое внимание досугу и отдыху.
Роли и статусы
При рассмотрении референтных групп уже подчеркивалось, что каждый из нас принадлежит к нескольким из них. В этих группах мы исполняем определенную роль и имеем соответствующий статус. Например, мы можем выступать в качестве детей по отношению к нашим родителям и одновременно быть родителями по отношению к нашим детям. К тому же мы играем определенную роль на своей работе, занимая соответствующую должность. Во всех этих случаях наша роль представляет собой набор действий, которые мы выполняем по отношению к окружающим нас людям. Такие действия ожидаемы и вполне предсказуемы. Причем в зависимости от того, какую роль мы выполняем, определяется и наше покупательское поведение.
Каждой роли соответствует определенный статус, который выражает общую оценку, даваемую человеку обществом. Иными словами статус - это положение человека в обществе.
Имея соответствующий статус, человек приобретает и потребляет те товары и услуги, по которым можно судить о его положении в обществе.
Внутренние факторы
Мы рассмотрели внешние факторы потребительского поведения - влияние групп. Теперь рассмотрим внутренние факторы потребительского поведения. К внутренним факторам относятся процессы, посредством которых индивидуум реагирует на влияние групп, на изменения среды и маркетинговые усилия. Внутренние факторы затрагивают поведение покупателя как индивидуума, тогда как внешние факторы - как члена социальной группы. Внешние факторы затрагивают преимущественно социальные аспекты поведения покупателя, а внутренние факторы относятся в основном к психологическим аспектам поведения. Управление поведением потребителя как индивидуума предполагает знание и использование психологических механизмов формирования потребительских решений. В этом разделе мы рассмотрим такие факторы потребительского поведения, как: процессы восприятия и обработки информации для принятия решения о покупке, процесс обучения потребителя, мотивация, личность и эмоции, жизненный стиль, а также знание и отношение потребителя к продуктной сфере.
Личностные факторы
Следующую группу факторов, оказывающих влияние на поведение покупателей, составляют так называемые личностные факторы. К личностным относятся факторы, характеризующие постоянные и устойчивые формы поведения. Обычно среди них выделяют:
образ жизни;
экономические условия.
В течение своей жизни меняются нужды и потребности каждого человека. Соответственно с этим происходят изменения в ассортименте и номенклатуре потребляемых товаров и услуг. Так, в школьном возрасте больше потребляется спортивной одежды, аудио- и видеокассет, школьных товаров. Молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет больше внимания уделяют автомобилям, жилью, одежде, мебели, инвентарю для отдыха. Изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых товаров и услуг происходят и в последующие годы, причем на указанное изменение самое непосредственное влияние оказывает этап жизненного цикла семьи. Возраст и этап жизненного цикла являются исходными параметрами при сегментировании рынка потребительских товаров и услуг. Об этом подробно говорилось в предыдущей главе.
Образ жизни
Под образом жизни обычно понимаются устоявшиеся формы бытия человека в окружающем мире, которые находят свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. При этом деятельность человека может быть связана с работой, общественными мероприятиями, отдыхом, развлечениями, сосредоточена на семье, доме, средствах массовой информации, моде, питании. Мнения могут быть обусловлены общественными событиями, политикой, бизнесом, экономикой, культурой, образованием, а также затрагивать личные достижения.
Выше перечислены основные параметры, характеризующие образ жизни. Описанием этих параметров и их измерением занимается психографика. Она позволяет измерить характеристики образа жизни и их классифицировать.
Таким образом, используя психографику, можно определить, какое влияние оказывает образ жизни на потребление отдельных товаров и услуг, а следовательно, должным образом промоделировать поведение соответствующих покупателей и потребителей.
Стиль жизни
Одной из основных характеристик образа жизни является стиль жизни. Под стилем жизни имеется в виду определенный тип поведения отдельной личности или группы людей, в большинстве своем воспроизводящий одни и те же черты, манеры, привычки, вкусы и склонности. Как и образ жизни, стиль жизни может быть описан психографикой и использован в практической деятельности.
Род занятий
На выбор товаров и услуг существенное влияние оказывает род занятий человека. Например, фермер больше потребляет рабочей одежды, служащий больше внимания уделяет модной одежде, менеджер стремится иметь престижную машину. Во всех таких случаях целесообразно учесть профессиональные запросы покупателей и потребителей и, по возможности, специализировать данное предприятие на конкретные нужды и потребности соответствующей группы.
Экономические условия
Самое непосредственное влияние на поведение покупателей оказывают экономические условия.
Как известно, при благоприятных экономических условиях реальные текущие доходы возрастают, увеличиваются сбережения населения, а также есть возможность получить льготные кредиты. В случае ухудшения экономического положения эти факторы имеют тенденцию к изменению в худшую сторону, т.е. доходы и сбережения населения уменьшаются, возникают проблемы с получением на приемлемых условиях кредита. Это все отрицательно сказывается на покупательной способности населения. Поэтому необходимо учитывать возможные изменения экономических условий и своевременно предлагать товары и услуги, наиболее полно соответствующие складывающейся покупательной способности населения.
Психологические факторы
Психологические факторы оказывают основное влияние на решение о покупке товаров и услуг. К таким факторам относятся:
потребности;
восприятие;
отношение;
обучение;
установки.
Потребности
В любой момент каждый человек испытывает самые разнообразные нужды. Одни из них являются столь существенными, что мотивируют человека искать пути и способы их удовлетворения. Иными словами, потребность, достигшая максимального уровня интенсивности, становится мотивом. Мотив побуждает человека совершать определенные действия, призванные удовлетворить возникшие потребности.
Существует значительное число различных теорий, описывающих человеческие мотивации. Вместе с тем наиболее популярными из них являются теория Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу.
В соответствии с теорий 3. Фрейда человек в своей жизни постоянно подавляет в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и в то же время человек не осуществляет за ними полный контроль. И, следовательно, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.
А. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности, которые имеют более высокую степень значимости (рис. 3), а затем появляются побуждения к удовлетворению потребностей в самозащите. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека являются социальные потребности, потребности в уважении и в самоутверждении.
Задача маркетологов и состоит в том, чтобы выявить реальные нужды и потребности покупателей и потребителей и удовлетворить их лучше, чем конкуренты.
Восприятие
Из изложенного следует, что нужды и мотивы обусловливают определенные действия человека, направленные на удовлетворение его потребностей. Такие действия достигают желаемого результата благодаря соответствующему восприятию человеком реально сложившейся ситуации.
Итак, восприятие можно определить как процесс отбора, упорядочения и интерпретации имеющейся информации для создания объективного представления о данной ситуации или объекте, например товаре или услуге.
С точки зрения маркетинга, для потребителей и покупателей товаров и услуг характерно избирательное восприятие. Это означает, что одну и ту же информацию о товаре разные потребители воспринимают неодинаково. При этом в процессе избирательного восприятия обычно выделяют:
избирательное воздействие. Это означает, что человек воспринимает не всю информацию, а лишь ту часть ее, которая наиболее полно совпадает с его взглядами, сложившимися суждениями и идеями. Например, покупатель нового телевизора быстрее воспримет позитивную информацию о выбранной им марке телевизора и может проигнорировать все негативное, относящееся к сделанному им выбору;
избирательное понимание. Суть его состоит в том, что человек не всегда склонен истолковывать информацию так, как это соотносится с реальностью. Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она соотносилась с их психологическим состоянием, совпадала со сложившимся мнением и убеждением. Например, курильщики нередко игнорируют или уменьшают значение различных предупреждений о вреде курения. Такое игнорирование не позволяет им считать, что имеющаяся информация о курении является достоверной;
избирательное запоминание. Это означает, что каждый человек склонен запомнить не всю информацию, а лишь ее часть, которая подтверждает его отношения и убеждения. Так, заядлый курильщик способен не обратить должного внимания на вред курения, в то же время он воспримет и запомнит рекламу, которая олицетворяет полную свободу человека, в том числе и относительно курения.
Учитывая избирательность воздействия, понимания и запоминания, необходимо постоянно и много усилий уделять тому, чтобы соответствующее обращение о товарах и услугах доходило до покупателей и потребителей и оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий имидж товаров, их производителей и продавцов.
Отношение
Каждый из нас формирует свое отношение к одежде, продуктам питания, политике, музыке, театру, религии и многому другому. Эти отношения характеризуются сложившимся устойчивым благоприятным или неблагоприятным - мнением о существующих товарах, услугах или идеях. Двумя составными частями отношения являются убеждение о товаре и его оценка. Убеждение о товаре - характеристики, приписываемые товару данным человеком.
Оценка характеризует позитивное или негативное мнение данного индивидуума о соответствующем товаре, услуге или идее.
Потребности, восприятие, отношение и составляющие его убеждения и оценка тесно взаимодействуют между собой, оказывая влияние на поведение покупателей и потребителей (рис. 4). Это влияние необходимо постоянно учитывать при формировании маркетинговых стратегий.
Обучение (усвоение, научение)
Действия людей зависят от накопленного опыта. Обучение - это относительно постоянный процесс, в ходе которого под давлением прошлого опыта происходят изменения в поведении, знаниях, чувствах или действиях.
Ключевыми словами в приведенном определении являются «относительно постоянный», «поведение», «знания» и «прошлый опыт».
С этими понятиями тесно связано и такое понятие, как усвоение. Усвоение - это изменения в поведении человека в результате накопления жизненного опыта. Исследования показывают, что поведение человека - это результат обучения. Усвоение является результатом взаимодействия побуждения, раздражителей факторов среды, ответной реакции и подкрепления.
Побуждение - сильный внутренний раздражитель, который приводит к совершению определенных действий.
Когда побуждение связано с конкретным раздражителем (конкретный товар), оно превращается в мотив. Ответная реакция на раздражитель (идея купить товар) обусловлена факторами среды.
Факторы среды - это слабые раздражители, влияющие на время, место и специфику ответной реакции индивида (слух о снижении цены на товар, распродаже, приобретение товара соседкой и др.).
Факторы среды влияют на ответную реакцию (купить товар).
Мнения - представления индивида о чем-либо. Могут основываться на реальном знании, убеждении, вере. Необходимо знать, какие представления о товаре и фирме имеет потребитель. Отрицательные мнения препятствуют совершению покупки.
Немалую роль играет и настроение (чувства, эмоции и ощущения в конкретный момент времени) потребителя.
Чувства - эмоциональное состояние, например, настроение, в котором пребываем сейчас или реакцию. Чувства могут быть положительными и отрицательными, сильными и незаметными. Они включают в себя более 60 ощущений.
Установки - это то, что нам нравится или не нравится. В некоторых случаях установки измеряют в форме предпочтений - это установки потребителя относительно некоторого объекта в сравнении с установками относительно другого. Однако наличие положительной установки не всегда обязывает покупателя к покупке. Потребителя может не устраивать цена, даже если товар ему нравится.
Мы рассмотрели внешние факторы потребительского поведения - влияние групп. Теперь мы рассмотрим внутренние факторы потребительского поведения. К внутренним факторам относятся процессы, посредством которых индивидуум реагирует на влияние групп, на изменения среды и маркетинговые усилия.
Внутренние факторы затрагивают поведение покупателя как индивидуума, тогда как внешние факторы - как члена социальной группы. Внешние факторы затрагивают преимущественно социальные аспекты поведения покупателя, а внутренние факторы относятся в основном к психологическим аспектам поведения.
Управление поведением потребителя как индивидуума предполагает знание и использование психологических механизмов формирования потребительских решений. В этом разделе мы рассмотрим такие факторы потребительского поведения, как: процессы восприятия и обработки информации для принятия решения о покупке, процесс обучения потребителя, мотивация, личность и эмоции, жизненный стиль, а также знание и отношение потребителя к продуктной сфере.
Глава 7. Восприятие
Обработка информации и восприятие
Процесс принятия решения потребителем о покупке можно рассматривать как информационный процесс, т.е. как процесс обработки потребителем информации (стимулов). Покупка - результат процесса обработки информации. В стремлении управлять решением о Покупке потребителя маркетер адресует потребителю маркетинговые стимулы - комплекс АР.
Обработка информации (information processing) - это процесс Получения стимулов, их интерпретации (трансформации в информацию), хранения и использования. На рис. 7.1 показана модель процесса обработки информации в принятии потребительского решения.
Восприятие (perception) - процесс отбора, организации и интерпретации стимулов (в том числе маркетинговых); начальная часть процесса обработки информации потребителем. В психологии восприятие - целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Восприятие - это критически значимая деятельность, связывающая индивидуального потребителя с группой, ситуацией и влиянием маркетера. Маркетинговые коммуникации должны строиться на основе знания механизмов восприятия и обработки информации потенциальными потребителями. Ошибки маркетеров в использовании механизмов восприятия ведут к избыточным затратам - на рекламу, которую не смотрят, на прямую рассылку, которую выбрасывают не глядя, на презентации продуктов, которые не покупают.
Наиболее традиционной сферой интереса к обработке информации потребителем является реклама. Однако эта модель актуальна для всех коммуникаций. Персональные продажи, продвижение продаж и паблик рилейшнз - не менее значимые сферы использования модели обработки информации целевыми группами.
Процесс обработки информации для принятия потребительского решения включает четыре основных этапа: экспозиция, внимание, интерпретация и память. Первые три этапа вместе составляют процесс восприятия.
Экспозиция (exposure) - ситуация доступности индивидуума стимулу, при которой существует возможность активирования одного или более его органов чувств. Интересно, что в американской терминологии экспозиция предполагает представленность потребителя стимулу, а не наоборот, т.е. потребитель представлен (экспонирован) рекламе, а не реклама представлена потребителю. Экспозиция имеет место, например, когда продукт или реклама появляется в сфере сенсорных воспринимающих нервов - зрения, слуха, осязания, обоняния, слуха.
Внимание (attention) возникает, когда стимулы активируют один или более рецепторов сенсорных нервов и возникшее ощущение передается в мозг для обработки. Внимание означает размещение входящих стимулов в операционно-ресурсной среде когнитивной системы человека.
- это приписание значений ощущениям. Это - понимание сообщения, его оценка. Здесь происходит трансформация ощущений в информацию, годную для хранения в памяти. Стоит видеть разницу между восприятием и ощущением. Восприятие - целостное отражение объекта, а ощущение (sensation) - отражение лишь отдельных свойств объекта.
Память (memory) служит хранилищем информации. Она обеспечивает краткосрочное использование значений ощущений (информации) для немедленного принятия решений или более долгосрочное удержание значений ощущений (информации).
Для начала процесса обработки информации необходимо наличие стимула и доступность его для обработки, при этом возникает экспозиция. При наличии экспозиции потребитель может обратить свое внимание на стимул, т.е. начать его «обработку». Во время этой обработки потребитель приписывает значение стимулу, т.е. интерпретирует его. Далее, интерпретированный стимул, или информация, поступает в память. Здесь информация может храниться и использоваться на краткосрочной или долгосрочной основе. Память также влияет на исполнение предыдущих этапов. Например, человек, сохраняющий в памяти сведения о необходимости покупки Компьютера, более восприимчив к рекламе компьютеров. Аналогично интерпретация стимулов зависит от хранимых в памяти знаний и Предшествующего опыта. Предложения торговцев компьютерами оцениваются как удовлетворительные/неудовлетворительные на основе знания потребителем состояния компьютерного рынка.
Поток информационных процессов - от экспозиции к памяти - Линейный (см. рис. 7.1). Сигнал должен пройти несколько этапов до т ого, как он достигнет памяти. Соответственно эффективность ком му никации зависит от ее способности сохраняться и проходить все э тапы процесса информационной обработки.
Рис. 7.2. Обработка информации селективна
Нередко информационные процессы (экспозиция, внимание, интерпретация, запоминание) возникают практически одновременно и явно интерактивны. Это значит, наша память влияет на информацию, которой мы представлены и заняты, и на нашу интерпретацию этой информации. В то же время память формируется информацией, которую она получает.
Как восприятие, так и память чрезвычайно селективны (рис. 7.2) . Из всей массы доступной информации индивидуум может быть экспонирован, или представлен, только ограниченному количеству информации. Из всей информации, которой индивидуум представлен, только относительно небольшая часть занимает индивидуума (т.е. привлекает его внимание) и проходит к центральной обрабатывающей части мозга для интерпретации. Только часть интерпретированной информации сохраняется в памяти. В силу селективности процесса обработки информации часть интерпретированной информации не будет доступна для активной памяти, когда индивидууму нужно принять решение о покупке. Очевидно, что коммуникатируя с потребителем, маркетер должен решать проблемы управления процессом обработки информации потребителем. Рассмотрим подробнее стадии процесса восприятия и возможности его оптимизации коммуникатором.
Экспозиция
Экспозиция (exposure) - представление индивидуума сообщению, которое, возможно, будет воспринято им. Экспонирование создаст возможность того, что индивидуум начнет обработку представленной информации. Процесс обработки информации начинается, когда частицы энергии в форме стимульных импульсов достигают один или более органов чувств индивидуума - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Экспозиция возникает с появлением стимулов в поле восприятия рецепторов сенсорных нервов (окончаний чувствительных нервов). Физическая близость стимула к органам чувств, обеспечивающая доступность его для информационной обработки, создает ситуацию экспозиции. Ситуация экспозиции не означает, что стимулы получены индивидуумом. Представление индивидуума стимулам означает лишь помещение стимулов в соответствующую информационную среду индивидуума. Поэтому коммуникатор должен выбрать медиа, т.е. средства коммуникации - персональные, либо межличностные или масс-медиа - для достижения целевого рынка.
Индивидуум обычно представлен очень малой части из числа доступных стимулов (см. рис. 7.2). Человек смотрит только одну телевизионную программу в момент времени, читает один журнал, газету или книгу. Что же определяет - какому конкретному стимулу индивидуум будет экспонирован? Является ли экспонирование случайным процессом или целенаправленным?
Большинство стимулов, которым индивидуум экспонирован, выбраны им самим. Например, подписка на газету «Коммерсантъ» или ее покупка - выбор стимулов (информации), которой потребитель хочет себя экспонировать. Люди намеренно ищут экспонирования себя некоторым стимулам и намеренно избегают других стимулов.
Свидетельством активной, самоизбирательной сущности экспонирования является переключение каналов телевизора при появлении рекламы на экране. Изобретение дистанционно-управляемого телеприемника и видеомагнитофона позволило большинству потребителей с таким оборудованием активно избегать рекламы.
Выбор вариантов экспонирования направляется потребностью в Информации, полезной индивидууму в достижении целей. Эти цели могут быть немедленными/срочными или долгосрочными. Немедленной целью может быть поиск стимула, таких как телепрограмм для развлечения, рекламы для помощи в покупочном решении или комплимента для улучшения нашей самоконцепции. Долгосрочными целями могут быть изучение дисциплины в надежде сдать будущий экзамен, обретение специальности и статуса лучшего маркетинг-менеджера, или все три вместе взятые. Цели индивидуума и типы информации, необходимой для достижения этих целей, является функцией существующего и желаемого жизненного стиля индивидуума, а также таких краткосрочных мотивов, как голод или любопытство.
Экспонирование большому количеству стимулов происходит на более или менее случайной основе в течение нашей повседневной деятельности. Например, передвигаясь по улице, мы видим рекламные щиты, которые не искали целенаправленно.
Для активации сенсорных рецепторов стимул должен иметь определенный уровень интенсивности. Будучи представленными стимулу достаточной силы, сенсорные рецепторы активируются и кодированная информация передается по нервным тканям к мозгу. Эта активация называется ощущением. Появление ощущения связано с тремя пороговыми значениями интенсивности стимулов:
нижним, или абсолютным, порогом. Это минимум стимульной энергии или интенсивности, необходимой для возникновения ощущения;
верхним порогом. Это точка, в которой дополнительный рост интенсивности стимула не оказывает влияния на ощущение;
порог различия - минимальное изменение в интенсивности стимула, замечаемое индивидуумом.
Часть исследователей утверждает, что стимул должен достигать по меньшей мере низшего порога для воздействия на индивидуума, Другие отмечают, что стимулы с интенсивностью, не достигающей нижнего порога, могут быть действенными. Эта концепция получила название подсознательного убеждения (subliminal persuasion) . К методам подсознательного влияния на потребителя относится экспонирование индивидуума краткосрочным (миллисекунды) сообщениям, которые он не успевает осознавать. Это, например, вставки кадров в рекламные ролики. Результаты экспериментов поддерживают возможность влияния на отношение к продукту без сознательной когнитивной деятельности.
Практика маркетинга нередко требует оценить, какие стимульные различия будут восприняты потребителем. Например, какой должна быть скидка с цены для того, чтобы потребители оценили ее как значимую. Или каким должно быть различие между старой и новой версией продукта, чтобы оно было замечено потребителем. Пороговое различие необходимо для генерирования восприятия изменения. Закон Вебера связывает величину изменения (дельта I) с начальной величиной значения стимула (I):
Где К - константа, различная для органов чувств.
Так, например, известно, что скидка, способная привлечь к распродаже, составляет 15%. Это значит, что для продукта начальной стоимостью 100 долл. потребитель воспримет как минимально значимое снижение цены на 15 долл.
Внимание
Внимание (attention) возникает, когда стимулы активизируют один или более рецепторов сенсорных нервов и появляющееся в результате ощущение идет к мозгу для обработки. Далеко не все стимулы, активирующие наши сенсорные рецепторы на стадии экспозиции получают дальнейшую обработку. Индивидуум постоянно экспонирован количеству стимулов, в тысячи раз большему, чем он способен обработать. Так, например, типичный американский супермаркет имеет 18-20 тыс. индивидуальных наименований. Для того чтобы занять свое внимание каждым из этих объектов, индивидууму потребуются часы. Невозможно обработать все стимулы, доступные к обработке в данный момент. Поэтому люди избирательны в обращении своего внимания на сообщения.
Селективность, или избирательность, имеет большое значение для маркетинга и коммуникаций с потребителями. Например, отчет сотрудников Федеральной Торговой Комиссии США показывает, что предупреждение о вреде для здоровья замечают менее Ъ% читающих сигаретную рекламу. Чтение рекламы прямой рассылки в США упало с двух третей адресатов в 1970-х гг. до менее чем половины в конце 1980-х гг. Результаты исследований газеты Newsweek обнаружили, что лишь 62% аудитории телезрителей остается в комнате во время передачи рекламы и лишь треть из оставшихся (22% аудитории) смотрят на экран . Поэтому каждый, желающий эффективно коммуникатировать с потребителями, дол-жен знать, как обрести внимание индивидуума после достижения его экспозиции стимула.
Поскольку одновременная обработка всех доступных стимулов Невозможна, когнитивная система осуществляет постоянный мониторинг сенсорных сигналов, выбирая некоторые из них для дальнейшей обработки. Такое отслеживание возникает на предсознательном уровне и представляет собой обработку на стадии предвнимания. Стимулы, прошедшие процесс отслеживания, поступают на вторую стадию модели процесса информационной обработки - внимание. Внимание определяется как представление стимулу процессинговых ресурсов индивидуума.
Побудить потребителя обратить внимание на то, что компания хочет сообщить и что она хочет продать, - одна из серьезных проблем маркетинговых коммуникаций. Ежедневно житель спального района Москвы выбрасывает из своего почтового ящика около 5 рекламных листовок. Электронные почтовые ящики аналогично засоряются спамом. Американский потребитель сталкивается с более чем 300 рекламными сообщениями каждый день. Средний американский (и российский, думается, тоже) телезритель видит более 100 рекламных сообщений в день. К сожалению маркетологов, большей части этой рекламы не суждено овладеть вниманием потребителя, необходимым для влияния на его поведение.
Признавая реальность селективности внимания, важно знать - какие факторы влияют на размещение потребителем этого ограниченного ресурса. Факторы, определяющие внимание, можно разделить на три группы: стимульные, индивидуальные (персональные) и ситуационные.
Стимульные факторы
Стимульные факторы - это физические характеристики самих стимулов. Стимульные факторы внимания контролируемы, т.е. ими можно манипулировать в интересах обретения/повышения внимания. Ряд стимульных характеристик обычно привлекает внимание потребителя независимо от его индивидуальных свойств. Рассмотрим подробнее стимульные факторы, или характеристики, стимулов.
Размер и интенсивность. Вероятность обращения внимания на стимул зависит от размера стимула. Более крупные стимулы имеют больше шансов быть замеченными, чем стимулы меньшего размера. Увеличение размера рекламного объявления повышает его шансы привлечь внимание. Частота вставки рекламы в журнал имеет эффект, аналогичный размеру рекламы. Три вставки генерируют более чем двойное воздействие в сравнении,с одной вставкой. Вероятность продукта быть замеченным в магазине зависит от размера отведенного ему места на полке. Это может быть особенно важно для предметов импульсных покупок. Интенсивность стимула (громкость звука, яркость изображения) действует тем же образом, что и размер.
Цвет и движение. Ярко раскрашенные и движущиеся предметы более заметны. Ярко окрашенная упаковка имеет больше шансов привлечь внимание, чем тусклая. Исследования рекламы в газетах показали, что добавление одного цвета к черно-белой рекламе увеличивает продажи на 41%. Однако эффект контраста может обусловить обратный результат. Если все рекламные сообщения в журнале цветные, черно-белая реклама может привлечь особое внимание. Движение - реальное или воспринимаемое - также привлекает внимание.
Позиция - это размещение объекта в визуальном поле человека. Объекты, помещенные около центра визуального поля, более вероятно будут замечены, чем те, что на краю поля. Это основная причина, почему производители потребительских товаров ожесточенно конкурируют за пространство на уровне глаз в бакалейных магазинах. Место в конце прохода также выигрышно (экспозиция высоко вероятна во время движения потребителя по проходу). Аналогично реклама со стороны правой руки получает больше внимания, чем та, что со стороны левой.
Позиция на печатной странице также влияет на привлечение внимания. Верхний левый угол страницы - наиболее вероятно привлекает внимание, тогда как правый нижний - наименее вероятно (потому что читают слева направо и сверху вниз).
Внимание к рекламе, размещенной в обычной передаче вещания (фильма, ток-шоу), выше, чем к рекламе, транслируемой «пакетом» в перерывах между передачами. Рекламные сообщения в начале и конце передачи страдают от объявлений и других, не относящихся к передаче материалов. Вероятно поэтому на телеканалах вводятся заставки - предшествующие и завершающие блок рекламных сообщений.
Изоляция - это отделение объекта-стимула от других объектов. Использование «белого пространства» в прессе - помещение короткого сообщения в центре пустого или белого рекламного поля.
Формат относится к той манере, в которой сообщение представлено. В целом простая, прямолинейная презентация получает больше внимания, чем сложная презентация. Сложность элементов сообщения требует повышенных усилий для обработки сообщения и потому снижает внимание. Рекламные сообщения, которым недостает ясной визуальной точки ориентации, или имеющие неадекватную Динамику (слишком быструю, медленную, или «скачущую»), затруднены в обработке, что также снижает внимание. Аналогично иностранный акцент, неадекватный звук и фоновые шумы аудиосообщений затрудняют понимание и не способствуют вниманию к сообщению. Однако формат взаимодействует строго с индивидуальными характеристиками реципиента сообщения. То, что некоторые индивидуумы находят сложным, другие находят интересным. Формат подобно другим стильным элементам должен быть разработан с учетом целевого рынка.
Компрессованные (сжатые) сообщения. Ускорение темпа сообщения может повысить внимание. Такие сообщения называются «компрессованные сообщения». В одном эксперименте 30-секундные рекламные ролики были сжаты до 24 секунд с помощью устройства не разрушающего звук. Компрессованные ролики оказались более интересными и генерировали не меньший уровень запоминания, чем стандартные ролики. Уровень внимания к компрессованному сообщению варьирует в зависимости от типа сообщения, продукта и характера аудитории. Соответственно интерпретация компрессованного сообщения также варьирует и не всегда благоприятна.
Количество информации. Этот фактор относится больше ко всему стимульному полю, чем к какому-либо конкретному предмету в этом поле. Хотя существуют значительные вариации среди индивидуумов, все потребители имеют ограниченные способности обрабатывать информацию. Информационная перегрузка возникает, когда потребители сталкиваются с таким количеством информации, которым они не могут заниматься. Вместо этого они впадают в фрустрацию и либо откладывают решение, делают случайный выбор, или используют неоптимально малую порцию всей доступной информации.
Маркетеры, государственные структуры и различные группы потребителей хотят, чтобы продуктные этикетки, упаковки и реклама предоставляли достаточную информацию для принятия информированного решения. Этот подход часто рекомендуется регулирующими органами и обязателен для ряда товаров, например лекарств.
Подход о полном раскрытии информации основан на предположении, что каждый потребитель прочтет всю детальную информацию, необходимую для конкретного решения. Однако потребители часто не читают и не использую полностью детальную информацию, особенно при низкововлеченной покупке. Вместо этого они могут испытывать информационную перегрузку и игнорировать всю или большую часть доступной информации.
Общественная политика нередко должна быть больше озабочена вероятностью того, что информация займет внимание адресата, чем просто ее доступностью. Так, например, федеральный закон США требует от всех банков, принадлежащих Федеральному резерву, детально объяснять своим потребителям систему защиты, встроенную в систему трансферта денег электронных банковских операций. Поэтому Северо-западный национальный банк Миннеаполиса был вынужден создать и разослать письмо, объясняющее это своим 120 тыс потребителям. Банк разработал и разослал свое сообщение объемом 4.5 тыс. слов (25 стр.), истратив на это 69 тыс. долл. В 100 письма банк поместил специальный параграф, который предлагал читателю 10 долл. только за обнаружение этого параграфа. По прошествии месяцев ни один человек не обратился за деньгами! .
Новизна. Необычный или неожиданный стимул также привлекает внимание. Образцы запаха духов на страницах журнала, говорящие и музыкальные рекламные открытки со встроенным микрочипом - Примеры необычной, инновационной рекламы.
Привлекательная споукперсона. Использование привлекательной модели с близкими к идеальным визуальными характеристиками повышает внимание к сообщению. Известные спортсмены, политики, певцы в качестве споукперсон рекламы служат той же цели.
Привычные стимулы внимания. К таким стимулам относятся телефонный звонок, звонок в дверь, реакция внимания на которые привычна и заучена потребителем.
Индивидуальные факторы
Индивидуальные факторы - это характеристики индивидуума, определяющие его внимание к сообщению. Индивидуальные факторы находятся, как правило, вне контроля маркетера. Но их существование необходимо признать и рассматривать в качестве критериев оценки маркетинговой стратегии.
Интерес или потребность - преимущественные характеристики, влияющие на внимание. Интерес - отражение жизненного стиля потребителя, так же как результат долгосрочных целей и планов (например, стать менеджером продаж) и краткосрочных потребностей (например, голода). Краткосрочные цели и планы испытывают сильное влияние ситуации. Вдобавок индивидуумы различаются по своей способности быть занятыми информацией.
Индивидуумы ищут (экспозиция) и изучают (занимают свое внимание) информацией, относящейся к их текущим потребностям. Например, индивидуум, размышляющий об отпуске, вероятно, будет Привлечен рекламой, относящейся к отпуску. Родители с маленькими детьми более склонны замечать и читать предупреждающие этикетки на продуктах питания, чем взрослые без маленьких детей. Голодные люди более восприимчивы к пищевым стимулам.
Отношения. В соответствии с теорией когнитивного соответствия люди стремятся поддерживать согласованный, последовательный Набор верований и отношений. Непоследовательность, несогласованность в когнитивной системе создает неблагоприятное психологическое напряжение. Соответственно люди восприимчивы к информации, поддерживающей или повышающей согласованность отношений, и избегают информацию, бросающую вызов их верованиям и отношениям.
Уровень адаптации. Адаптация, или привыкание реципиента к стимулу, ведет к тому, что стимул перестают замечать. Поэтому дизайн и формат сообщения (рекламы, упаковки) нередко меняются, модифицируются во избежание привыкания. Стратегия повтора рекламных сообщений также должна учитывать опасность потери внимания из-за привыкания.
Величина внимания. Длительность времени фокуса внимания на стимуле ограниченна. Через промежуток времени внимание переключается на другой стимул. Поэтому короткая реклама нередко выигрышна, так как укладывается в ограниченный ресурс концентрации внимания реципиента.
Ситуационные факторы
Ситуационные факторы - это стимулы, которые индуцируются средой, такие как ограниченность времени или переполненный магазин.
Очевидно, спешащие люди менее склонны занимать свое внимание доступными стимулами, чем те, что располагают избыточным временем. Так, например, оказавшись в длительном полете без книги, человек читает рекламу в авиажурнале. Покупатели в неблагоприятной обстановке (переполненный магазин или слишком шумный магазин, где слишком жарко или холодно) не обратят внимания на многие стимулы. Они пытаются минимизировать свое время пребывания в такой среде.
Контраст стимула и фона повышает внимание. Выигрышные заголовки нередко отличает парадоксальность звучания. Контраст рекламы с ожиданиями и окружающим материалом побуждает многих обратить внимание на рекламу.
По мере распространения телеприемников зрители все чаще используют его сообщения как фон для своей деятельности. Контраст рекламы с фоновой средой служит фактором привлечения внимания.
Вовлеченность в ситуацию. Обычно аудитория смотрит фильм ичитает газету из-за их содержания, а не для того, чтобы смотреть рекламу. Чем выше вовлеченность зрителя в содержательный элемент ситуации коммуникации, тем больше вероятность привлечения его внимания к рекламе. Сущность передачи влияет на эффективность рекламы. Поэтому рекламодатели должны стремиться размещать рекламу в передачах, актуальных для целевой аудитории.
Несфокусированное внимание. В процессе высокой вовлеченности потребитель фокусирует внимание на некоторых аспектах среды в
зависимости от стимула, индивидуума или ситуационных факторов. Однако стимулы могут получить внимание без преднамеренного или сознательно фокусирования внимания.
Известно, что левая часть полушария преимущественно ответственна за вербальную информацию, символьное представление, последовательный анализ и способность индивидуума осознавать происходящее и сообщить об этом. Правая часть мозга имеет дело с картинной/образной, геометрической, безвременной и невербальной информацией, не обеспечивая способность индивидуума вербально доложить об этом.
Левое полушарие нуждается в достаточно частом отдыхе. Однако правое полушарие может легко сканировать большое количество информации в течение продолжительного периода времени. Это позволило Krugman предположить, что способность правого полушария к восприятию картины позволяет быстрое сканирование среды - чтобы выбрать то, на чем левое полушарие должно сосредоточиться }